Скачать 0.9 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана 2004 года для образовательных учреждений РФ и программы для общеобразовательных учреждений. При реализации рабочей программы, в 6-11 классах предполагается работа с тетрадью на печатной основе, линии Н.И.Сонина. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ изучение биологии складывается следующим образом: 6 класс – 68 часов из федерального компонента 1 час в неделю. 7 класс – 68 часов из федерального компонента, 2 часа в неделю. 8 класс – 68 часов из федерального компонента, 2 часа в неделю. 9 класс – 68 часов из федерального компонента, 2 часа в неделю. 10 класс – 68 часов из федерального компонента 2 час в неделю. 11 класс - 68 часов из федерального компонента 2 час в неделю. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
Концептуальной основой курса биологии являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса. Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Нормам и правилам отношения к природе, человеку. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии. Основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе. В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основной цели: формирование целостного представления о природе, о ее многообразии и эволюции, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности. задачи:
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного курса «Биология» являются: наблюдения, проведение опытов, измерения, распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Результаты изучения учебного курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов. Освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании. Общая характеристика учебного предмета Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном курсе: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем, личностно-ориентированный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; комбинированный урок. Помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой, линии Н.И.Сонина. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать умения распознавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный и устный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.). Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: - мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; - использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; - разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся. 6 КЛАСС Живой организм Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Планирование составлено на основе: Сборника программ для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Автор-составитель: И. Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008. Автор программы: Н.И. Сонин. Живой организм. 6 класс. (68 часов, 2 часа в неделю). Учебник: Н. И. Сонин. «Биология. Живой организм». 6 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2010. Учебник и программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта. Рабочая тетрадь: Н. И. Сонин. «Биология. Живой организм». 6 класс. М.:, Дрофа, 2009-2010. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ 1 Строение и свойства живых организмов (9 часов) Тема 1.1. Основные свойства живых организмов . Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Тема1.2. Химический состав клеток . Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Тема 1.3. Строение и функции органоидов клетки. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Тема 1.4. Сравнительная характеристика растительной и животной клетки. Сравнение клеточных стенок органоидов и функций растительной и животной клетки. Тема 1.5. Ткани растений. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Тема 1.6. Ткани животных. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Тема 1.7. Органы цветкового растения . Понятие «орган». Органы цветкового растения. Тема 1.8. Строение корневой системы. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Тема 1.9. Строение побега. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Тема 1.10. Цветок. Соцветия. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Тема 1.11. Плоды. Значение и разнообразие. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Тема 1.12. Органы и системы органов животных. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Тема 1.13. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов между собой. Тема 1.14. Обобщающий урок. Обобщение по теме: Строение и свойства живых организмов. РАЗДЕЛ 2 Жизнедеятельность организма (18 часов) Тема 2.1. Питание и пищеварение. Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные, ферменты и их значение. Тема 2.2. Дыхание. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии! Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Тема 2.3. Передвижение веществ в организме. Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). Тема 2.4. Выделение . Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Тема 2.5. Опорные системы . Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Тема 2.6. Движение . Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Тема 2.8. Размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов Тема 2.9. Рост и развитие. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и .семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое, и непрямое развитие. РАЗДЕЛ 3 Организм и среда (7 часов) Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Тема 3.2. Природные сообщества. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЩИХ 6 КЛАСС знать/понимать • признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона; • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма. уметь • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; • выявлять приспособления организмов к среде обитания; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий). Литература
7КЛАСС Многообразие живых организмов. Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Планирование составлено на основе: Сборника программ для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Автор-составитель: И. Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008. Авторы программы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс. (68 часов,2 часа в неделю). Учебник: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2010. Учебник и программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта. Рабочая тетрадь: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. М.:, Дрофа, 2008. |
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования с включением компонента... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Актуальность программы обусловлена введением фгос начального и основного общего образования, как одного из основных направлений национальной... | Дополнительная профессиональная программа разработана на основе Федерального... Программа предназначена для учителей, имеющих представление о проблеме и минимальные навыки работы на персональном компьютере. Программа... | ||
Отчет управления образования администрации Дергачевского муниципального... Реализация направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплекса мер по модернизации системы общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Международной конвенции о правах ребенка, Концепции модернизации... | ||
1. Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии, 9 класс Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования... | Пояснительная записка данная рабочая программа по математике для... Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии... Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по литературе 6 класс Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по литературе с учетом требований федерального компонента... | ||
Рабочая программа по технологии (девочки) 5, 6, 7 классы Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по технологии с учетом требований федерального компонента... | Рабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» «Искусство» для 9 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего... | ||
Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 8 класса разработана... Рабочая программа рассчитана на 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели | Рабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по русскому языку 6класс Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального... | Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального... |