Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период





НазваниеДуховно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период
Дата публикации12.10.2014
Размер82.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Ж.А. Подольская, г. Юрьев-Польский
Духовно-нравственное воспитание в народных школах

Владимирской губернии в пореформенный период
Вопросы духовно-нравственного воспитания сегодня особенно актуальны. В школах активно вводится в практику преподавание предмета «Основы православной культуры». Ежегодно проводятся разного уровня конкурсы, конференции для учителей и учащихся с целью активизации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Интерес вызывает постановка вопроса процесса воспитания в дореволюционных народных школах и способы его решения. До революции в учебных заведениях был наиважнейший предмет Закон Божий, который ставил своей целью обучение истинам религии и правилам нравственности, основанным на религиозном учении. Учебный день в школах начинался чтением утренних молитв. Во время утренней молитвы должен был присутствовать учитель. По возможности, священник посещал школу именно в это время. Первый после молитвы урок посвящался наставлению в Законе Божьем. Во время молитвы и первого урока перед классной иконой должна была гореть лампадка1.

Следует отметить, что Программа по Закону Божьему была довольно сложной. В начальную школу поступали в основном дети безграмотные. Поневоле преподавание ограничивалось заучиванием наизусть молитв, кратких сведений из катехизиса, а также отдельных эпизодов из священной истории. Отмечалось, что такое преподавание страдало бедностью Евангельского духа. Указывалось, «в целях религиозно-нравственного развития детей следовало бы больше сообщать им сведений из учения Христа Спасителя, особенно его нагорную проповедь, притчи понятные детскому уму и сердцу»2.

Интересно воспоминание В.В. Розанова о проблемах получения религиозного просвещения в учебном заведении: «Для меня были трудны молитвы (кроме как-то бессознательно усвоенных «Отче наш», «Богородице» и «Царю небесный») «Утренняя», «Отходя ко сну», «Ангелу хранителю» и 90-й псалом. Молитву нужно изучать, молясь, т.е. слушая или читая: и эта азбучная истина должна быть известна в каждой семье. Но, во всяком случае, распространить эту истину есть задача приходского священника, а затем законоучителя и учебного заведения. Я, выучивши молитвы таким же способом, как таблицу умножения, - на много лет, на очень долго потерял способность и так сказать вкус к молитве. Мы до такой степени привыкли со словом «молитва» соединять понятие «наизусть», и именно с раннего детства, с ранней муки, - что для нас если не «наизусть», то и не «молитва». Это совершенно нелепое представление, и воспитывается оно школой»3.

На учительском съезде, который проходил в августе 1903 г. в городе Егорьевске был поднят вопрос о средствах, которые должны были содействовать более успешному достижению целей преподавания Закона Божьего в начальной школе: «Значение Закона Божьего, прежде всего воспитательное. В деле воспитания преимущественное значение перед словом имеет пример воспитателя, поэтому воспитатель заботиться не об одном усвоении учениками предмета, но и о влиянии на ученика примером собственной жизни. Истинная религиозность, молитвенная настроенность, участливая сострадательность, христианское незлобие - все это воспринимается сердцем и не со слова, а с примера. Большое значение в религиозно - нравственном воспитании имеет также молитва, отрешающая человека от земли и возводящая ум и сердце его к Богу. Необходимо, чтобы в основу всякого разумного обучения были положены: наглядность, естественность и постепенный переход от легкого к более трудному»4.

На самом деле, не все учителя и священнослужители с заботой относились к своим подопечным. Например, в Костеревкой школе Покровского уезда обучал Закону Божьему отец Сергий Альбицкий. Педагогические приемы у отца Сергия были суровые и запоминались на всю жизнь. Особый страх вызывала березовая линейка, имевшая квадратную форму. О способах использования этого «учебного пособия» мы узнали следующее: «После того, как я пришел в себя, - говорит «герой» этой истории, - учитель спокойно достал из своего кошелька несколько копеек и, отдав их мне, сказал: «Иди в магазин и купи мне новую линейку, выбери поровнее и покрепче». Я безоговорочно побежал выполнять требование учителя. Через 10 минут учитель рассматривал в своих руках линейку. Похвалил меня, что я выбрал ровный квадрат, а потом сказал: «А вот насколько она отвечает второму условию, сейчас проверим», и снова ударил меня этим квадратом по голове почти изо всей силы. Линейка выдержала, не сломалась. «Молодец, хорошую линейку купил. Садись на место», - сказал он мне самодовольным тоном»5. Такое отношение к воспитанникам противоречило преподаваемым истинам.

Священник-законоучитель признавался первым руководящим лицом в религиозно-нравственном воспитании учащихся. Законоучитель «может и не иметь высшего богословского академического образования, но должен быть человек честный, добрый, умный, твёрдой нравственной жизни, истинно-верующий и умеющий просто и сердечно беседовать с учениками об истинах религии на уроках Закона Божия, так, чтобы ученики видели и чувствовали, что он сам действительно верует в то, чему учит»6.

В процессе воспитания на предмете Закона Божьего необходимо было научить детей разбираться в том, что хорошо и что дурно. Следовало довести до сознания детей, что относиться к другим без уважения и сочувствия, завидовать, гордиться и т.п. недостойно истинного христианина. Необходимо было направлять обучение так, чтобы дети ясно понимали, что истины веры и нравственности они должны знать исключительно для того, чтобы жить согласно истинам веры и нравственности, а не для того только, чтобы хорошо их помнить7.

Таким образом, законоучителя должны были показывать своим примером, что такое хорошо и что такое плохо. В то же время наблюдались и проблемы в воспитании учащихся. Учителям начальных городских и сельских училищ Суздальского уезда в 1912 году указывалось на следующие недостатки в воспитании детей: школьники не всегда ведут себя благопристойно в храме, что вызывает неудовольствие и осуждение со стороны местного населения 8. Это показатель того, что дети не всегда понимали суть молитв, и естественно это сказывалось и на их поведении в церкви.

Во многих школах учащиеся даже в старших отделениях обнаруживали непростительное незнание первоначальных молитв и грубейшие искажения отдельных слов. Отцы- законоучители обычно объясняли это тем, что после того, как молитвы были разучены в свое время в младших отделениях, они не имели более времени повторять с ними пройденное, отчего дети и позабыли то, что прежде знали. Во многих школах учащиеся даже в старших отделениях не только не умели произнести полных титулов Особ Российского Царствующего Дома, но не знали даже имен Государя Императора, Государынь Императриц и Наследника Престола.

Воспитание детей в школе предусматривало и опрятность учеников, так как они по окончании учебного заведения выходили в жизнь, где им обязательно пригодятся привитые навыки санитарно-гигиенических норм. Однако в некоторых школах учителя мало обращали внимание на опрятность детей, которые имеют вид совсем заброшенных: «Лица и руки их не вымыты, волосы не в порядке, платье грязно и все в дырах. На учебных принадлежностях их лежит отпечаток той же неряшливости, - Училищный Совет предлагал учителям обратить на это внимание, так как школа должна научить своих питомцев опрятности, которую они впоследствии должны внести в обычай в повседневной их жизни. «Бедность не всегда бывает пороком, но неряшливость всегда - порок, и очень печальный и вредный»9.

Архиепископ Владимирский и Суздальский в октябре 1911 г. обратился к господину Директору народных училищ Владимирской губернии с предложением проведения мероприятий по решению вопроса воспитания: «Для поднятия религиозно-нравственной настроенности и любви к храму Божию в народе, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение: 1) чтобы учители и учительницы народных училищ Владимирской губернии оказывали содействие законоучителям в их религиозно-нравственном воздействии на школьников своею доброю жизнью: религиозностью, соблюдением постов и уставов православной церкви, неопустительным посещением богослужения, беседами с детьми о предметах веры и благочестия; 2) чтобы вменено было в непременную обязанность учащим в народных училищах неопустительно посещать с учащимися храм Божий в воскресенье и праздничные дни; 3) чтобы из училищных библиотек были изъяты книги и брошюры, так или иначе могущие развращать детей…»10. В документк видим перечень предложенных мероприятий, который указывает на объединение усилий по духовно-нравственному воспитанию священнослужителей и учителей.

В протоколе заседания комиссии Юрьевского уездного училищного совета были записаны следующие меры к укреплению добрых начал нравственности в среде учащихся в народных училищах: «1) Выписать для народных училищ уезда ученические библиотеки религиозно-нравственного и патриотического содержания на сумму до 20 рублей на каждую школу; 2) Предложить учащим вести с учениками беседы на темы религиозно-нравственного содержания; 3) Чтобы беседы эти не носили случайного характера, назначить для них один определенный час в неделю и придать этим беседам характер объяснительного чтения в помощь урокам русского языка; 4) Учащие лица в большинстве случаев сами мало подготовлены к беседам такого рода, для этого необходимо выписать в учительские библиотеки для руководства книги религиозно-нравственного содержания»11.

Были предложены также и такие меры: «1) Строго соблюдать, чтобы учащие начальных училищ своею личностью и поведением всегда и во всем служили для своих учеников примером доброй нравственности, аккуратного исполнения своего долга и обязанностей; 2) Не оставлять без внимания ни одного, даже малейшего проступка учеников и выяснять провинившимся, а в некоторых случаях и всем ученикам неприглядности допущенного ими проступка и тот вред, который происходит или может произойти от него; 3) Устраивать собеседование законоучителей и учителей с родителями учащихся о том вреде, который они причиняют своим детям дурными поступками и грубыми выходками; 4) Обращение учащихся с детьми должно быть вежливое и сердечное. Они должны обращать внимание на то, чтобы и дети обращались друг с другом вежливо и относились доброжелательно».

В Александровском уезде указывалось на введение, при материальной поддержке со стороны содержателей училищ, экскурсий по святым и историческим местам России. Также было обращено внимание на значимость сотрудничества школы с родителями: «… Школа только тогда будет иметь возможность поднять нравственный уровень учащихся до должной и желательной высоты, когда будет иметь поддержку со стороны родителей в деле воспитания своих питомцев». Было написано такое обращение Александровского училищного совета к родителям учащихся в начальных школах уезда: «К Вашей помощи, родители, обращается Совет: окажите свое содействие в воспитании детей своих, чтобы из них вышли люди богобоязненные, трудолюбивые, к Вам и к старшим уважительные. Школа одна без Вас не в силах воспитать детей: только при Вашем постоянном попечении о детях из них могут выйти люди порядочные. Одной из первых Ваших обязанностей должно быть наблюдение за тем, чтобы дети молились Богу утром и вечером и перед обедом и ужином; в праздники же следует посылать детей в церковь молиться. К старшим учите детей относиться почтительно и при встрече с ними кланяться: тогда и Вас в старости они будут почитать. От произношения скверных слов удерживайте их и сами старайтесь при детях не сквернословить. Животных: лошадей, собак, кошек и птиц и прочих не велите мучить, ведь и они создания Божии, и в писании сказано: «Блажен, иже и скот милует». К вину детей с малых лет не приучайте и курение табаку возбраняйте. Вино и табак губят здоровье человека, но особенно вредны они для детей, которые еще растут. Не позволяйте детям посещать разные вечеринки, где они ничему доброму научиться не могут. В школу заставляйте детей ходить аккуратно и только разве по болезни оставляйте их дома. Всем этим советам последуйте, и Бог поможет, чтобы дети Ваши выросли Вам на утешение»12.

Не случайно такое обращение к родителям, так как семья и отношения в семье являются основой воспитания ребенка.

Таким образом, перечисленные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся в учебных заведениях Владимирской губернии в пореформенный период имели актуальность. В упоминаемых уездных школах можно проследить единство и схожесть мер решения данного вопроса, некоторые из которых можно использовать сегодня в современной школе.

Примечания: 1 Программа учебных предметов для церковно-приходских школ. С-Пб.,1903. 2 Свод трудов местных комитетов по 49 губерниям Европейской России. Просвещение / Петерсон Н. Л. С-Пб., 1904. С. 56-57. 3 Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995. С. 80-81. 4 Одинцов А. Учительский съезд. М., 1904. С. 5-6. 5 Чернов Г.И. Страницы прошлого. Владимир, 1970. С. 55. 6 www.bogoslov.ru/text/453126.html Преподавание Закона Божьего в учебных заведениях России до 1917 года. 7 Одинцов А. Учительский съезд. М., 1904. С. 5-6. 8 ГАВО. Ф. 449. Оп. 1. Д. 476. Л. 5. 9 Там же. Л.5. 10 Там же. Л. 4. 11 Там же. Л. 9. 12 ГАВО. Ф. 449. Оп. 1. Д. 476. Л. 11-13.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconОтраженное «Я» в структуре самосознания
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной...
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconМетодические разработки по проведению занятий кукольного театра
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной...
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconПрограмма развития на период 2011-2015 г г
Реализация компетентностного подхода в профильном обучении старшеклассников через духовно-нравственное воспитание и
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconПоложение о Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества...
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной...
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconРусской Православной Церкви Администрация Томской области Духовно-нравственное...
Материалы 18-ых Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconОб утверждении муниципальной программы «Патриотическое и духовно-нравственное...
Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на территории Чернушинского...
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период iconДуховно-нравственное воспитание школьников
Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова...
Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период icon«Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки технологии и изобразительного искусства»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск