Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса





Скачать 319.65 Kb.
НазваниеТематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса
страница1/3
Дата публикации22.08.2014
Размер319.65 Kb.
ТипТематическое планирование
100-bal.ru > Культура > Тематическое планирование
  1   2   3
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования Чувашии

Кафедра и лаборатория методики начального образования

Проект:

Духовно-нравственное развитие и воспитание

младших школьников

Научный руководитель: доцент,

кандидат педагогических наук

Кульева Алевтина Рюриковна

Проект выполнен

Васильевой Еленой Николаевной

учительницей начальных классов

МБОУ «СОШ№9» г.Чебоксары

Чебоксары-2013

Проблема: создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно- нравственной культуры в структуре содержания образования.
Цель: Разработать методические рекомендации по планированию программы

внеурочной деятельности в начальной школе.
Задачи: 1.Изучить рекомендации ФГОС по организации духовно- нравственного воспитания младших школьников.

2.Подобрать материалы для кружковой работы.

3.Проанализировать условия и возможности реализации духовно- нравственного воспитания в школе.
Ожидаемые результаты: повышение профессионального уровня в организации духовно- нравственного воспитания младших школьников.
Конечный результат: тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса.
Cодержание проекта:
1. Введение

2. Основная часть

2.1.Особенности ФГОС начального общего образования

2.2.Направления программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся

2.3.Ценностные установки духовно-нравственного развития школьников

2.4.Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

2.5.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

2.6.Формирование духовной нравственности учащихся через уроки ОРКиСЭ

3. Заключение

4. Список использованной литературы и интернет ресурсов

5.Приложение (Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися 4 классов по духовно- нравственному воспитанию)
1. Введение

Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Основная цель заключается  в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

Результаты диагностики показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно – нравственные корни. Педагогические традиции семьи, передаваемые из поколения поколению, утрачены. Большинство родителей (87%) видят смысл образования детей в духовном просвещении и воспитании. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию главных святынь и духовных ценностей России. Система ценностей, закреплённая в традициях, необходима для удовлетворения духовных потребностей, поиска жизненных целей, идеалов и высших ценностей.

Духовное - нравственное воспитание осуществляется на основе   уважения к старшим, ко всем членам своей семьи, родным и близким, способствует развитию основных способностей и является средством преодоления разобщенности между детьми и родителями в семье, между детьми в коллективе, между семьей и школой, между человеком и традиционной культурой.

  2.1. Особенности ФГОС начального общего образования

Любое образовательное учреждение хотело бы иметь просвещенных родителей, разбирающихся в современной образовательной ситуации. Новая образовательная ситуация для всех нас сегодня – это введение федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарт второго поколения) для начальной школы -  это название отличает его от стандарта 2004 года,  был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и  вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.

Если прежний стандарт прописывал содержание образования: т.е., тот минимум, которым должны были овладевать ученики, то новый стандарт фиксирует  не объем запоминаемой информации,  а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения,  к  структуре образовательных программ, по которым будет проходить обучение, к  количеству часов, выделяемых на изучение того или иного предмета,  во избежание перегрузки школьников,  а также требования к результату обучения. Это первое важное отличие нового стандарта.

Необходимо отметить еще одну важную особенность  нового стандарта от предыдущего - отныне стандарт рассматривается как общественный договор  между семьей, обществом и государством, т.е. фиксируется распределение взаимных обязательств между ними. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы  согласованы в рамках нового стандарта образования.

Хочется верить, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом, государством (за ресурсное обеспечение) и учителем. Отныне в каждой школе будет разработан и заключен общественный договор между родителями и школой, в котором должны быть определены права и обязанности двух сторон на весь период обучения ребенка в школе.

Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных –воспитание гражданина, патриота. Причем не на словах, а в действии, в ходе реализации общественно-полезных трудовых дел, социальных практик, исследовательских проектов. Разумеется, что  в этом вопросе педагоги должны сотрудничать с семьей.

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ  являются  планируемые результаты начального общего образования. Они ориентируют учителя как в объеме учебного материала и ожидаемых достижениях выпускников начальной школы, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса.

В качестве методологической основы разработки стандартов заложен деятельностный подход.  В связи с этим  в нашем лексиконе появляется новое понятие – универсальные учебные действия, т.е действия, которые обеспечивают умение учиться, а именно это умение считается ключевой задачей системы образования.

Значимая роль во всестороннем развитии детей отводится  внеурочной  деятельности. Она будет регламентироваться по более понятным правилам. Мы и раньше говорили о важности внеклассной работы. Но ни в одном нормативном документе это не фиксировалось. Теперь нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать ученики на выходе из школы,  зависят, в том числе и от внеклассной работы. Внеурочная  деятельность становится теперь неотъемлемой частью учебного плана. Эти часы  школы  наполняют  конкретным содержанием. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

2.2. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Наша школа находится на Богданке, на окраине города, далеко от различных детских организаций, культурных учреждений. В моем классе 8 учеников из неполных семей,6 учеников из многодетных семей. У родителей отсутствует мотивация для совместной работы со школой. Они озабочены тем, как прокормить семью. Из года в год больше становится гиперактивных детей, нет психолого-педагогической поддержки для адаптации младших школьников, нет ценностных установок у детей. Всё это ведёт к возникновению определённых проблем:

- низкий уровень социальной культуры

- ограниченность общения

- трудность социальной и психологической адаптации младших школьников к условиям современной жизни.
Цель: повышение социальной компетентности обучающихся, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, гражданина России.
Задачи:

Создать условия для формирования у младших школьников ценностных установок

Оказать психолого-педагогическую поддержку обучающихся для социальной адаптации.

Создать условия способствующие повышению педагогической культуры и мотивации родителей для совместной деятельности со школой.

Создать развивающую среду для воспитания и социализации младших школьников.

2.3.Ценностные установки духовно-нравственного развития школьников.

Ценнностные установки опираются на традиционные источники нравственности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество)

2.4.Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Дима Билан. ". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа".

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию").

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

Хочется поделиться опытом проведения классного часа, который проходил во 4классе. Его тема — “Мир человеческих отношений”.

Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.

На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья.

Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.

Что вы можете сказать о таких мальчиках?

В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.

Как должна была поступить Оля?

После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.

В одном из конвертов было сразу три вопроса — это означало блицтурнир. В другом конверте была команда — провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, танцуя вальс (мальчики приглашали девочек).

А в конце викторины была прочитана статья Л. Н. Толстого “Беседы с детьми по нравственным вопросам”.

Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.

Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”.

Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, необходимо обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

2.5.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся общеобразовательных...
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconИнформация о реализации в 2012 году Основных направлений государственной...
П работа по духовно-нравственному воспитанию населения в Республике Карелия носит межведомственный характер. Свой вклад в данное...
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconМетодические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию...
Духовно – нравственного воспитания школьников. Горбачёва О. Л
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconУчебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным...
Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях...
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconКонспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconДуховно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период
В школах активно вводится в практику преподавание предмета «Основы православной культуры». Ежегодно проводятся разного уровня конкурсы,...
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В федеральных государственных образовательных стандартах, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconМбоу «сош №2 с. Гехи» Отчет о проделанной работе по духовно – нравственному...
В сош №2 проводится работа по формированию духовно – нравственных качеств личности, национального самопознания, сохранению и возрождению...
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconКонспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconЛитература Темы: «Составление рассказов по сюжетным картинкам»
Виды деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников за 1 полугодие, 2010 2011 уч год
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconПроект по духовно-нравственному воспитанию «И не порвётся связь времен»
Направление по формированию ценностного отношения к своему здоровью «Мое здоровье – в моих руках» стр
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconПоложение о конкурсе на лучшую методическую разработку по патриотическому...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса icon«Урок семьи и семейных ценностей»
Цель: содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся, сохранению и укреплению семейных традиций
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconПрограмма по нравственному воспитанию учащихся
Духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению, не способствует нравственному воспитанию детей. Ребенок не может самостоятельно...
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повышение эффективности работы по духовно-нравственному гражданскому воспитанию и правовому просвещению. – стр. 85
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса iconПоложение о конкурсе методических разработок внеклассных мероприятий...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск