Скачать 160.61 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт математики, информатики и естественных наук Кафедра биологии, экологии и методики обучения биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСдисциплины ПАРАЗИТОЛОГИЯ Специальность - 032400 Биология Квалификация выпускника – Учитель биологии Форма обучения - очная Курс – 5, семестр – 10 Москва 2014 Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005 г. № 697 пед/сп Автор: кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения биологии ГБОУ ВПО МГПУ А.И. Зайцев Программа одобрена на заседании кафедры биологии, экологии и методики обучения биологии от 29 августа 2014 года, протокол № 01 Зав. кафедрой: С.В. Суматохин © ГБОУ ВПО МГПУ, 2014 © Кафедра биологии, экологии и методики биологии, 2014 ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: приобретение студентами знаний о разнообразии паразитических организмов, об особенностях их связей с хозяевами, о влиянии паразитов на жизнедеятельность зараженных организмах, а также получение представлений о паразитарных заболеваниях и мерах их профилактики. В основу курса положены принципы экологической паразитологии, разработанные отечественными учеными. Задачи дисциплины: - дать представление о разнообразии комплекса паразитических организмов; - показать многообразие связей паразитов с организмом хозяев, - ознакомить с механизмами взаимных влияний паразитов и хозяев. - составить представление о паразитоценозе как комплексе паразитических организмов, связанном с особями хозяев. - осветить вопрос о защитных механизмах паразитов от иммунного ответа организма хозяина - сформировать понятие об организме хозяина как среде обитания. 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ Раздел 1. Предмет и задачи паразитологии. Основные разделы паразитологии: общая, медицинская, ветеринарная, агрономическая или фитопаразитология. История развития паразитологии. Раздел 2. Взаимоотношения паразитов и хозяев. Ответные реакции организма хозяина на воздействие паразитов как широкий круг патологических процессов, которые делятся на специфические и неспецифические реакции. Защитные механизмы паразитов против иммунного ответа хозяина: инцистирование и инкапсуляция, локализация в тканях наиболее изолированных от воздействия иммунной системы, иммуносупрессия, изменение состава антигенов, молекулярная мимикрия. Формы взаимоотношений паразита и хозяина. Антагонистический характер подобных связей. Понятие о паразитоносительстве. Организм как среда обитания. Особенности локализации паразитов в органах различных систем человека. Паразитарная система и паразитоценоз. Двучленные и трехчленные паразитарные системы. Простые и сложные паразитарные системы. Значение паразитарных систем в биоценозах. Раздел 3. Общая характеристика паразитарных болезней человека. Паразитозы или инвазии – группа болезней, вызываемых паразитами, относящихся к царству животных. Их классификация в зависимости от систематической принадлежности возбудителя инвазии: протозоозы, гельминтозы, болезни, вызываемые членистоногими (энтомозы, акариозы). Понятие о препатентном и инкубационном периодах. Антропонозы и зоонозы. Пути передачи возбудителей: пищевой, воздушно-пылевой, контактно-бытовой, перкутанный, трансмиссивный, половой, трансфузионный. Раздел 4. Протозойные заболевания человека. Амебиаз - протозойное антропонозное заболевание. Биологические особенности возбудителя – дизентерийной амебы (Entamoeba hystolytica). Условно патогенные амебы. Ротовая амеба Entamoeba gingivalis. Акантамебиаз. Акантамебный кератит, акантамебные поражения кожи, акантамебный энцефалит. Неглериоз – протозойное заболевание, вызываемое Naegleria fowleri.Лейшманиозы как группа облигатно трансмиссивных заболеваний, характеризующаяся поражением внутренних органов (висцеральные лейшманиозы) или кожи (кожные лейшманиозы). Трипаносомозы - группа трансмиссивных тропических болезней, вызываемые жгутиковыми простейшими – трипаносомами. Особенности морфологии паразитов. Полиморфизм. Африканский и американский трипаносомозы. Мочеполовой трихомоноз. Биология и цикл развития трихомонаса. Лямблиоз - протозойное заболевание, протекающее как в виде носительства, так и в формах с поражением средних отделов кишечного тракта.Паразитозы, возбудители которых относятся к типу Apicomplexa. Токсоплазмоз – широко распространенная зоонозная природноочаговая паразитарная болезнь с преимущественно латентным или хроническим течением, характеризующаяся поражением нервной системы, лимфатической системы, мышц, миокарда и глаз. Малярия как группа антропонозных протозойных трансмиссивных заболеваний, возбудители которых передаются комарами рода Anopheles. Балантидиаз – зоонозная протозойная болезнь, характеризующаяся общей интоксикацией, язвенными поражениями толстой кишки, изнурительным поносом и истощением. Раздел 5. Гельминтозы человека. Трематодозы – гельминтозы, вызываемые представителями класса сосальщиков. Общие особенности биологии трематод. Типы жизненных циклов. Цестодозы - гельминтозы, возбудители которых относятся к классу Cestoidea (ленточных червей). Особенности протекания цестодозов, связанные с локализацией взрослой и личиночной стадии. Нематодозы - заболевания, вызываемые паразитическими нематодами. Особенности биологии паразитических нематод. Основные типы циклов развития. Раздел 6. Арахноэнтомозы. Чесотка как антропонозное контагиозное паразитарное заболевание, вызываемое чесоточным зуднем и проявляющееся зудом кожи. Демодекоз – контагиозное антропонозное паразитарное заболевание, проявляющееся поражением волосяных луковиц и сальных желез. Педикулез как антропонозное паразитарное заболевание, вызываемое головными или платяными вшами. Особенности строения и биологии вшей. Миазы – группа паразитарных зоонозных заболеваний, обусловленных паразитированием личинок мух в различных органах и тканях организма человека. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫа) Основная литература
б) Дополнительная литература 1. Астафьев Б.А. Очерки по общей патологии гельминтозов человека. -М.: Медицина, 1975. - 254 с. 2. Генис Д.Е. Медицинская паразитология. М.: Медицина, 1979.- 215 с. 3. Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. М.: Высшая школа, 1978. - 465 с. 4. Давыдов О.Н. Гельминты. Киев: Наукова думка, 1984. – 187 с. 5. Догель В.А. Общая паразитология. М., 1962. – 398 с. 6. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 285 с. в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСЦИПЛИНЫ Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой и интерактивной досками, мультимедийным проектором и экраном. Для обеспечения практических занятий по данному курсу необходима аудитория, оборудованная микроскопами, бинокулярами и техническими и аудиовизуальными средствами обучения. ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Лекция 1. Предмет и задачи паразитологии (2 час). Основные разделы паразитологии: общая, медицинская, ветеринарная, агрономическая или фитопаразитология. История развития паразитологии. Лекция 2. Взаимоотношения паразитов и хозяев (2 часа). Ответные реакции организма хозяина на воздействие паразитов как широкий круг патологических процессов. Защитные механизмы паразитов против иммунного ответа хозяина. Формы взаимоотношений паразита и хозяина. Антагонистический характер подобных связей. Организм как среда обитания. Особенности локализации паразитов в органах различных систем человека. Паразитарная система и паразитоценоз. Лекция 3. Общая характеристика паразитарных болезней человека (2 часа). Паразитозы или инвазии – группа болезней, вызываемых паразитами, относящихся к царству животных. Их классификация в зависимости от систематической принадлежности возбудителя инвазии: протозоозы, гельминтозы, болезни, вызываемые членистоногими (энтомозы, акариозы). Понятие о препатентном и инкубационном периодах. Антропонозы и зоонозы. Пути передачи возбудителей: пищевой, воздушно-пылевой, контактно-бытовой, перкутанный, трансмиссивный, половой, трансфузионный. 1.2. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ Практическая работа №1 . Амебоидные и жгутиковые организмы – возбудители болезней человека. Диагностические особенности протистов - возбудителей заболеваний человека. Амебиаз - протозойное антропонозное заболевание. Биологические особенности возбудителя – дизентерийной амебы (Entamoeba hystolytica). Условно патогенные амебы. Лейшманиозы как группа облигатно трансмиссивных заболеваний. Трипаносомозы - группа трансмиссивных тропических болезней, вызываемые жгутиковыми простейшими – трипаносомами. Паразитозы, возбудители которых относятся к типу Apicomplexa. Токсоплазмоз, малярия. Выполнение работы. Демонстрация студентами презентаций по темам: «Амебиаз», «Лейшманиозы», «Трипаносомозы», «Токсоплазмоз», «Малярия». Обсуждение презентаций. Изучение микропрепаратов трипаносомы, токсоплазмы, малярийного плазмодия. Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия. Практическая работа № 2. Представители типа Apicomplexa – возбудители болезней человека. Паразитозы, возбудители которых относятся к типу Apicomplexa. Токсоплазмоз, малярия. Выполнение работы. Демонстрация презентаций по темам: «Токсоплазмоз», «Малярия как группа антропонозных протозойных трансмиссивных заболеваний, возбудители которых передаются комарами рода Anopheles». Обсуждение презентаций. Изучение микропрепаратов токсоплазмы и малярийного плазмодия. Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия. Практическая работа № 3. Гельминтозы человека. Трематодозы и цестодозы. Трематодозы – гельминтозы, вызываемые представителями класса сосальщиков. Общие особенности биологии трематод. Типы жизненных циклов. Цестодозы - гельминтозы, возбудители которых относятся к классу Cestoidea (ленточных червей). Особенности протекания цестодозов, связанные с локализацией взрослой и личиночной стадии. Выполнение работы. Демонстрация презентаций по темам: «Фасциолез», «Описторхоз», «Шистосоматозы», «Дифиллоботриоз», «Тениоз», «Эхинококкоз». Обсуждение презентаций. Изучение препаратов печеночного сосальщика, кошачьей двуустки, кровяной двуустки, ширококго лентеца, свиного цепня, эхинококка. Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия Практическая работа № 4. Нематодозы - заболевания, вызываемые паразитическими нематодами. Особенности биологии паразитических нематод. Основные типы циклов развития. Выполнение работы. Демонстрация презентаций по темам: «Аскаридоз», «Трихоцефалез», «Энтеробиоз», «Трихинеллез», «Вухерериоз», «Дракункулез». Обсуждение презентаций. Изучение препаратов аскариды, власоглава, острицы, трихинеллы. Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия. Практическая работа № 5. Заболевания, вызываемые клещами. Клещи – переносчики опасных заболеваний человека. Чесотка как антропонозное контагиозное паразитарное заболевание, вызываемое чесоточным зуднем и проявляющееся зудом кожи. Демодекоз – контагиозное антропонозное паразитарное заболевание, проявляющееся поражением волосяных луковиц и сальных желез. Иксодовые клещи – переносчики возбудителей клещевого энцефалита и болезни Лайма. Выполнение работы. Демонстрация презентаций по темам: «Чесосточный зудень», «Угрица железистая», «Иксодовые клещи». Обсуждение презентаций. Изучение препаратов иксодовых клещей. Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия. Практическая работа № 6. Энтомозы. Педикулез как антропонозное паразитарное заболевание, вызываемое головными или платяными вшами. Особенности строения и биологии вшей. Миазы – группа паразитарных зоонозных заболеваний, обусловленных паразитированием личинок мух в различных органах и тканях организма человека. Выполнение работы. Демонстрация презентаций по темам: «Вши – паразиты человека», «Миазы». Обсуждение презентаций. Изучение препаратов головной, платяной и лобковой вшей. Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия. 2. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 2.1. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И/ИЛИ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Ответные реакции организма хозяина на воздействие паразитов. 2. Защитные механизмы паразитов против иммунного ответа хозяина. 3. Организм как среда обитания. Особенности локализации паразитов в органах различных систем человека. 4. Классификация протозойных заболеваний в зависимости от систематической принадлежности возбудителя инвазии. 5. Амебиаз - протозойное антропонозное заболевание. 6. Трипаносомозы - группа трансмиссивных тропических болезней. 7. Общие особенности биологии трематод. Типы жизненных циклов. 8. Особенности протекания цестодозов, связанные с локализацией взрослой и личиночной стадии. 9. Особенности строения и биологии вшей. 2.2. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Контрольная работа по теме «Протозойные заболевания человека».
2.3. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Основные разделы паразитологии. 2. История развития паразитологии. 3. Характеристика системы «паразит – хозяин». 4. Ответные реакции организма хозяина на воздействие паразитов. 5. Защитные механизмы паразитов против иммунного ответа хозяина. 6. Формы взаимоотношений паразита и хозяина. 7. Организм как среда обитания. 8. Особенности локализации паразитов в органах различных систем человека. 9. Паразитарная система и паразитоценоз. 10. Двучленные и трехчленные паразитарные системы. Простые и сложные паразитарные системы. Значение паразитарных систем в биоценозах. 11. Общая характеристика паразитарных болезней человека. 12. Классификация паразитарных болезней в зависимости от систематической принадлежности возбудителя инвазии. 13. Понятие о препатентном и инкубационном периодах. 14. Антропонозы и зоонозы. 15. Пути передачи возбудителей. 16. болезни, вызываемые амебоидныи организмами. 17. Лейшманиозы как группа облигатно трансмиссивных заболеваний. 18. Трипаносомозы - группа трансмиссивных тропических болезней. 19. Токсоплазмоз – широко распространенная зоонозная природноочаговая паразитарная болезнь. 20. Малярия как группа антропонозных протозойных трансмиссивных заболеваний. 20. Трематодозы – гельминтозы, вызываемые представителями класса сосальщиков. Общие особенности биологии трематод. 21. Типы жизненных циклов трематод. 22. Цестодозы - гельминтозы, возбудители которых относятся к классу Cestoidea (ленточных червей). 23. Особенности протекания цестодозов, связанные с локализацией взрослой и личиночной стадии. 24. Нематодозы - заболевания, вызываемые паразитическими нематодами. 25. Особенности биологии паразитических нематод. 26. Основные типы циклов развития. 27. Чесотка как антропонозное контагиозное паразитарное заболевание, вызываемое чесоточным зуднем. 28. Демодекоз – контагиозное антропонозное паразитарное заболевание, проявляющееся поражением волосяных луковиц и сальных желез. 29. Педикулез как антропонозное паразитарное заболевание, вызываемое головными или платяными вшами. Особенности строения и биологии вшей. 30. Миазы – группа паразитарных зоонозных заболеваний, обусловленных паразитированием личинок мух в различных органах и тканях организма человека. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |