Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования





НазваниеРабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования
страница1/7
Дата публикации20.11.2017
Размер0.9 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7




Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана 2004 года для образовательных учреждений РФ и программы для общеобразовательных учреждений.

При реализации рабочей программы, в 6-11 классах предполагается работа с тетрадью на печатной основе, линии Н.И.Сонина.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ изучение биологии складывается следующим образом:

6 класс – 68 часов из федерального компонента 1 час в неделю.

7 класс – 68 часов из федерального компонента, 2 часа в неделю.

8 класс – 68 часов из федерального компонента, 2 часа в неделю.

9 класс – 68 часов из федерального компонента, 2 часа в неделю.

10 класс – 68 часов из федерального компонента 2 час в неделю.

11 класс - 68 часов из федерального компонента 2 час в неделю.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • деятельный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой курса биологии являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Нормам и правилам отношения к природе, человеку. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии. Основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основной цели:

формирование целостного представления о природе, о ее многообразии и эволюции, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.

задачи:

  • формирование знаний, умений, навыков по курсу биологии;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного курса «Биология» являются: наблюдения, проведение опытов, измерения, распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения учебного курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов. Освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Общая характеристика учебного предмета Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном курсе: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем, личностно-ориентированный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; комбинированный урок. Помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой, линии Н.И.Сонина.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать умения распознавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный и устный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.).

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий:

- мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации;

- использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования;

- разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

6 КЛАСС

Живой организм

Курс «Живой организм» построен на основе срав­нительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Планирование составлено на основе:

Сборника программ для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.

Автор-составитель: И. Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.

Автор программы: Н.И. Сонин. Живой организм. 6 класс.

(68 часов, 2 часа в неделю).

Учебник: Н. И. Сонин. «Биология. Живой организм». 6 класс.

Учеб. для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2010.

Учебник и программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта.

Рабочая тетрадь: Н. И. Сонин. «Биология. Живой организм». 6 класс. М.:, Дрофа, 2009-2010.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Строение и свойства

живых организмов

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов .Тема 1.2. Химический состав клеток

1

Тема 1.3. Строение и функции органоидов клетки .Тема 1.4. Сравнительная характеристика растительной и животной клетки

1

Тема 1.5. Ткани растений .Тема 1.6. Ткани животных

1

Тема 1.7. Органы цветкового растения. Тема 1.8. Строение корневой системы

1

Тема 1.9. Строение побега. Тема 1.10. Цветок. Соцветия.

1

Тема 1.11. Плоды. Значение и разнообразие.

1

Тема 1.12. Органы и системы органов животных

1

Тема 1.13. Организм как единое целое.

1

Тема 1.14. Обобщающий урок

1

Всего

9

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

Тема 2.1. Питание и пищеварение

1

Тема 2.2. Дыхание

1

Тема 2.3. Транспорт веществ в организме

1

Тема 2.4. Выделение

2

Тема 2.5. Обмен веществ

2

Тема 2.6. Опорные системы

2

Тема 2.7. Движение

2

Тема 2.8. Регуляция процессов жизнедеятельности

3

Тема 2.9. Размножение

2

Тема 2.10. Рост и развитие

2

Всего

18

Раздел 3. Организм и среда

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

4

Тема 3.2. Природные сообщества

3

Всего

7

ИТОГО

34

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1

Строение и свойства живых организмов

(9 часов)

Тема 1.1.

Основные свойства живых организмов .

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема1.2.

Химический состав клеток .

Содержание химических элементов в клетке. Во­да, другие неорганические вещества, их роль в жиз­недеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Тема 1.3.

Строение и функции органоидов клетки.

Клетка — элементарная единица живого. Безъя­дерные и ядерные клетки. Строение и функции яд­ра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Тема 1.4.

Сравнительная характеристика растительной и животной клетки.

Сравнение клеточных стенок органоидов и функций растительной и животной клетки.
Тема 1.5.

Ткани растений.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.
Тема 1.6.

Ткани животных.

Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Тема 1.7.

Органы цветкового растения .

Понятие «орган». Органы цветкового растения.
Тема 1.8.

Строение корневой системы.

Внешнее строение и значение корня. Корневые сис­темы. Видоизменения корней.
Тема 1.9.

Строение побега.

Строение и значение побега. Почка — зачаточ­ный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Тема 1.10.

Цветок. Соцветия.

Цветок, его значение и строение (околоцвет­ник, тычинки, пестики). Соцветия.
Тема 1.11.

Плоды. Значение и разнообразие.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Тема 1.12.

Органы и системы органов животных.

Системы органов. Основные системы органов жи­вотного организма: пищеварительная, кровенос­ная, дыхательная, выделительная, опорно-двига­тельная, нервная, эндокринная, размножения.
Тема 1.13.

Организм как единое целое.

Взаимосвязь органов между собой.
Тема 1.14.

Обобщающий урок.

Обобщение по теме: Строение и свойства живых организмов.

РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма (18 часов)

Тема 2.1.

Питание и пищеварение.

Сущность понятия «питание». Особенности пита­ния растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные жи­вотные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности стро­ения пищеварительных систем животных. Пищева­рительные, ферменты и их значение.

Тема 2.2.

Дыхание.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии! Дыхание растений. Роль устьиц и чечеви­чек в процессе дыхания растений. Дыхание живот­ных. Органы дыхания животных организмов.
Тема 2.3.

Передвижение веществ в организме.

Перенос веществ в организме, его значение. Пере­движение веществ в растении. Особенности стро­ения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных.
Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Тема 2.4.

Выделение .

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и жи­вотных. Выделение у растений. Выделение у живот­ных. Основные выделительные системы у живот­ных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5.

Опорные системы .

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы жи­вотных.

Тема 2.6.

Движение .

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых ор­ганизмов.
Тема 2.7.

Регуляция процессов жизнедеятельности.

Жизнедеятельность организма и ее связь с окру­жающей средой. Регуляция процессов жизнеде­ятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции про­цессов жизнедеятельности. Железы внутренней сек­реции. Ростовые вещества растений.

Тема 2.8.

Размножение.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение орга­низмов. Особенности полового размножения живот­ных. Органы размножения. Половые клетки. Опло­дотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов
Тема 2.9.

Рост и развитие.

Рост и развитие растений. Индивидуальное раз­витие. Распространение плодов и .семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия про­растания семян. Питание и рост проростков. Особен­ности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбри­ональное развитие животных. Прямое, и непрямое развитие.

РАЗДЕЛ 3

Организм и среда (7 часов)

Тема 3.1.

Среда обитания. Факторы среды.

Влияние факторов неживой природы (температу­ра, влажность, свет) на живые организмы. Взаимо­связи живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих эко­логические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2.

Природные сообщества.

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЩИХ 6 КЛАСС

знать/понимать

• признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция  жизнедеятельности организма.

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Литература

  1. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.

  2. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.

  3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.


7КЛАСС
Многообразие живых организмов.

Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

Планирование составлено на основе:

Сборника программ для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.

Автор-составитель: И. Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.

Авторы программы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс. (68 часов,2 часа в неделю).

Учебник: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс.
Учеб. для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2010.

Учебник и программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта.

Рабочая тетрадь: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. М.:, Дрофа, 2008.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconРабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев....
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования с включением компонента...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность программы обусловлена введением фгос начального и основного общего образования, как одного из основных направлений национальной...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconДополнительная профессиональная программа разработана на основе Федерального...
Программа предназначена для учителей, имеющих представление о проблеме и минимальные навыки работы на персональном компьютере. Программа...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconОтчет управления образования администрации Дергачевского муниципального...
Реализация направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплекса мер по модернизации системы общего образования...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Международной конвенции о правах ребенка, Концепции модернизации...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования icon1. Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии, 9 класс
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconПояснительная записка данная рабочая программа по математике для...
Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии...
Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconРабочая программа по литературе 6 класс
Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по литературе с учетом требований федерального компонента...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconРабочая программа по технологии (девочки) 5, 6, 7 классы
Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по технологии с учетом требований федерального компонента...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
«Искусство» для 9 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 8 класса разработана...
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
«Изобразительное искусство» для 7 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconРабочая программа по русскому языку 6класс
Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального...
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования iconРабочая программа по русскому языку 5 класс
Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск