Методические разработки по проведению занятий кукольного театра





Скачать 287.56 Kb.
НазваниеМетодические разработки по проведению занятий кукольного театра
страница1/3
Дата публикации06.07.2013
Размер287.56 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дом детского творчества

городского округа город Буй Костромской области
Методические разработки

по проведению занятий кукольного театра

Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной деятельности

Информация об авторе:

Кудрявцева Марина Александровна,

педагог дополнительного образования,

педагог-организатор

I квалификационной категории


Буй

2012
АННОТАЦИЯ

Данные учебно-методические разработки содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях реализации внеурочной деятельности в начальной школе, технологические карты занятий, планы конспектов занятий, дидактические материалы, репертуар.

Представленные материалы стали результатом работы над методической темой «Кукольный театр как универсальное средство формирования нравственных качеств ребёнка» и исследования проблемы использования устного народного творчества в условиях реализации внеурочной деятельности в начальной школе и апробированы на 1-2 классах классах МОУ СОШ № 13 г. им. Р.А. Наумова г. Буя Костромской области в пилотном режиме в 2010-2012 г. в рамках общекультурного  направления.

Методическая разработка адресована педагогам-организаторам, методистам, а также учителям начальных классов общеобразовательных школ, возможно использование занятий для внеурочной деятельности как в школе условиях интегрированного и инклюзивного обучения детей, так и для духовного воспитания в семье.


Методические материалы по использованию русской народной сказки при проведении занятий кукольного театра и при организации внеурочной деятельности младших школьников по теме: «Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной деятельности»: методическая разработка. / М.А. Кудрявцева, педагог дополнительного образования, педагог-организатор I квалификационной категории. – Буй, 2012. - 23 с.

СОДЕРЖАНИЕ


№ п/п




Страница

1.

Введение


3-5

2.

Конспект занятия 1

Тема: В гостях у кукольного театра


6-11

3.

Конспект занятия 2

Тема: Овладение навыками кукловождения на основе сказки «Репка».


12-17

4.

Конспект занятия 3

Тема: Работа над интонацией персонажей сказки «Теремок».


18-23

5.

Заключение

23

6.

Список использованных источников


24











ВВЕДЕНИЕ





… Взять бы всех родителей за руку и повести их в театр кукол, сказать им – смотрите, вот что может развить в душах ваших детей эстетическое восприятие мира, понимание прекрасного, сделать их добрыми, отзывчивыми, смелыми и честными – настоящими людьми.
Е.В. Сперанский


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что стандарт направлен на обеспечение: «…духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно осуществляется «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей».
Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с народным поэтическим словом. Я уверена, что театр, сказка поддерживают, воскрешают в маленьком человеке те нравственные нормы, которые в нем заложены природой. Нормы, соблюдая которые он бы нравился, был нужен, а значит, был счастлив.

Поэтому моя задача как педагога-организатора и педагога дополнительного образования - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро. Исходя из этого, важную роль играет подбор репертуара  кукольного театра – ведь это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Именно поэтому мною была разработана система занятий, построенная на использовании устного народного творчества, в том числе на русских народных сказках. На мой взгляд, эта система работы с младшими школьниками призвана решить актуальные современные задачи, важнейшими из которых являются задачи духовно - нравственного воспитания.
Цель методической разработки: Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру русской народной сказки средствами кукольного театра.
Задачи:

  1. Формировать интерес к театру кукол.

  2. Расширить кругозор исторических, экологических, литературологических знаний учащихся.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.

  4. Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

  5. Обогащать общекультурный опыт детей.


Структура занятия состоит из 3 частей:

Построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и  ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического.

Занятие состоит из 3 частей:

- вступительная часть – организационный момент. Психологический настрой. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев, рук, упражнения для развития речи.

-основная часть – практическая работа. Введение в тему. Работа над сказкой. Овладение техникой кукловождения, работа над установкой интонации сказочных персонажей.

-заключительная часть – рефлексия - подведением итогов. Выявление эмоционального настроя детей.

Методическое обеспечение:

     С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  1. Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  2. Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  3. Моральное поощрение инициативы и творчества;

  4. Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  5. Регулирование активности и отдыха (расслабления).

     На занятиях широко применяются следующие методы:

  1. Словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

  2. Метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи;

  3. Наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, презентациями, просмотр пьесы, показ образца движения куклы);

  4. Работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).



Занятие 1

Тема: В гостях у кукольного театра

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.

Задачи:

Образовательные: познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол.

Развивающие: развивать творческие способности и речь воспитанника.

Воспитательные: побудить детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии.
Год обучения - первый

Возраст - 1 класс.
Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы, образцы кукол, таблички со слогами, ширма, плащ - накидка, музыкальный центр, компьютер, слайды презентации (Презентация №1)


Этапы занятия и задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей


Этап №1

Организационный момент:

Знакомство с группой. Эмоционально психологический настрой детей.

5 мин




  • Проведение мини-тренинга на знакомство с детьми

О кукольном театре




  • Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом


Этап №2

Основной этап

Знакомство детей:

  • с видами театральных кукол:

- пальчиковые

- перчаточные

- тростевые

- марионетки

- куклы-тени

Систематизация знаний детей о перчаточных куклах, принципах вождения, движения.

Знакомство с конструкцией простейшей ширмы

25 минут.




  • Показ слайдов видов театральных кукол.

  • Создание проблемной ситуации, которую решают дети вместе с педагогом («Почему куклы имеют названия: пальчиковые, перчаточные, тростевые, куклы-тени?»).







  • Решение проблемных ситуаций

  • Знакомство с различными видами кукол

  • Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом: упражнений для пальчиков и развитие рук. Упражнения для развития техники речи.


Этап №3

Рефлексия. Подведение итогов.

5 минут




  • Выявление степени удовлетворенностии

  • Закрепление полученных знаний




  • Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом

  • Эмоциональная оценка детьми занятия (высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию)






Ход занятия:

I. Организационный этап

Педагог:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Александровна, я руководитель творческого объединения кукольный театр «Золотой ключик». С вами в течение всего учебного года я буду заниматься кукольным театром, а чтобы лучше познакомиться с тем, чем мы будем заниматься, сегодня мы совершим путешествие в театр. А попадём мы с вами в сказочный мир – театр кукол. А что такое театр кукол? Как вы думаете дети?

Ответ детей.

- Дети, вы когда-нибудь были на спектаклях кукольного театра.

Ответ детей.

- Чем же театр кукол отличается от других театров.

Ответ детей.

- Правильно, театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления. Итак, тема сегодняшнего занятия: "В гостях у кукольного театра". Отправляемся в путь.
II. Основной этап (Звучит музыка В гостях у сказки.)
Педагог: Дорогие зрители! Сказку послушать, не хотите ли? Сказку не простую, а кукольную.

Ответ детей.

Педагог: Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление - наше любимое зрелище. Откуда взялся этот удивительный мир? А корни его надо искать в древности с появлением кукол. Но точно сказать, когда они появились невозможно. При раскопках в Египте была найдена кукла, возраст ее более 4 тысяч лет. А вот кукол близких к театральным куклам делали по - особому , чтобы она могла совершать движения.

Показ слайдов о истории театра кукол..

В Египте куклами были небольшие статуэтки, которые приводились в движение веревочками. (Показывает слайд со статуэтками)

В древнем Риме устраивались шествия с огромными механическими куклами. (Показывает слайд с механическими куклами)

А куклы театра Индии - плоские фигурки театра теней. (Показывает слайд с фигурами теней)

В нашей стране это ручные куклы, которыми пользовались бродячие кукольники.

В нашем кукольном театре есть такие куклы. И наша задача - не только научиться ими управлять, но и изготавливать их, придумывать и ставить с ними сказки-спектакли.

(На столе стоит коробка, на котором лежат предметы: листок и кукла Петрушка. Все прикрыто накидкой.)

Педагог: Наш волшебная накидка поможет "оживить" наших кукол. Ребята, только у нас куда - то исчезли куклы и золотой ключик от театра. Они лежали на нашей коробочке. Здесь записка, давайте прочтем. (Читает)

"Ну что глупые девчонки, задиристые мальчишки, никогда вам не видать кукольных представлений! Ваш золотой ключик и куклы я надежно спрятала. Подпись, Баба Яга.

Педагог: Ребята ,может Петрушка знает где наши куклы?.Надо только накинуть на руку волшебный плащ. За ним оживает любая кукла.

(Надевает куклу на руку и накидку, проделывает с куклой действия).

Петрушка: Знаю, знаю, Это сделала Баба Яга. Она грозилась меня в печку бросить, если я вам буду помогать. Только я ее не боюсь. Помогу вам. Слушайте внимательно! Вы должны:

  1. Назвать волшебные слова, с которых обычно начинаются русские народные сказки.

  2. Сумейте "оживить" то, что достанется вам в коробочке

Справитесь - получите свои куклы и золотой ключик, который откроет вам удивительный мир сказок.

Педагог. Какие сказочные волшебные слова нужно сказать?

Ответ детей.

(Педагог снимает с руки перчаточную куклу и открывает коробку с куклами., педагог достаёт куклы из коробки).

Педагог: Дети, а в коробочке у нас хранятся театральные куклы. Да здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы: объемные и плоские; деревянные, пенопластовые, вязанные. Эти куклы все предназначены для показа сказок. Вот с таких кукол мы начнем знакомиться с кукольным театром. А теперь нам надо их "оживить"

А чтобы оживить ее надо многое о них узнать. По способу управления куклы делятся на верховых и напольных. Верховые куклы находятся над ширмой, а кукловод управляет снизу. Показ слайдов

Педагог: Напольные куклы находятся прямо на полу. Кукловод управляет ими на глазах у зрителей.

(Показывает слайд - рисунок)

Педагог: Дети, а куклы, которые у меня в руках, к какому виду относятся?

Ответ детей - верховые.

Педагог: Их ещё называют перчаточными. Стоит надеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики, с которыми мы и будем знакомиться на наших занятиях.

Дети, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой.

(Педагог проводит разминку кукловода. Дети повторяют движения за педагогом, выполняя упражнения для подвижности запястья.)

Задание:

Покрасим листок:

Верх - голубым цветом, а низ - зеленым.

В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки.

В центре нашего листка - теремок.

Слева - рисуем куст.

Справа - дерево.

Птички летают с куста на дерево.

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. На нашем воображаемом листе мы нарисовали теремок.

Еще актер- кукловод должен четко и красиво произносить речь персонажа. На занятиях мы тоже будем учиться четкости речи. А помогут нам в этом специальные упражнения.

(Проводится упражнение для отработки четкости речи.)

Озвучим наш рисунок.

Стоит терем - теремок.
Он ни низок - ни высок.
Кто в тереме живет? (показывает таблички с надписями .)все вместе медленно произносим звуки.
Пи - пи - пи (мышка)
Пых - пых - пых (ёжик)
Ква - ква - ква (лягушка)
Гав - гав - гав (собачка)
Ко - ко - ко (петушок)
Педагог: После такой разминки попробуем обучаться приемам вождения кукол. Но сперва надо научиться правильно одевать куклу на руку. Возьмите себе по кукле и посмотрите, как она сделана. Куклы-перчаточные отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая надевается на руку. Лучше куклу надевать на правую руку. Указательный палец вставьте в патронку в шее. Если это отверстие большое, вставьте в него два пальца: указательный и средний. Большой палец в одну руку куклы, остальные в другую.

Педагог: Молодцы! а теперь смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.

(Проводятся упражнения с куклой)

  1. Кукла идет - радостно, грустно.

  2. Наклоны головы и туловища.

  3. Повороты: налево, направо, быстро, медленно.

  4. Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.

  5. Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.


Педагог: Ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо еще многому научиться. На наших занятиях вы узнаете много секретов кукольного театра.

Вот мы и справились со вторым заданием. Мы "оживили" наших кукол, заставив их двигаться. Но ключика так и ненашелся.. Что - же делать дальше?

(На руке у педагога надета перчаточная кукла Петрушка. Педагог делает ею движения, как будто она что - то хочет сказать на ушко).

Педагог: Ребята, Петрушка нам что-то хочет сказать, только просит поместить его вот за эту небольшую накидку, так как в старые времена за такой же ширмой он вместе с друзьями выступал на площадях и ярмарках, в городах и деревнях.

(Педагог надевает накидку. И вот над ней появляется Петрушка.)

Петрушка:

Здрасьте, здрасьте, зрители!
Дети и родители,
Гости заезжие, господа приезжие!
Все собрались, никого не ждем
Тогда разговор начнем.

Петрушка: Что ребятки золотой ключик ищите? У меня он. Ответите, правильно на мои вопросы - получите его. Готовы?

Ответ детей: Готовы.

Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?

Ответ детей: Без куклы.

Петрушка: На какие виды делятся куклы по способу управления?

Ответ детей: Верховые и напольные.

Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку?

Ответ детей: Перчаточная.

Петрушка: Молодцы! Чудеса, да и только! Приглашаю вас всех один раз в неделю в школу кукольных наук". Нам такие способные кукловоды очень нужны!

Даю вам ключик от театра. До свиданья.
III. Заключительный этап.

Рефлексия
Педагог: Дети, у каждого из вас в руках перчаточная кукла – персонаж русской народной сказки. В нашем творческом объединении есть особое правило. После каждого занятия возвращать куклы в волшебную коробочку, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: "Что вы узнали сегодня, с чем познакомились, чему научились?" (дети друг за другом подходят к коробке, отвечают и возвращают куклу, педагог благодарит каждого)

Педагог: Мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и познакомились с главной героиней - куклой. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено. До свидания! И до встречи снова в мире сказки!

Занятие 2
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconПрограмма обучения по основам искусства кукольного театра является...
А. И. Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Играем в кукольный...
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические указания к проведению государственного экзамена по истории...
Актерское искусство в русском театре дорежиссерского периода. Российское режиссерское искусство
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические указания по проведению практических занятий для специальностей...
Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский учет на предприятиях со специальными режимами...
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconСценарий и постановка воспитателя
Инсценировка для кукольного театра, по «семейному сценарию» (ребёнком, с помощью родителей)
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мастер-класс по изготовлению кукол для кукольного театра из папье-маше (Атаулова)
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Конституционное право: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. С. Г. Негматова;...
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Правоведение: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. – Р. А. Абдуллаева;...
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра icon«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению...
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические указания по подготовке и проведению практических занятий...
Основы права: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. Р....
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические указания по подготовке и проведению семинарских, практических,...
История государства и права: Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических занятий и выполнению семестрового...
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические указания по проведению практических занятий на тему:...
М38 Введение в специальность. Пособие по выполнению практических занятий. Часть I. –М.: Мгту га, 2006. –56 с
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические разработки по различным вопросам организации педагогического...
Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей...
Методические разработки по проведению занятий кукольного театра iconМетодические указания по проведению практических занятий
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры технологий в сервисе и туризме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск