Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат)





Скачать 365.07 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат)
страница1/4
Дата публикации30.03.2015
Размер365.07 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы»

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

Козлов Е.В.

Древние языки и культуры
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки

031100.62 - Лингвистика (бакалавриат)



Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № 6 от 07 февраля 2011 года
Заведующий кафедрой ____________________И.С.Бессарабова






















Волгоград 2010

Содержание


Наименование раздела

Стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины ............

3

1.1.

Статус дисциплины

3

1.2..

Цели и задачи учебной дисциплины

3

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины

5

1.4.

Тематический план учебной дисциплины

7

1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

9

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

17

2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса

17

2.2.

Рекомендации по работе с литературой

17

2.3.

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса

19

2.4.

Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами

19

2.5.

Советы по подготовке к экзамену (зачету)

19

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

20

Раздел 4. Список основных терминов (глоссарий)

21

Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

25

Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях

25


Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1.1. Дисциплина ГСЭ.Ф.2 «Древние языки и культуры» является дисциплиной федерального компонента общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин направления 031100.62 – «Лингвистика» (бакалавриат).
Курс 1

Семестры 1,2.

Трудоемкость 130 ч.

Аудиторные занятия 72 ч. (40 ч. лекционные; 32 ч. практические)

Самостоятельная работа 58 ч.
1.2 Цели и задачи преподавания учебной дисциплины
Данный курс ставит своей целью дать студентам представление о лингвистическом прошлом человечества, творческом взаимодействии языка и культуры в рамках античности, лингвокультурологическом фундаменте европейской цивилизации, раскрывающемся в различных сторонах и аспектах культуры, таких как античная литература, театр, философия, изобразительное искусство. Рассмотрение языков человеческого прошлого как формы бытия культуры предполагает обращение к языковой специфике и универсалиям, семиотике древних языков, теориям происхождения языка, культурной специфике письменности.

Предмет курса. Рассмотрение языков человеческого прошлого как формы бытия культуры предполагает обращение к языковой специфике и универсалиям, семиотике древних языков, теориям происхождения языка, культурной специфике письменности. В рамках практических занятий изучаются элементы лексики и грамматики латинского языка в том объеме, который необходим специалисту для грамотного владения терминологией, для правильного представления о развитии европейской и мировой цивилизации, для облегчения контактов с новыми западными языками.

Следующие цели решаются при детализации основных проблем, в результате чего студенты также должны получить представления:

  • о взаимодействии культурной антропологии и лингвистических теорий;

  • о месте и роли письменности в типологии культурного опыта;

  • о понятиях "родство языков", "языковая семья", "индоевропейские
    языки", "живые и мертвые языки", о генетических отношениях
    между древними и современными европейскими языками.

  • об исконной латинской, т. н. "международной" лексике в
    современных языках;

  • о тех методических принципах, которые являются общими при
    работе с разными современными западными языками и которые
    легко осваиваются с помощью знаний о латинском языке.

Задачи курса:

  • расширить в целом языковой кругозор студентов и облегчить восприятие современных западных языков;дать студентам базовые сведения о символизме древних языков;

  • дать студентам базовые сведения о культурной специфике систем письма;

  • научить методике сопоставительного анализа при работе с
    латинской и современной научной и общественно-политической терминологией;

  • воспитать в обучающихся основы искусства интерпретации символических форм, исходя из особенностей мышления древних и специфике стилей культуры;

  • создать у студентов навыки словообразовательного анализа и
    работы со словарями всех западных языков, независимо от знания
    этого языка ранее.


Организационные формы:

  • лекции;

  • практические занятия;

  • самостоятельная работа студентов с источниками и справочной
    литературой;

  • самостоятельная работа студентов по сопоставительному анализу
    способов словообразования во всех доступных студентам языках.

Формы контроля:

• устный опрос;

  • письменный опрос по результатам изучения каждой темы;

  • контрольная работа;

  • зачет.



1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

Теоретические знания и представления, которыми должен обладать студент по окончании курса:

  • иметь представление о лингвистических, культурологических теориях возникновения языка;

  • иметь представление об универсальном и специфическом в языках, общих и отличительных чертах античных и современных
    языков;

  • иметь представление о символизме в древних языках и культурах;

  • обладать базовыми представлениями о месте и роли развития письменности в античной культуре;

  • знать основные методические принципы перевода с одного языка
    на другой;

  • знать принципиальные и методические особенности дословного и
    литературного переводов с одного языка на другой;

  • знать основные лексикологические понятия и базовые принципы
    словообразования, общие для всех современных индоевропейских языков;

• знать основные лексикографические понятия (типы словарей,
разница в организации словарных статей, способы поиска
необходимых данных).
Методы изучения дисциплины:

  • сопоставительный анализ грамматических явлений;

  • сопоставительный анализ способов словообразования; анализ словообразовательной структуры научного термина с
    целью научить студентов понимать незнакомую лексику;

  • анализ методологических принципов перевода с одного языка на
    другой;

  • анализ конкретных ситуаций, отраженных в известных латинских
    сентенциях, с целью сопоставить особенности мышления римлян
    и современных народов (насколько это отражено в крылатых
    выражениях на разных языках);

  • сопоставительный анализ латинской и русской научной
    терминологии.



    1. Тематический план учебной дисциплины






Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы


Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Проблемы возникновения языка. Мифологическая интерпретация и попытки научных реконструкций.


10

4

2

4

2.

Мифологическая интерпретация и попытки научных реконструкций.


14

4

2

8

3.

Знаки и теории жеста. Символизм в древних языках.

14

2

4

8

4.

Языки культуры

10

4

2

4

5.

Язык как тип культурного опыта

14

4

2

8

6.

Морфология культурных языков

10

4

2

4

7.

Языковое родство

10

6

4

-

8.

Индоевропейские словообразовательные модели. Латинские и греческие форманты в словообразовании

12

-

4

8

9.

. Лингвистические традиции древности


16

2

6

8

10

Народы, языки и религии на карте мира в прошлом и настоящем


10

4

2

4

11

Языковая семантика и мифолого-религиозное сознание

6

2

-

4

12

Фидеистическое отношение к слову

6

2

-

4

13

Мифы о букве и магия письма


8

2

2

4




Итого:

153

40

32

54


1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


ТЕМЫ



  1. Проблемы возникновения языка. Мифологическая интерпретация и попытки научных реконструкций.

Эволюционизм. Теория «фюсей» и теория «тесей». Теория возникновения языка из звуков. Теория создания языка силой человеческого разума. Теория внезапного возникновения языка. Теория языка жестов. Теория звукоподражания. Теория сотворения языка. Существование праязыка. Метод сравнительного анализа языков. Ностратические языки.


2. Мифологическая интерпретация и попытки научных реконструкций.

Теория стадиальности. Универсалии. Миф о вавилонской башне. Двойное членение. Произвольность. Избыточность. Языковая эволюция. Трехуровневая грамматическая структура.
3. Знаки и теории жеста. Символизм в древних языках.

Дописьменный период. Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Узелковое письмо. От идеограммы к иероглифу. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур. От имени собственного к имени нарицательному. Фонографическое письмо. Алфавит.


  1. Языки культуры

Язык как осевой элемент функционирования этнической культуры. Этнокультурная идентичность. Этруски и ассимиляция древнеримским обществом. Языковая картина мира. Перевод и интерпретация.
5. Язык как тип культурного опыта.

Мышление и эмоции. Природа, творчество и культура в их соотношении и взаимообусловленности. Механизмы ориентации и регуляции поведения в среде обитания. Синкретическое мышление. Автономизация развития логико-аналитической составляющей мышления. Формирование письменного языка как инструмента аналитического описания. Культура как знаковая система.
6. Морфология культурных языков

Народы, расы, языки. Механизмы порождения, восприятия, интерпретации, трансляции и сохранения артефактов. Язык выражения и язык сообщения. Проблема плюрализма культур. Слово. Грамматика. Письменность. Диалог культур. Морфология культурных языков.




  1. Языковое родство.

Языковые группы. Происхождение из общего источника. Таблицы лексических соответствий. Исконное родство и заимствования. Древние заимствования в индоевропейских языках. Общность грамматического строя индоевропейских языков. Сходный грамматический строй в индоевропейских языках и грамматические соответствия. Анализ грамматических соответствий. Сравнительно-исторический метод.


  1. Индоевропейские словообразовательные модели. Латинские и греческие форманты в словообразовании.

Продуктивные словообразовательные модели. Омонимия префиксов и суффиксов. Синонимия префиксов и суффиксов. Антонимия префиксов и суффиксов.


  1. Лингвистические традиции древности


Становление и развитие основных лингвистических традиций древнего мира. Предпосылки для создания лингвистических традиций древности. Цель создания и развития лингвистических традиций. Нормативный подход. Типы античных грамматик. Языковая основа и отношение к другим языкам. Синхрония/диахрония в лингвистических традициях древности.


  1. Народы, языки и религии на карте мира в прошлом и настоящем

Язык, религия и смежные "измерения" человечества. Первобытный фидеизм и язык: некоторые аналогии в структуре содержания. Секуляризация и расцвет этнических литературных языков. Является ли язык обязательным признаком этноса?


  1. Языковая семантика и мифолого-религиозное сознание

Психологическая структура языкового и религиозного сознания. Языковое значение: между представлением и понятием. Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика).Содержание мифолого-религиозной картины мира. Терминологический экскурс: о границах терминов мифологическое и религиозное сознание

Язык и религия в структуре общественного сознания

  1. Фидеистическое отношение к слову

Мифология речи. Река – древнейший образ речи. Мифология имени. Фольклорные представления о магии имени. Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии. Табу и эвфемизмы

  1. Мифы о букве и магия письма

Создатели письма: боги, герои, святые. Сакрализация письма в религиях Писания. Мистика и магия букв.Некоторые следствия поклонения письму: орфографические распри.Следствие культа письма: алфавит как элемент геральдики.


Самостоятельная работа студентов




Тематика

Задания

Бюджет времени

1

Проблемы возникновения языка. Мифологическая интерпретация и попытки научных реконструкций

Подготовка докладов на тему «Исследователи языка в древности»

4

2

Мифологическая интерпретация и попытки научных реконструкций

Обзор информационных ресурсов сети Интернет

8

3

Знаки и теории жеста. Символизм в древних языках.

Обзор информационных ресурсов сети Интернет

8

4

Языки культуры

Изучающее чтение и реферирование фрагментов работы Откупщиков Ю. В. «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии»

8

5

Язык как тип культурного опыта

Изучающее чтение и реферирование фрагментов работы Й.Хейзинги «Homo ludens»

8

6

Морфология культурных языков

Коммуникативные особенности мистических текстов.


Изучающее чтение и реферирование фрагментов работы О.Шпенглера. «Закат Европы»

Работа с конспектом лекций.

Изучающее чтение фрагментов книги:

H.Б.Мечковская

ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
М.: Агентство "ФАИР", 1998

4

7

Языковое родство

Изучение таблиц индоевропейских звуковых соответствий

8

8

Индоевропейские словообразовательные модели. Латинские и греческие форманты в словообразовании

Лексико-семантический анализ текстов СМИ на предмет выявления искомых лексем. Изучающее чтение и реферирование фрагментов работы Откупщиков Ю. В. «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии»

8

9

Лингвистические традиции древности


Работа с конспектом лекций.

Изучающее чтение фрагментов книги:

H.Б.Мечковская

ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
М.: Агентство "ФАИР", 1998

8














Проблематика семинарских занятий




Тематика

Задания

Бюджет времени

1

Семинар: Мифологическая интерпретация и попытки научных реконструкций.
Эволюционизм. Теория фюсей и теория тесей. Языковые универсалии. Гераклит Эфесский. Диалектика имени собственного и имени нарицательного.

Лао-цзы и конфуцианская идея "исправления имен" в Китае.Теории звукоподражания. Ономатопея. Теории сотворения языка. Сказания о Гильгамеше и миф о Вавилонской башне.


Работа с конспектом лекций.

Изучающее чтение фрагментов книги:

.

Анализ Интернет-источников...

4

2

Фонетические изменения в древних языках и особенности их изучения.

Теории «происхождения имен» у Платона и Аристотеля.

Этимологические знания в древности и в последующие эпохи.

Библейские и ведические мифы о возникновении языка.


Работа с конспектом лекций.

Изучающее чтение фрагментов книги:

.

Анализ Интернет-источников....

4

3

Семинар : Мифопоэтические истоки первых концепций языка.
Дар речи в картине мира древних индоевропейцев

Мифопоэтическое сознание о происхождении языка. Почему на свете языков много?

Почему одно из имен Иисуса Христа – Логос (Слово)? Грамматик-жрец в ведической религии. Древнеиндийская грамматика Панини (V в. до н.э.)

Фонетические открытия арабов-мусульман в VIII в.

Славянские орфографические трактаты

Европейские грамматики XV – начала XVII вв. в их связи с гуманизмом и Реформацией

Работа с конспектом лекций.

Изучающее чтение фрагментов книги:

H.Б.Мечковская

ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ

М.: Агентство "ФАИР", 1998.

Анализ Интернет-источников...

4

4

Семинар: Коммуникативные функции дидактических жанров.
Коммуникативные функции проповеди. Первые иудейские проповедники

"Нагорная проповедь" и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия

Комментаторская культура иудаизма

Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири

Пятничная проповедь у мусульман.

Работа с конспектом лекций.

Изучающее чтение фрагментов книги:

H.Б.Мечковская

ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ

М.: Агентство "ФАИР", 1998..

4

5

Семинар по тексту диалога Платона «Кратил». Вопросы:

  1. Что такое правильность имен? Как правильно дать имя?

  2. Кто может дать правильное имя и почему?

  3. Какова связь между именем и вещью? Что значит "говорить"?

  4. Связь звучания и значения.

Изучающее чтение диалога Платона «Кратил».( Платон. Собрание сочинений в 4-х тт., М: Мысль, Институт философии АН СССР, 1990 г., 860 с., т.1. (сс. 613-681. "Кратил" или другие издания)).

Подготовка развернутых ответов на вопросы семинарского занятия


4

6

Семинар: Мифы и фольклор

1). Различие между мифологией и фольклором

2). "Предмифы": архетипические доязыковые структуры сознания

3). Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре

4). От мифологического эпоса к народным сказаниям о героях

5). Профанизация сакрального. «От священного знания к бабушкиным сказкам».

Работа с конспектом лекций.

Изучающее чтение фрагментов книги:

H.Б.Мечковская

ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ

М.: Агентство "ФАИР", 1998.

4

7

Семинар: Психолингвистические механизмы фасцинации

Кто колдует и к кому обращен заговор?

Лучшее время для колдовства

Словесные ключи и отмычки, припарки и снадобья

Народная этимология как инструмент магии

Считалки и другие фольклорные потомки заговоров

Работа с конспектом лекций.

Изучающее чтение фрагментов книги:

H.Б.Мечковская

ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ

М.: Агентство "ФАИР", 1998.

Анализ Интернет-источников.

4

8

Семинар: Эволюция комуникативно-познавательных возможностей загадки
Древнейшие загадки как мифологический катехизис

О дидактической ценности вопросно-ответного изложения

Азбука образного мышления

"Диалогические" картины мира в апокрифах и духовных стихах.


Работа с конспектом лекций.

Изучающее чтение фрагментов книги:

H.Б.Мечковская

ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ

М.: Агентство "ФАИР", 1998.

Анализ Интернет-источников..

4


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО КОНТОРОЛЯ ПО КУРСУ

Древние языки и культуры





  1. Общность грамматического строя индоевропейских языков.

  2. Морфология культурных языков.

  3. Древние заимствования в индоевропейских языках.

  4. Фонологические теории возникновения языка.

  5. Формирование письменного языка как инструмента аналитического описания.

  6. Теория сотворения языка. Существование праязыка. Метод сравнительного анализа языков.

  7. Языковые группы. Происхождение из общего источника. Исконное родство и заимствования.

  8. Мифологические интерпретации возникновения языка.

  9. Теория внезапного возникновения языка. Теория языка жестов.

  10. Языковые универсалии.

  11. Ностратические языки.

  12. Язык как осевой элемент функционирования этнической культуры.

  13. Формирование письменного языка как инструмента аналитического описания.

  14. Лингвистические традиции древности. Особенности и общие черты.

  15. Психолингвистические механизмы фасцинации

  16. Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре.

  17. Коммуникативные функции дидактических жанров в религиозном общении в древности.

  18. Мифопоэтические истоки первых концепций языка


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»


Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

Дисциплина Древние языки и культуры

Специальность (направление) 031100.62 «Лингвистика» (бакалавриат)
курс 1 семестр 2 форма обучения очная учебный год 2009-2010

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Балаганина Л. Н., Лапчинская Т. Н., Мартынова В. А., Савина О. Ю., Соловьёва И. Н., Фёдорова М. А., Чудова И. В., Широкова И. А
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры французской филологии, «28» июня 2013, протокол №11 Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconД. В. Шапочкин лингвокультурология
Д. В. Шапочкин. Лингвокультурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 031100. 62...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62
Рабочая программа учебной дисциплины «Страноведение первого иностранного языка»
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconПояснительная записка Курс истории зарубежной литературы рассчитан...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры Западноевропейских языков и переводоведения от...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенным в гос/фгос
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconРабочая программа для студентов направления 035700. 62 «Лингвистика»
Андреева К. А. Методология лингвистического исследования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconС. Е. Емельянова древние языки и культуры
Емельянова С. Е. Древние языки и культуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031100. 62 Лингвистика,...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Лингвистика (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск