Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему





Скачать 46.09 Kb.
НазваниеКонспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему
Дата публикации14.10.2013
Размер46.09 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект

Воспитатель Котикова М.В., МДОУ № 67
Конспект занятия по духовно-нравственному

воспитанию на тему:

КАРТИНА В. ВАСНЕЦОВА «АЛЕНУШКА»
Цель: формирование представлений о настроении художественных образов в произведениях различных видов искусства.

Задачи: образовательные - развивать умение определять характер и настроение художественного образа сказочных персонажей посредством восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства, поэтического слова; выделять отдельные средства выразительности в музыке и живописи, развивающие - развивать умение сравнивать образы в музыке и живописи, находить в них сходства и различия; развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы, творческую фантазию и понимание замысла художника, поэта, композитора, умение обобщать, самостоятельно делать вывод, воспитывающие - воспитывать осознанное отношение к произведениям различных видов искусства, эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям произведений.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, картин “Богатыри”, “Иван Царевич и Серый волк”; чтение русских народных сказок, художественной литературы об осени; просмотр диафильмов.

Словарная работа: поникшая голова, сиротка, печальные глаза, мрачные воды пруда.

Материалы и оборудование: картина В.Васнецова “Аленушка”, стихотворение Прокофьева “Аленушка”, грамзапись И. Ахрон “Настроение” в исполнении скрипача М. Фурера, грамзапись Прокофьева “Классическая симфония” 4-я часть.

Методические приемы: вопросы, художественное слово, рассматривание картины и беседа по ее содержанию, прослушивание музыкальных отрывков, словарная работа, выполнение этюда, составление ассоциативных композиций, искусствоведческий рассказ.
Ход занятия: приглашаю детей на выставку. Сегодня в музее открыт сказочный зал. Здесь можно окунуться в мир сказок, созданных фантазией художника Васнецова. Сквозь дремучий лес скачет Серый волк с Иваном Царевичем и Еленой Прекрасной. Догорает на небе вечерняя заря, устал волк, утомилась Елена прекрасная, но все дальше скачут они, спасаясь от погони Кощея Бессмертного.

  • Давайте вспомним, как называлась эта картина, и кто ее написал? (“Иван Царевич и Серый волк” В. Васнецов). Сегодня мы с вами познакомимся с другой картиной Васнецова “Аленушка”. У этой картины такая история: однажды Васнецов увидел девочку-сиротку. Он говорил с ней несколько раз и узнал, что зовут ее Аленушка, это имя ему очень понравилось. Ее глаза его поразили - в них была печаль. И художник решил написать об этом картину. Назвал ее тем же именем “Аленушка” (показ картины “Аленушка”). Как вы понимаете слово “сиротка”? (Нет родителей).

-Грустит, горюет на сером камне бедная сиротка Аленушка. Медленно ложатся на воду желтые падающие листья. Как оказалась Аленушка одна в лесу? (Убежала с горя из дому в лесную чащу, чтобы выплакать всю обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни). Какое чувство вызывает картина? (Грусть, печаль, жалость).

Предлагаю послушать музыкальные отрывки, выбрать один, подходящий к картине. Соответствует ли музыка этой картине? Какой отрывок походит больше всего? Почему? (Дети объясняют свою точку зрения).

  • Как художник сказал, что девочка горюет? Всмотритесь в лицо, фигуру Аленушки - поникла ее голова, свешиваются спутанные пряди волос, печально сложены руки на коленях; сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье - все говорит о бедности и горькой сиротской доле.

  • Как вы понимаете, “поникшая голова”, “мрачные воды пруда”?

  • Как художник смог передать грусть, печаль? (Неяркие, темно-зеленые, красновато- коричневые краски подчеркивают печальное грустное содержание картины).

  • Какое время года изображено на картине? (Ранняя осень, первая пора увядания природы, пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины).

  • Почему художник нарисовал Аленушку осенним днем?

  • О чем говорит природа, показанная на картине? (Природа созвучна ее настроению; она словно скорбит вместе с девушкой: участливо склонились над ее головой ветки осинок; поникли листья камыша; птицы прилетели и щебечут над ее головой, как бы стараясь успокоить, рассеять ее горечь, грусть; деревья стоят спокойные; камыши как бы ласкают ее; речка сочувствует Аленушке).

  • Что бы сказали вы Аленушке, оказавшись рядом с ней? (Не печалься Аленушка, все будет хорошо).

Искусствоведческий рассказ: Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье - все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней.. Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

  • А какая сказка вам вспомнилась, глядя на эту картину? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Гуси-лебеди”).

В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: “Аленушка”

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит

А на берегу, совсем, как в сказке,

Милая Аленушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел.

Тополиный на платье синем,

С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,

Знать не хочет, что мертва вода,

И цветет дурман с цветком багульник

Рядом у заглохшего пруда

Но кукушка на сосне кукует,

И тропинка к берегу ведет,

Солнце щедро на воду такую

Золотые обручи кладет.




  • Понравилось? Предложить статический этюд “Аленушка”.

  • Хотите помочь Аленушке? Придумайте ситуацию, когда у Аленушки будет все хорошо. Как это будет? (Ответы детей).

Упражнение “Цветовая композиция”. Составить композицию к понятиям “печаль”, “грусть”, “радость”. Сравнить оттенки цветов. Развивать умение делать самостоятельно выводы, обобщать. Предложить нарисовать картину, Аленушку, в той ситуации, когда у нее все хорошо. Показать приподнятое настроение, радостное. Организуется выставка детских работ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconКонспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию...
Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconИнформация о реализации в 2012 году Основных направлений государственной...
П работа по духовно-нравственному воспитанию населения в Республике Карелия носит межведомственный характер. Свой вклад в данное...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconМетодические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию...
Духовно – нравственного воспитания школьников. Горбачёва О. Л
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconКонспект проведения комплексного занятия по экологическому, нравственному...
Комплексные и парциальные программы, педагогические технологии методики, методические пособия
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconУчебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным...
Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В федеральных государственных образовательных стандартах, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconКонспект занятия в подготовительной к школе группе по социально-нравственному воспитанию
Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconМбоу «сош №2 с. Гехи» Отчет о проделанной работе по духовно – нравственному...
В сош №2 проводится работа по формированию духовно – нравственных качеств личности, национального самопознания, сохранению и возрождению...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconКонспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconСказка» г. Волжска Республики Марий Эл Доклад на тему: «Организация...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка» г. Волжска Республики Марий Эл
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconКонспект занятия по социально- нравственному развитию на тему: «Путешествие в страну Вежливости»
Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconДуховно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период
В школах активно вводится в практику преподавание предмета «Основы православной культуры». Ежегодно проводятся разного уровня конкурсы,...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconПроект по духовно-нравственному воспитанию «И не порвётся связь времен»
Направление по формированию ценностного отношения к своему здоровью «Мое здоровье – в моих руках» стр
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconЛитература Темы: «Составление рассказов по сюжетным картинкам»
Виды деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников за 1 полугодие, 2010 2011 уч год
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему iconПоложение о конкурсе на лучшую методическую разработку по патриотическому...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему icon«Урок семьи и семейных ценностей»
Цель: содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся, сохранению и укреплению семейных традиций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск