Скачать 163.19 Kb.
|
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Элективный курс для 10 класса Выполнил: учитель биологии МОУ «Алгашинская СОШ» Шумерлинского района ЧР Мухаматуллина Г. Х. Проверил: Борисова Н. В. 2008 г. 1. Пояснительная записка В современных условиях участились случаи, когда даже цена товара не может спасти его от подделки. Особенно это касается лекарств. С каждым годом мы видим все большее количество больных в стенах больниц. Этому способствует плохая экология, сидячий образ жизни. Особенно плохое положение с медикаментозным обеспечением на селе – многие не могут позволить себе покупать дорогие медикаменты, тратят большие суммы на дешевые, а улучшения почти не чувствуют. Очень часто наблюдается следующая ситуация – человек болеет, но идти в поликлинику у него нет сил, или она находится очень далеко. Кроме того, в начальной стадии ОРЗ можно воспользоваться травами – их действие более мягкое на организм, чем у лекарственных препаратов. Вот уже несколько тысячелетий люди лечатся с помощью народной медицины. Древние знания о лекарственных растениях и об их действии передаются из поколения в поколение. Люди знают, что вернуть им утраченное здоровье и справиться с заболеванием сможет только Природа. Лишь лекарственные травы (в отличие от большинства медицинских препаратов) могут так благотворно влиять на человека, оказывая мягкое и эффективное действие, восстанавливая не только больной орган, но и весь организм в целом. И тут встает вопрос – купить готовые травы в аптеке или на рынке или собрать самому? Каждая трава требует конкретных сроков и мест сбора, правильной сушки. Если хочешь собрать сам – ты должен быть полностью уверен, что не навредишь себе, соберешь именно нужную траву, не спутаешь ее с другой и оставишь для дальнейшего размножения. В основу настоящей программы положен личный опыт учителя, давно увлекающегося травами. Многие в деревне издавна пользуются травами в дополнение к медицинским препаратам, а в последнее время – и вместо них. Цель преподавания «Растительной аптеки» в школе – обобщение экологической информации, полученной на уроках ботаники, химии. Задачи: учащиеся должны осознать опасность 1. бесконтрольности заготовок растительного сырья, 2. ошибки в определении вида растения, приготовления форм лекарств. Кроме того, в данной программе обращается внимание на оценку своих потенциальных возможностей и приобщение к ЗОЖ. Программа рассчитана на старшие классы школы, когда знания об экологии растений уже ослаблены. В основу положен ранее изученный курс «Ботаника». К сожалению, изучение предмета по новой программе лишило его старой основательности, особенно в части определения растений. Курс предусматривает проведение занятий, разнообразных по форме: уроки-лекции, уроки-консультации, экскурсии, практические занятия, защита рефератов. Кроме того, учащиеся приобретут или закрепят прочные навыки работы с определителями различных систем. Это повысит их интеллектуальный потенциал, самооценку. Оптимальными формами контроля знаний считаю работу с определителями и гербариями зимой, тестирование знаний, полевые работы весной и осенью. Учитель должен хорошо разбираться в местных лекарственных растениях, методиках их применения, но ни в коем случае не заменять собой врачей. Вполне допустимо, даже желательно привлечение врача терапевта или семейного доктора. Это повысит авторитет школьного предмета и будет способствовать расширению кругозора и эрудиции ребят, упрочит связь поколений (ведь собирая травы для бабушек, они будут больше времени проводить с ними), позволит некоторым ребятам начать первые свои шаги в бизнесе – сдача трав – прекрасный повод заработать карманные деньги. 2. Содержание Тема 1. Введение Знакомство с задачами и целями курса. Общая характеристика отдела цветковых растений. Расцвет покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных растений. Жизненные формы. Продолжительность жизни. Признаки покрытосеменных растений. Разделение на классы, таксоны. Зрительный ряд.
Творческое задание. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика растений класса однодольные и класса двудольные». Домашнее задание. Найдите информацию о растениях, являющихся исключениями, то есть относящихся к одному из классов, но не обладающих всеми признаками, характерными для представителей данного класса. Тема 2. Класс двудольные. Семейства класса двудольные: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые, зонтичные, лютиковые, губоцветные, норичниковые. Общие признаки растений семейства: строение цветков, плодов, листьев, корневых систем. Формула цветка. Однодомность и двудомность. Схема описания семейства. Заполнение таблицы по семействам. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека. Лечебный сад. Растения-накопители витаминов, микроэлементов, биологически-активных элементов. Профилактическое использование фруктов. Особенности семейств: различия в строении цветков, форме и строении стебля, виде плодов, наличии волосков, очередности листьев, наличия в тканях особых гликозидов. Сроки вегетации и цветения. Зрительный ряд.
Практическая работа. Определение растений семейства по определительным карточкам. Самостоятельная работа. Оформить таблицу «Направления использования растений семейства … в жизни и хозяйственной деятельности человека». Творческое задание. Подготовка доклада «Целебные свойства культурных растений семейства.. таксона…» Составить кроссворд на тему «Лекарственные растения класса двудольные». Подготовка презентации семейства. Домашнее задание. Знать термины, основные отличия одних семейств от других, уметь определять растения; их основные признаки, хозяйственное использование и примеры растений. Тема 3. Класс однодольные. Семейства класса двудольные: лилейные, луковые, спаржевые, злаки, орхидные, осоковые. Общие признаки растений семейства: строение цветков, плодов, листьев, корневых систем. Формула цветка. Однодомность и двудомность. Схема описания семейства. Заполнение таблицы по семействам. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека. Особенности семейств: различия в строении цветков, форме и строении стебля, виде плодов, наличии волосков, очередности листьев. Сроки вегетации и цветения. Зрительный ряд.
Практическая работа. Определение растений семейства по определительным карточкам. Самостоятельная работа. Оформить таблицу «Направления использования растений семейства … в жизни и хозяйственной деятельности человека». Творческое задание. Подготовка доклада «Целебные свойства культурных растений семейства.. таксона…» Составить кроссворд на тему «Лекарственные растения класса двудольные». Подготовка реферата «Сортовыведение. Рассказ о выведении сорта…» Подготовка реферата «Роль растений семейства злаки в жизни и хозяйственной деятельности человека». Домашнее задание. Знать термины, основные отличия одних семейств от других, уметь определять растения; их основные признаки, хозяйственное использование и примеры растений. Тема 4. Использование лекарственных растений в медицине. Использование лекарственных растений в медицине прошлых лет. «Канон врачебной науки» Абу Али Ибн Сины. Египетская практика. Древнегреческая медицина. Травники А. К. Цельса, Диоскорида, К. Галена, Апулея. Использование лекарственных растений в Древней Руси. Аптекарские огороды при Петре 1. Фитотерапия. Проблема рационального использования лекарственных растений. Выращивание лекарственных растений на участке: агротехника, дизайн. Накопление биологически активных веществ в различных частях растений, сроки сбора. Место накопления: почки, кора, листья, травы, цветки и соцветия, плоды и семена, корни и корневища. Характер сушки, его зависимость от вида сырья и содержания в нем действующих веществ. Хранение сырья. Сроки хранения. Классы химических соединений: алколоиды (стрихнин, бруцин, кофеин, никотин, хинин, атропин), гликозиды (сердечные - наперстянки, ландыш, горицвет; антрагликозиды - крушина, ревень, кассия, алоэ; горечи - полынь, одуванчик, золототысячник, пижма; сапонины – корни синюхи, первоцвета, трава зверобоя), кумарины и фурокумарины (зонтичные, бобовые, рутовые), эфирные масла (мята перечная, валериана лекарственная, тимьян ползучий, душица обыкновенная, мелисса лекарственная, полынь горькая, шалфей лекарственный, укроп огродный и др.), дубильные вещества (дуб, береза, черемуха, зверобой, полынь, ревень, черника, пижма), витамины, фитонциды, смолы (хвойные, почки березы, корни ревеня и др.). Алколоидоносные растения: пилокарпус, белладонна, барвинок розовый, эфедра, чай, кубышка и др.). лечебные свойства соединений. Лекарственные формы: порошки, настои, отвары, спиртовые настойки, сборы, мази, свежий сок.
Фармакологические свойства, применение в медицине, противопоказания, лекарственные формы, способ применения и дозы. Лекарственные растения, обладающие диуретическими и противоотечными свойствами: береза бородавчатая, брусника обыкновенная, бузина черная, василек синий, горец птичий, донник лекарственный, лопух большой, можжевельник обыкновенный, хвощ полевой, череда трехраздельная. Фармакологические свойства, применение в медицине, противопоказания, лекарственные формы, способ применения и дозы. Лекарственные растения, обладающие противовоспалительными и противоязвенными свойствами: аир болотный, алоэ древовидное, алтей лекарственный, девясил высокий, душица обыкновенная, зверобой продырявленный, каланхоэ перистое, календула лекарственная, капуста белокочанная, облепиха, подорожник большой, ромашка аптечная, сушеница топляная, тысячелистник обыкновенный, чистотел большой, шиповник коричный, ятрышник пятнистый. Фармакологические свойства, применение в медицине, противопоказания, лекарственные формы, способ применения и дозы. Лекарственные растения, содержащие горечи, обладающие желчегонными, вяжущими, закрепляющими и слабительными свойствами: барбарис обыкновенный, вахта трехлистная, дуб обыкновенный, кровохлебка лекарственная, крушина ольховидная, кукуруза, одуванчик лекарственный, ольха серая, полынь горькая, ревень, тмин обыкновенный, черемуха обыкновенная, щавель конский. Фармакологические свойства, применение в медицине, противопоказания, лекарственные формы, способ применения и дозы. Лекарственные растения, обладающие отхаркивающими и рвотными свойствами: анис обыкновенный, багульник болотный, дягиль лекарственный, мать-и-мачеха обыкновенная, первоцвет весенний, солодка голая, сосна обыкновенная, тимьян обыкновенный, укроп аптечный, фиалка трехцветная. Фармакологические свойства, применение в медицине, противопоказания, лекарственные формы, способ применения и дозы. Лекарственные растения, обладающие противомикробными, противовирусными, противопаразитными, противоглистными свойствами: барвинок розовый, кубышка желтая, липа сердцевидная, папоротник мужской, пастернак овощной, тыква обыкновенная, безвременник великолепный, лук репчатый, чеснок посевной. Фармакологические свойства, применение в медицине, противопоказания, лекарственные формы, способ применения и дозы. Лекарственные растения, обладающие кровоостанавливающими свойствами: горец почечуйный, калина обыкновенная, крапива двудомная, пастушья сумка обыкновенная, чистец лесной. Фармакологические свойства, применение в медицине, противопоказания, лекарственные формы, способ применения и дозы. Лекарственные растения, действующие преимущественно на сердечно-сосудистую систему: горицвет весенний, желтушник раскидистый, ландыш майский, наперстянка. Фармакологические свойства, применение в медицине, противопоказания, лекарственные формы, способ применения и дозы. Сборы лекарственных растений, используемые в медицинской практике. Состав, способ приготовления и показания к применению. Зрительный ряд.
Практическая работа. Составление сборов. Творческое задание. Подготовка докладов на темы: «Комплексное лечение», «Сведение веснушек», «Забота о волосах», «Вопросы диеты». Домашнее задание. Защита реферата. 3. Календарно-тематический план
4. Список литературы для учителя
5. Список литературы для учащихся
|
Элективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека"... Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций... | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | Элективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,... Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа | ||
Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | ||
Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | Элективный курс Тайны живой природы Автор: Моисеева Татьяна Николаевна,... Курс «Тайны живой природы» предназначен для учеников 10х классов и имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный... | ||
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | Элективный курс. Математика. 8-9 классы» Автор-составитель: Л. Н.... Рабочая программа практикума «Самый простой способ решения непростых неравенств» для учащихся 9 класса составлена на основе методического... | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся... | ||
Элективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,... Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс | Элективный курс для 10 класса учитель биологии моу «Алгашинская сош» Очень часто наблюдается следующая ситуация – человек болеет, но идти в поликлинику у него нет сил, или она находится очень далеко.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | Конкурс рефератов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... |