Скачать 207.62 Kb.
|
ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИИ для 7 класса общеобразовательных учреждений ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Животные» Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, примерной программы основного общего образования по биологии , программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» под редакцией Никишова А.И., Шаровой И.Х. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира. У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
Задачи раздела «Животные» обучения: 1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания 2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков 3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: -продолжить развитие внимания, памяти, -особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез), -развивать стремление добиваться особых успехов, - продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе.) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 класс 2 часа в неделю, 68 ч/год Общее знакомство с животными (2часа) Многообразие и взаимоотношения животных. Зоология – как наука о животных. Подцарство одноклеточные животные, или Простейшие (3часа) Строение и жизнедеятельность Саркожгутиковых. Строение и жизнедеятельность инфузорий. Значение Простейших в природе и жизни человека. Подцарство Многоклеточные животные Тип Кишечнополостные (3 часа) Класс Гидроидные. Размножение гидроидных. Регенерация. Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы. Происхождение кишечнополостных. Тип Плоские черви (2 часа) Класс Планарии, или Ресничные черви. Класс Сосальщики и класс Ленточные черви. Тип Круглые, или Первичнополостные, черви (1час) Класс Нематоды. Борьба с червями – паразитами. Тип Кольчатые черви (2часа) Класс Малощетинковые черви. Класс Многощетинковые черви. Происхождение и значение кольчатых червей. Тип Моллюски (3часа) Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые. Класс Головоногие. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человка. Тип Членистоногие (12часов) Общие признаки строения членистоногих. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Значение их в природе и жизни человека. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Их значение в природе и жизни человека. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Главнейшие отряды насекомых. Насекомые – вредители поля и огорода, леса и сада. Защита растений от этих насекомых. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые. Тип Хордовые (34часов) Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные, или Позвоночные. Местообитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб. Размножение и развитие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных. Особенности строения органов полости тела и нервной системы земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение и значение. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры пресмыкающихся. Особенности строения органов полости тела и нервной системы пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Отряды современных пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета птиц. Внутреннее строение. Размножение и развитие птиц. Происхождение и отряды птиц. Значение и охрана птиц. Домашние птицы. Местообитания и внешнее строение Млекопитающих. Органы полости тела и нервная система. Поведение млекопитающих. Размножение, развитие и происхождение. Плацентарные млекопитающие. Отряды млекопитающих. Значение и охрана. Домашние млекопитающие. Развитие животного мира(2часа) Док- во эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Происхождение Основные этапы развития животного мира на Земле. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН занятий по курсу «биологии» в 7 классе Методическое обеспечение – учебн. – 7 класс А.И.Никишов, И.Х.Шарова.«Биология. Животные»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны: знать/ понимать:
уметь
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.; 2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа; 3) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.; 5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с. 6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»); 7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий по курсу «биология» в 7 классе
|
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования по биологиидля общеобразовательных учреждений утвержденного Приказом Минобразования... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл общеобразовательных учреждений (сборник нормативных документов. Биология/... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена... Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,... | Рабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной... «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности. Изучение биологии в 6 классе... | Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | ||
Рабочая программа по биологии 9 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 7 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11... «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,... | Рабочая программа по биологии Домашнее обучение Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по химии 10 класс (34 часа) Пояснительная записка Программа курса химии для 10 -11 кл общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ из сборника Программа курса химии для 8 -11... | Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,... |