Скачать 287.56 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества городского округа город Буй Костромской области Методические разработки по проведению занятий кукольного театра Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной деятельности Информация об авторе: Кудрявцева Марина Александровна, педагог дополнительного образования, педагог-организатор I квалификационной категории Буй 2012 АННОТАЦИЯ Данные учебно-методические разработки содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях реализации внеурочной деятельности в начальной школе, технологические карты занятий, планы конспектов занятий, дидактические материалы, репертуар. Представленные материалы стали результатом работы над методической темой «Кукольный театр как универсальное средство формирования нравственных качеств ребёнка» и исследования проблемы использования устного народного творчества в условиях реализации внеурочной деятельности в начальной школе и апробированы на 1-2 классах классах МОУ СОШ № 13 г. им. Р.А. Наумова г. Буя Костромской области в пилотном режиме в 2010-2012 г. в рамках общекультурного направления. Методическая разработка адресована педагогам-организаторам, методистам, а также учителям начальных классов общеобразовательных школ, возможно использование занятий для внеурочной деятельности как в школе условиях интегрированного и инклюзивного обучения детей, так и для духовного воспитания в семье. Методические материалы по использованию русской народной сказки при проведении занятий кукольного театра и при организации внеурочной деятельности младших школьников по теме: «Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной деятельности»: методическая разработка. / М.А. Кудрявцева, педагог дополнительного образования, педагог-организатор I квалификационной категории. – Буй, 2012. - 23 с. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что стандарт направлен на обеспечение: «…духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно осуществляется «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей». Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с народным поэтическим словом. Я уверена, что театр, сказка поддерживают, воскрешают в маленьком человеке те нравственные нормы, которые в нем заложены природой. Нормы, соблюдая которые он бы нравился, был нужен, а значит, был счастлив. Поэтому моя задача как педагога-организатора и педагога дополнительного образования - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро. Исходя из этого, важную роль играет подбор репертуара кукольного театра – ведь это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Именно поэтому мною была разработана система занятий, построенная на использовании устного народного творчества, в том числе на русских народных сказках. На мой взгляд, эта система работы с младшими школьниками призвана решить актуальные современные задачи, важнейшими из которых являются задачи духовно - нравственного воспитания. Цель методической разработки: Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру русской народной сказки средствами кукольного театра. Задачи:
Структура занятия состоит из 3 частей: Построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Занятие состоит из 3 частей: - вступительная часть – организационный момент. Психологический настрой. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев, рук, упражнения для развития речи. -основная часть – практическая работа. Введение в тему. Работа над сказкой. Овладение техникой кукловождения, работа над установкой интонации сказочных персонажей. -заключительная часть – рефлексия - подведением итогов. Выявление эмоционального настроя детей. Методическое обеспечение: С целью создания условий для самореализации детей используется:
На занятиях широко применяются следующие методы:
Занятие 1 Тема: В гостях у кукольного театра ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре. Задачи: Образовательные: познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол. Развивающие: развивать творческие способности и речь воспитанника. Воспитательные: побудить детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии. Год обучения - первый Возраст - 1 класс. Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы, образцы кукол, таблички со слогами, ширма, плащ - накидка, музыкальный центр, компьютер, слайды презентации (Презентация №1)
Ход занятия: I. Организационный этап Педагог: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Александровна, я руководитель творческого объединения кукольный театр «Золотой ключик». С вами в течение всего учебного года я буду заниматься кукольным театром, а чтобы лучше познакомиться с тем, чем мы будем заниматься, сегодня мы совершим путешествие в театр. А попадём мы с вами в сказочный мир – театр кукол. А что такое театр кукол? Как вы думаете дети? Ответ детей. - Дети, вы когда-нибудь были на спектаклях кукольного театра. Ответ детей. - Чем же театр кукол отличается от других театров. Ответ детей. - Правильно, театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления. Итак, тема сегодняшнего занятия: "В гостях у кукольного театра". Отправляемся в путь. II. Основной этап (Звучит музыка В гостях у сказки.) Педагог: Дорогие зрители! Сказку послушать, не хотите ли? Сказку не простую, а кукольную. Ответ детей. Педагог: Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление - наше любимое зрелище. Откуда взялся этот удивительный мир? А корни его надо искать в древности с появлением кукол. Но точно сказать, когда они появились невозможно. При раскопках в Египте была найдена кукла, возраст ее более 4 тысяч лет. А вот кукол близких к театральным куклам делали по - особому , чтобы она могла совершать движения. Показ слайдов о истории театра кукол.. В Египте куклами были небольшие статуэтки, которые приводились в движение веревочками. (Показывает слайд со статуэтками) В древнем Риме устраивались шествия с огромными механическими куклами. (Показывает слайд с механическими куклами) А куклы театра Индии - плоские фигурки театра теней. (Показывает слайд с фигурами теней) В нашей стране это ручные куклы, которыми пользовались бродячие кукольники. В нашем кукольном театре есть такие куклы. И наша задача - не только научиться ими управлять, но и изготавливать их, придумывать и ставить с ними сказки-спектакли. (На столе стоит коробка, на котором лежат предметы: листок и кукла Петрушка. Все прикрыто накидкой.) Педагог: Наш волшебная накидка поможет "оживить" наших кукол. Ребята, только у нас куда - то исчезли куклы и золотой ключик от театра. Они лежали на нашей коробочке. Здесь записка, давайте прочтем. (Читает) "Ну что глупые девчонки, задиристые мальчишки, никогда вам не видать кукольных представлений! Ваш золотой ключик и куклы я надежно спрятала. Подпись, Баба Яга. Педагог: Ребята ,может Петрушка знает где наши куклы?.Надо только накинуть на руку волшебный плащ. За ним оживает любая кукла. (Надевает куклу на руку и накидку, проделывает с куклой действия). Петрушка: Знаю, знаю, Это сделала Баба Яга. Она грозилась меня в печку бросить, если я вам буду помогать. Только я ее не боюсь. Помогу вам. Слушайте внимательно! Вы должны:
Справитесь - получите свои куклы и золотой ключик, который откроет вам удивительный мир сказок. Педагог. Какие сказочные волшебные слова нужно сказать? Ответ детей. (Педагог снимает с руки перчаточную куклу и открывает коробку с куклами., педагог достаёт куклы из коробки). Педагог: Дети, а в коробочке у нас хранятся театральные куклы. Да здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы: объемные и плоские; деревянные, пенопластовые, вязанные. Эти куклы все предназначены для показа сказок. Вот с таких кукол мы начнем знакомиться с кукольным театром. А теперь нам надо их "оживить" А чтобы оживить ее надо многое о них узнать. По способу управления куклы делятся на верховых и напольных. Верховые куклы находятся над ширмой, а кукловод управляет снизу. Показ слайдов Педагог: Напольные куклы находятся прямо на полу. Кукловод управляет ими на глазах у зрителей. (Показывает слайд - рисунок) Педагог: Дети, а куклы, которые у меня в руках, к какому виду относятся? Ответ детей - верховые. Педагог: Их ещё называют перчаточными. Стоит надеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики, с которыми мы и будем знакомиться на наших занятиях. Дети, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой. (Педагог проводит разминку кукловода. Дети повторяют движения за педагогом, выполняя упражнения для подвижности запястья.) Задание: Покрасим листок: Верх - голубым цветом, а низ - зеленым. В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки. В центре нашего листка - теремок. Слева - рисуем куст. Справа - дерево. Птички летают с куста на дерево. Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. На нашем воображаемом листе мы нарисовали теремок. Еще актер- кукловод должен четко и красиво произносить речь персонажа. На занятиях мы тоже будем учиться четкости речи. А помогут нам в этом специальные упражнения. (Проводится упражнение для отработки четкости речи.) Озвучим наш рисунок. Стоит терем - теремок. Он ни низок - ни высок. Кто в тереме живет? (показывает таблички с надписями .)все вместе медленно произносим звуки. Пи - пи - пи (мышка) Пых - пых - пых (ёжик) Ква - ква - ква (лягушка) Гав - гав - гав (собачка) Ко - ко - ко (петушок) Педагог: После такой разминки попробуем обучаться приемам вождения кукол. Но сперва надо научиться правильно одевать куклу на руку. Возьмите себе по кукле и посмотрите, как она сделана. Куклы-перчаточные отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая надевается на руку. Лучше куклу надевать на правую руку. Указательный палец вставьте в патронку в шее. Если это отверстие большое, вставьте в него два пальца: указательный и средний. Большой палец в одну руку куклы, остальные в другую. Педагог: Молодцы! а теперь смотрите и повторяйте за мной движения под музыку. (Проводятся упражнения с куклой)
Педагог: Ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо еще многому научиться. На наших занятиях вы узнаете много секретов кукольного театра. Вот мы и справились со вторым заданием. Мы "оживили" наших кукол, заставив их двигаться. Но ключика так и ненашелся.. Что - же делать дальше? (На руке у педагога надета перчаточная кукла Петрушка. Педагог делает ею движения, как будто она что - то хочет сказать на ушко). Педагог: Ребята, Петрушка нам что-то хочет сказать, только просит поместить его вот за эту небольшую накидку, так как в старые времена за такой же ширмой он вместе с друзьями выступал на площадях и ярмарках, в городах и деревнях. (Педагог надевает накидку. И вот над ней появляется Петрушка.) Петрушка: Здрасьте, здрасьте, зрители! Дети и родители, Гости заезжие, господа приезжие! Все собрались, никого не ждем Тогда разговор начнем. Петрушка: Что ребятки золотой ключик ищите? У меня он. Ответите, правильно на мои вопросы - получите его. Готовы? Ответ детей: Готовы. Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре? Ответ детей: Без куклы. Петрушка: На какие виды делятся куклы по способу управления? Ответ детей: Верховые и напольные. Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку? Ответ детей: Перчаточная. Петрушка: Молодцы! Чудеса, да и только! Приглашаю вас всех один раз в неделю в школу кукольных наук". Нам такие способные кукловоды очень нужны! Даю вам ключик от театра. До свиданья. III. Заключительный этап. Рефлексия Педагог: Дети, у каждого из вас в руках перчаточная кукла – персонаж русской народной сказки. В нашем творческом объединении есть особое правило. После каждого занятия возвращать куклы в волшебную коробочку, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: "Что вы узнали сегодня, с чем познакомились, чему научились?" (дети друг за другом подходят к коробке, отвечают и возвращают куклу, педагог благодарит каждого) Педагог: Мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и познакомились с главной героиней - куклой. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено. До свидания! И до встречи снова в мире сказки! Занятие 2 |
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является... А. И. Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Играем в кукольный... | Методические указания к проведению государственного экзамена по истории... Актерское искусство в русском театре дорежиссерского периода. Российское режиссерское искусство | ||
Методические указания по проведению практических занятий для специальностей... Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский учет на предприятиях со специальными режимами... | Сценарий и постановка воспитателя Инсценировка для кукольного театра, по «семейному сценарию» (ребёнком, с помощью родителей) | ||
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских)... Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мастер-класс по изготовлению кукол для кукольного театра из папье-маше (Атаулова) | ||
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... Конституционное право: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. С. Г. Негматова;... | Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... Правоведение: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. – Р. А. Абдуллаева;... | ||
«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению... Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов | Методические указания по подготовке и проведению практических занятий... Основы права: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. Р.... | ||
Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических,... История государства и права: Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических занятий и выполнению семестрового... | Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | ||
Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения | Методические указания по проведению практических занятий на тему:... М38 Введение в специальность. Пособие по выполнению практических занятий. Часть I. –М.: Мгту га, 2006. –56 с | ||
Методические разработки по различным вопросам организации педагогического... Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей... | Методические указания по проведению практических занятий Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры технологий в сервисе и туризме |