Скачать 260.92 Kb.
|
«Вы никогда не думали, как хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессионалов». К.С.Станиславский. Пояснительная записка.Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф.З.Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол», Ю.В.Калчеева «Авторская программа курса «Творчество» для II-V классов образовательной школы», А.И.Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович «Играем в кукольный театр. Программа «Театр – творчество – дети». Модификация заключается в выборе тем, которые подходят для специфики кукольного театра. Направленность программы художественная. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ. Обширные отечественные и зарубежные исследования доказали, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время, когда другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребенка естественно и точно так же, как родная речь, дает ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения Так как кукольный театр является синтезом искусств, то занятия этим видом деятельности наиболее полно позволяют развивать общие способности детей. Современные социальные условия требуют от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют обучающемуся приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Анализ жизненных ситуаций через этюдную работу, постижение событийного ряда, логики жизни поможет воспринимать зло не как отдельно существующий объект, с которым нужно смириться, а как следствие определенных обстоятельств или поступков, которые можно и нужно преодолевать. И уж ни в коем случае не сотворить его самому. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Образовательная программа не предполагает подготовку обучающихся в профессиональные учебные заведения, но ставит социальную значимость театрального образования детей для общества. Выполнение этой программы позволяет воспитать эстетически развитого гражданина, который может эффективно использовать свой театральный опыт в другой профессии, даже далекой от театра. Театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшей деятельностью в детском театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие индивидуальных способностей воспитанника, развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, фантазии, наблюдательности и т.д.). Происходит усвоение социальных норм поведения. Таким образом, работа над этюдами и спектаклем не менее важна, чем сам спектакль. Детская потребность в игре совпадает с игровой природой актерского искусства. Но законы детской игры и законы сцены различны. Игра «для себя» психологически естественна, игра «на публику» противоречит природе. Законы детской игры подвижны и переменчивы. А закон, по которому строится художественный образ, задается художником для каждого конкретного произведения единожды. В детской игре много условности, понятной только играющим, в ней возможны любые пропуски фрагментов действия, утрированное обозначение каких-то явлений. В театре это возможно далеко не всегда. Но при этом будет совершенно неправильно, создавая детский театральный коллектив, игнорировать законы детской игры и учить детей играть «по-взрослому». Это сразу перекроет возможность творческой реализации детей. При работе в детском кукольном театре, прежде всего необходимо, чтобы цели и задачи, которые педагог ставит перед детьми, должны быть реальны и выполнимы. А это значит, что они должны быть максимально конкретны и понятны. «Метод физических действий» К.С.Станиславского здесь неоценим. Существует устойчивое мнение, что маленькие дети – все артисты. Точно можно сказать: все творцы, но не все артисты. Публичное творчество привлекает далеко не всех. Нельзя неволить неокрепшую творческую природу ребенка, заставлять его быть на виду, если он не хочет этого. Но в то же время нельзя исключать ребенка из общего дела, оставлять его в стороне. Для каждого в кукольном театре можно найти дело, в котором он может реализоваться. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. Основной целью психолого-педагогического сопровождения является формирование психически здоровой, социально-адаптированной личности. Для этого в коллективе: - создаются благоприятные условия для самовыражения ребенка. Это и различные театральные игры, и этюды, и работа с куклой, и приобщение к участию в общественной жизни; - на занятиях создается атмосфера доброжелательности, формируется чувство ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок, для каждого обучающегося ситуация успеха. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель: Создание условий для самореализации творческого потенциала воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей для дальнейшей социальной адаптации в современном мире. Цель реализуется через следующие общеобразовательные задачи:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни: - Принцип гуманизации, основный на уважении личности, признании её самоценности и самодеятельности. - Принцип природосообразности, основанный на знании возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния здоровья (физического, психического) и социального развития. - Принцип культуросообразности, основанный на понимании культурно-исторических ценностей, их сохранении и создании новых. - Принцип коллективности творчества. Театр – искусство коллективное, только ансамбль единомышленников может создать целостное художественное произведение – спектакль. Театр – искусство синтетическое, объединяющее в творчестве многих художников: актеров, режиссера, музыкантов, хореографа, декоратора и т.д. - Принцип равенства и демократии. Кукольный театр – коллектив единомышленников, в котором всех участников: педагогов, детей, родителей - объединяет интересная совместная творческая деятельность. Взрослые и дети в коллективе имеют равные права, одинаково соблюдают правила и законы, установленные коллективом. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЦЕССА. Организация образовательной деятельности выстраивается согласно нормам СанПиНа. Срок реализации программы -2 года . Первый год: Первый год рассчитан на детей 7-8 лет. занятия проводятся два раза в неделю по 1.5 ч. Наполняемость групп 6-8 человек. Форма проведения занятий – групповая. - пробуждение интереса воспитанников к деятельности кукольного театра; - закрепление ощущения радости от успеха в играх, упражнениях, тренингах, от совместной работы; - изучение и применение на практике правил поведения на сцене, на занятии, в группе сверстников; -совершенствование артистических навыков детей; - работа над речью, интонациями, мимикой, пластикой; -работа над эмоциональным развитием детей; - освоение настольной, тычковой, перчаточной, планшетной куклы. Работа с каждым видом кукол: а) простейшие упражнения с куклой, б) этюды с куклами, в) инсценирование русских народных сказок, г) сочинение и показ своих сказок, д) подготовка и показ небольшого спектакля на 10-15 минут По каждому этапу освоения куклы проводится зачетный урок в форме небольшого концерта или спектакля для родителей Второй год обучения: Второй год рассчитан на детей 9-12 лет. Занятия проводятся три раза в неделю по 1.5 ч . Наполняемость групп 10-12 человек. На этой ступени возможно заниматься от года до нескольких лет, усложняя с каждым годом репертуар, овладевая навыками смежных театральных профессий. Принимаются все желающие, как ранее занимавшиеся, так и вновь прибывшие. Формы проведения занятий: - групповые; - творческие минигруппы; - индивидуальные занятия. - развитие и закрепление стремления обучающихся к творческой деятельности; - совершенствование навыков актерского мастерства; - продолжение обучения работы с куклами разных систем: , а) этюды, б) инсценировки и придумывание своих сказок, в) спектакль; - занятия сценической речью; - придумывание и постановка концертных номеров. - формирование основного репертуара театра; - участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Подведение итогов по каждой изучаемой теме проходит на зачетном уроке в форме концерта или спектакля. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Театр – одно из ярких средств воспитания высших человеческих потребностей, положительного личностного развития. Театр – это средство коллективного воспитания. Педагогические технологии реализации данной программы включают в себя следующие формы и методы образовательного процесса: Формы: - актерский тренинг; - театральные игры и упражнения; - развивающие игры и упражнения; - ситуационные игры и этюды с куклами и без них; - беседы; - экскурсии; - просмотр и обсуждение профессиональных и самодеятельных драматических и кукольных спектаклей; - постановка спектаклей; - концертная деятельность. Методы обучения:
Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные методы:
Первый год обучения. Первый год обучения. (8-9лет). УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Репертуар: Сказки «Кот, петух и лиса», Колобок, Зайкина избушка; Лиса и Петух; Гуси-лебеди. Вторая год обучения УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Репертуар: Госпожа слякоть; По щучьему веленью»; «Рождественский спектакль; Дочь и падчерица; басня Ворона и Лиса. Итоговая аттестация в детском кукольном театре является необходимым заключительным этапом образовательного процесса. Она позволяет всем участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности. При проведении итоговой аттестации необходимо, чтобы система оценки максимально была приближена к каждому ученику, учитывала его возрастные, психологические, социальные особенности. Итоговая аттестация проходит в конце года через творческий отчет или итоговый спектакль. К концу первого этапа обучения воспитанники:
Учащиеся второго этапа обучения:
Учащиеся, прозанимавшиеся несколько лет в коллективе кукольного театра:
Критерии оценки развития творческих способностей обучающихся (расшифровка индексов): АКТИВНОСТЬ 0 – отсутствие 1 – участие в устной деятельности 2 – участие в практической деятельности 3 – самостоятельная творческая активность ФАНТАЗИЯ 0 – не развита 1 – фантазия от сопутствующего сигнала с направляющей 2 – фантазия полного образа с направляющей 3 – фантазия самостоятельная АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО 0 – не развито 1 – выход в сценическую атмосферу 2 – уверенные физические действия в сценической атмосфере 3 – передача психофизического состояния в сценической атмосфере КУКЛОВОЖДЕНИЕ 0 – нет навыка 1 – элементарные навыки и правила кукловождения (походка, уровень, умение говорить, общаться с партнером) 2 – создание образа персонажа с помощью педагога 3 – самостоятельная передача образа. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 0 – нет навыков 1 – правильное, чёткое произношение с использованием - интонационно- выразительные средства речи; 2 – логика речи, задача и подтекст, словесное действие при помощи педагога; 3 - логика речи, задача и подтекст, словесное действие без помощи педагога. Кроме этого при заполнении карты творческого развития учащихся в ней указываются и негативные моменты, которые выявились в результате выполнения итоговых упражнений (например, рассеян, пассивен, зажат и т.д.) УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Нормативно – правовое обеспечение: - Конституция РФ - Закон об образовании. - Конвенция ООН о правах ребенка. - Устав МОУДОД Дом детского творчества. - Воспитательная система МОУДОД ДДТ. - Локально и правовые акты МОУДОД ДДТ - Разработка нормативной базы по привлечению внебюджетных средств. - Должностная инструкция педагога дополнительного образования Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляется педагогом дополнительного образования. Так как театр кукол – это сочетание искусств, то ему необходимы режиссер, который работает с актерами, художник, который оформляет спектакль и изготавливает кукол. В идеальном варианте участникам не помешали бы занятия пением и танцами для создания более ярких концертных номеров и занятия с художником по изготовлению кукол и декораций. Финансовое обеспечение: Реализация программы осуществляется из расчета средств, выделяемых местным бюджетом, внебюджетных средств, добровольные родительские пожертвования. Материально-техническое обеспечение: Кукольному коллективу необходимы: помещения: репетиционная, мастерская и помещение для хранения кукол, декораций, реквизита, костюмов. Репетиционное помещение оборудуется, как миниатюрный зрительный зал с небольшой сценой, занавесом, специальным освещением. В нем необходима мобильная ширма для работы с верховыми куклами, несколько кубов или высокие широкие скамейки для работы с планшетными куклами; - магнитофон или DVD проигрыватель, фонотека с классической, народной и современной музыкой для актерских тренингов и озвучивания спектаклей; - мягкие ковры или паласы для занятий тренингом на полу; - реквизит: мячи, скакалки, кегли для занятий по сценической речи и актерскому мастерству; - наборы кукол различных систем; - элементы декораций для работы с верховыми и низовыми куклами; - материалы для изготовления кукол, декораций и реквизита (ткань, поролон, клей, краски, бумага, картон, нитки, иглы и т.д.). Методический фонд: - фонотека русской, зарубежной, классической и современной музыки; - видеотека спектаклей коллектива, профессиональных и любительских кукольных театров; - репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра, сборники детских сказок и стихов, специальная литература по изготовлению кукол и декораций; - методические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству и кукловождению. Список использованной литературы, используемый для написания программы:
Список литературы, используемый для проведения занятий: Э.Г.Чурилова Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников; М.2005 г. «Я вхожу в мир искусств» - репертуарно-методическая библиотека, «Театр, где играют куклы» № 9. М. 1999 г А.М.Нахимовский Театральное действо от А до Я. |
Отче т народного театра «Диалог» за 2012 год город Венев История Веневского народного театра началась почти 100 лет назад. В 1918 году профессиональная актриса Зоя Горская собрала группу... | Российской Федерации «утверждаю» Примерная программа дисциплины "Постановочная работа режиссера в театре кукол" федерального компонента цикла сд составлена в соответствии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мастер-класс по изготовлению кукол для кукольного театра из папье-маше (Атаулова) | Перечень дополнительных образовательных программ, реализуемых в Доме... «Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка» | ||
Образовательная программа в области театрального искусства «искусство театра» Разработчик: М. В. Носова, заведующая театральным отделением Детской школы искусств имени Н. Г. Рубинштейна города Москвы, доцент... | Ii действующие лица театра реальности Три уровня театра реальности... | ||
Сценарий и постановка воспитателя Инсценировка для кукольного театра, по «семейному сценарию» (ребёнком, с помощью родителей) | Примерная программа дисциплины «История драматического театра» «История драматического театра» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В основу урока заложена игра, в которой дети совершают путешествие, выполняя задания на станциях. Данный урок является логическим... | Российской Федерации «утверждаю» «Технология художественного оформления спектакля» – квалификация «Художник технолог театра кукол» | ||
Примерная программа дисциплины «История драматического театра» Овладение студентами – хореографами теоретическими знаниями по истории зарубежного и русского театра от истоков до современности | Методические разработки по проведению занятий кукольного театра Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной... | ||
Программа учебного предмета «история театрального искусства» дополнительной... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка» | ||
Сказка Редакция для театра А. Зыкова Дописал сцену, которой у автора не было. В такой интерпретации пьеса появилась на сцене Саратовского театра драмы им. И. А. Слонова... | Методические указания к проведению государственного экзамена по истории... Актерское искусство в русском театре дорежиссерского периода. Российское режиссерское искусство |