Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка





Скачать 207.62 Kb.
НазваниеПрограмма курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка
Дата публикации11.08.2015
Размер207.62 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Биология > Программа курса

ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИИ
для 7 класса

общеобразовательных учреждений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Животные»

     Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, примерной программы основного общего образования по биологии , программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» под редакцией Никишова А.И., Шаровой И.Х. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

      Изучение биологии направлено на достижение следующих

 целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладения умениями применять  биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание  позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

             Задачи раздела «Животные»

обучения:

1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков

  • продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии.                                             

  • продолжить развивать у детей общеучебные умения:

особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для  работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания

2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков

3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий

развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:

     -продолжить развитие внимания, памяти,

    -особое внимание обратить на развитие мышления (способности    производить анализ и синтез),

     -развивать стремление добиваться особых успехов,

     - продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков

воспитания: способствовать воспитанию  совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе.)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7 класс

2 часа в неделю, 68 ч/год
Общее знакомство с животными (2часа)

Многообразие и взаимоотношения животных. Зоология – как наука о животных.

Подцарство одноклеточные животные, или Простейшие (3часа)

Строение и жизнедеятельность Саркожгутиковых. Строение и жизнедеятельность инфузорий. Значение Простейших в природе и жизни человека. Подцарство Многоклеточные животные

Тип Кишечнополостные (3 часа)

Класс Гидроидные. Размножение гидроидных. Регенерация. Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы. Происхождение кишечнополостных.

Тип Плоские черви (2 часа)

Класс Планарии, или Ресничные черви. Класс Сосальщики и класс Ленточные черви.

Тип Круглые, или Первичнополостные, черви (1час)

Класс Нематоды. Борьба с червями – паразитами.

Тип Кольчатые черви (2часа)

Класс Малощетинковые черви. Класс Многощетинковые черви. Происхождение и значение кольчатых червей.

Тип Моллюски (3часа)

Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые. Класс Головоногие. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человка.

Тип Членистоногие (12часов)

Общие признаки строения членистоногих. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Значение их в природе и жизни человека. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Их значение в природе и жизни человека. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Главнейшие отряды насекомых. Насекомые – вредители поля и огорода, леса и сада. Защита растений от этих насекомых. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые.

Тип Хордовые (34часов)

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные, или Позвоночные. Местообитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб. Размножение и развитие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных. Особенности строения органов полости тела и нервной системы земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение и значение. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры пресмыкающихся. Особенности строения органов полости тела и нервной системы пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Отряды современных пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета птиц. Внутреннее строение. Размножение и развитие птиц. Происхождение и отряды птиц. Значение и охрана птиц. Домашние птицы. Местообитания и внешнее строение Млекопитающих. Органы полости тела и нервная система. Поведение млекопитающих. Размножение, развитие и происхождение. Плацентарные млекопитающие. Отряды млекопитающих. Значение и охрана. Домашние млекопитающие.

Развитие животного мира(2часа)

Док- во эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Происхождение Основные этапы развития животного мира на Земле.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий по курсу «биологии» в 7 классе
Методическое обеспечение – учебн. – 7 класс А.И.Никишов, И.Х.Шарова.«Биология. Животные»

№ п/п

Тема

Количество

часов

Форма контроля

1

Общие сведения о мире животных.

2




3

Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные.

3




4

Подцарство Многоклеточные животные.Тип Кишечнополостные.

3

С.р.№1

5

Тип Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.

5

Тест

6

Тип Моллюски.

3

С.р.№2

7

Тип Членистоногие.

12

Тест

8

Тип Хордовые.

34

С.р.№3,4,5,6 Тест

9

Развитие животного мира на Земле.

2




10

Резервное время

4





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны:

знать/ понимать:

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в происхождения и эволюции животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы:  ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;

  • выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность  биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать  воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки  основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;  оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;

3) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



занятий по курсу «биология» в 7 классе


№ п/п

Тема урока


Дата

Коррекция

ВВЕДЕНИЕ (2часа)










1.

Зоология - как наука о животных. Классификация животных.

04.09.




2.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

06.09.




Тема 2 «ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ» (3 часа)







3

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.

11.09.




4

Тип Инфузории.

13.09




5

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

18.09.




Тема 3 «ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ» (3 часа)







6

Тип Кишечнополостные.

Одиночные и колониальные

Размножение.Кл.Гидроидные

20.09.




7

Класс Сцифоидные и Коралловые полипы.

Среда обитания и образ жизни. Регенерация.

25.09.




8

Многообразие и значение кишечнополостных. С.р.№1

27.09.




Тема 4 «ТИПЫ: ПЛОСКИЕ, КРУГЛЫЕ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ» (5 часов)







9

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.

02.10.




10

Класс Сосальщики и Ленточные черви.

Циклы развития паразитических червей.

Меры защиты от заражения

04.10.




11

Тип Круглые черви. Класс Нематоды

Образ жизни. Особенности строения.

09.10.




12

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

11.10.




13

Класс малощетинковые черви.

 Лаб.работа №1«Изучение внешнего строения дождевого червя». Тест.

16.10.




Тема 5 «ТИП МОЛЛЮСКИ» (3 часа)







14

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски.

18.10.




15

Класс Двустворчатые Моллюски Особенности строения. Значение.

23.10.




16

Класс Головоногие. Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. С.р. №2

25.10.




Тема 6 «ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ» (12 часов)








17

Общая характеристика членистоногих.

30.10.




18

Класс Ракообразные. Образ жизни и особенности строения.

01.11.




19

Класс Паукообразных. Внешнее строение.Значение.







20

Особенности строения насекомых.







21

Типы развития насекомых







22

Особенности строения и жизнедеятельности насекомых.







23

Главнейшие отряды насекомых.







24

Насекомые -  вредители сада и

Леса. Лаб. Работа № «Изучение насекомых вредителей»







25

Насекомые -  вредители поля и огорода. Защита.







26

Полезные насекомые. Охрана насекомых .







27

Насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных.С.р№3







28

Одомашненные насекомые. Значение насекомых в природе и жизни человека.







Тема 7 «ТИП ХОРДОВЫЕ» (34часов)







29

Общие признаки типа Хордовые. Подтип Бесчерепные







30

Подтип Черепные, или Позвоночные







31

Внешнее строение рыб.







32

Особенности внутреннего строения.







33

Размножение и развитие рыб







34

Основные систематические группы рыб.

Приспособления рыб к жизни в воде. С.р№4







35

Промысловые рыбы.

Основные группы промысловых рыб. Прудовое хозяйство.







36

Значение рыб в природе и жизни человека







КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (3 часа)







37

Общая характеристика. Внешнее строение лягушки.

Скелет и мускулатура.







38

Строение и деятельность систем внутренних органов.

Лаб.работа №  «Внутренне строение лягушки»







39

Годовой цикл жизни земноводных. Размножение Многообразие земноводных.







КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (4 часа)







40

Общая характеристика. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся..







41

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Размножение и развитие.







42

Многообразие пресмыкающихся, отряды класса Роль в природе.







43

Отряды современных пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека.







КЛАСС ПТИЦЫ(8 часов)







44

Среда обитания и внешнее строение птиц. Приспособленность к полету

Лаб. Работа № «Внешнее строение птицы. Строение перьев»







45

Особенности строения опорно-двигательной системы птицы.

Лаб.работа № «Строение скелета птицы»







46

Внутреннее строение птиц.







47

Размножение и развитие птиц.

Лаб. Работа № «Изучение строения куриного яйца»







48

Сезонные явления в жизни птиц.







49

Многообразие птиц Экологические группы птиц







50

Происхождение птиц и важнейшие отряды. С.р№5







51

Значение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Домашние птицы.




 

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (12 часов)







52

Общая характеристика. Особенности внешнего строения.







53

Внутреннее строение млекопитающих

Лаб. Работа № «Строение скелета млекопитающих»







54

Размножение и развитие млекопитающих







55

Происхождение и многообразие млекопитающих







56

Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные







57

Отряды Ластоногие и китообразные, Парнокопытные и

Непарнокопытные, Хоботные







58

Отряд Приматы

Сходство человекообразных обезьян с человеком







59

Экологические группы млекопитающих







60

Значение млекопитающих для человека







61

Сезонные явления в жизни млекопитающих







62

Охрана млекопитающих. Домашние Звери. С.р№6







Развитие животного мира(2часа)







63

Док- во эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе







64

Происхождение Основные этапы развития животного мира на Земле







65-68

Повторение







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе
Государственного стандарта основного общего образования по биологиидля общеобразовательных учреждений утвержденного Приказом Минобразования...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл общеобразовательных учреждений (сборник нормативных документов. Биология/...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена...
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной...
«результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности. Изучение биологии в 6 классе...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconРабочая программа по биологии Домашнее обучение
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconРабочая программа по химии 10 класс (34 часа) Пояснительная записка
Программа курса химии для 10 -11 кл общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ из сборника Программа курса химии для 8 -11...
Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка iconРабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск