МОУ Городская основная общеобразовательная школа
отделение коррекционного обучения (VIII вид)
Проект по духовно-нравственному воспитанию
«И не порвётся связь времен».
Автор: Старикова Г.В., классный руководитель 6 класса отделение коррекционного обучения (VIII вид) МОУ ГООШ
г. Калязин
2013г
Содержание.
Паспорт проекта……………………………………………………………….…2 стр.
Актуальность проекта…………………………………………………….………2 стр.
Нормативно-правовые документы………………………………..……………..3 стр.
Концепция духовно – нравственного воспитания.……………………………..4 стр.
Социальные партнеры…………………………………………………………… 4 стр.
Принципы реализации проекта………………………………………………… 4 стр.
Основные направления духовно – нравственного воспитания………...…… .. 5 стр.
Направление по духовному краеведению «Восхождение к истокам»……… 5 стр.
Направление по патриотическое воспитание «Мы – россияне!»……………..7 стр.
Направление по формированию ценностного отношения к своему здоровью «Мое здоровье – в моих руках»…………………………………………………………9 стр.
Направление по социализации и адаптации
старшеклассников «Образ будущего» …………………………………………11 стр.
Направление по взаимодействию с семьями обучающихся«Мы вместе»…..12 стр.
Инновационность проекта……………………………………………………… 13 стр.
Социальная и практическая значимость проекта………………………………13 стр.
Оценка намеченных результатов деятельности по проекту со стороны
благополучателей……………………………………………………………… 13 стр.
Финансовое обеспечение проекта……………………………………………. 14 стр.
Литература…………………………………………............................................ 15 стр.
Приложение 1………………………………………………….……………….. 17 стр.
Приложение 2…………………………………………………………...………. 17 стр.
Приложение 3…………………………………………………………………… 18 стр.
Приложение 4………………………………………………………………...… 21 стр.
Приложение 5…………………………………………………………………… 23 стр.
Паспорт проекта.
Наименование проекта: проект по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 6- 9 классов МОУ ГООШ отделения коррекционного обучения (8 вид)«И не порвётся связь времен».
Цель:создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.
Задачи проекта:
1.Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения, постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития обучающихся.
2.Формирование у обучающихся ценностных ориентиров, моральных норм и развитие способности реализовать их в практической деятельности.
Этапы реализации: 2013 – 2017 годы.
I этап. (предпроектный, диагностический). 2013-2014 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы духовно– нравственного воспитания обучающихся.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, законодательные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по духовно – нравственному воспитанию школьников.
3.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап. (практический). 2014-2016 учебный год.
Цель: реализация программы.
Задачи:
1. Реализация основных мероприятий.
2. Обогащение содержания духовно - нравственного воспитанияобучающихся.
3. Проведение мониторинга реализации программы.
III этап. (обобщающий). 2016-2017 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задача: проанализировав достигнутые результаты, подготовить аналитические материалы об итогах реализации проекта, обобщить опыт работы по духовно – нравственному воспитанию.
Актуальность проекта.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является сегодня одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и
государством в целом. В настоящее время в обществе сложилась угрожающая ситуация в вопросе воспитания молодого поколения. Характерными причинами
данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной и табачной продукции при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию.
Но дети всегда с надеждой смотрят в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Так вот призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Размышляя долгие годы над обозначенной проблемой, я пришла к твердому убеждению, что основанием воспитательной работы должны стать нравственно-духовные ценности. Пробуждение и развитие национального самосознания, формирование духовных потребностей - вот главные ориентиры деятельности всех участников образовательного пространства. Обучающиеся отделения коррекционного обучения требуют особого педагогического внимания, поскольку содержательность и осознанность нравственного образа для них существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для школьников малозначимыми.
Духовно – нравственное воспитание предполагает передачу детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности. Поэтому сегодня, как никогда, назрела необходимость возрождения традиционной системы нравственно – духовного воспитания.
А эффективность работы по духовно – нравственному воспитанию, на мой взгляд, зависит не только и не столько от количества проводимых мероприятий, а от формирования единой системы, единого подхода в области воспитания подрастающего поколения. Поэтому создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения стало главной задачей и содержанием данного проекта, конечной целью которого предполагается формирование личности гражданина, россиянина, защитника Отечества, патриота своей Родины.
Нормативно-правовые документы:
Нормативно-правовой и документальной основой Проекта духовно нравственного воспитания обучающихся являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52).
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
«Всеобщая декларация прав человека»
Концепция духовно – нравственного воспитания.
Данный проект построен на следующих концептуальных положениях:
Сила любого государства определяется нравственностью и моральным духом ее граждан.
Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно – нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.
Социальные партнёры.
Принципы реализации проекта.
Реализация данного проекта и достижение его целей и задач предполагает следование общим принципам:
Всеобщности и доступности, т.е. возможности приобщения, вовлечения всех без исключения обучающихся в процесс реализации проекта.
Индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических и социальных особенностей детей.
Гуманности означает, что в ходе реализации проекта будут учтены интересы обучающихся, их физическое и психическое здоровье.
Профилактической направленности означает, что работа направлена на предупреждение и профилактику различных негативных явлений,
способных усугубить трудную жизненную ситуацию, в которой находится подросток и его семья.
Добровольности – участие в реализации проекта может осуществляться только при условии добровольного согласия обучающегося.
Решение задач проекта с помощью содержания, актуального для обучающихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого материала.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Направление по духовному краеведению: «Восхождение к истокам».
Цель: Формирование у учащихся традиционных духовно-нравственныхценностей и патриотического сознания через приобщение к истории России и малой Родины,кПравославным традициям своего народа.
Задачи:
- формирование системы знаний обучающихся по истории города Калязина;
-ввести детей в круг основных Православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
-способствовать решению задач нравственного и духовного воспитания школьников.
Мероприятия реализации направления по духовному краеведению
«Восхождение к истокам».
Название мероприятия
| Сроки
| Форма проведения
| Ответственные
| «С чего начинается Родина?»
| сентябрь
| беседа
| Классный
руководитель
| «Встреча с прошлым»»
| сентябрь
| Классный час - экскурсия
| Классный
руководитель
| «Рождество Пресвятой Богородицы»
| сентябрь
| Беседа.
Посещение храма.
| Классный руководитель.
Священнослужитель
| «Воздвижение Креста Господня».
| сентябрь
| Беседа.
Посещение храма.
| Классный
руководитель.
Священнослужитель
| «Мой город в красках осени»
| октябрь
| фотовыставка
| родители
| «Макарий Калязинский – наш небесный покровитель»
| октябрь
| Беседа у памятника прп. Макария Калязинского.
Посещение храма.
| Классный
руководитель.
| «Под покровом Пресвятой Богородицы»
| октябрь
| Классный час.
| Классный руководитель.
Священнослужитель.
| «Мой город на карте области»
| октябрь
| Виртуальное
путешествие
| Классный
руководитель.
Учитель географии
| «Славная страница истории моего города»
| октябрь
| Рассказ у памятника М.В. Скопина–Шуйского
|
Классный руководитель.
| «Образ веры»
| ноябрь
| кинолекторий
| Классный руководитель.
| «Колесо истории»
| ноябрь
| Игра.
Детская библиотека.
| Библиотекарь.
| «Рождественский пост»
| ноябрь
| беседа
| Священнослужитель.
| «Введение во храм ПресвятойБогородицы»
| декабрь
| Классный час.
Презентация.
| Классный
руководитель.
| «Готовимся к Рождеству Христову»
| декабрь
| Беседа.
Классный час.
Презентация.
| Классный руководитель.
| «Рождественская мастерская»
| декабрь
| Конкурсы
детских творческих работ.
| Классныйруководитель,
учителя ИЗО, трудового обучения.
Родители.
| «Рождественская елка»
| январь
| Школьное мероприятие
| Классный руководитель, организатор.
| «Крещение Господне»
| январь
| Классный час.
Презентация.
| Классный руководитель.
| «Улицы нашего города»
| январь
| фотоальбом
| Классный
руководитель
| «Сретение Господне»
| февраль
| Классный час.
Презентация.
| Классный руководитель.
| «Макарьевский монастырь»
| февраль
| Прогулка на лыжах к монастырскому острову. Беседа.
| Классный руководитель.
Родители.
| «Мой зимний город»
| февраль
| Конкурс рисунков.
Фотовыставка.
| Классный руководитель.
Родители.
| «Ангел – Хранитель»
| февраль
| Кинолекторий.
| Классный руководитель.
|
«Начало Великого поста»
|
март
|
Беседа.
|
Священнослужитель.
| «Как все начиналось…»
| март
| Экскурсия.
Калязинский
краеведческий
музей.
| Экскурсовод.
| «Возвращение святыни»
| март
| Кинолекторий.
| Классный руководитель.
| «Калязинские промыслы»
| март
| Дом Ремесел.
Рассказ.
| Работник Дома ремесел.
| «Благовещение Пресвятой Богородицы»
| апрель
| Классный час.
Презентация.
| Классный руководитель.
| «Вход Господень в Иерусалим»
| апрель
| Классный час.
Презентация.
| Классный руководитель.
| «Пасхальная мастерская»
| апрель
| Рисунки, поделки, творческие работы.
| Классный руководитель.
Учителя ИЗО, трудового обучения.
Родители.
| «Светлое Христово Воскресение»
| апрель
| Школьное мероприятие.
| Классный руководитель. Организатор. Родители.
| «Кирилл и Мефодий – великие славянские просветители»
| май
| Сочинения.
Литературное чтение.
| Классный руководитель.
| «Православие глазами детей»
| май
| Православный
кинолекторий
| Классный руководитель
| «Летние Православные праздники»
| май
| кинофильм
| Классный
руководитель
|
|