Скачать 336.25 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФТД.5 АНТРОПОЛОГИЯ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050102 Биология 050102 Биология с дополнительной специальностью географией (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-экологического факультета (протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.) Зав. кафедрой__________________ Харламова М.Н. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Харламова М.Н.,к.б.н., доцент
В последние годы заметно усилился интерес к антропологии, как науке о человеке. Это явление вполне закономерно: антропологические знания составляют необходимый фундамент для современного специалиста в любой сфере деятельности, будь то педагогика, экономика, социология и т.д. Растущая потребность в антропологических знаниях вызвала появление данного курса. Программа факультативного курса «Антропология» разработана для студентов, обучающихся по специальностям «050102 - Биология», «050102 - Биология с дополнительной специальностью». Изучение дисциплины целесообразно проводить не ранее 3 курса, когда студенты уже знакомы с зоологией, анатомией и частично с физиологией человека. Часы, отведенные на овладение дисциплиной, предусматривают следующие виды аудиторной и самостоятельной работы студентов: лекции, практические работы и семинары, подготовку рефератов, решение практических и теоретических задач. Программа состоит из нескольких разделов, соответствующих изучению эволюции человека, его биологических и социальных особенностей. Материал излагается с учетом современных данных об эволюции, конституции, этнических особенностях человека. Основными задачами курса являются:
Сведения, полученные в процессе изучения факультативной дисциплины, несомненно, окажутся полезными как будущим биологам, независимо от их специализации, так и учителям биологии средней школы, так как развивают общую культуру понимания закономерностей происхождения, развития человека и его особенностей как биологического вида. В результате изучения курса студенты должны знать: - положение человека в системе органического мира
Студенты должны уметь
При разработке программы использованы материалы Института антропологии МГУ и Московского государственного педагогического университета.
Конституция человека, основные конституционные типы, индивидуальное развитие, основные этапы эмбриогенеза, наследственные заболевания и основные патологии развития человека, происхождение и эволюция человека, современный этап развития человека, понятие о расах и расообразовании, современные антропологические проблемы.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология и 050102 Биология с дополнительной специальностью «Географией» 1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Введение. Предмет, задачи и методы антропологии. Место антропологии в системе наук о человеке. Разделы современной антропологии. Тема 1. Эволюционная антропология. Положение человека в природе. Общая характеристика и эволюция приматов. Предпосылки возникновения прямохождения. Отличительные черты человека. Теории происхождения и эволюции человека. Предшественники людей. Древнейшие люди. Древние люди. Люди современного типа. Специфика антропогенеза как эволюционного процесса. Специфика эмбрионального развития человека в связи с его биосоциальной сущностью. Тема 2. Ауксология. Основные определения и понятия. Постнатальный онтогенез человека. Влияние различных факторов на процессы роста и развития человека. Тема 3. Конституционология. Общие представления о конституции человека. Морфологическая и функциональная конституция. Психологические аспекты конституции. Медицинские и экологические аспекты конституции. Тема 4. Этническая антропология. Общее понятие о расах. Классификация рас. Большие и малые расы. Контактные расы. Видовое единство человечества. Адаптивность расовых признаков. Факторы расообразования. Время и территории возникновения человеческих рас 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Тематическое планирование лекций Лекция 1. Введение в антропологию. Лекция 2. Положение человека в природе. Общая характеристика приматов. Лекция 3. Теории происхождения и эволюции человека. Лекция 4. Основные стадии развития человека. Лекция 5. Специфика эмбрионального развития человека. Лекция 6. Онтогенез человека. Влияние различных факторов на процессы роста и развития. Лекция 7. Морфологическая и функциональная конституция человека. Лекция 8. Различные аспекты конституции человека. Лекция 9. Общее понятие о расах. Классификация рас. Лекция 10. Адаптивные признаки рас. Разработки практических занятий Занятие 1. Особенности биологии современного человека Вопросы для обсуждения.
Задание. Выполнить опыт Ч.Дарвина. Используя знания об атавизмах и рудиментах, воспроизвести облик возможного предка человека. Рекомендуемая литература
Занятие 2. Классификация гоминид Вопросы для обсуждения.
Задание. Составить схему антропогенеза, с указанием основных этапов развития человека и времени возникновения различных форм. Рекомендуемая литература
Занятие 3. Особенности эмбрионального развития человека Вопросы для обсуждения 1). Органогенез в эмбриональном развитии человека 2). Эволюция основных систем органов человека. 3). Эволюция головного мозга человека. Задание. Составить хронологическую шкалу развития эмбриона. Рекомендуемая литература
Занятие 4. Возрастная периодизация онтогенеза человека Вопросы для обсуждения
Рекомендуемая литература
Занятие 5. Экологические аспекты ауксологии. Вопросы для обсуждения
Рекомендуемая литература
Занятие 6. Конституция и половой диморфизм человека. Вопросы для обсуждения
Рекомендуемая литература
Занятие 7. Аномалии индивидуального развития человека Вопросы для обсуждения
Рекомендуемая литература
Занятие 8. Межполушарная асимметрия мозга Вопросы для обсуждения
Задание. Провести определение функциональной асимметрии мозга. Рекомендуемая литература
Занятие 9. Вопросы происхождения рас Вопросы для обсуждения
Рекомендуемая литература
Занятие 10. Критика расизма Вопросы для обсуждения
Задание. Провести исследование этнической составляющей студентов ЕГФ в 1, 2 и 3 поколениях. Рекомендуемая литература 1.Харитонов В.М. и др. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 2. Алексеева Т.И. географическая среда и биология человека. М. 1977. 3.Дерябин В.Е. Антропология. М. 1995. 4.Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Расы, народы, культура. М. 1985. |
Программа факультативного курса «Антропология» Зензеров В. С., д б н., ведущий научный сотрудник лаборатории зообентоса ммби кнц ран | Программа факультативного курса «Антропология» Зензеров В. С., д б н., ведущий научный сотрудник лаборатории зообентоса ммби кнц ран | ||
Виды текущего контроля, сроки проведения, оценка в баллах По курсу «Визуальная антропология» для магистров Института нпо фгбоу впо «ргуфксмиТ» 2 курса, обучающихся по направлению «Антропология... | Пояснительная записка Программа курса «Антропология» Программа курса «Антропология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Программа факультативного курса «История в лицах» Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской... | Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | ||
Рабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы» Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд... | Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | ||
Программа факультативного курса «Углубление основного курса математики» Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района | Учебно-методический комплекс дисциплины визуальная антропология Цикл дс Учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология» ... | Философская антропология Философская антропология как область философского знания Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам» Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса... | Рабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира» | ||
Учебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным... Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях... | Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» Учебно – методическое обеспечение |