Скачать 229.88 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Географии Иркутской области» составлена на основе Программы курса «География Иркутской области» и информационных материалов. – Иркутск, 2011. Курс "География Иркутской области" введен в региональный базисный план, на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается "Физическая география Иркутской области" (17 часов), в 9 классе "Экономическая география Иркутской области" (17 часов). Данный курс является заключительным блоком изучения географии России. Цель курса "География Иркутской области" - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период. Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен учебным пособием Бояркин В.М.), атласом "Иркутск и Иркутская область" (2010 г.) и «Рабочей тетрадью" (2010 г.). В программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве (групповые формы работы), разноуровневое обучение на основе дифференцированного подхода, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, информационные технологии. И рамках изучения курса планируется различная деятельность учащихся: дискуссии, диалоги, конференции, защита научно-исследоватеьских проектов, интеллектуальные марафоны, круглые столы, поиск и обработка информации с использованием Интернет технологий. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ИРКУТСКОЙ ОВЛАСТИ Введение (1 час) Региональный курс географии Иркутской области. Что изучает физическая география Иркутской области. Источники географических знаний - учебное пособие, атлас, рабочая тетрадь, краеведческая литература, материалы средств массовой информации. Положение своего населенного пункта на карте области. Практические (1) и творческие задания (2,3 по выбору)
Тема 1: Территория, границы, географическое положение (1 час) Иркутская область на картах мира, Евразии. России, Сибири. Координаты, протяженность. Континентальное положение. Естественные (природные) и административные границы. Величина территории. Практическое задание: Отметить на карте границы области, ее крайние точки, определить их координаты, подписать пограничные территории. Подписать областной и административный (районный) центры, свой населенный пункт. Тема 2: История исследования территории области (2 часа)
ХIХ в.- учреждение РГО (1845 г.) и СО РГО (1851 г.) в Иркутске. А.Ф. Миддендорф, П.А. Кропоткин, И.Д. Черский, А.Л. Чекановский, В.А. Обручев. XX в.- Строительство Транссибирской железной дороги. Исследования современных ученых - М.М. Кожов, В.А. Кротов, Г.И. Галазий, В.Б Сочава, В.В. Воробьев. Практические (1,2) и творческое (3) задания:
Тема 3: Геологическое строение и полезные ископаемые (2 часа) Основные структуры земной коры - платформа, складчатые пояса, впадины. Их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Полезные ископаемые, закономерности их размещения. Минеральные ресурсы области, проблемы их рационального использования. Ресурсы своей местности. Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых и их переработке. Практические (1,2) и творческие (3,4) задания: 1. Изучить по картам (атлас, с. 13-21) геологическое строение, текто нические структуры и размещение полезных ископаемых. Нанести на карту крупные месторождения угля, нефти и газа, золота, соли, слюды, подписать названия месторождений. 2. Знакомство с коллекцией горных пород и полезных ископаемых своей местности. 3. Экскурсия на обнажение (шахту, рудник). 4. Сообщения, рефераты, обсуждение по проблемам, рационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды моей местности. Тема 4: Рельеф (1 часа) Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и геологией. Особенности рельефа своей местности. Практические и творческие задания: 1. Изучить по физической карте (атлас, с. 18) формы рельефа области. нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие высоты области и наименьшую высоту. Определить абсолютную высоту своей местности. 2. Составить описание рельефа своей местности, показать его влия- ние на хозяйственную деятельность человека - размещение полей, пашни и огородов, постройку жилищ, прокладку дорог и т.п. 3. Какие предприятия и учреждения по разработке и добыче минерального сырья имеются в вашей местности? Как решаются проблемы рекультивации земель и загрязнения окружающей среды. Тема 5: Климат (2 часа) Климатообразующие факторы. Тип климата области, его особенности. Сезоны года. Погода и климат своей местности. Неблагоприятные климатические явления (суровость, летние заморозки, засухи и т.д.). Климат и здоровье человека. Практическое (1) и творческие (2,3,4) задания:
Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота (3 часа) Разнообразие и богатство вод области. Реки. Влияние рельефа, климата на размещение, питание и режим рек. Характеристика речной сети - Ангары, Лены, Нижней Тунгуски. Озера и водохранилища. Байкал - уникальный водоём планеты. Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Воды свое местности. Многолетняя мерзлота. Практические и творческие задания:
7. Многолетняя мерзлота, ее влияние на природу и хозяйственное освоение территории. Тема 7: Почвы (1 час) Почвы, их образование, значение в природе и жизни человека. Почвы тайги, "островных" лесостепей и степей, горных территорий. Почвенно-земельные ресурсы области и их охрана. Почвы своей местности. Практическое (1)и творческое (2) задания:
Тема 8: Растительность (1 час) Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников тайги. "Островные" лесостепи и степи, древесная и травянистая растительность. Причины появления "островной" растительности. Вертикальная поясность. Растительные ресурсы области, их охрана и использование. "Красная книга" Иркутской области. Практическое (1) и творческие (2.3,4) задания: I Знакомство с картой растительности (атлас, с. 26). Выделение высокогорной растительности, темнохвоиных и светлохвоиных лесов, растительности равнинных территорий. 2. Составить описание растительности своей местности. 3. Использование даров природы местным населением (описания, рассказы, выставки). 4. Сочинение, обсуждение на темы: а) "Нет леса - посади, мало леса - не руби, много леса - береги"; б) "В лесу жить - голода не видать". Тема 9: Животный мир (1 час) Разнообразие животного мира области. Видовой состав. Охотничье-промысловые ресурсы области. Проблема охраны животных. "Красная книга" Иркутской области. Практическое (1) и творческие (2,3) задания: 1. Знакомство с зоогеографической картой (атлас, с. 28). Животные горной тундры, тайги, лесостепей и степей. 2. Животный мир своей (местности (можно водоема). 3. Дать описание одного из полюбившихся животных с использованием научно-художественной литературы и знаний по биологии. Тема 10: Природно-территориальные комплексы и охрана природы (1час) Природно-территориальные комплексы тайги, "островных" лесостепеи и степей, горных территорий, краткая их характеристика, охрана комплексов. Охраняемые территории - заповедники, национальные парки, заказники. Памятник мирового наследия - оз.Байкал. Практическое (1) и творческие (2,3,4,5) задания: 1. Знакомство с картами физико-географического районирования (атлас. с. 29) и экологических условий (атлас, с. 30-32), с видами загрязнений. 2. Описать один из типов охраняемых территорий - заповедник, национальный парк, заказник. 3. Охрана оз.Байкал - всеобщая забота (стенды, рефераты, сообщения). 4. Экологические проблемы своей местности. Влияние экологических условий на здоровье местного населения. 5. Составить характеристику ПТК своей местности - лес, луг, болото, склон горы, водораздел. Тема 11: Природа «малой родины» (2 часа) Название административного района, центра, своего населённого пункта Топонимическое значение этих названий. Географическое положение на карте области. Координаты. Природные условия и ресурсы, природно-территориальные комплексы. Оценка экологического состояния и его влияние на здоровье человека. Практическое (1)и творческие (2,3) задания: 1. Составить план (схему) своего населенного пункта. Обозначить на плане основные ПТК. 2. На гербе Иркутска изображен бабр, несущий в зубах соболя. Изобразите герб своего административного центра или своего населённого пункта. 3. Ваше представление о будущем города (села, района, области) и ваше участие в жизни и преобразовании родного края. Обобщающее повторение (1 час) Календарно7тематический план по курсу "Физическая география Иркутской области" 8 класс 17 часов
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Тема 1: Экономико-географическое положение (2 часа) Площадь территории области. Сравнение ее с размерами других субъектов РФ и зарубежных стран. Математико-, физико-, экономико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие экономики. Административно-территориальное устройство области. Социокультурный практикум -1
3. Сравнение административных районов по площади их территории и географическому положению (выявление главных особенностей ЭГП: юж ные, северные, прижелезнодорожные, в т.ч. прибамовские, приленские, приангарские и др.). Тема 2: История освоения территории области (2 часа) Исторические периоды освоения территории: I - до начала XVII в. - кочевание местных племен бурят, эвенков (тунгусов), тофов (карагасов); II - XVII-середина XVIII вв. - хозяйственное освоение русскими территории Прибайкалья;
VII - развитие хозяйства по пути рыночных отношений, разгосударствле ние собственности, создание новых форм организации производства. Социокультурный практикум - 2 Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учеными. Тема 3: Население Иркутской области (4 часа) Динамика численности населения (переписи 1939-2010 гг.). Источники ее изменения - естественное движение и миграция. Возрастно-половая структура (особенности, сравнение с показателями по РФ, Центральной и Южной России). Национальный состав населения. Рынок труда. Расселение населения. Типы поселений (городские, сельские). Урбанизация, ее региональные особенности. Плотность населения. Зоны расселения: северная и южная. Социокультурный практикум - 3 1. Проведите социологическое исследование: а) Узнайте, сколько детей в семьях Ваших родных, знакомых, соседей, друзей (10 семей). Результаты отразите в столбчатой диаграмме. б) Выясните, сколько детей было у Вашей бабушки, прабабушки, прапрабабушки; сравните с Вашей семьей, постойте график. в) Выясните, где проживали Ваши родственники (в сельской, городской местности); повлияла ли городская среда на изменение числа детей в семье? г) Сделайте вывод на основании анализа графиков: идет ли сокраще ние детности семьи. Укажите причины. Тема 4: Природно-ресурсный потенциал области (2 часа) Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, их запасы и различия по территории. Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы. Особенности их размещения и хозяйственная оценка. Транспортно-географическое положение, как фактор освоения природно-ресурсного потенциала. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Социокультурный практикум:
а) законсервировать месторождение для лучших времён; б) изыскать средства любым путём и вложить их в развитие добываю щей промышленности; в) привлечь иностранный капитал для совместных разработок; г) полностью отдать месторождение на определённый срок иностранным кампаниям, получив средства для решения других проблем области? Определите свою позицию и обоснуйте правильность её выбора. Тема 5: Хозяйство Иркутской области (5 часов). Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйстваа. Особенности развития в условиях становления рыночных отношений. Изменение форм организации производства в связи с изменением форм собственности. Главная отрасль народного хозяйства - промышленность. Структура промышленного производства по видам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Характеристика главных отраслей: электроэнергетики, топливной, цветной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроения, горнодобывающей промышленности. Факторы размещения и география предприятий данных отраслей. Проблемы и перспективы развития промышленности. Оценка основных источников загрязнения окружающей среды. Сельское хозяйство. Земельный фонд, его структура. Сельскохозяйственные угодья, их количественная и качественная оценка. Развитие растениеводства и животноводства. Сельскохозяйственные районы их специализация. Обеспеченность сельскохозяйственной продукцией населения области. Оценка воздействия сельского хозяйства на окружающую среду. Транспорт. Виды транспорта, получившие развитие в области. Густота транспортной сети. Структура перевозки грузов, пассажиров, грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта. Характеристика видов транспорта. Транспортные магистрали. Виды перевозимых грузов. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды. Социокультурный практикум:
2.Проследите по картам атласа "Иркутск и Иркутска область" смену сельскохозяйственной специализации с севера на юг и с запада на восток. Объясните, какие факторы оказывают влияние на ее зональность сопоставление физико-географических карт и специализации сельского хозяйства). 3. Какие виды транспорта можно выбрать, путешествуя из Иркутска в Тайшет, Качуг, Балаганск, Ербогачен, Братск. Какой из городов имеет наилучшую транспортную доступность и почему? Какие проекты создания транспортных магистралей на севере области Вы могли бы предложить. Аргументируйте ответ. 4. Подготовьте доклады о Крутобайкальской железной дороге. Обос нуйте возможность использования ее для целей рекреации. Тема 6: Внешние экономические связи области (1 час) Внешние экономические связи - результат географического разделения труда. Предпосылки участия области во внешнеэкономическом обмене - естественно-географические (богатство природно-ресурсного потенциала) и экономические (эффективность производства отдельных видов продукции, потребность в продукции), сдерживающий фактор -неблагоприятные транспортно-географические условия. Товарная структура экспорта и импорта продукции. Внешние экономические связи со странами СНГ и Балтии, со странами дальнего зарубежья. Социокультурный практикум: 1. Проанализировать статистические материалы по внешней торгов ле области: а) вычислить удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте за 1995 и 2009 гг. Выявить особенности его изменений. б) Составить круговую диаграмму Товарная структура экспорта и им порта области". Определить самый значимый товар (по стоимости) в экспорте и импорте. в) С какими странами область имеет тесные внешнеэкономические связи. 2. Создать картосхему "Внешние экономические связи Иркутской области". Тема7: Обобщение материала по области (1 час) 1. Составление структурно-логической схемы. Цель: систематизация и обобщение учебного материала по курсу "Экономическая география Иркутской области". 2. Проведение интеллектуального марафона Цель: выявление уровня разностороннего знания своей области, эрудиции и оригинальности географического мышления. Календарно-тематический план по курсу «Экономическая география Иркутской области 9 класс 17 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
ЛИТЕРАТУРА
|
Рабочая программа по географии Иркутской области (8-9 класс) «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый... «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | ||
Доклад о положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина... Иркутской области, представляю Губернатору Иркутской области, в Законодательное Собрание Иркутской области, прокурору Иркутской области,... | Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | ||
Рабочая программа по географии Иркутской области Классы 9 «География своего региона» авторской программы Н. Д. Савченко и А. С. Леонтьева «География Иркутской области» 8-9 кл., Иркутск 2010.»,... | Рабочая программа по географии Иркутской области для 8,9 классов... Программы для общеобразовательных учреждений. География Иркутской области. 8-9 классы / под ред. В. М. Бояркина, Иркутск: Восточно-Сибирская... | ||
Совета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию... Ательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образования Иркутской области от... | Совета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию... Тельного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области от... | ||
План мероприятий по реализации государственной политики в области... Разработка и принятие Закона Иркутской области «Об отходах производства и потребления на территории Иркутской области» | 1. общие положения Правительства Иркутской области от 18 ноября 2009 года №339/116-пп «О порядке введения и установления систем оплаты труда работников... | ||
Отчет министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской... Постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 года №689-пп «О министерстве промышленной политики и лесного комплекса... | Реферат на тему: Избирательная комиссия Иркутской области Правовая основа организации и деятельности избирательной комиссии Иркутской области | ||
Доклад о состоянии и использовании земель в Иркутской области Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области | Доклад о состоянии и использовании земель в иркутской области за 2011 год Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области | ||
Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной... Ания не противоречащих федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных... | Закон иркутской области о порядке и нормативах заготовки гражданами... ... |