На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы





НазваниеНа подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы
Дата публикации10.03.2015
Размер85.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации

Кафедра теории языка и межкультурной коммуникации

Требования

к вступительным и кандидатским экзаменам

по специальностям 10.02.04. – германские языки,

10.02.05. – романские языки,

10.02.19. – теория языка

Калининград

2009

1. Вступительный экзамен
1.1. Содержание вступительного экзамена.
Вступительный экзамен в аспирантуру по специальностям 10.02.04 – Германские языки, 10.02.05. – Романские языки, 10.02.19. – Теория языка предполагает:

1. ответ на два теоретических вопроса (на русском языке);

2. беседу по вступительному реферату.

На подготовку отводится 40 минут.
1.2. Теоретические вопросы.
1. Принципы и методика сравнительно-исторического языкознания.

2. Основные проблемы когнитивной лингвистики.

3. Генеалогическая классификация языков. Общая характеристика германских языков.

4. Теория языка В. фон Гумбольдта.

5. Младограмматическое направление в языкознании.

6. Теория языка Ф. де Соссюра.

7. Структуралистское направление в лингвистике.

8. Теория речевых актов в лингвистике.

9. Понятие дистрибуции, дистрибутивный анализ.

10. Трансформационная генеративная грамматика.

11. Компонентный анализ.

12. Основные проблемы лингвистики текста.

13. Основная характеристика прагматических исследований в лингвистике.

14. Фонологическая концепция Н.С. Трубецкого.

15. Теории происхождения языка.

16. Проблема определения фонемы в лингвистике.

17. Проблема классификации частей речи в английском / немецком / французском языке.

18. Категория члена предложения, инвентарь членов предложения в английском / немецком / французском языке, их структурные характеристики и семантика.

19. Теория словосочетания в английском / немецком / французском языкознании.

20. Проблема определения предложения в немецком / английском / французском языкознании.

21. Основные модели предложения в немецком / английском / французском языке.

22. Теория коммуникативного / актуального членения предложения.

23. Функциональная стилистика. Функциональные стили.

24. Общая характеристика сложного предложения. Проблема классификации сложных и придаточных предложений в английском / немецком / французском языке.

25. Структурно-семантические модели образования слов в английском / немецком / французском языке.

26. Варьирование в языке. Стандартный язык, национальные варианты языка, региональные варианты языка.

27. Сленги (арго). Молодежный сленг (арго) в современном немецком / английском / французском языке.

28. Профессиональные языки, термины в английском / немецком / французском языке.

29. Заимствования в немецком / английском / французском языке.

30. Фразеология в английском / немецком / французском языке.

Литература:

  1. Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. М., 1999.

  2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998.

  3. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975.

  4. Арнольд В.И. Стилистика современного английского языка. - Л., 1973.

  5. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. М., 1973

  6. Березин Ф.М. История русского языкознания. М., 1979.

  7. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. М., 2000.

  8. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1998.

  9. Гвишиани Н.Б. Современный английский язык: Лексикология. М., 2000

  10. Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. М., 1974.

  11. Звегинцев В.А. Хрестоматия по истории языкознания. М., 1957.

  12. Козьмин О.Г., Богомазова Т.С. Теоретическая фонетика немецкого языка. М., 1990.

  13. Лоя Я.В. История лингвистических учений. М., 1968.

  14. Москальская О.И. Теоретическая грамматика современного немецкого языка. М., 2004.

  15. Ноздрина А.А., Богатырева Н.А. Стилистика современного немецкого языка (на немецком языке). М., 2005.

  16. Шарафутдинова Н.С. Теория и история лингвистической науки. М., 2007.

  17. Шевелева Л.В. Лексикология современного немецкого языка. М., 2004.

  18. Шевченко Т.И. Теоретическая фонетика английского языка. М., 2006



1.3. Требования к вступительному реферату
В качестве вступительного реферата предоставляется текст дипломной работы соискателя.

Тема дипломной работы должна отражать актуальные проблемы межкультурной коммуникации, перевода и переводоведения, теории и методики преподавания иностранных языков.

Дипломная работа имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.


Структурная часть дипломной работы


Содержание дипломной работы

Титульный лист

См. стр. 5

Содержание

Развернутый план дипломной работы с указанием страниц

Введение (2 -3 стр. машинописного текста)

Обоснование темы, ее актуальность, определяются предмет и объект исследования, формулируется гипотеза, определяются цели и задачи, методологическая основа работы, дается краткий обзор ее структурных элементов.

Основная часть




I глава

Теоретическое обоснование темы на основе анализа изученной литературы: история изучаемой проблемы, уровень разработанности проблемы в теории и практике, выводы к главе.

II глава

Описательная часть: изложение хода практического исследования, обоснование выбора методов исследования и их характеристики, интерпретация результатов исследования, выводы к главе.

Заключение (2 – 3 стр. машинописного текста)

Обобщение основных положений дипломной работы, рекомендации относительно возможностей использования материалов или экспериментальных результатов исследования.

Список использованной литературы

По правилам оформления библиографических записей, не менее 50 источников

Приложения

Материал экспериментальных данных, таблицы, схемы, глоссарий и т.д. Включение приложения в структуру дипломной работы по теории и методике преподавания иностранного языка является обязательным


Требования к оформлению текста дипломной работы


  1. Текст дипломной работы выполняется только на русском языке.

  2. Общий объем дипломной работы составляет 75 страниц (не считая приложений).

  3. Дипломная работа должна быть напечатана на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А4 через 1,5 интервала; размер шрифта – 14 Times New Roman; с полями: левое – 30 мм., правое – 10 мм., верхнее и нижнее по 20 мм.

  4. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным частям работы: введению, заключению, списку использованной литературы и приложениям.

  5. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между названиями главы и параграфа.

  6. Страницы текста дипломной работы пронумерованы арабскими цифрами в середине верхнего поля страницы (начиная с третьей страницы – Введение). Титульный лист и оглавление не нумеруются.

  7. Заголовки пишутся с прописной буквы. Точка в конце заголовка не ставится. Нельзя подчеркивать и переносить на другую строку слова в заголовках.

  8. При отсылке к произведению, описание которого включено в список использованной литературы, в тексте дипломной работы после упоминания о нем (прямо или косвенно) проставляют в круглых скобках фамилию автора (без инициалов), год издания и после двоеточия – номер соответствующей страницы, например: (Иванов 1996: 27 – 29). Сноски на информацию более общего характера могут приводиться без указания страниц: (Wrode 1982). При ссылках на два источника и более, следующих друг за другом, в сносках используется выражение «Там же. С. 105». Сноски коллективного характера оформляются следующим образом: (см.: Иванов 1970, Петров 1983, Тарасов 1990).

  9. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к изданиям на русском языке, сокращенные внутритекстовые ссылки могут быть оформлены также следующим образом: (Иванов, 1996, с. 27 – 29) или [19, с. 53], где в квадратных скобках дается номер источника, под которым он приводится в списке использованной литературы, а после запятой – номер страницы, если дана прямая цитата. Выбор варианта оформления ссылки согласовывается с руководителем дипломного сочинения и должен быть единообразным во всей работе.

  10. Список использованной литературы оформляется по правилам, подробно охарактеризованным на с. 6.

  11. Список таблиц и иллюстраций нумеруется по порядку в соответствии с их расположением в тексте работы. Иллюстрации могут быть размещены как на страницах с текстом, так и на отдельных страницах, которые в таком случае нумеруются в общем порядке.

  12. Объем страниц теоретической и практической части дипломной работы рекомендуется в равном соотношении страниц, при превышении соответствия указанному объему дипломный материал следует помещать в приложение.

  13. Дипломная работа должна быть представлена в сброшюрованном виде.



Образцы оформления библиографических записей

(для списка использованной литературы)
1. Многотомные издания:
- издание в целом: Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 2 т. – М.: Искусство, 1967 – 1971.
- отдельный том: Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 2 т. – М.: Искусство, 1969. – Т. 2. – 326 с.
2. Однотомные издания:
- книги одного, двух и более авторов:

Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. – М.: Наука, 1990. – 108 с.

Антонов В.И., Дмитриева Н.К. Символ как культурологическая категория // РАУ. – М.: Луч, 1992. – 32 с.

Госс В.С., Семенюк Э.Л., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.
- книги под общей редакцией:

Общая методика обучения иностранным языкам в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.А. Миролюбова. – М.: Высшая школа, 1984. – 240 с.
- сборник с коллективом авторов:

Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / Научно-исслед. НИИ высшего образования; Отв. ред. Н.Н. Нечаев. – М.: НИИВО, 1995. – 156 с.

3. Статьи из журналов
Милосердова Е.В. Как важно быть вежливым, говоря на иностранном языке // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 4. – С. 104 – 106.

Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 1999. – Вып. 17. – С. 22 – 29.
4. Диссертации, авторефераты диссертаций
Панасюк А.Ю. Психологические основы утверждающего воздействия в профессиональной деятельности: Дис. … д-ра психол. наук. – М., 2002. – 178 с.

Иванова Е.Л. Коммуникативный подход при обучению говорению взрослых: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 16 с.
5. Электронные ресурсы
- справочная, учебная литература на электронных носителях

Интернет шаг за шагом (Электронный ресурс): Интерактивный учебник. – СПб.: ПитерКом, 1997. – [Заглавие с этикетки диска].
- Интернет-ресурсы

Российское образование в 2001 году: Аналитический обзор. – Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/uprav/obzor.html.


1.4. Критерии оценки ответа на теоретический вопрос


  1. Демонстрация знаний основных понятий по излагаемой проблеме.

  2. Изложение различных точек зрения и концепций с указанием авторов.

  3. Владение соответствующей научной терминологией.

  4. Логичность и последовательность презентации подготовленного материала.


Система оценивания:

  1. Все 4 критерия соответствуют – «5»

  2. 4-й критерий не соответствует – «4»

  3. 2-й критерий не соответствует – «3»

  4. 1-й критерий не соответствует – «2»


1.5. Критерии оценки вступительного реферата
1. Содержание оценивается по следующим критериям:

- объем и качество проработки изученного материала;

- логичность и связность изложения;

- владение методикой научного исследования;

- самостоятельное обобщение изученного материала;

- язык изложения (соответствие научному стилю, работа с терминами).

2. Оформление. Критериями являются:

- объем выполненной работы;

- структура работы;

- наличие технических недочетов (орфография и пунктуация, форматирование текста, опечатки, оформление библиографии, цитат).

3. Членами комиссии оцениваются также:

- общая лингвистическая и научно-методическая начитанность соискателя;

- степень ориентации в теме исследования;

- реакция на задаваемые вопросы и замечания по содержанию реферата и глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время беседы;

- ясность изложения материала;

- полнота изложения;

- риторика (выразительность, громкость и четкость речи).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconЭкзамен по русскому языку (письменный и устный) для абитуриентов-иностранцев...
Продолжительность устного ответа на экзамене – 15 минут (+ 15 минут на подготовку ответа)
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconИнструкция по выполнению работы На выполнение тестирования по английскому...
«Чтение» содержит 1 задание на установление соответствия между заголовками текста и их содержанием. Рекомендуемое время на выполнение...
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconУрок 9/26 подробно
Оценивается каждый ученик по количеству правильных ответов (по ходу отмечается отдельным учеником в подготовленном списке-таблице)....
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconИнструкция по выполнению работы
Работа состоит из двух частей. В первой части 16 заданий, во второй – На выполнение всей работы отводится 4 часа. Время на выполнение...
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconЭкзаменационная работа по алгебре
Работа состоит из двух частей. В первой части 16 заданий, во второй – На выполнение всей работы отводится 4 часа. Время на выполнение...
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconИнструкция по выполнению тестов по дисциплине «Управленческая психология»...
На выполнение задания в форме тестов по курсу «Управленческая психология» отводится 120 минут
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант теста в 2012-2013 учебном году для воспитателей доу, предлагаемый для установления соответствия уровня квалификации...
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант теста в 2012-2013 учебном году для социальных педагогов, предлагаемый для установления соответствия уровня...
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconО режиме работы школы Для четкой организации труда учителей и школьников
Начало занятий в 8 часов 30 минут. В 8 часов 15 минут – утренняя зарядка. Предварительный звонок на первый урок в 8 часов 25 минут....
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconПожелания для организаторов олимпиады по истории
Работу выполняют учащиеся 9-11 -Х классов. На выполнение работы отводится 90 минут
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconИнструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей. В...
Работа состоит из двух частей. В первой части 18 заданий, во второй – На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут)
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconПлан введение Глава Научно-теоретические основы возрастных особенностей детского творчества
Теоретические и методические вопросы организации творчества у школьников разных возрастов на уроках изобразительного искусства
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconИнструкция для учителя На выполнение работы отводится 2 урока (90...
...
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconЭкзаменационные вопросы Теоретические вопросы
Свойства и характеристики электрического поля (напряженность, потенциал, напряжение, диэлектрическая проницаемость)
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconИнструкция для учащихся: Работа состоит из 36 заданий. На ее выполнение отводится 60 минут
В заданиях типа а из предложенных вариантов ответов выберите единственный правильный
На подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы iconТест для родителей. Говорите ли вы ребенку следующую фразу?
Общее время выполнения 180 минут, в т ч на тесты 60 минут, на задачи 120 минут


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск