Скачать 1.15 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки 032700 Филология Профиль подготовки Зарубежная филология (тюркские языки и литературы) Квалификация (степень) бакалавр Форма обучения очная Чебоксары 2011 г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 «Филология» и профилю подготовки «Зарубежная филология (тюркские языки и литературы)» (далее – ООП ВПО). ООП ВПО представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 34 от 14 января 2010 г., а также с учетом рекомендованной профильным учебно-методическим объединением примерной основной образовательной программы от 29 декабря 2010 г. ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки студентов по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования. Социальная роль (миссия) ООП ВПО заключена в подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов и научно-педагогических кадров, способных к практической реализации полученных знаний, знающих основы национальной культуры, достижения мировой культуры, способных самореализовываться, трудиться во благо сохранения и развития чувашского этноса, его традиций, языка. Главная цель ООП ВПО – подготовка творческой, научной интеллигенции, способной создать единое культурное пространство в условиях политической и идеологической многополярности и транскультуризма. Задачами направления подготовки, вытекающие из его социальной роли и целей, являются: 1) повышение образовательного и культурного уровня жителей Чувашской Республики, диаспоры, России в целом; 2) всестороннее, морально-духовное развитие студенческой молодежи, сочетающее духовное богатство, моральную чистоту, физическое и психическое здоровье; 3) создание условий, способствующих саморазвитию, самосовершенствованию и конкурентоспособности каждого студента. Нормативный срок освоения ООП (по очной форме обучения), включая последипломный отпуск, составляет 4 года. Трудоемкость освоения студентом ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Филология», включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП, составляет 240 зачетных единиц. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ Область профессиональной деятельности выпускника. Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 032700 «Филология» осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления. Специфика профессиональной деятельности бакалавра по профилю «Зарубежная филология (тюркские языки и литературы)» связана с углубленным изучением современных тюркских языков (турецкий язык), их литературы и культуры. Данный профиль предполагает подготовку специалистов для научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений (вузов, колледжей, гимназий, школ, имеющих тюркологическую направленность), культурных учреждений (туристических и иностранных фирм), сферы межкультурной коммуникации (отделы внешних связей, переводческая деятельность, пресса). Объекты профессиональной деятельности выпускника. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 032700 «Филология» являются: языки (отечественные - чувашский и зарубежные – тюркские языки) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах; художественная литература (отечественная – чувашская и зарубежные – тюркские литературы) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах; различные типы текстов – письменных (произведения литературы, публицистики, рекламы), устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная и письменная коммуникация. Виды профессиональной деятельности выпускника. Бакалавр по направлению подготовки 032700 «Филология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях; педагогическая в системе общего и среднего специального образования; прикладная (например, переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации, социально-гуманитарной деятельности; проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах. Задачи профессиональной деятельности выпускника Бакалавр по направлению подготовки 032700 «Филология» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность: научные исследования в области филологии с применением полученных теоретических и практических знаний; анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций отдельных языковых, литературных и коммуникативных явлений и процессов, всех типов текстов, включая художественные, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований; участие в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований; педагогическая деятельность: проведение учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования; подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик; распространение и популяризация филологических знаний и воспитательная работа с учащимися; прикладная деятельность: сбор и обработка (в том числе организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение) языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; создание на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (например, устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет; официально-деловой, публицистический, рекламный текст); работа с документами в учреждении, организации или предприятии; доработка и обработка (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование) различных типов текстов; подготовка обзоров; участие в составлении словарей и энциклопедий, выпуске периодических изданий, работе с архивными материалами; перевод различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках; осуществление устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной (общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурными сообществам) и межнациональной, реализующейся между народами (лингвокультурными сообществами) Российской Федерации; проектная деятельность: разработка проектов по созданию экспозиций для литературных и литературно-художественных музеев; разработка проектов, связанных с поддержанием речевой культуры населения; разработка филологических проектов для рекламных и PR-кампаний; разработка проектов, связанных с креативной деятельностью учащихся в рамках кружков детского творчества, создание сценариев литературных игр, литературно-драматических и поэтических фестивалей; организационно-управленческая деятельность: подготовка необходимых для вышеперечисленных форм деятельности средств и материалов; организация самостоятельного трудового процесса; участие в организации и проведении различных типов семинаров, конференций, деловых и официальных встреч, консультаций, переговоров, в подготовке материалов к публикации. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ООП ВПО Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения ООП ВПО выпускник должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК): - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); - способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4); - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6); - умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7); - осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8); - умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); - владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13); - владение основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14); - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15). б) профессиональными (ПК): общепрофессиональными: - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1); - владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2); - свободное владение основными изучаемыми языками в его литературной форме (ПК-3); - владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4); по видам деятельности: в научно-исследовательской деятельности: - способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); - способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6); - владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7); - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8); в педагогической деятельности: - умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10); - готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11); в прикладной деятельности: - владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12); - владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-14); в проектной деятельности: - владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15); в организационно-управленческой деятельности: - умение организовывать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16). 4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ООП ВПО В соответствии со Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ, п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО по данному направлению подготовки содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом, рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); другими материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. 4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки бакалавра по направлению 032700 «Филология»
|