Воспитатель Котикова М.В., МДОУ № 67Конспект занятия по духовно-нравственномувоспитанию на тему:КАРТИНА В. ВАСНЕЦОВА «АЛЕНУШКА»Цель: формирование представлений о настроении художественных образов в произведениях различных видов искусства.
Задачи: образовательные - развивать умение определять характер и настроение художественного образа сказочных персонажей посредством восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства, поэтического слова; выделять отдельные средства выразительности в музыке и живописи, развивающие - развивать умение сравнивать образы в музыке и живописи, находить в них сходства и различия; развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы, творческую фантазию и понимание замысла художника, поэта, композитора, умение обобщать, самостоятельно делать вывод, воспитывающие - воспитывать осознанное отношение к произведениям различных видов искусства, эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям произведений.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, картин “Богатыри”, “Иван Царевич и Серый волк”; чтение русских народных сказок, художественной литературы об осени; просмотр диафильмов.
Словарная работа: поникшая голова, сиротка, печальные глаза, мрачные воды пруда.
Материалы и оборудование: картина В.Васнецова “Аленушка”, стихотворение Прокофьева “Аленушка”, грамзапись И. Ахрон “Настроение” в исполнении скрипача М. Фурера, грамзапись Прокофьева “Классическая симфония” 4-я часть.
Методические приемы: вопросы, художественное слово, рассматривание картины и беседа по ее содержанию, прослушивание музыкальных отрывков, словарная работа, выполнение этюда, составление ассоциативных композиций, искусствоведческий рассказ.
Ход занятия: приглашаю детей на выставку. Сегодня в музее открыт сказочный зал. Здесь можно окунуться в мир сказок, созданных фантазией художника Васнецова. Сквозь дремучий лес скачет Серый волк с Иваном Царевичем и Еленой Прекрасной. Догорает на небе вечерняя заря, устал волк, утомилась Елена прекрасная, но все дальше скачут они, спасаясь от погони Кощея Бессмертного.
Давайте вспомним, как называлась эта картина, и кто ее написал? (“Иван Царевич и Серый волк” В. Васнецов). Сегодня мы с вами познакомимся с другой картиной Васнецова “Аленушка”. У этой картины такая история: однажды Васнецов увидел девочку-сиротку. Он говорил с ней несколько раз и узнал, что зовут ее Аленушка, это имя ему очень понравилось. Ее глаза его поразили - в них была печаль. И художник решил написать об этом картину. Назвал ее тем же именем “Аленушка” (показ картины “Аленушка”). Как вы понимаете слово “сиротка”? (Нет родителей).
-Грустит, горюет на сером камне бедная сиротка Аленушка. Медленно ложатся на воду желтые падающие листья. Как оказалась Аленушка одна в лесу? (Убежала с горя из дому в лесную чащу, чтобы выплакать всю обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни). Какое чувство вызывает картина? (Грусть, печаль, жалость).
Предлагаю послушать музыкальные отрывки, выбрать один, подходящий к картине. Соответствует ли музыка этой картине? Какой отрывок походит больше всего? Почему? (Дети объясняют свою точку зрения).
Как художник сказал, что девочка горюет? Всмотритесь в лицо, фигуру Аленушки - поникла ее голова, свешиваются спутанные пряди волос, печально сложены руки на коленях; сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье - все говорит о бедности и горькой сиротской доле.
Как вы понимаете, “поникшая голова”, “мрачные воды пруда”?
Как художник смог передать грусть, печаль? (Неяркие, темно-зеленые, красновато- коричневые краски подчеркивают печальное грустное содержание картины).
Какое время года изображено на картине? (Ранняя осень, первая пора увядания природы, пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины).
Почему художник нарисовал Аленушку осенним днем?
О чем говорит природа, показанная на картине? (Природа созвучна ее настроению; она словно скорбит вместе с девушкой: участливо склонились над ее головой ветки осинок; поникли листья камыша; птицы прилетели и щебечут над ее головой, как бы стараясь успокоить, рассеять ее горечь, грусть; деревья стоят спокойные; камыши как бы ласкают ее; речка сочувствует Аленушке).
Что бы сказали вы Аленушке, оказавшись рядом с ней? (Не печалься Аленушка, все будет хорошо).
Искусствоведческий рассказ: Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье - все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней.. Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.
А какая сказка вам вспомнилась, глядя на эту картину? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Гуси-лебеди”).
В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: “Аленушка”
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
Понравилось? Предложить статический этюд “Аленушка”.
Хотите помочь Аленушке? Придумайте ситуацию, когда у Аленушки будет все хорошо. Как это будет? (Ответы детей).
Упражнение “Цветовая композиция”. Составить композицию к понятиям “печаль”, “грусть”, “радость”. Сравнить оттенки цветов. Развивать умение делать самостоятельно выводы, обобщать. Предложить нарисовать картину, Аленушку, в той ситуации, когда у нее все хорошо. Показать приподнятое настроение, радостное. Организуется выставка детских работ.