ФГОС ВПО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Сельское хозяйство» Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профили: Химия. Биология.
Биология. Химия
Челябинск, 2014 г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра ботаники, экологии и методики обучения биологии
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«_19__» ___06____ 2014 г.
Протокол № __
Зав. кафедрой _______.Уфимцева Г.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Сельское хозяйство» Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профили: Химия. Биология.
Биология. Химия
Челябинск, 2014 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 3
| 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 5
| 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 14
| 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
17
| 5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
19
| 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
33
| 7. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 36
| 8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 36
| 9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ МАТЕРИАЛЫ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 36
| ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
| 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно федеральной государственной ОПОП направления подготовки 050100Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили: Химия. Биология. Дисциплина Б.3. ДВ2.1. «Сельское хозяйство» изучается в базовой части. Материалы программы рассчитаны на 2 ЗЕТ: 72 часа, из них аудиторная нагрузка составляет 36 часов (лекции – 20 часов, лабораторно-практические занятия – 16 часов) и самостоятельная работа – 36 часов, в концечетвертого семестра – зачет.
Структура учебного материала подразделяется на три части 1 – «Почвоведение, земледелие и агрохимия», 2 – «Полеводство и плодоовощеводство», 3 – «Животноводство»
Для успешного усвоения данной учебной дисциплины студентам необходимо обладать базовыми знаниями о строении растительного организма, об основных характеристиках его жизнедеятельности, особенностях размножения, о структуре агроценозов; умениями делать морфологическое описание сельскохозяйственных растений и животных; знания биохимии и экологии.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины востребованы для изучения дисциплин «Общая экология», «Физиология растений», «Методика обучения биологии».
Цель учебной дисциплины. : изучение особенностей функционирования агроэкосистем в условиях современного техногенеза, способов производства экологически безопасных продуктов сельского хозяйства; формирование систематизированных знаний в области биологических основ сельского хозяйства
Задачи:
Изучить органические, минеральные удобрения, средства защиты растений;
Изучить разные методологические подходы к моделированию и проектированию сортов, систем защиты растений, приемов и технологий производства продукции растениеводства;
Изучить происхождение, биологические особенности и хозяйственное значение сельскохозяйственных животных, особенности их разведения, кормления и содержания;
Научить студентов умению использовать теоретические знания для решения конкретных задач. Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
| Конкретизированные цели освоения дисциплины
| знать
| уметь
| владеть
| 1
| ОК–4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональней деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического экспериментального исследования
| З.1. основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе;
З.2. основные экологические, биологические, социальные закономерности взаимоотношений человеческого общества с природой;
З.3. теоретические основы выращивания с.х. растений и животных
| У.1. применять химические средства защиты растений;
| В.1.специфические методы биологических исследований растений, животных, агробиоценозов, экосистем.
|
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«Производство экологически безопасной продукции»
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п
| Наименование модуля
| Количество часов
| всего
| аудиторная работа
| самостоятельная
работа
| лекции
| практических работ
| 1
| Почвоведение, земледелие и агрохимия
| 26
| 8
| 6
| 12
| 4
| Полеводство и плодоовощеводство
| 26
| 8
| 6
| 12
| 6
| Животноводство
| 20
| 4
| 4
| 12
| Итого:
| 72
| 20
| 16
| 36
|
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1
Почвоведение, земледелие и агрохимия
| ОК−4−З.1,З.2,З.3; У.1.; В.1.
| Предмет и задачидисциплины. Общая характеристика живых экосистем. Абиотические факторы: ФАР, активная температура, вода, минеральное питание. Минеральные, органические удобрения. Эдафический фактор. Элиминируемые продуценты и консументы (сорные растения, вредители, паразиты), методы борьбы с сорными растениями, болезнями и вредителями: агротехнический (приемы обработки, создание оптимальных условий, повышение устойчивости и конкурентоспособности планируемых продуцентов), химический (пестициды, способы и условия их применения), биологический (регулирование численности консументов второго порядка). Планируемые продуценты.
Научные основы земледелия. Законы земледелия. Регулирование агрофизических свойств, водно-воздушного, теплового и пищевого режимов почвы.
Плодородие почвы. Виды плодородия. Агротехнические приемы воспроизводства плодородия почвы.
| План лекций
| План лабораторных работ
| Тема: Предмет и задачи курса. Сельское хозяйство как наука и отрасль народного хозяйства.
(2часа)
1.Предмет и задачи курса
2.Почва. Основное свойство - плодородие.
3.Образование, состав и свойства минеральной и органической части почвы
3. Экологические свойства почвы.
Литература: 1,3,4,7,12,17.
| Тема: Гранулометрический состав почвы. Водно -физические свойства почвы. (2часа)
1. Гранулометрический состав почвы. Значение.
2. Определение граулометрического состава почвы.
3. Водно - физические свойства почвы
Литература: 1,3,4,7,12,17.
| Тема: Научные основы земледелия.
(2часа)
1.Законы земледелия
2.Агротехнические приемы воспроизводства плодородия почвы.
3.Нормы экологического земледелия
Литература:1,3,8,19.
| Тема: Определение по внешнему виду и химическому составу минеральных удобрений
(2часа)
1.Изучить методику определения удобрений по внешнему виду и химическому составу минеральных удобрений;
2.Определить удобрения.
Литература: 1,3,12,22
| Тема: Сорные растения
(2часа)
История происхождения сорных растений
Классификация сорных растений
Биологические особенности сорняков
4.Меры борьбы с сорняками
Литература: 1,3,8,19,22.
| Тема: Севообороты
1.Значение и конструирование севооборотов.
2.Типы, виды севооборотов
3.Составление схем севооборотов.
Литература:1,3,8,19.
| Тема: Агрохимия – наука о взаимодействии растений, почвы, удобрений и пестицидов в процессе выращивания сельскохозяйственных культур
(2часа)
1. История развития агрохимических знаний
2.Химический состав растений
3.Химические элементы, необходимые растениям
4.Отношение растений к условиям питания в разные периоды вегетации
Литература: 1,3,12,22
|
| Самостоятельная работа
| Инвариантная часть
| Вариативная часть
| Пестициды, способы и условия их применения
| Влияние условий внешней среды на питание растений (реферат)
| Севооборбты. Значение севооборотов.
| Минеральные, органические удобрения (работа с таблицей)
| Факторы почвообразования
| Использование органических удобрений (конспект)
| Общее понятие о системе удобрения
| Плодородие почв. Виды плодородия (подготовка презентации)
| Паспорт оценочных средств по разделу
| Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
| ОК−4:З.1; У.1; В.1.
| Собеседование
| ОК−4:З.1, З.3; У.1.
| Тест
| ОК−4:З.1,З.2; У.1; В.1.
| Реферат
| ОК−4:З.1,З.2; У.1;
| Задача
| ОК−4:З.1,З.2.З.3; У.1,У.2;
| Контрольная работа
| |