Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 160.61 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
Дата публикации07.03.2016
Размер160.61 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт математики, информатики и естественных наук

Кафедра биологии, экологии и методики обучения биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


дисциплины

ПАРАЗИТОЛОГИЯ


Специальность - 032400 Биология

Квалификация выпускника – Учитель биологии

Форма обучения - очная

Курс – 5, семестр – 10

Москва

2014

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005 г. № 697 пед/сп

Автор:

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения биологии ГБОУ ВПО МГПУ

А.И. Зайцев

Программа одобрена на заседании кафедры биологии, экологии и методики обучения биологии от 29 августа 2014 года, протокол № 01

Зав. кафедрой: С.В. Суматохин

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014

© Кафедра биологии, экологии и методики биологии, 2014

ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: приобретение студентами знаний о разнообразии паразитических организмов, об особенностях их связей с хозяевами, о влиянии паразитов на жизнедеятельность зараженных организмах, а также получение представлений о паразитарных заболеваниях и мерах их профилактики. В основу курса положены принципы экологической паразитологии, разработанные отечественными учеными.

Задачи дисциплины:

- дать представление о разнообразии комплекса паразитических организмов;

- показать многообразие связей паразитов с организмом хозяев,

- ознакомить с механизмами взаимных влияний паразитов и хозяев.

- составить представление о паразитоценозе как комплексе паразитических организмов, связанном с особями хозяев.

- осветить вопрос о защитных механизмах паразитов от иммунного ответа организма хозяина

- сформировать понятие об организме хозяина как среде обитания.
2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • теоретические основы дисциплины в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

  • средства обучения и их дидактические возможности;

  • правила техники безопасности и противопожарной защиты.

Уметь:

  • характеризовать основные направления современной паразитологии: протозоологии, гельминтологии и арахноэнтомологии;

  • проводить мероприятия по пропаганде знаний об основных паразитарных заболевания человека и мерах по их профилактике.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Объем дисциплины, час

Общая трудоемкость дисциплины

44

Аудиторные занятия:

Лекции

Семинары/практические занятия

Лабораторные работы

18

6

12

0

Самостоятельная работа

26

Контроль самостоятельной работы (КСР)

0

Зачет





4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Предмет и задачи паразитологии.

Основные разделы паразитологии: общая, медицинская, ветеринарная, агрономическая или фитопаразитология. История развития паразитологии.

Раздел 2. Взаимоотношения паразитов и хозяев.

Ответные реакции организма хозяина на воздействие паразитов как широкий круг патологических процессов, которые делятся на специфические и неспецифические реакции. Защитные механизмы паразитов против иммунного ответа хозяина: инцистирование и инкапсуляция, локализация в тканях наиболее изолированных от воздействия иммунной системы, иммуносупрессия, изменение состава антигенов, молекулярная мимикрия.

Формы взаимоотношений паразита и хозяина. Антагонистический характер подобных связей. Понятие о паразитоносительстве.

Организм как среда обитания. Особенности локализации паразитов в органах различных систем человека.

Паразитарная система и паразитоценоз. Двучленные и трехчленные паразитарные системы. Простые и сложные паразитарные системы. Значение паразитарных систем в биоценозах.

Раздел 3. Общая характеристика паразитарных болезней человека.

Паразитозы или инвазии – группа болезней, вызываемых паразитами, относящихся к царству животных. Их классификация в зависимости от систематической принадлежности возбудителя инвазии: протозоозы, гельминтозы, болезни, вызываемые членистоногими (энтомозы, акариозы). Понятие о препатентном и инкубационном периодах. Антропонозы и зоонозы. Пути передачи возбудителей: пищевой, воздушно-пылевой, контактно-бытовой, перкутанный, трансмиссивный, половой, трансфузионный.

Раздел 4. Протозойные заболевания человека.

Амебиаз - протозойное антропонозное заболевание. Биологические особенности возбудителя – дизентерийной амебы (Entamoeba hystolytica). Условно патогенные амебы. Ротовая амеба Entamoeba gingivalis. Акантамебиаз. Акантамебный кератит, акантамебные поражения кожи, акантамебный энцефалит. Неглериоз – протозойное заболевание, вызываемое Naegleria fowleri.Лейшманиозы как группа облигатно трансмиссивных заболеваний, характеризующаяся поражением внутренних органов (висцеральные лейшманиозы) или кожи (кожные лейшманиозы). Трипаносомозы - группа трансмиссивных тропических болезней, вызываемые жгутиковыми простейшими – трипаносомами. Особенности морфологии паразитов. Полиморфизм. Африканский и американский трипаносомозы. Мочеполовой трихомоноз. Биология и цикл развития трихомонаса. Лямблиоз - протозойное заболевание, протекающее как в виде носительства, так и в формах с поражением средних отделов кишечного тракта.Паразитозы, возбудители которых относятся к типу Apicomplexa. Токсоплазмоз – широко распространенная зоонозная природноочаговая паразитарная болезнь с преимущественно латентным или хроническим течением, характеризующаяся поражением нервной системы, лимфатической системы, мышц, миокарда и глаз. Малярия как группа антропонозных протозойных трансмиссивных заболеваний, возбудители которых передаются комарами рода Anopheles. Балантидиаз – зоонозная протозойная болезнь, характеризующаяся общей интоксикацией, язвенными поражениями толстой кишки, изнурительным поносом и истощением.

Раздел 5. Гельминтозы человека. Трематодозы – гельминтозы, вызываемые представителями класса сосальщиков. Общие особенности биологии трематод. Типы жизненных циклов. Цестодозы - гельминтозы, возбудители которых относятся к классу Cestoidea (ленточных червей). Особенности протекания цестодозов, связанные с локализацией взрослой и личиночной стадии. Нематодозы - заболевания, вызываемые паразитическими нематодами. Особенности биологии паразитических нематод. Основные типы циклов развития.

Раздел 6. Арахноэнтомозы. Чесотка как антропонозное контагиозное паразитарное заболевание, вызываемое чесоточным зуднем и проявляющееся зудом кожи. Демодекоз – контагиозное антропонозное паразитарное заболевание, проявляющееся поражением волосяных луковиц и сальных желез. Педикулез как антропонозное паразитарное заболевание, вызываемое головными или платяными вшами. Особенности строения и биологии вшей. Миазы – группа паразитарных зоонозных заболеваний, обусловленных паразитированием личинок мух в различных органах и тканях организма человека.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



а) Основная литература

  1. Ройтман, В.А., Беэр С.А. Паразитизм как форма симбиотических отношений. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. – 310 с.

  2. Сергиев, В.П. Атлас клинической паразитологии и тропической медицины. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010. - 284 c.

  3. Зайцева Е.Ю., Зайцев А.И. Практические занятия по паразитологии. – М.: ГКА им. Маймонида. – 57 с.


б) Дополнительная литература

1. Астафьев Б.А. Очерки по общей патологии гельминтозов человека. -М.: Медицина, 1975. - 254 с.

2. Генис Д.Е. Медицинская паразитология. М.: Медицина, 1979.- 215 с.

3. Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. М.: Высшая школа, 1978. - 465 с.

4. Давыдов О.Н. Гельминты. Киев: Наукова думка, 1984. – 187 с.

5. Догель В.А. Общая паразитология. М., 1962. – 398 с.

6. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 285 с.
в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

  1. Системное прикладное программное обеспечение (операционные системы, антивирусы, программы для обслуживания телекоммуникационных сетей);

  2. Прикладное программное обеспечение общего назначения (текстовые процессоры, электронные таблицы, программы для работы с графикой, браузеры.)


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСЦИПЛИНЫ

Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой и интерактивной досками, мультимедийным проектором и экраном.

Для обеспечения практических занятий по данному курсу необходима аудитория, оборудованная микроскопами, бинокулярами и техническими и аудиовизуальными средствами обучения.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Тема

Общая трудоемкость

Самостоятельная работа

Всего

аудиторных часов

Лекции

Практические занятия



Предмет и задачи паразитологии.

6

4

2

2

-



Взаимоотношения паразитов и хозяев

6

4

2

2

-



Общая характеристика паразитарных болезней человека.

8

6

2

2

-



Протозойные заболевания человека

10

6

4

-

4



Гельминтозы человека

10

6

4

-

4



Арахноэнтомозы

10

6

4

-

4




Итого за семестр

44

26

18

6

12


1.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Лекция 1. Предмет и задачи паразитологии (2 час).

Основные разделы паразитологии: общая, медицинская, ветеринарная, агрономическая или фитопаразитология. История развития паразитологии.
Лекция 2. Взаимоотношения паразитов и хозяев (2 часа).

Ответные реакции организма хозяина на воздействие паразитов как широкий круг патологических процессов. Защитные механизмы паразитов против иммунного ответа хозяина. Формы взаимоотношений паразита и хозяина. Антагонистический характер подобных связей. Организм как среда обитания. Особенности локализации паразитов в органах различных систем человека.

Паразитарная система и паразитоценоз.
Лекция 3. Общая характеристика паразитарных болезней человека (2 часа).

Паразитозы или инвазии – группа болезней, вызываемых паразитами, относящихся к царству животных. Их классификация в зависимости от систематической принадлежности возбудителя инвазии: протозоозы, гельминтозы, болезни, вызываемые членистоногими (энтомозы, акариозы). Понятие о препатентном и инкубационном периодах. Антропонозы и зоонозы. Пути передачи возбудителей: пищевой, воздушно-пылевой, контактно-бытовой, перкутанный, трансмиссивный, половой, трансфузионный.
1.2. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Практическая работа №1 . Амебоидные и жгутиковые организмы – возбудители болезней человека.

Диагностические особенности протистов - возбудителей заболеваний человека. Амебиаз - протозойное антропонозное заболевание. Биологические особенности возбудителя – дизентерийной амебы (Entamoeba hystolytica). Условно патогенные амебы. Лейшманиозы как группа облигатно трансмиссивных заболеваний. Трипаносомозы - группа трансмиссивных тропических болезней, вызываемые жгутиковыми простейшими – трипаносомами. Паразитозы, возбудители которых относятся к типу Apicomplexa. Токсоплазмоз, малярия.

Выполнение работы. Демонстрация студентами презентаций по темам: «Амебиаз», «Лейшманиозы», «Трипаносомозы», «Токсоплазмоз», «Малярия». Обсуждение презентаций. Изучение микропрепаратов трипаносомы, токсоплазмы, малярийного плазмодия.

Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия.
Практическая работа № 2. Представители типа Apicomplexa – возбудители болезней человека.

Паразитозы, возбудители которых относятся к типу Apicomplexa. Токсоплазмоз, малярия.

Выполнение работы. Демонстрация презентаций по темам: «Токсоплазмоз», «Малярия как группа антропонозных протозойных трансмиссивных заболеваний, возбудители которых передаются комарами рода Anopheles». Обсуждение презентаций. Изучение микропрепаратов токсоплазмы и малярийного плазмодия.

Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия.
Практическая работа № 3. Гельминтозы человека. Трематодозы и цестодозы.

Трематодозы – гельминтозы, вызываемые представителями класса сосальщиков. Общие особенности биологии трематод. Типы жизненных циклов. Цестодозы - гельминтозы, возбудители которых относятся к классу Cestoidea (ленточных червей). Особенности протекания цестодозов, связанные с локализацией взрослой и личиночной стадии.

Выполнение работы. Демонстрация презентаций по темам: «Фасциолез», «Описторхоз», «Шистосоматозы», «Дифиллоботриоз», «Тениоз», «Эхинококкоз». Обсуждение презентаций. Изучение препаратов печеночного сосальщика, кошачьей двуустки, кровяной двуустки, ширококго лентеца, свиного цепня, эхинококка.

Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия
Практическая работа № 4. Нематодозы - заболевания, вызываемые паразитическими нематодами.

Особенности биологии паразитических нематод. Основные типы циклов развития.

Выполнение работы. Демонстрация презентаций по темам: «Аскаридоз», «Трихоцефалез», «Энтеробиоз», «Трихинеллез», «Вухерериоз», «Дракункулез». Обсуждение презентаций. Изучение препаратов аскариды, власоглава, острицы, трихинеллы.

Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия.
Практическая работа № 5. Заболевания, вызываемые клещами. Клещи – переносчики опасных заболеваний человека.

Чесотка как антропонозное контагиозное паразитарное заболевание, вызываемое чесоточным зуднем и проявляющееся зудом кожи. Демодекоз – контагиозное антропонозное паразитарное заболевание, проявляющееся поражением волосяных луковиц и сальных желез. Иксодовые клещи – переносчики возбудителей клещевого энцефалита и болезни Лайма.

Выполнение работы. Демонстрация презентаций по темам: «Чесосточный зудень», «Угрица железистая», «Иксодовые клещи». Обсуждение презентаций. Изучение препаратов иксодовых клещей.

Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия.
Практическая работа № 6. Энтомозы.

Педикулез как антропонозное паразитарное заболевание, вызываемое головными или платяными вшами. Особенности строения и биологии вшей. Миазы – группа паразитарных зоонозных заболеваний, обусловленных паразитированием личинок мух в различных органах и тканях организма человека.

Выполнение работы. Демонстрация презентаций по темам: «Вши – паразиты человека», «Миазы». Обсуждение презентаций. Изучение препаратов головной, платяной и лобковой вшей.

Ожидаемый результат работы. Комплект презентаций по теме практического занятия.
2. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
2.1. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И/ИЛИ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Ответные реакции организма хозяина на воздействие паразитов.

2. Защитные механизмы паразитов против иммунного ответа хозяина.

3. Организм как среда обитания. Особенности локализации паразитов в органах различных систем человека.

4. Классификация протозойных заболеваний в зависимости от систематической принадлежности возбудителя инвазии.

5. Амебиаз - протозойное антропонозное заболевание.

6. Трипаносомозы - группа трансмиссивных тропических болезней.

7. Общие особенности биологии трематод. Типы жизненных циклов.

8. Особенности протекания цестодозов, связанные с локализацией взрослой и личиночной стадии.

9. Особенности строения и биологии вшей.
2.2. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Контрольная работа по теме «Протозойные заболевания человека».

  1. Контрольная работа по теме «Гельминтозы».

  2. Контрольная работа по теме «Арахноэнтомозы».


2.3. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Основные разделы паразитологии.

2. История развития паразитологии.

3. Характеристика системы «паразит – хозяин».

4. Ответные реакции организма хозяина на воздействие паразитов.

5. Защитные механизмы паразитов против иммунного ответа хозяина.

6. Формы взаимоотношений паразита и хозяина.

7. Организм как среда обитания.

8. Особенности локализации паразитов в органах различных систем человека.

9. Паразитарная система и паразитоценоз.

10. Двучленные и трехчленные паразитарные системы. Простые и сложные паразитарные системы. Значение паразитарных систем в биоценозах.

11. Общая характеристика паразитарных болезней человека.

12. Классификация паразитарных болезней в зависимости от систематической принадлежности возбудителя инвазии.

13. Понятие о препатентном и инкубационном периодах.

14. Антропонозы и зоонозы.

15. Пути передачи возбудителей.

16. болезни, вызываемые амебоидныи организмами.

17. Лейшманиозы как группа облигатно трансмиссивных заболеваний.

18. Трипаносомозы - группа трансмиссивных тропических болезней.

19. Токсоплазмоз – широко распространенная зоонозная природноочаговая паразитарная болезнь.

20. Малярия как группа антропонозных протозойных трансмиссивных заболеваний.

20. Трематодозы – гельминтозы, вызываемые представителями класса сосальщиков. Общие особенности биологии трематод.

21. Типы жизненных циклов трематод.

22. Цестодозы - гельминтозы, возбудители которых относятся к классу Cestoidea (ленточных червей).

23. Особенности протекания цестодозов, связанные с локализацией взрослой и личиночной стадии.

24. Нематодозы - заболевания, вызываемые паразитическими нематодами.

25. Особенности биологии паразитических нематод.

26. Основные типы циклов развития.

27. Чесотка как антропонозное контагиозное паразитарное заболевание, вызываемое чесоточным зуднем.

28. Демодекоз – контагиозное антропонозное паразитарное заболевание, проявляющееся поражением волосяных луковиц и сальных желез.

29. Педикулез как антропонозное паразитарное заболевание, вызываемое головными или платяными вшами. Особенности строения и биологии вшей.

30. Миазы – группа паразитарных зоонозных заболеваний, обусловленных паразитированием личинок мух в различных органах и тканях организма человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск