Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области»





НазваниеПрограмма факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области»
страница1/4
Дата публикации14.11.2014
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление Образования Администрации Ангарского Муниципального Образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 4»

Программа факультативного курса по биологии

«Флора и фауна Иркутской области»

Автор разработки:

Варичева Марина Александровна,

учитель биологии, МБОУ « СОШ № 4»

2014 г.

г. Ангарск
Содержание

Пояснительная записка..………………………………………………….........................………………………….2

Учебно – тематический план…………………………...……………..……………………..…………………………..4

Учебно – методическое обеспечение……….………………………………………………..........................8

Содержание программы……………………………….…………………………………….................................8

Темы рефератов, исследований выступлений……………………..……………………...…................13

Литература………………….………………………………..……………………………...…………………………………..15

Приложение 1……………………………………………………………………………………………………………………17

Приложение 1. Диагностическая карта…………………………………………………….........................17

Приложение 2. Разрешение проблем………………….……………………………………........................19

Приложение 3. Требования к описанию редких, исчезающих, охраняемых живых исследуемых объектов……………………………………………………………………………………………………………….21

Приложение 4. Подготовка и проведение урока – семинара………………………………………….22

Приложение 5. Как успешно выступать с докладом или сообщением……………………........23

Приложение 6. Как искать научную информацию в интернете………………………………………24

Приложение 7. Как создать мультимедийную презентацию………………………………............26

Приложение 8. Критерии оценивания мультимедийных презентаций…………………….......27

Приложение 9. Организация работы над учебными проектами……………..........................28

Приложение 10. Основные правила защиты проектов…………………………………………………...31

Приложение 2…………………………………………………………...……………………...................................32

Приложение 11. Занятие 22 Требования к проектной работе…………………………………………33

Пояснительная записка

Процесс освоения и покорения природы имеет и другую сторону - происходит разрушение природных местообитаний и сокращение численности животных и растений. В связи с этим перед нами встает проблема сохранения биоразнообразия - одна из важнейших задач современности. Особенно важно сохранение редких видов, тех которые стали редкими в результате человеческой деятельности. Одним из механизмов сохранения биоразнообразия являются Красные книги. В Иркутской области Красная книга была издана в 2010 году. В связи с этим назрела необходимость подготовки и выпуска научно-популярных изданий, посвященных пропаганде охраны редких видов растений и животных.

Данный факультативный курс составлен на основе программы лабораторного практикума 6 – 11 класс (электронное издание) и методических материалов ГОУ ДОД ОСЮН. Иркутск. 2006 г.

Реализация программы курса позволяет совершенствовать экологическое образование в соответствии с требованиями ФГОС, а так же способствует повышению качества личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Приобщение учащихся к проектной и учебно-исследовательской деятельности, способствует адаптации школьника в социокультурной среде.

Актуальность курса в том, что степень антропогенного воздействия человека на окружающую среду велика, если не защищать и не охранять природу, то это приведёт к исчезновению видов, которые никогда не образуются вновь. Чтобы принять природоохранные меры, прежде всего, нужно самим изучить многообразие редких и охраняемых растений, животных, обитающих на территории Иркутской области.

Анализ учебно – методической литературы и ресурсов сети Интернет позволяет сделать вывод, что факультатива направленного на формирование сохранения редких видов растений и животных Иркутской области разработаны для младших школьников, поэтому появилась необходимость создание факультативного курса на среднем звене.

Основные цели:

- углубление и расширение знаний о флоре и фауне Иркутской области;

- изучение видового состава живых существ;

- развитие интереса к живому, постижение тайн живого;

- воспитание любви и заботы о живых существах;

- формирование исследовательских навыков;

-ориентирование на выбор биологических профессий в будущем.

Основные задачи:

- знакомить с картой области и Ангарского района, с городами и населенными пунктами области;

- расширять знания о природе, растительном и животном мире Иркутской области;

- знакомить с лекарственными растениями и редкими видами животных, занесенных в Красную книгу Иркутской области;

- раскрыть уникальные и природные особенности края, учить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное;

- расширять знания о природных ресурсах края, их использовании и значении для всей страны, знакомить с учеными - исследователями Иркутской области;

- показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненную необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей, побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохранения ее уникальности.

Результаты освоения курса можно оценивать по критериям, позволяющим определять успешность степени развития умений:

  • видеть проблему,

  • ставить цели,

  • планировать свою деятельность,

  • оценивать результаты своей деятельности.

Динамика интереса к курсу будет фиксироваться методами анкетирования и наблюдения, через использование карт контроля сформированности ключевых компетентностей учащихся (компетентность решения проблем). Изучение курса будет завершено защитой проекта.
Структура изложения материала:

Содержание программы включает для учащихся новые знания, не содержащиеся в базовых программах. Программное содержание полное и соответствует целевым установкам. Изучение вопросов программы основано на научных данных, научной литературе, энциклопедиях, своде законов об охране окружающей среды. Учащиеся учатся практически применять исследовательский метод. Формируют умение обрабатывать информацию, защищать полученные результаты. Практические исследования ведутся учащимися самостоятельно на основе направляющей деятельности учителя в рамках выбранных направлений и объектов для исследований. Учащиеся проводят природоохранные мероприятия. Построение программы модульного типа (линейная), что обеспечивает эффективность контроля: по каждому модулю ставятся цели и задачи, определяется теоретический и практический материал для изучения и исследований, средства, уровень контроля. Следовательно, содержание программы целостное, обеспечено взаимосвязями между изучением вопросов по растениям, животным, территориям их обитания, экологическим условиям, практическими исследованиями по Иркутской области. Содержание программы построено таким образом, что позволяет формировать не только теоретическое (эмпирическое) мышление учащихся, но и практическое исследовательское. Определяются они объективным уровнем развития научных знаний. Временной параметр: курс рассчитан на 34 часа (на теоретическое изучение – 15часов и практическая работа – 19часов). Материал научный, но прост для понимания и запоминания. Соприкосновение с живыми объектами, проникновение в тайны живого остаются в памяти на всю жизнь. Учит доброте, ценить жизнь любого существа.

Методы обучения активные: эвристический, исследовательский, проектный, наблюдение, измерение, компьютерные технологии. Исследовательская работа основана на самостоятельной внеурочной и внеклассной деятельности учащихся и учителя.

При проведении курса реализуются следующие образовательные технологии: информационные, групповые и проектные педагогические технологии, а также используются Актуальность использования информационно-коммуникативных и проектных технологий в учебном процессе не вызывает сомнений.

Ожидаемые результаты: По окончании курса ученики со своими работами принимают участие в научно-практической конференции и конкурсах.
Проведение предлагаемого курса предусматривает самостоятельный поиск учащимися учебного материала, работу с различными источниками информации, разнообразные формы занятий. При этом каждый ученик выбирает «индивидуальную траекторию»: он может предпочесть исследовательскую или проектную работу в группе по одной из тем курса или индивидуальную работу с проведением мини - исследовательских, проектных, творческих работ по различным темам курса с последующим оформлением собственного портфолио. Подбираемая информация должна быть научной. Приветствуется творческий подход, любое проявление нестандартности решения проблемы. 

Система оценивания: На последних занятиях проводится конференция, на которой учащиеся защищают свои работы. Для оценки работ применяется рейтинг – двойная (ученика и учителя) оценка по 10-балльным шкалам.

После изучения курса учащиеся должны знать: 
– основные направления в биологической науке; 
– основные научные методы; 
– основные этапы развития биологии; 
– имена наиболее известных ученых-биологов, области их работ; 
– важнейшие открытия в биологии, сделанные в ходе ее истории; 
– основные достижения современной биологической науки; 
– перспективы развития биологии;
– названия и содержание профессий, связанных с биологией.

Учащиеся должны уметь: 
– ориентироваться в источниках научной, научно-популярной, публицистической информации по биологии;
– использовать отдельные научные методы; 
– выполнять различные виды творческих работ; 
– работать в группе; 
– представлять результаты выполненной работы. 
Учебно - тематический план



Название темы



Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика


Модуль 1

4

2

2




Раздел

Естественно-географическое положение Иркутской области и её растительный мир.

Цель

Сформировать научные представления о географическом положении Иркутской области и многообразии групп растений, произрастающих на её территории.

Задачи

Используя географическую карту, определить положение Иркутской области, её площадь, определить климатические условия. Изучить рельеф, наличие водных ресурсов, типы почв разных районов, их происхождение. По живым объектам во время экскурсии и гербарному материалу определить основные отделы растений, обитающих на территории области (на местных объектах). Выяснить в каждой группе редкие и исчезающие виды. Ознакомиться с заказниками, заповедниками Иркутской области.

тема 1

Естественно-географическое положение Иркутской области:

-расположение

-климатические условия

-рельеф и почвы

-заказники

-заповедники

2

2




Экскурсия

Конспект

тема 2

Систематические группы растений Иркутской области:

-водоросли

-моховидные

папоротниковидные

-плауновидные

-голосеменные

-покрытосеменные

2




2

Лабораторная работа

Исследовательский дневник «Наши исследования».

Модуль 2

8

5

3




Раздел

Экологические группы растительности Иркутской области.

Цель

Изучить экологические группы растений, выявить их особенности в связи с местом обитания, установить редкие, исчезающие и охраняемые виды.

Задачи

Изучая экологические группы растений, выяснить экологическое равновесие в области, заповедные зоны, охраняемые растения. Степень антропогенного воздействия на лесной массив, реки, озёра, болота, луга, поля.

тема 1

Леса области:

-процент лесистости по районам области

-лесные породы

-типы лесов

-доминантные и сопутствующие виды растений

-группы ельников

-группы сосняков

-смешанные леса

-лиственные леса

-древесные и кустарниковые виды области

-занесённые виды

2

2




Просмотр видеофильма

Семинар

Сообщения, выступления, презентации о лесных породах.

Исследовательский дневник «Наши исследования».


тема 2

Луговая растительность:

-сенокосные угодия

-заливные луга (пойменные)

-растительность низменности

-суходольные луга

-лесные луга

2

1

1

Лекция.

Самостоятельное практическое исследование

Зарисовки, информация о редких и исчезающих растениях.

Исследовательский дневник «Наши исследования».


тема 3

Болотная и водная растительность:

-верховые (сфагновые) болота

-низинные (травяные) болота

-переходные

-растительность рек и озёр Иркутской области.

2

2




Лекция

Исследовательские дневники, фотографии.


тема 4

Сорно-полевая растительность:

-биологические признаки сорных трав

-группы сорных растений

-сорные лекарственные растения

2




2

Самостоятельное практическое исследование

Фотографии в исследовательском дневнике, зарисовки, классификационная таблица

Модуль 3.

8

3

5




Раздел

Использование человеком растений Иркутской области.

Цель

Понять: во всём нужно знать меру, рационально использовать, соблюдать правила сбора растений, использования в производстве и быту.

Задачи

Изучить разные группы лекарственных растений теоретически и определить некоторые из них по гербариям, на экскурсии в дикой природе. Узнать научную информацию по изучаемому вопросу от специалистов и специальной литературы. Выявить группу редких и охраняемых растений исследуемого типа. Узнать пути решения по приобретению таких растений в лекарственных целях. Выявить роль растений модуля 3 в жизни человека, растительных сообществах.

тема 1

Лекарственные растения:

Изучение лекарственных растений и их частей, которые можно использовать в лечебных целях. Фитотерапия.

Самолечение опасно для жизни!

2

1

1

Посещение городской аптеки, беседа с аптекарем.

Таблица редких лекарственных растений Иркутской области.

Исследовательские дневники.

тема 2

Ядовитые и вредные растения:

-биологические особенности ядовитых и вредных растений Иркутской области

-группы растений и их характеристика

-редкие, охраняемые и исчезающие виды

2




2

Самостоятельное практическое исследование

Зарисовки, таблица ядовитых и вредных трав.

Фотографии редких, охраняемых видов.

Исследовательские дневники.

тема 3

Кормовые, пищевые, медоносные дикие растения:

-кормовые растения семейства Злаковые

-кормовые растения семейства Бобовые

-плодово-ягодные пищевые растения

-медоносные растения

2

2




Лекция

Составление таблицы с краткой характеристикой, зарисовками некоторых растений. Фотографирование

Исследовательские дневники.

тема 4

Растения технических и кустарных производств:

-использование сосны и ели

-берёзы и осины

-дуба и ивы

-бересклета бородавчатого

-использование травянистых растений для получения краски

-уникальность Байкало- Ленского заповедника

2




2

Самостоятельное практическое исследование

Зарисовки, сканирование фотографий. Составление таблицы редких и исчезающих растений из рассматриваемой группы. Экологический прогноз.

Исследовательские дневники.


Модуль 4.

6

3

3




Раздел

Происхождение флоры и фауны Иркутской области. Промысловые животные.

Цель

Установить научное объяснение происхождения флоры и фауны Иркутской области. Выяснить промысловых животных и животных, занесённых в Красную книгу, редких, исчезающих.

Задачи

Провести теоретические и практические исследования животного мира заказников и заповедников Иркутской области. Законы о промысле животных. Пути восстановления исчезающих, редких животных.

тема 1

Происхождение и особенности флоры:

-голарктическая область

-меловой период Мезозойской эры

-ледниковый период

-изменение климата

-северные, восточно-сибирские виды, западные, южные виды растений

-космополиты

-роль человека

-классификация по Е.А.Жадовскому: гемикриптофиты,

криптофиты, терофиты, фанерофиты, хамефиты

-древесный видовой состав


2

1

1

Семинар

Чертёж карты и отметки исторического формирования разных групп растений, их локализация. Сообщения.

Исследовательские дневники.

тема 2

Фауна:

-редкие и исчезающие виды

-многообразие млекопитающих

-пресмыкающиеся и земноводные

-рыбы

-беспозвоночные

-экологическое равновесие

2




2

Самостоятельное практическое исследование

Презентация по видовому составу редких и исчезающих видов животных Иркутской области разных типов и классов. Пути решений по восстановлению исчезающих видов. Экологический прогноз.

тема 3

Промысловые животные:

-исторические законы об охоте

-основные сведения о промысловых зверях и птицах Иркутской области

-лицензии на вылов рыбы и охоту

2

2




Лекция

Презентация, фотографии, таблицы видового состава, свода исторических законов.

Исследовательские дневники.

Модуль 5. Является практической составной частью модулей 1 – 4.

8

2

6




1. Модуль 1 – 3.

Редкие, исчезающие и охраняемые виды растений Иркутской области.

Разработка нетрадиционных путей защиты, возобновления и охраны редких растений.

Составление карты исследований.

2




2

Самостоятельное практическое исследование

Проект

2. Модуль 1 – 4.

Заказники и заповедники Иркутской области.

2




2

Самостоятельное практическое исследование

Проект

3. Модуль 4.

Редкие, исчезающие и охраняемые виды животных Иркутской области. Разработка нетрадиционных путей защиты, охраны и возобновления редких животных.

Составление карты исследований.

2




2

Самостоятельное практическое исследование

Проект

Итоговый отчёт

Выбор тем индивидуально, группой по любому направлению и модулю.

2

2




Конференция

Защита проекта. Образовательный сайт школы и муниципальный.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconРабочая программа дисциплины флора и фауна урала направление
Программа одобрена на заседании кафедры ботаники, экологии и методики обучения биологии
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconДоклад о положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина...
Иркутской области, представляю Губернатору Иркутской области, в Законодательное Собрание Иркутской области, прокурору Иркутской области,...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconРабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый...
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconРабочая программа дисциплины флора и фауна урала направление

Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconРабочая программа по географии Иркутской области
Рабочая программа по «Географии Иркутской области» составлена на основе Программы курса «География Иркутской области» и информационных...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconСовета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию...
Тельного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области от...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconСовета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию...
Ательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образования Иркутской области от...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconПлан мероприятий по реализации государственной политики в области...
Разработка и принятие Закона Иркутской области «Об отходах производства и потребления на территории Иркутской области»
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconПрограмма курса «Историко культурное наследие» «История Иркутской области»
Иркутской области построена в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с основными положениями Концепции профильного...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconРабочая программа по географии Иркутской области (8-9 класс)
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconПояснительная записка Курс «География Иркутской области»
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» icon1. общие положения
Правительства Иркутской области от 18 ноября 2009 года №339/116-пп «О порядке введения и установления систем оплаты труда работников...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconОтчет министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской...
Постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 года №689-пп «О министерстве промышленной политики и лесного комплекса...
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconРеферат на тему: Избирательная комиссия Иркутской области
Правовая основа организации и деятельности избирательной комиссии Иркутской области
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» iconДоклад о состоянии и использовании земель в Иркутской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск