Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки)





НазваниеСловообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки)
страница1/4
Дата публикации23.07.2013
Размер0.56 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

Черкесова Захура Барисбиевна

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НЕЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ СЛОВ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОМ ЯЗЫКЕ

10.02.02 – языки народов Российской Федерации (тюркские языки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Нальчик - 2012

Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук «Институт гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра РАН»

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор

Гузеев Жамал Магомедович

Официальные оппоненты: Алиева Тамара Казиевна,

доктор филологических наук профессор,

ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский

государственный университет», профессор

кафедры карачаевской и ногайской филологии


Ишбердин Эрнс Файзрахманович,

доктор филологических наук профессор,

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный

университет», профессор кафедры восточных

языков

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Дагестанский

государственный университет»

Защита состоится 13 апреля 2012 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.076.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата филологических наук при ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» по адресу: 360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова»

(360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

Автореферат разослан марта 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Татьяна Александровна Чепракова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Начиная с 80-х годов ХХ в., языковеды стали признавать самостоятельной частью речи, кроме междометий, еще модальные слова. Ряд лингвистов эти части речи включали в состав служебных частей речи (Розенталь 1967: 270-283; Калмыкова 1973: 271-318), остальные же – как и междометий, к третьей, безымянной группе (Тихонов 1981: 388-391; Филиппов 1981: 406-410; Дудников 1990: 205; Холодов 2001: 274-277 и др.).

В состав частей речи подражательные слова включились в последнюю очередь и поныне находятся то в разряде служебных частей речи (Калмыкова 1973: 310-318), то в разряде знаменательных частей речи (Баскаков 1976: 107), то в разряде группы безымянных частей речи (Тихонов 1981: 187-188).

Впервые в языкознании эти части речи отграничены от служебных частей речи и в «Грамматике современного башкирского литературного языка» (ГСБЛЯ) названы «экспрессивно-эмоциональными частями речи» (ГСБЛЯ 1981: 323), хотя в ней и не объясняется отличие их от служебных частей речи. Этот вопрос решается Ж.М. Гузеевым в его вузовском учебнике (Гузеев 2006: 251-267).

Уровень исследования словообразования частей речи в различных языках соответствует уровню исследования их грамматических, лексических и стилистических особенностей. Как в русистике, так и в тюркологии основательным исследованием охвачено лишь словообразование основных знаменательных частей речи. Что касается не основных знаменательных (местоимений и имен числительных) и незнаменательных частей речи, то словообразованию их не посвящена ни одна работа. Правда, в ряде научных грамматик имеются отдельные сведения об образовании некоторых из них. Например, об образовании послелогов от прилагательных, наречий, форм глаголов, модальных слов от наречий, имен прилагательных и личных форм глагола, междометий от глаголов и имен существительных. Однако в них ничего не говорится о том, по каким способам образуются эти части речи. Исключение составляет лишь ГСБЛЯ, где отмечается, что послелоги образуются путем конверсии (т.е. семантико-морфолого-синтаксичекской разновидностью семантического способа словообразования), а подражательные слова – способом редупликации (Максютова 1981: 304; Ишмухаметов 1981: 347).

Специальных исследований, посвященных словообразованию ни одной незнаменательной части речи (ни служебной, ни экспрессивно-эмоциональной), ни в тюркологии, ни в русистике нет.

Словообразование этих частей речи в тюркологии (за исключением модальных слов) рассматривается лишь Ф.А. Ганиевым (1995: 512-521) и Ж.М. Гузеевым (2006: 251-267) в очень сжатом виде.

Ф.А.Ганиев показывает на достоверном языковом материале образование междометий, послелогов, частиц и союзов путем конверсии, подражательных слов словосложением, послелогов еще аффиксацией, а междометий - словосложением. Однако он считает, что «в союзы могут переходить только некоторые частицы» (Ганиев 1995: 521). Между тем, судя по данным словарей татарского языка, в союзы переходят еще местоимения (ни «что» (мест.) → ни (союз), числительные (бер «один» (числ.) → бер (союз), наречие (башлыча, аеруча «особенно» (нар.) → башлыча, аеруча (союзы), глагольные формы (эйтерсен, диярсен (прич. буд. вр. 2-го л.) → эйтерсен, диярсен (союзы), местоименные слова вопросительного типа (кем «кто» (мест.) → кем (союз. сл.), нича «сколько» (мест.) → ничэ (союз. сл.).

Основные вопросы словообразования незнаменательных слов на материале карачаево-балкарского языка Ж.М. Гузеев характеризует правильно, хотя и описательно.

Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность выбранной темы.

Гипотеза исследования заключается в том, что словообразовательная система незнаменательных частей речи карачаево-балкарского языка базируется на собственных словообразовательных моделях, так как тюркологическая наука не располагает аналогичными работами. При формировании собственной словообразовательной системы производится определенная дифференциация моделей, учитывающая различные фономорфологические трансформации словообразовательных маркеров.

Специфика инвентаря словообразовательных моделей указанных частей речи карачаево-балкарского языка состоит также в свойственной только ему конкретной частотности и продуктивности функционирования данного инвентаря.

Методологической базой для исследования послужили теоретические положения, представленные в трудах ведущих специалистов-тюркологов, русистов и германистов (В.В.Виноградова, А.Н.Кононова, Н.К.Дмитриева, Н.М.Шанского, Д.Н.Шмелева, А.А.Юлдашева, Е.С.Кубряковой, В.В.Лопатина, М.А.Хабичева, В.Г.Гак, Ж.М.Гузеева, Ф.А.Ганиева, В.Д.Аракина, Ю.А.Жлуктенко, А.Я.Загоруйко и др.).

Материалом исследования явились лексические единицы карачаево-балкарского, а также ряда тюркских языков. Сбор языкового материала для анализа осуществлялся методом сплошной выборки на каждый способ словообразования незнаменательных слов. Источниками материалов исследования послужили тюркско-русские и толковые словари карачаево-балкарского, киргизского, казахского, татарского, башкирского, узбекского, азербайджанского языков, а также текстовые примеры, выбранные из художественных произведений балкарских и карачаевских авторов.

Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое исследование в тюркском и русском языкознании словообразования незнаменательных частей речи, осуществленное на материале современного карачаево-балкарского языка. Помимо общеизвестных способов словообразования в работе впервые в тюркском языкознании комплексно исследуется образование служебных и экспрессивно-эмоциональных частей речи всеми разновидностями семантического способа словообразования: лексико-семантической, семантико-морфологической и семантико-морфолого-синтаксической.

Предметом диссертационного исследования являются способы образования незнаменательных частей речи карачаево-балкарского языка, а объектом изучения – незнаменательные части речи.

Цель исследования – определение способов словообразования каждой незнаменательной части речи карачаево-балкарского языка.

Сформулированная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

1)установить словообразовательные отношения между знаменательными и незнаменательными частями речи и самими незнаменательными словами;

2)выявить и описать способы словообразования каждой незнаменательной части речи;

3)сравнить способы словообразования знаменательных и незнаменательных слов и выявить их различия;

4) уточнить словообразовательную сущность конверсии и выработать критерии разграничения узуальной и окказиональной конверсии;

5)определить критерии разграничения разновидностей семантического способа словообразования;

6)разграничить образование незнаменательных слов разными вариантами морфологического способа словообразования;

7) выявить и разграничить лексико-грамматические и грамматические омонимы, образованные путем конверсии и лексикализации грамматических форм слов;

8) разработать критерии лексикализации грамматических форм слов и перехода слов из одной части речи в другую без изменения внешней формы.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке и описании критериев разграничения разновидностей морфологического и семантического способов словообразования незнаменательных слов в тюркских языках, в использовании относительно нового структурно-семантического, теоретического подхода к описанию словообразовательных моделей их в карачаево-балкарском языке, исследование которых способствует углублению изучения словообразовательной системы не только карачаево-балкарского, но и тюркских языков в целом.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы при написании новых грамматик тюркских языков, школьных и вузовских учебников, сравнительных работ по лексикологии, а также найти практическое применение в составлении вузовских спецкурсов по словообразованию. Материал диссертации может использоваться в лексикографической практике для составления общефилологических словарей и словарей омонимов.

Методы исследования обусловлены его целью, задачами и характером изучаемого материала. Общая методология работы основана на описательном методе, дополненном элементами структурно-семантического, сравнительно-исторического, логического методов.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

  1. Незнаменательные части речи разделяются на служебные и экспрессивно-эмоциональные (междометия, модальные и подражательные слова).

  2. Словообразовательная система незнаменательных частей речи карачаево-балкарского языка имеет определенные модели и типы как формально-семантические схемы построения слов, позволяющих отличать производные основы от производящих.

  3. Большинство слов незнаменательных частей речи образовано способами словосложения и семантическим.

  4. Семантический способ словообразования включает три разновидности: лексико-семантическую, в основе которой лежит распад полисемии; семантико-морфологическую, опирающуюся на лексикализацию грамматических форм слов и словосочетаний, и семантико-морфолого-синтаксическую, которая осуществляется путем конверсии. По первой из которых незнаменательные слова вообще не образуются.

  5. Из всех незнаменательных частей речи аффиксальным способом образуются, только послелоги, притом редко.

  6. Экспрессивно-эмоциональные слова обладают большим словообразовательным потенциалом, чем служебные.

  7. Субстантивация, адъективация и подобные им явления связаны с двумя разновидностями семантического способа словообразования: семантико-морфологическим и семантико-морфолого-синтаксическим.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждены на заседании сектора карачаево-балкарского языка Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, а также на международных научных конференциях «Кавказские языки: генетико-типологические общности и ареальные связи» (Махачкала 2010), «Словообразование в тюркских языках. Проблемы и исследования» (Казань 2010) всероссийских научных конференциях «Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа» (Карачаевск 2011), «Наука и устойчивое развитие» (Нальчик 2011), «Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и вопросы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа» (Карачаевск 2010) отражены в пяти опубликованных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка сокращений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, ее научная новизна, формулируются цель и задачи работы, представляются основные положения, выносимые на защиту, методы исследования, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава «Проблемы разграничения знаменательных и незнаменательных слов, образованных от них без изменения их формы», посвящена разграничению служебных имен и имен существительных, служебных имен и послелогов, глаголов и служебных глаголов, экспрессивно-эмоциональных слов и служебных слов.

Служебные слова – это особая группа имен существительных, употребляющихся с аффиксом принадлежности 3-го л. ед.ч. и служащих вторым компонентом изафетного словосочетания: ал(лы) «перёд, передняя часть, сторона чего-л.», жан(ы) «бок, боковая сторона, место около чего-л.», тыш(ы) «внешняя, наружная сторона чего-л.» и др. Одни исследователи считают их «чистыми послелогами» (Азимов и др. 1966: 103; Покровская 1966: 129), другие – «именными послелогами» (Убрятова 1966: 420), третьи – «послелогами, изолированными формами знаменательных слов» (Баскаков 1966а: 294; 1966б: 315; Калмыкова 1973: 279-290), четвертые – «послеложно-именными словами» (Хаджилаев 1963: 69; 1976: 292-300; Хабичев 1966: 227), пятые (их большинство, мнение которых, как нам кажется, наиболее приемлемо) видят в них особую группу служебных слов, занимающих промежуточное положение между послелогами и именами существительными и определяют их как «служебные имена». Отсутствие единства в понимании сущности служебных имен между тюркологами отразилось и в их лексикографической разработке: в одних общих словарях они квалифицируются как имена существительные, в других – как послелоги, в-третьих – как наречия, а в-четвертых – как значения соответствующих знаменательных слов, от которых они образованы.

Анализ фактов показывает, что служебные слова в подавляющем большинстве случаев в составе изафетного словосочетания сохраняют свое лексическое значение (1). Служебные имена лишь в исключительных случаях могут быть отнесены к послелогам (2). В тюркских языках встречаются словосочетания (вторым, т.е. ведущим, компонентом их является служебное имя), выступающие в роли служебных слов, например: кар.-балк. юй аллы «двор», жаз башы «весна», жастыкъ тыш «наволочка»; казах. ёз алдына «самостоятельно», сёз басы «предисловие» и др. (3).

При составлении общих словарей тюркских языков должны учитываться все эти три момента, и служебные имена надо рассматривать как отдельный разряд имен существительных. Одна из их особенностей, как уже указывалось, заключается в том, что они почти всегда употребляются с притяжательными аффиксами, что также должно быть отражено в словаре.

Образцом разработки служебных имен является, на наш взгляд, «Толковый словарь карачаево-балкарского языка» (в трех томах), ср.:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconСистема сибилянтов в адыгских языках (синхронно-диахронный анализ)...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 04 германские языки
Филологические науки (специальность 10. 02. 04 – германские языки) Министерства образования Российской Федерации 2008 г и в соответствии...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconОсновная образовательная программа, реализуемая в Кабардино-Балкарском...
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки Языки народов России...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconН. В. Максимов, И. В. Прохоров
Охватывает весь спектр знаний. Дескрипторные информационно-поисковые языки. Дескрипторные информаци­онно-поисковые языки основаны...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconПрограмма вступительного экзамена по научной специальности 10. 02....
Дисциплина «Германские языки» относится к обязательному циклу «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» по направлению...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconНа подготовку отводится 40 минут. Теоретические вопросы
Вступительный экзамен в аспирантуру по специальностям 10. 02. 04 – Германские языки, 10. 02. 05. – Романские языки, 10. 02. 19. –...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconОпубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ
Охватывает весь спектр знаний. Дескрипторные информационно-поисковые языки. Дескрипторные информаци­онно-поисковые языки основаны...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальностей
Русская литература, 10. 01. 09 Фольклористика, 10. 02. 01 Русский язык, 10. 02. 02 Языки народов Российской Федерации (татарский...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconКафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации
«Онтология и теория познания», 09. 00. 05 «Этика», 10. 01. 01 «Русская литература», 10. 01. 09 «Фольклористика», 10. 02. 01 «Русский...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconЛингвокультурный концепт «МӘХӘББӘТ» (любовь) в татарской языковой...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconКонспект лекций лекция: су бд access Определение бд. Основные функции банков данных. Объекты бд
Охватывает весь спектр знаний. Дескрипторные информационно-поисковые языки. Дескрипторные информаци­онно-поисковые языки основаны...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconКонтрольная работа По информатике Тема: «Информационно поисковые языки»
Целью данной работы является исследование эффективности поиска в Интернете сведений на тему «Информационно поисковые языки», в качестве...
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconДревние языки и культуры
Древние языки и культуры: рабочая программа / авт сост. П. А. Семенов – спб.: Ивэсэп, 2012. – 40 с
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconКафедры
Антропонимия сибирских татар в сравнительно-историческом освещении 10. 02. 02 Языки народов РФ (татарский язык)
Словообразование незнаменательных слов в карачаево-балкарском языке 10. 02. 02 языки народов Российской Федерации (тюркские языки) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 «Филология»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск