Скачать 413.59 Kb.
|
ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации Томарева И.Г. История и культура Великобритании Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100.62 «Лингвистика»
Волгоград 2010 Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «История и культура Великобритании» «История и культура Великобритании», как дисциплина, определяемая вузом, относится к гуманитарному циклу и является дисциплиной по выбору, читается в семестре, трудоемкость дисциплины - 66 часов, из них 36 аудиторных ( лекционных), 30 самостоятельное обучение,зачет в семестре. Дидактические единицы по учебной дисциплине «История и культура Великобритании» ДЕ 1. История Великобритании ДЕ 2. Культура Великобритании 1.2. Целью учебной дисциплины «История и культура Великобритании» является усвоение студентами базовых знаний по истории и культуре Великобритании, приближенные к фоновым знаниям носителей языка. Эти знания станут основой общих и профессиональных компетенций, необходимых специалисту при решении задач установления, поддержания и развития межкультурной коммуникации с представителями англоговорящих стран и выполнения посреднических (медиативных) функций при контактах российских представителей государственных, муниципальных и экономических структур с зарубежными партнёрами. Основными задачами данного учебного курса являются: • пополнить и систематизировать страноведческие и культурологические знания студентов о Великобритании; • сформировать у студентов цельное представление о национальной и культурной специфике страны; • способствовать пониманию и осмыслению взаимосвязи между происходившими историческими процессами, событиями, явлениями культурной жизни, произведениями искусства и литературы и развитием языка; • расширить общий кругозор студентов, помочь им лучше понять культурные реалии стран изучаемого языка, необходимые для повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов. Изучение дисциплины «История и культура Великобритании» предусматривает включение следующих вопросов: • ключевые процессы и события, происходившие в политической истории Великобритании; • этапы развития и характерные черты изобразительного искусства, архитектуры и зодчества. 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения предмета «История и культура Великобритании» студент должен знать:
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
Студент должен приобрести следующие навыки: проведения эмпирических исследований культурологического характера;
1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу (например, гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный) и междисциплинарные связи Дисциплина «История и культура Великобритании» относится к гуманитарному циклу и является дисциплиной по выбору. Дисциплина «История и культура Великобритании» тесно взаимосвязана с дисциплинами «Практический курс первого иностранного языка», «Практикум по межкультурной коммуникации», «Практикум по культуре речевого общения», «Страноведение». Все эти дисциплины взаимодополняют друг друга и служат достижению конечной цели – подготовке специалистов данного профиля. 1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «История и культура Великобритании» (66ч.) на 2010 – 2011 уч. год. для студентов БкЛ-100
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины В данный раздел включены все учебно-методические материалы (УММ) для проведения практических занятий, для организации самостоятельной работы студентов, а также учебники и учебно-методические пособия, рекомендуемые преподавателем в данном семестре. Лекция 1. Ранняя история Британских островов до I века н. э. Период римского владычества Предмет и основные понятия курса. Периодизация истории Англии. Основные родоначальники современного населения Британских островов – иберийцы, носители мегалитической культуры (III тысячелетие до н. э.). Древнее искусство. Сооружения Эйвберли и Стоунхендж. Вторжение кельтских племён (VI в. до н. э. - I до н. э.). Структура их общества, образ жизни. Друиды. Искусство кельтов. Влияние кельтского языка на английский язык. Экспедиции Цезаря в Англию. Вторжение императора Клавдия. Римская Британия (43 г. н. э. – 407 г.). Процесс романизации, её основные черты и итоги. Падение римского владычества. Римское искусство на территории Британии. Основные понятия: Celt, Druid, romanization, king Лекция 2. Англо-саксонский период Заселение британских островов англами, саксами, ютами и фризами. Ранние англосаксонские королевства (Кент, Уэссекс, Суссекс, Мерсия, Нортумбрия). Возникновение феодализма. Возвышение Уэссекса. Объединение англосаксов в одно государство (829 г.) при короле Экберте. Христианизация страны (конец VI в.), её влияние на быт, нравы, культуру и язык общества. Набеги датчан и сопротивление врагу. Король Альфред Великий (871-899). Новые методы ведения войны, культурный подъём в период его правления. Англия как часть державы Кнута Великого (1016-1035). Эдуард Исповедник (1042-1066). Основные понятия: England, William the Conqueror Лекция 3. Англия в XI-XIII веках. Норманны и Плантагенеты до Эдуарда II Норманнское вторжение, битва при Гастингсе (1066). Итоги и значение завоевания Англии норманнами. Правление Вильгельма Завоевателя. Перепись населения и «Книга страшного суда». Насаждение политических институтов феодализма. Рост монашества. Борьба за трон после смерти Вильгельма I. Генрих II (1154-1189) и Анжуйская империя. Король и архиепископ Бекет. Формирование народности и языка. Ричард I Львиное сердце и его участие в крестовом походе. Король Иоанн Безземельный (1199-1216) и «Великая хартия вольностей» (1215). Правление Генриха III (1216-1272). «Оксфордские провизии» (1258). Гражданская война (1263-1267). Реформатор Симон де Монфор. Зарождение парламента (1265) и становление u1089 сословной монархии. Воцарение Эдуарда I (1272-1307). Реформа законов. Покорение Уэльса (1282-1284) и захватнические войны в Шотландии. Восстание Уильяма Уоллеса. Изгнание евреев. Развитие науки, литературы и архитектуры. Романский стиль и специфические черты английской романтики. Легенды о короле Артуре, баллады о Робине Гуде. Строительство Тауэра, Виндзорского дворца и ряда кафедральных соборов. Создание Оксфордского (1167) и Кембриджского (1209) университетов. Основные понятия: the Norman Conquest of Britain, The Battle of Hastings, the Domesday Book, Thomas Becket, Canterbury Cathedral, Oxford University, Cambridge University Лекция 4. Разрушительный XIV век и XV век. Время правления последних Плантагенетов, Ланкастерской и Йоркской династий Бесславное правление Эдуарда II (1307-1327). Сокрушительное поражение англичан в Шотландии (1314). Эдуард III (1327-1377). Эпоха рыцарства. Кодекс «рыцарей Круглого стола», Орден подвязки. Причины, этапы и итоги Столетней войны с Францией (1337-1453). Чёрная смерть (1348-1350) и последствия вспышки чумы. Чёрный принц. Рост и усиление парламента. Правление Ричарда II (1377-1399). Джон Гонт и Королевский совет. Крестьянское восстание под предводительством Уота Тайлера (1381): причины, повод, требования масс, уроки. «Тирания» Ричарда II. Джон Уиклиф и лолларды. Приход к власти ланкастерской династии (1399-1461). Волнения в разных частях страны. Восстание лоллардов и Джон Олдкастл. Успехи военных действий Генриха V во Франции. Династическая война Алой и Белой роз (1455-1485). Йоркская династия (1461-1485). Финансовая реформа Эдуарда IV, безуспешные притязания на французскую корону и попытки вторжения в Шотландию. Судьба Эдуарда V. Двухлетнее правление Ричарда III (1483-1485). Битва при Босуорте. Вытеснение французского языка. Расцвет художественной литературы (Уильям Лэнгленд и Джеффри Чосер, романы артуровского цикла). Начало книгопечатания (Уильям Кэкстон). Пьесы-мистерии. Расцвет народного песенного творчества, стенописи, портретной живописи. Английская готика. Развитие промышленности. Создание предпосылок победы капиталистических отношений и формирования английской нации. Основные понятия: Magna Charta, Barons, The Hundred Years’ War, The Black Death, the official language, The Peasants’ Revolt, The Wars of the Roses |
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Рабочая программа учебной дисциплины «Страноведение первого иностранного языка» | Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт | Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Балаганина Л. Н., Лапчинская Т. Н., Мартынова В. А., Савина О. Ю., Соловьёва И. Н., Фёдорова М. А., Чудова И. В., Широкова И. А | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры французской филологии, «28» июня 2013, протокол №11 Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика» Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине «Механика» для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 05) Педагогическое образование... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине «Астрономия» для студентов направления подготовки 050100 – Педагогическое образование, профиля подготовки... |