Скачать 1.09 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОПОКРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (МБОУ Новопокровская ООШ) Рассмотрена на Утверждаю педагогическом Совете школы директор школы_____________ Протокол № 1 от 28.08.2014г М.А.Царева Приказ №____от «________2014г. . ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по биологии (базовый уровень) 6-9 класс Составитель: Андреева С.А учитель І квалификационной категории. 2014год Рабочая программа по биологии 6-9 класс Пояснительная записка. Рабочая программа по биология для 6-9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.05.2004 ) и программой основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой (базовый уровень), «Дрофа», 2011. Москва. Уровень изучения учебного материала: основная общеобразовательная школа. Цели изучения предмета: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Цель данной программы Создание условий для развития и воспитания творческой и социально зрелой личности, обладающей прочными базовыми знаниями и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Задачи программы: 1. Предоставить разностороннее, универсальное базовое образования, в соответствии с требованию к основному общему образованию и требованиям, предъявляемым к выпускнмку основной школы. 2. Сформировать позитивную мотивацию к учебной деятельности через формы организации познавательной деятельности на уроке; творческие работы, создание ситуации успеха на уроке, индивидуальный подход, организацию внеурочной деятельности. 3. Сформировать культуры самостоятельной деятельности обучающихся через работу по составлению кроссвордов, выполнению проектов, составлению презентаций, участию в различных формах организации работы на уроке и в неурочное время. 4. Развивать личности, владеющие ключевыми компетенциями на основе использования современных технологий обучения. Применение на уроках различных форм проведения уроков и современных интерактивных методов обучения, позволяет привить интерес к изучению предмета - обучение в сотрудничеств - лабораторный практикум - тестировании - мультимедийные сценарии урок - домашние творческие задания 5. Развивать духовно – нравственную, физически – здоровую личности, способную к творчеству и самоопределению через организацию урока: - соблюдение санитарных норм и правил -эстетическое оформление кабинет - создание материально-технической базы кабинет - создание благоприятного психологического климата 6. Развивать сотрудничества всех участников образовательного процесса, через совместную деятельность педагогов, родителей, обучающихся участие в различных конкурсах, олимпиадах различного уровня, турнирах, предметных неделях. УМК к программе, состоит из: 1. Учебник: Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2010 2. Учебник В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Биология. Многообразие живых организмов.7класс.Москва, «Дрофа», 2008 3. Учебник Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Москва, «Дрофа», 2008 4. С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин Биология. Общие закономерности.9 класс. Москва, «Дрофа», 2009. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом: « Биология» в 6 классе выделено 1 час в неделю. C учетом этого составлено календарно - тематическое планирование на 34 часа, « Биология» в 7 классе выделено 2 часа в неделю. C учетом этого составлено календарно - тематическое планирование на 68 часов, « Биология» в 8 классе выделено 2 часа в неделю. C учетом этого составлено календарно - тематическое планирование на 68 часов, « Биология» в 9 классе выделено 2 часа в неделю. C учетом этого составлено календарно - тематическое планирование на 68 часов включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся и реализацию национально - регионального компонента. (экология) Формы работы: урок, экскурсия, практикум, лабораторная работа, конференция, урок-диалог. Методы, используемые в работе: наблюдение, сравнение, моделирование, измерение, эксперимент, опыт. Режим занятий: учебная, внеурочная и самостоятельная деятельность. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В ходе преподавания биологии в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт: решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; владеть языком предмета; описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений и животных, в том числе и человека; грамотного формулирования результатов биологических исследований; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; составлять схемы скрещивания, путем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях) и критически ее оценивать; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков биологии (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства. Способы проверки результатов: индивидуальный опрос учащихся, фронтальный опрос, комбинированный опрос, устная контрольная работа, биологический и графический диктант, тестирование учащихся, краткая письменная контрольная работа, письменная контрольная работа, экзамен (письменная и устная форма), зачет. Перечень средств обучения: гербарий по биологии, мультимедийные презентации, комплект мультимедийного оборудования. Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Основная литература: 1.Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001. 2.Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003. 3.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003. 4.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992. 5.Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994. 6.Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003. Научно-популярная литература
10.Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977. 11.Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988. 12.Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984. Рабочая программа по биологии «Живой организм» 6 класс (базовый уровень) Пояснительная записка Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И.Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5класс. Биология.6-11 классы. –М.: Дрофа, 2006. – 138с.//,полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему учебному плану, программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу “готовых знаний”,сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Литература: Сонин Н.И. “Биология. Живой организм” 6 класс: Учеб. для общеобразовательных учеб.заведений. -М.:Дрофа,2006.—176с.; методических пособий для учителя: 1)Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин “Биология. Живой организм” 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина “Биология. Живой организм” 6 класс –М.; Дрофа, 2005-06 гг.4 2)Программы для общеобразовательных учреждений. Прироведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.-М.: Дрофа, 2005-138с., дополнительной литературы для учителя: 1)Сборник “Уроки биологии по курсу “Биология.6 класс. Живой организм”-М.: Дрофа,2006.-218.; Содержание курса биология «Живой организм» 6 класс РАЗДЕЛ 1Строение и свойства живых организмов (11 часов). Тема 1.1 Основные свойства живых организмов (1 час) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Тема 1.2 Химический состав клеток (1 час) Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы». Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток (2 часа) Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Практическая работа №1 «Строение клеток живых организмов» Тема 1.4 Ткани растений и животных (2 часа) Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа №2 «Ткани растений» Лабораторная работа№3 «Ткани животных». Тема 1.5 Органы и системы органов (4 часа) Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Лабораторная работа №4 «Изучение органов цветкового растения» Лабораторная работа № 5 «Знакомство с расположением и строением почек» Лабораторная работа №6 «Знакомство со строением листа. Простые и сложные Лабораторная работа №7 «Знакомство со строением цветка и соцветиями» Лабораторная работа №8 «Строение семян фасоли и пшеницы». Тема 1.6 Растения и животные как целостные организмы (1 час) Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда. Тестирование по теме. РАЗДЕЛ 2 Жизнедеятельность организма (20 часа) Тема 2.1 Питание и пищеварение (4 часа) Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Практическая работа № 2«Выявление роли света и воды в жизни растений» Лабораторная работа№9 «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал». Тема 2.2 Дыхание (2 часа) Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Тема 2.3 Передвижение веществ в организме (2 часа) Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). Практическая работа № 3 «Передвижение воды и минеральных солей по стеблю» Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека. Тема 2.4 Выделение (2 часа) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Тема 2.5 Опорные системы (1 часа) Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Лабораторная работа№10 «Строение и свойства костей» Тема 2.6 Движение (1 часа) Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Лабораторная работа№11«Движение инфузории -туфельки». Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа) Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Тема 2.8 Размножение (3 часа) Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Практическая работа№4 «Вегетативное размножение растений. Черенкование комнатных растений». Тема 2.9 Рост и развитие(2 часа) Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Практическая работа№5 «Прорастание семян». Лабораторная работа№12«Прямое и непрямое развитие насекомых» РАЗДЕЛ 3 Организм и среда (3 часа) Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды (1 час) Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Тема 3.2 Природные сообщества (1 час) Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Демонстрация моделей экологических систем. Итоговое тестирование. Тема 3.3 Обобщение и систематизация знаний. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов. (1 час) Календарно - тематическое планирование уроков биологии 6 класс составлено в соответствии с программой и материалом учебника: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. « Живой организм». (1 час в неделю, всего 34часа).
|
Рабочая программа по биология для 6-9 класса составлена в соответствии... Министерства образования РФ №1089 от 05. 05. 2004 ) и программой основного общего образования по биологии авторов Н. И. Сонина, В.... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального... «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
О. И. Казаковская Приказ №170 а от «29» Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05. 03.... | Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с нормативными... Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс | Программа по литературе для 11 класса создана в соответствии с: Законом... Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004,утвержденным приказом мо РФ «Об утверждении федерального... | ||
Рабочая программа по истории 8 класса составлена в соответствии со... Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ №1089 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении... | Рабочая программа по музыке разработана на основе документов: Приказ... Приказ Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса составлена в соответствии... «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего... | Пояснительная записка рабочая программа по истории 9 класса составлена... Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ №1089 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории 10 класса составлена... Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ №1089 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении... | Программа разработана для 9 класса основной общеобразовательной школы... Министерства образования Российской Федерации (приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных... | ||
Рабочая программа по физике для 7 класса Пояснительная записка Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов... | Рабочая программа по физике для 8 класса на 2014 2015 гг Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05. 03.... | ||
Рабочая программа по физике для 9 класса на 2014 2015 гг Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05. 03.... | Рабочая программа по английскому языку для 9 класса учителя высшей квалификационной категории Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего... |