Скачать 0.95 Mb.
|
Урбанович Любовь Николаевна Нравственные основы семьи и брака Учебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях по духовно-нравственному воспитанию СмоленскСодержание1.1. Учебная программа курса «Нравственные основы семьи и брака» ………………………………………………………………………………… 41.2. Содержание программы курса «Нравственные основы семьи и брака» ……………………………………………………………………………….. 91.3. Примерный учебный план курса ……………………………………… 14 2. Методические материалы………………………………………………… 153. Рекомендуемая тематика докладов и рефератов ……………………….. 374. Рекомендуемая литература ………………………………………………. 395. Лекционный материал …………………………………………………….. 455.1. Любовь и нравственные опасности ………………………….………… 475.2. Первая любовь. Культура проявления чувств ………………………… 495.3. Ранние добрачные отношения и их негативные последствия ……….. 545.4. Кто в доме главный ……………………………………………………. 656. Педагогическая мастерская: Дом, в котором я живу (семейная атмосфера)……………………………………………………………………………… 75Приложение 1. Презентация курса «Нравственные основы семьи и брака» ………………………………………………………………………………… 80Приложение 2. Презентация лекционного занятия «Кто в доме главный» ………………………………………………………………………………… 80Приложение 3. Презентация лекционного занятия «Здоровая семья здоровое общество» ………………………………………………………………………….. 80Приложение 4. Презентация педагогической мастерской «Дом, в котором я живу» ………………………………………………………………………………….. 80Приложение 5. Анкеты для определения уровня сформированности нравственных качеств будущего семьянина у старшеклассников …………………………. 81Приложение 5.1. Анкета для родителей…………………………………….. 81 Приложение 5.2. Анкета для классных руководителей …………………… 83 5.3. Анкета для старшеклассников (9-11 класс) ……………………………. 84 5.4. Тест-карта оценки готовности старшеклассников к семейной жизни …………………………………………………………………………. 85 Приложение 6. Результаты мониторинга ………………………………….. 87 Приложение 7. Анализ результатов диагностики в ходе изучения курса «Нравственные основы семьи и брака» и после его завершения ………………………. 90 Приложение 8.1. Результаты внедрения и трансляция педагогического опыта по освоению курса «Нравственные основы семьи и брака» …………………………………………………………………………………. 92 Приложение 8.2. Публикации по проблеме исследования и внедрения педагогического опыта …………………………………………………………………. 94 Приложение 9. Результативность работы со старшеклассниками в рамках курса «Нравственные основы семьи и брака» …………………………………… 95 Приложение 10. Рецензия на учебно-методическое пособие «Нравственные основы семьи и брака» ………………………………………………………………. 97 Приложение 11.1. Отзыв на учебно-методическое пособие «Нравственные основы семьи и брака» ……………………………………………………………… 99 Приложение 11.2. Отзыв на учебно-методическое пособие «Нравственные основы семьи и брака»……………………………………………………………….. 101 Приложение 12. Выписка из решения областного экспертного совета …………………………………………………………………………. 103 Приложение 13. Справка о результатах внедрения ……………………….. 104 Приложение 14. Благодарственное письмо………………………………... 105 Приложение 15. Сертификат победителя …………………………………. 106 1. Учебная программаПояснительная записка Научить совместной жизни нельзя: супружество – своя собственная школа совместного обучения. Э. Базен Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения. Ведущей целью курса «Нравственные основы семьи и брака» является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, ответственному отношения к семье, ее духовным ценностям. Исходя из главной цели курса, были определены его задачи:
Предложенная программа имеет в основе экспериментальный вариант типовой программы «Этика и психология семейной жизни» (М., 1997 г.). Однако, автором внесены свои дополнения, изменения, разработки с учётом интересов современных старшеклассников; проблем, с которыми сталкивается сегодня семья и, самое главное, с учётом духовно-нравственного ориентирования молодежи. Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничивается рамками данного курса, а является общепедагогической задачей, которая решается всей системой воспитания и обучения в семье и в школе. Курс «Нравственные основы семьи и брака» базируется на ряде основных идей обязательных для реализации учителем, ведущем предмет: -курс органически связан с общей программой и логикой воспитания старшеклассников; является для учителя дополнительным средством нравственного воспитания учащихся 9 – 10-х классов. В этом сверхзадача курса. -Преподавание курса может вести любой учитель-предметник, классный руководитель, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы; -назначение курса – формирование ценностного отношения к семье; -курс рассчитан на 2 года, 70 часов (1 час еженедельно) и имеет 6 логически связанных между собой разделов. Во введении характеризуются цели, задачи, содержание и межпредметные связи курса. В первом разделе «На пороге взрослой жизни» основная идея состоит в том, чтобы дать представление о межличностных отношениях, о роли внешней привлекательности и манеры поведения, раскрыть понятие о женственности и мужественности, о культуре поведения влюблённых, целомудрии. Раздел второй «Любовь как высшее человеческое чувство» дает определение понятию любви (конечно, насколько это возможно), указывает источники любви. Но у каждого народа свое понимание, своя трактовка любви, одна – в Древней Индии, другая – в Греции, третья – в Иудее, ну и, конечно же, свое отношение к любви в христианстве. Христианская любовь «» (агапэ) включает в себя готовность отдать всего себя, свою жизнь ради другого. По словам С. Троицкого, она является таинством потому, что превышает силы нашего разума. В третьем разделе «Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни» рассматривается одна из главных тем – выбор спутника жизни. В этом разделе перед учащимися ставятся важные жизненные проблемы: Как не ошибиться в своем выборе спутника жизни? На что следует обратить особое внимание в период ухаживания? Что является залогом семейного счастья? Раздел четвертый «Жизнь в браке» поможет ответить на вопросы: Каковы мотивы вступления в брак? Что такое христианский брак? Какова его цель? Что такое браковенчание? Это дань моде или …? Также здесь представлен древнерусский взгляд на семью по «Домострою» священника Сильвестра, дан обзор брака и семьи в мусульманском мире, у тибетских народов, в еврейской культуре, в Индии и в Китае. Пятый раздел «Семья и её ценности» раскрывает определение семьи во всем его многообразии. Здесь рассмотрены основные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, коммуникативная и другие. Между функциями существует тесная связь, взаимосвязь, дополняемость и поэтому важно знать, что какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой. В завершающем шестом разделе «Нарушение семейных отношений и их профилактика» речь идет о дисфункциях семьи: нарушении супружеских отношений, неверности супругов, конфликтности, ревности – и о способах их преодоления. В данном разделе рассмотрен развод и его последствия для всех членов семьи и общества в целом. Содержание курса и методика усложняются от класса к классу. Программа вариативная. Она может и должна корректироваться (по тематике, содержанию, типам уроков, их методике) в зависимости от задач и стратегии воспитания, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся, характера окружающей воспитательной среды и сложившейся психолого-педагогической ситуации, а также от возможностей личности педагога Эмоционально-личностному восприятию курса способствует использование произведений литературы (прозы, поэзии, мемуарных и публицистических произведений и т.п.), музыки (классической и современной), изобразительного искусства, фильмов и др.; Учитель может использовать различные методики изучения учащихся: тесты, анкеты, опросники, психологические практикумы, ситуационно-ролевые игры, воспитывающие ситуации и т.д. Личность учителя, ведущего курс «Нравственные основы семьи и брака», должна отличаться этико-эстетической выразительностью, т.е. обладать высоким духовно-нравственным воспитательным потенциалом. На основании описанных выше особенностей курса и отдельных тем учителем могут быть выбраны различные типы уроков: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-встреча, урок-конференция, кинолекторий и другие. Возможны уроки с различными группами учащихся: девушками и юношами, группами по интересам, трудными учащимися и т.д. В проведении уроков могут участвовать приглашенные учителя-предметники, ученые, священники, интересные люди, врачи, выпускники школ и т. д. Уроки могут проводиться и вне школы: в музеи, библиотеке и т.д. Структура и содержание каждого урока такова: для осмысления проблемной ситуации, в начале урока учащимся предлагается эпиграф; в основной части раскрываются главные мысли; в завершении урока предлагаются для обсуждения вопросы и задания. Как правило, на каждом уроке присутствует практикум самовоспитания (в соответствии с темой урока). Отдельные задания практикума по самовоспитанию, рекомендуемые учителем (групповые или индивидуальные), учащиеся могут выполнять дома. Учитель может предложить учащимся вести специальную тетрадь, в которой могут быть не только записи уроков, но и творческие задания, мысли по поводу…, газетные и журнальные статьи, репродукции, материалы анкет, тестов, программы по самовоспитанию. В конце курса «Нравственные основы семьи и брака» предполагается итоговая аттестация, которая может проводиться в самых различных формах (реферат, зачет, конференция и т.д.). К сказанному следует добавить, что курс «Нравственные основы семьи и брака» был апробирован учителями Смоленской Православной гимназии в течение 7 лет. Материалы курса были включены в учебный план курсов повышения квалификации учителей Смоленской области, также использовались учителями-предметниками, организаторами внеклассных и внешкольных мероприятий школ г. Смоленска и Смоленской области. Автором также разработано учебно-методическое пособие, в котором представлен обширный содержательный материал по курсу «Нравственные основы семьи и брака» с учётом интересов современных старшеклассников и, самое главное, с учётом духовно-нравственного ориентирования молодежи. 1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 класс Введение Содержание, цели и задачи курса «Нравственные основы семьи и брака». Связь курса с другими учебными предметами. Раздел первый На пороге взрослой жизни Тема 1. Понятие о межличностных отношениях Особенности межличностных отношений юношей и девушек. Юношеская дружба. Понятие личности. Психологические особенности мужского и женского пола. Трудности переходного возраста. Женственность. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши – оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Роль внешней привлекательности и внутренней красоты в отношениях молодых людей. Тема 2.Этикет или как правильно себя вести Культура общения. Правила «хорошего тона» во взаимоотношениях юношей и девушек. Проявления внешней культуры. Секреты знакомства. Искусство делать подарки. Тема 3. Культура поведения влюбленных Понятие целомудрия. Ранние добрачные отношения и их последствия. Мотивы вступления в половую близость несовершеннолетних. Медицинские, психологические и религиозные аргументы, доказывающие негативность ранних половых отношений и их последствий. Ранняя беременность и ее постоянные спутники. Аборт и его последствия. Отношение Православной Церкви к аборту. Раздел второй Любовь как высшее человеческое чувство Тема 1. Понятие любви. Источники любви. О любви и влюбленности Понятие любви. Любовь, связанная с самоотдачей. Личностная любовь. Предпосылки и источники любви. Отличие влюбленности от любви. Тема 2. Формы любви в древнем обществе Мифы, легенды и быль о зарождении любви между мужчиной и женщиной. Философское обоснование природы любви. Понятие любви в Древней Индии. Многоликая любовь Древней Греции. Гимн любви в Книге Книг – Библии. Уровни любви в христианстве – «Тайна сия велика есть». Тема 3. Любовь и нравственность Счастье взаимной любви. Любовь и возраст: любви все возрасты покорны. Зрелая любовь – чувство сильное и устойчивое. Нравственный долг верности влюблённых. Любовь и нравственные опасности: 1) неадекватная поведенческая реакция из-за страха потери любимого; 2) дурное влияние; 3) ревность и неверность. Раздел третий Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни Тема 1. Творчество выбора Критерии выбора спутника жизни. Суженый – с ним суждено встретиться. Первейшее условие выбора – выбирать человека, с которым хотелось бы создать семью. Брак по любви или расчету? Тема 2. Факторы, влияющие на создание семьи Влияние родительского дома, социальная разница и возрастная, профессиональная принадлежность и психологическая совместимость – все это может играть важную роль для построения гармоничных отношений в семье или быть осложняющим фактором. 10 класс Раздел четвертый Жизнь в браке Тема 1. Вступление в брак Любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей – как ведущие мотивы заключения брака; скрытая мотивация – бегство от неблагоприятных обстоятельств. Брачный возраст. Брак – явление историческое. Тема 2. Законодательные и нравственные нормы брака Брак как устойчивый союз мужчины и женщины. Регистрация брака: необходимые условия для заключения брака. Препятствия к заключению брака. Разнообразие современного законодательства о форме брака – гражданский и церковный брак. Исторические аспекты брачного права. Нравственные нормы брака в христианстве. Церковный брак или браковенчание. Безбрачие. «Пробный» брак. Негативные последствия стимулированных браков. Тема 3. Брак и семья в культурных традициях общества Древнерусская семья. Особенности взаимоотношений супругов. Устои и традиции русского народа. Брак и семья в еврейской традиции. Семья – одна из основных микроскопических клеток Творения. Полигамный брак. Брачные традиции мусульман. Полиандрия как модель семьи тибетских народов – сильнодействующий фактор сдерживания роста населения. Брачные обряды и традиции в индуизме. Предназначение женщины в Индии – быть женой. Обряд «сати» – знак верности своему супругу. Семейная культура Китая – конфуцианская модель семьи. Раздел пятый Семья и её ценности Тема 1. Понятие семьи и её характеристики Психология семьи. Типология моделей семьи. Современные формы семьи. Тема 2. Основные функции семьи Репродуктивная функция и связанная с ней воспитательная функция, т.к. инстинкт иметь детей, заботиться о них, воспитывать – заложен в человеке. Роль отца и матери в воспитании детей. Семейная экономика и бюджет. Быт – важный фактор семейной жизни. Распределение обязанностей, планирование дел в семье. Проблема главенства семьи. Тема 3. Нравственный климат семьи Семья выполняет эмоциональную функцию. Уют и тепло домашнего очага. Семейная атмосфера – психологический климат семьи. Ответственность супругов за семью. Возможность создания положительного (оптимистического) климата в семье. Тема 4. Культура и искусство супружеского общения Общение в семье – коммуникативная функция. Искусство быть вместе. Умение разговаривать и слушать друг друга. Настрой на близкого человека. Общение, которое обеспечивает счастье семьи. Ошибки общения. Как правильно понять любимого человека. Пять способов выражения любви. Тема 5. Организация семейного досуга Содержание и формы проведения досуга. Досуг – средство семейного воспитания. Совместные прогулки и поездки. Опасность превращения телевизора в «теленяньку». Отпуск как одна из форм проведения досуга. Тема 6. Здоровье супругов и будущего потомства Законы семьи и наследственность. Функция сохранения здоровья. Генетические аспекты брака. Вредные привычки. Курение и здоровье. История табакокурения и борьба с ним. Разрушительное действие никотина на женский организм. Влияние алкоголя на организм человека. Алкогольная зависимость. Влияние алкоголя на физическое и психическое здоровье детей. Наркомания – опьянение, помешательство, болезненное непреодолимое пристрастие. Стадии наркотического опьянения. Влияние наркотиков на организм человека. Соматические расстройства наркоманов и их детей. Деградация личности. Тема 7. Супружеские отношения Сексуальная функция. Любовь, бережное, внимательное отношение друг к другу как залог семейного счастья. Раздел шестой Нарушения семейных отношений и их профилактика Тема 1. Проблемы молодой семьи Типичные причины конфликтов в первые годы брака. «Притирка» характеров. Психологическая методика разрешения и предотвращения конфликтов. Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов – дуэт поколений. Родительские трудности. Трудности совместного проживания. Взаимоотношения невестки и свекрови. Психологические проблемы, связанные с рождением ребёнка. Тема 2. Причины и последствия разлада семейных отношений Нарушения супружеских отношений. Ревность, недоверие друг к другу. Неверность супругов. Причины несовместимости супругов – отсутствие единомыслия и единогласия по основным жизненным позициям. Тема 3. Развод. Дети и разведенные родители Причины развода – дисфункции семьи. Бракоразводный процесс и ребёнок. Дети и разведённые родители. Психологические трудности «детей развода». Повторный развод. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Информация о реализации в 2012 году Основных направлений государственной... П работа по духовно-нравственному воспитанию населения в Республике Карелия носит межведомственный характер. Свой вклад в данное... | ||
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию... Духовно – нравственного воспитания школьников. Горбачёва О. Л | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся общеобразовательных... | ||
План мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию... Открытые уроки во всех образовательных учреждениях области, посвященные 70-летию Победы в Сталинградской битве – началу коренного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В федеральных государственных образовательных стандартах, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»,... Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... | Мбоу «сош №2 с. Гехи» Отчет о проделанной работе по духовно – нравственному... В сош №2 проводится работа по формированию духовно – нравственных качеств личности, национального самопознания, сохранению и возрождению... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода | ||
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | Программа внеурочной деятельности «Мы должны жить в мире и согласии» Программа сертифицирована нмэс гоу дпо ниро и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области, опубликована... | ||
Е. В. Лёвкина экология человека Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом бгти (филиала) огу в качестве учебно-практического пособия для студентов... | Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса | ||
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период В школах активно вводится в практику преподавание предмета «Основы православной культуры». Ежегодно проводятся разного уровня конкурсы,... | Презентация для урока. Эффективность презентации 11 Федеральным экспертным советом и рекомендованные к присвоению грифа Министерства образования РФ «Допущено в качестве учебного пособия»... |