Скачать 166.73 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт филологии и журналистики Кафедра немецкой филологии С.Е. ЕмельяноваДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРЫУчебно-методический комплекс.Рабочая учебная программа для студентов направления 031100.62 Лингвистика. Форма обучения - очнаяТюменский государственный университет 2013 Емельянова С.Е. Древние языки и культуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031100.62 - Лингвистика, очной формы обучения. Тюмень, 2013, 13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Введение в германистику [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой немецкой филологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: завкафедрой немецкой филологии, к.ф.н. Соловьева И.В.© Тюменский государственный университет, 2013. © Емельянова С.Е., 2013.
Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины - дать представление о системе и специфике германских языков, об основных этапах их развития и подготовить студентов для успешного усвоения курса «История немецкого языка». Задачи курса: познакомить студентов с инновационными тенденциями развития германских языков в сопоставлении с индоевропейской языковой системой; сформировать у студентов навыки чтения, перевода, а также фонетического и лексико-грамматического анализа текстов древних письменных памятников на готском языке. Место дисциплины в учебном процессе: Дисциплина «Древние я зыки и культуры» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Требования ГОС: В результате изучения курса студент должен знать: правила чтения на готском языке, основные закономерности в области германского вокализма и консонантизма; основные тенденции развития в области морфологии и синтаксиса в германских языках. Студент должен иметь представление: об истории и культуре древних германцев, о классификации древних языков, об этапах становления сравнительно-исторического языкознания и приёмах сравнительно-исторического метода.
3*. БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТА
Тема 1. Этапы становления сравнительно-исторического языкознания. Возникновение сравнительно-исторического метода в трудах Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма, А.Х. Востокова. Понятие родства языков и языка – основы. Гипотезы установления родства языков (теория «родословного дерева» А. Шлейхера, теория «волны» И. Шмидта; теория субстрата). Сравнительно-исторический метод, его достоинства и недостатки. Методика сравнительно-исторического анализа. Ареал как область распространения одинаковых языковых признаков. Понятие изоглоссы. Понятие внешней и внутренней реконструкции, установление относительной хронологии. Сравнительно-исторический метод на современном этапе. Тема 2. Состав индоевропейской семьи языков. Классификация германских народов и языков. Гипотезы исторической прародины индоевропейского праязыка и индоевропейского народа. Состав и классификация индоевропейской семьи языков. Языки кентум и сатэм. Теория происхождения германцев. Первые сведения о древних германцах. Тема 3. История развития письменности у германцев. История германской письменности. Руническая письменность. Её происхождение, характер и роль у древнейших германцев. Старшие и младшие (скандинавские) руны. Древнейшие рунические надписи. Роль латинского письма в истории германской письменности. Готская письменность и готские письменные памятники. Особенности готской орфографии. Правила чтения. Тема 4. Особенности индоевропейского консонантизма и германские инновации в системе согласных. Фонемный состав согласных индоевропейских языков. Первое (общегерманское) передвижение согласных. Датировка, порядок и причины первого передвижения согласных (психологическая, географическая теории, теория субстрата). Исключения из первого передвижения согласных. Закон Вернера. Роль первого передвижения согласных. Второе (древненемецкое) передвижение согласных. Датировка и распространение второго передвижения согласных. Его значение для немецкого консонантизма. Переход германского глухого спиранта p в звонкий d. Тема 5. Особенности индоевропейского вокализма и германские инновации в системе гласных. Фонемный состав гласных индоевропейских языков. Система древнегерманских кратких и долгих гласных в связи с индоевропейским вокализмом. Спонтанные изменения германских ударных гласных. Комбинаторные изменения германских ударных гласных. Преломления. Перегласовки. Корневое ударение. Закон конца слов и изменение в системе германского безударного вокализма. Аблаут и его роль в словообразовании и словоизменении. Тема 6. Индоевропейские черты в системе германского глагола. Германские инновации в категориях и спряжении глагола. Морфологическая структура глагольных форм и особенности спряжения в германских языках. Классы сильных и слабых глаголов. Претерито-презентные глаголы. Нестандартные (нерегулярные) глаголы. Основные глагольные категории. Тема 7. Индоевропейские черты в системе имени существительного. Германские инновации в категориях и склонении существительных. Морфологическая структура слова и особенности склонения в германских языках. Система именных основ и тенденция её развития в германских языках. Тема 8. Индоевропейские черты в системе имени прилагательного. Германские инновации в категориях и склонении прилагательных. Сильное и слабое склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Употребление сильной и слабой форм прилагательных. Тема 9. Индоевропейские черты в системе местоимения. Германские инновации в склонении местоимения Общая характеристика местоимения как класса. Характеристика отдельных лексико-грамматических групп местоимений: личное местоимение 1л. и 2л. Особенности их склонения и происхождения. Личное местоимение третьего лица. Возвратные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные, относительные и неопределенные местоимения. Особенности их образования, склонения и употребления. Тема 10. Числительные в германских языках. Количественные числительные. Специфика их образования и склонения. Порядковые числительные, их образование и склонение. Тема 11. Словообразование в германских языках. Общеевропейская лексика в словарном составе германских языков. Специфика германской лексики; слова, не имеющие этимологических соответствий в других индоевропейских языках; ранние заимствования из кельтских и латинского языков.Структурные типы слов в германской лексике. Словопроизводство. Суффиксация и префиксация в системе существительного, глагола, прилагательного. Словосложение. Основные модели сложных слов. Тема 12. Синтаксис предложения в германских языках. Структура простого предложения; группа подлежащего; группа сказуемого. Синтаксические обороты: абсолютные конструкции; конструкция accusativus cum infinitivo. Сложноподчиненное предложение. Основные типы придаточных предложений. Порядок слов в придаточных предложениях. Особенности бессоюзных придаточных предложений. 5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Состав индоевропейской семьи языков. Классификация германских народов и языков.
Занятие 2. История развития письменности у германцев.
Занятие 3. Особенности индоевропейского консонантизма и германские инновации в системе согласных. 1. Первое передвижение согласных. 2. Второе передвижение согласных. 3. Закон Хольцмана. 4. Западно-германская геминация. Занятие 4. Особенности индоевропейского вокализма и германские инновации в системе гласных. 1. Особенности индоевропейского вокализма и германские инновации.
Занятие 5. Индоевропейские черты в системе германского глагола. Германские инновации в категориях и спряжении глагола 1. Развитие грамматических категорий глагола в германских языках. 2. Морфологическая классификация глаголов. Занятие 6. Индоевропейские черты в системе имени существительного. Германские инновации в категориях и склонении существительных. 1. Развитие грамматических категорий имени существительного. 2. Типы склонения существительных. Занятие 7. Индоевропейские черты в системе имени прилагательного. Германские инновации в категориях и склонении прилагательных.
Занятие 8. Индоевропейские черты в системе местоимения. Германские инновации в склонении местоимения.
Занятие 9. Числительные в германских языках.
Занятие 10. Словообразование в германских языках.
Занятие 11. Синтаксис в германских языках.
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. Тематика рефератов
1. Современные германские языки, их классификация и распространение. 2. Система германского консонантизма и ее характерные отличия от общеиндоевропейской системы согласных. 3. Периодизация истории германских языков. 4. Общегерманское передвижение согласных. Закон Вернера. 5. Методы исследования германских языков. 6. Судьба звонких спирантов. Ротацизм. 7. Древние литературные источники по истории германцев. 8. Древневерхненемецкое передвижение согласных. 9. Племенные группировки древних германцев. 10. Судьба индоевропейских сонантов. 11. Общественный строй германцев в эпоху Цезаря и Тацита. 12. Западногерманская геминация. Закон Хольцмана. 14. Древнейшие германские государства. 15. Ареальные особенности германских согласных. 16. Руническое письмо и его разновидности. 17. Этимологические соответствия германских индоевропейских гласных. 18. Древние германские языки, их классификация и распространение. 19. Индоевропейские черты и германские инновации в категориях существительного. 20. Важнейшие памятники письменности у древних германцев. 21. Спонтанные изменения гласных в древних германских языках. 22. Комбинаторные изменения гласных в древних германских языках. 23. Древнегерманская лексика. Общий корнеслов у германских языков. 25. Ареальные особенности германских гласных. 26. Словарные заимствования в германских языках. 27. Редукция безударных гласных. Закон конца слов. 28. Образование вестготского и остготского королевств и их роль в судьбе Римской империи. 29. Грамматические категории имени. Система именных основ. 30. Обычаи, нравы и верования древних германцев. 31. Классы местоимений. Местоименное склонение. 32. Великое переселение народов. 33. Две формы склонения прилагательных. Степени сравнения. 34. Начало изучения германских языков. 35. Особенности числительных в германских языках. 36. Понятия родства языков и языка-основы. 37. Грамматические категории глагола. Именные формы глагола. 38. Памятники на готском языке. 39. Сильные глаголы и их морфологические признаки. 40. Прошедшее время слабых глаголов и их морфологические признаки. 41. Свидетельства о германских языках в дописьменный период. 42. Претерито-презентные глаголы.
8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
Дополнительная литература
Лекции читаются в мульмимедийных аудиториях 301, 416, 418. |
Древние языки и культуры Древние языки и культуры: рабочая программа / авт сост. П. А. Семенов – спб.: Ивэсэп, 2012. – 40 с | Учебно-методический комплекс «Древние языки и культуры» для студентов заочного отделения пи юфу Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет | ||
Программа курса «древние языки и культуры» Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории античного общества, истории античной культуры, создание... | Рабочая программа Наименование дисциплины Специальное страноведение Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «История», «Древние языки и... | ||
Программа наименование дисциплины Древние языки и культуры (1,2,3 уровни) Уметь: переводить с латинского языка на русский язык (и обратно) со словарем и без словаря; анализировать морфемный состав и этимологию... | Учебно-методический комплекс дисциплины древние языки и культуры... Умкд примерными образцами заданий на экзамен в связи с разработкой нового стандарта умкд кгпу им. В. П. Астафьева | ||
Программа вступительного экзамена по научной специальности 10. 02.... Дисциплина «Германские языки» относится к обязательному циклу «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» по направлению... | На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы Вступительный экзамен в аспирантуру по специальностям 10. 02. 04 – Германские языки, 10. 02. 05. – Романские языки, 10. 02. 19. –... | ||
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке... «Основная общеобразовательная школа №17 п. Михайловка Советского района» Ставропольского края | На уроках литературы «Корень учения горек», говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит.... | ||
Контрольная работа По информатике Тема: «Информационно поисковые языки» Целью данной работы является исследование эффективности поиска в Интернете сведений на тему «Информационно поисковые языки», в качестве... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 04 германские языки Филологические науки (специальность 10. 02. 04 – германские языки) Министерства образования Российской Федерации 2008 г и в соответствии... | ||
Система сибилянтов в адыгских языках (синхронно-диахронный анализ)... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер... «Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники йоги и крийи. Систематический курс (в трех томах). Том III. Мастер курс»:... | ||
Языки городской культуры Защита состоится «13» ноября 2007 года в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 11 по философским наукам при... | Языки программирования высокого уровня в основной школе В прошлом году нам предложили два новых языка программирования Scratch lego mindstorms. В нашем лицее мы преподавали и то, и другое.... |