«Согласовано». «Согласовано». «Утверждаю».
Руководитель МО Зам.директора по УР Директор МБОУ
________ Яруллина С.Г. _________ Рахматулина Л.А. __________ Романов А.Н.
Протокол №___ от «____» ___________ 2011г. Приказ №____ от
«____ « _________ 2011г. «_____» __________ 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района РТ
Родионовой Веры Петровны
по искусству в 9 классе
Рассмотрена на заседании
педагогического совета.
Протокол № 1 от 27.08.2011г.
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по предмету « Искусство» для 9 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по искусству (стандарты второго поколения).
Рабочая образовательная программа по искусству для 9 класса рассчитана на 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.
Время, отводимое на проведение занятий, распределяется следующим образом:
1. Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Рисунок. Живопись - 6 часов.
2. Тематическое рисование и иллюстрирование -4 часа.
3. Декоративное рисование. Аппликации, другие техники- 2 часа.
4. Компьютерная работа – 3 часа.
5. Беседы - 1 час.
6. Урок-игра- 1 час. Главная задача искусства в современном обществе – формирование души человеческой. Человек овладевает миром духовных ценностей на протяжении всей жизни. Этот процесс становится основой его личности. Поэтому трудно переоценить значение воздействий искусства на общее психическое развитие ребенка, на его формирование, выявление и правильное развитие его потенциальных, духовных возможностей и потребностей. В общеобразовательной школе этому способствует предмет «Искусство» .
В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.
Таким образом, рабочая образовательная программа для 9 класса предусматривает использование различных средств обучения (демонстрационные таблицы, аудио- и видеозаписи, средства массовой информации, компьютерные программы и т.д.).
Данная программа для 9 класса построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, познакомить их с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства и замечательными произведениями выдающихся мастеров живописи.
Однако программа не доминирует цель обязательного обучения учащихся профессиональному рисованию. Это попытка развить в учащихся способность чутко воспринимать свою сущность и внутренний мир, расширить кругозор, почувствовать собственную значимость.
Цель: через обучение творчеству формировать художественную культуру учащихся, как неотъемлемую часть культуры духовной.
Задачи:
развитие творческих способностей, развитие творческого и абстрактного мышления, фантазии, неординарности оценки принятия решений;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
формирование у учащихся художественно – творческой активности, индивидуальности, вкуса к творчеству, потребности творческой работы;
Учебные задания могут быть кратковременными (наброски, зарисовки и этюды) – от 5 до 45 минут и длительными – в течение 2 часов.
Содержание тем уроков составлено с учетом возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, уровня их художественно-эстетического развития, а также региональных особенностей, традиций искусства и культуры родного края.
В результате изучения предмета «Искусство» у школьников должна быть сформирована не только потребность в прекрасном, в творчестве, но и в желании широко использовать свои умения в практической деятельности.
Прогнозируемые результаты в 9 классе
К концу учебного полугодия учащиеся должны уметь:
применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для эстетической оценки явлений окружающего мира;
при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;
художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
К концу учебного полугодия учащиеся должны знать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
Список литературы
Учебно-методические пособия:
С.С.Алексеев. О цвете и красках.- М.: Искусство, 1981.
А.Рогов. Кладовая радость.- М.:Просвещение,1982.
П.Павлинов. Для тех, кто рисует. Советы художника.-М.:1965.
Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение, 1989.
Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина / авт.-сост. Т.В.Андриенко. -Волгоград:Учитель,2006.-122с.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил.
Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - С. -Петербург: Кольна, 1995. - 371 с.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.
Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. - М.: АУТОПАН, 1993.-132
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Мол. гвардия, 1994. - 315с., ил.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996.-80 с
Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.
Дополнительная литература:
Журнал «Изобразительное искусство в школе» -2007 г.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.-М.,1985 г.
Лихачев Д.С. Заветное.- М.: изд.культ. центр «Детство. Отрочество. Юность»,2006 г.
Журнал «Художественное слово», 2009 г.
Журнал «Юный художник»
Журнал «Детская энциклопедия».- №2 ,2010 г. «Картины и художники».
Шедевры русской живописи.- изд. Белый Город , 2006 г.
Чиста небесная лазурь /Стихи русских поэтов /илл. -изд. Белый Город, 2009 г.
Материалы сайтов газеты «Искусство» «http://art.1september.ru».
Библиотека электронных наглядных пособий Windows СD-ROM:
Эрмитаж.Искусство Зап.Европы.310 Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Рубенса, Ван Дейка, Рембранта, Дюрера, Кранаха, Пуссена, Моне, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо и др.европейских мастеров, имеющих общемировое значение и составляющих гордость Государственного Эрмитажа. Виртуальный музей, созданный на основе 3д-графики. ЗАО «Интерсофт», 1998.
Мировая художественная культура. МО РФ ГУ РЦ ЭМТО, 2003 .
Шедевры русской живописи. Биография и творчество великих русских художников, принадлежащих различным эпохам и стилям – от Феофана Грека и арка Шагала. Всего на диске представлена информация о 33 великих живописцах. Кирилл и Мефодий, 2001.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. Коминфо, 2001.
История искусства. Кирилл и Мефодий, 2003.
Классическая музыка.
Учебно-тематическое планирование
по искусству
Класс 9
Учитель Родионова Вера Петровна
Количество часов
Всего 17 часов; в неделю 2-го учебного полугодия 1час.
Плановых контрольных уроков -
Административных контрольных уроков -
Планирование составлено на основе
учебного издания «Примерная программа основного
общего образования. Искусство. -М.: Просвещение,
2010» из серии «Стандарты второго поколения».
Учебник -
Дополнительная литература :
- Изобразительное искусство. Т.В.Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2006 г.;
- Шедевры русской живописи.- изд. Белый Город, 2009 г.; - Стили в искусстве. Словарь. В.Г.Власов.-С.-Петербург: Кольна, 1995 г.;
- Художественное осмысление объекта дизайна. Е.В.Жердев.- М.: АУТОПАН, 1993 г.;
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.:Педагогика, 1993 г.
№ урока
| Тема урока
| Краткое содержание урока, вид занятий
| Домашнее
задание
| К-во часов
| Планируемая дата проведения
| Фактическая дата проведения
| В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна
| 1
| Народные промыслы, их истоки и современное развитие
| Декоративное рисование
| Подготовить сообщение по теме «Городецкая роспись», «Хохломская роспись»
| 1
|
|
| 2
| Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни
| Рисование по образцу или с натуры
| Завершить работу акварелью
| 1
|
|
| 3
| Конструкция и декор предметов народного быта
| Декоративное рисование
| Найти репродукцию русского народного орнамента
| 1
|
|
| 4
| Русский народный орнамент
| Компьютерная работа
| Подготовиться к теме «Искусство оформления книги»
| 1
|
|
| 5
| Искусство оформления книги
| Иллюстрирование книги с произведением любого писателя (по выбору учащихся)
| Перечитать книгу, знать ее содержание
| 1
|
|
| 6
| Искусство оформления книги
| Иллюстрирование книги с произведением любого писателя (по выбору учащихся). Выполнение рисунка в цвете.
| Завершить работу в цвете
| 1
|
|
| 7
| Гарнитуры шрифтов
| Компьютерная работа
| Работать над ошибками
| 1
|
|
| 8
| Прикладное искусство и дизайн
| Рисование по представлению, фантазии
| Завершить графическую работу
| 1
|
|
| 9
| В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна
| Закрепление темы четверти; урок-игра
| Принести свою фотографию
| 1
|
|
| № урока
| Тема урока
| Краткое содержание урока, вид занятий
| Домашнее
задание
| К-во часов
| Планир. дата проведения
| Фактическая дата проведения
| Изобразительное искусство в жизни людей
| 10
| Автопортрет
| Рисование с образца
| Завершить графическую работу
| 1
|
|
| 11
| Течения и направления в изобразительном искусстве 20 века.
| Беседа. Тематическое рисование, коллективная работа
| Посмотреть в своем районе на исторические и современные здания, определить их стиль
| 1
|
|
| 12
| Проект «Фантастический город»
| Тематическое рисование, коллективная работа
| Подбор репродукций картин художников-импрессионистов: К.Моне, Э.Мане, О.Ренуара и др.
| 1
|
|
| 13
| Творчество художников кон.19-нач.20 в.в.
| Урок-беседа, просмотр мультимедийного диска «Худ. энциклопедия. Эрмитаж»
| Найти ответ на вопрос: что означает слово «авангардизм»?
| 1
|
|
| 14
| Натюрморт настроения
| Компьютерная работа
| Повторить правила воздушной перспективы
| 1
|
|
| 15
| Воздушная перспектива
| Рисование по памяти, представлению
| Завершить работу в цвете
| 1
|
|
| 16
| Природа на пленэре
| Пленэр. Рисование с натуры.
| Завершить работу
| 1
|
|
| 17
| Музеи мира
| Рисование по памяти, представлению. Просмотр мультимедийных дисков «Шедевры рус.живописи», «Эрмитаж»
| На каникулах постараться посетить какой-либо музей, свое впечатление выразить через рисунок.
| 1
|
|
|
№
| Раздел обучения
| К-во часов
|
| Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Рисунок . Живопись
| 6
|
| Тематическое рисование и иллюстрирование
| 4
|
| Декоративное рисование. Аппликация. Другие техники
| 2
|
| Компьютерная работа
| 3
|
| Беседы
| 1
|
| Урок-игра
| 1
|
| ВСЕГО
| 17
|
Учебно-тематическое планирование
по предмету искусство (музыка)
Класс 9
УчительГимадееваЗульфияНасыховна
Количество часов 17 часов; в неделю час.
Плановых контрольных уроков __ ч.
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.:Просвещение, 2006г.»
Учебник _____________________
Дополнительная литература ________________________
|
Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;
- примерной программы по музыке для основной школы;
- программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006)
IX КЛАСС (17 ч)
Ведущей содержательной линией программы IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение школьниками художественной картины мира, выявление ее духовно-содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах.В программе основной акцент делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально-ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения. «Традиции — это связь с прошлым, новаторство — это устремление в будущее» (Д. Кабалевский).
Раздел 1. Образ Человека в мировой музыкальной культуре (8 ч)
Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско-эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.Формы выявления в музыке Человека: персонаж, лирический герой, художественное «я» (В. Медушевский). Музыкальная форма — как процесс (Б. Асафьев.) Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно-тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.Драматические, лирические, характерно-бытовые и народно-эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно-симфонической, кантатно-ораториальной музыки).
Раздел 2. Традиции и новаторствов музыкальном искусстве: прошлое,настоящее, будущее (9 ч)
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное» (Р. Быков). Восприятие — осознание — воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.
Требования к уровню подготовки учащихся IX класса
Обучение музыкальному искусству в IХ классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать роль музыки в жизни человека;
• понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
• оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
• иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
• сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
• знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
• ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
• иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
• проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
· развитие у учащихся эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического отношения к музыке и жизни;
· воспитание и развитиеслушательской культуры, способности воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности;
· освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
· формирование устойчивого интереса к музыке, к различным формам ее бытования;
· развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое и сольное пение, ритмопластическое и танцевальное движение, игра на элементарных музыкальных инструментах).
Примерный перечень музыкального материала
Фрагменты ХТК И.С.Баха.
Кантата «Александр Невский», опера «Князь Игорь».
Эгмонт. Л.Бетховен.
Кармен-сюита. Р.Щедрин.
«Ромео и Джульетта» П.Чайковский.
«Пер Гюнт» З.Григ.
«Шахерезада» Н.Римский-Корсаков.
«Колокольная» музыка С.Рахманинова.
«Картинки с выставки» М.Мусоргский.
Фрагменты балетов И.Стравинского.
«Перезвоны» вокальные произведения В.Гаврилина.
Фрагменты симфоний, опер Дм.Шостаковича.
Сюита для скрипки и фортепиано. А.Шнитке.
Фрагменты симфоний. А.Караманов.
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1
Образ человека в мировой музыкальной культуре (8 часов)
|
|
| Тема урока
Используемый муз.материал.
| Ключевые понятия темы
| Музыкальный материал
| Дата
|
|
|
|
| План
| Факт
| 1.
| Искусство как осмысление жизни
| Философия. Сознание. Миропонимание.
| Фрагменты ХТК И.С. Баха
|
|
| 2 .
| Человек в музыке: персонаж, лирический герой.
| Кантата. Опера.
| Кантата «Александр Невский», опера «Князь Игорь» (фрагменты)
|
|
| 3
| Драматические образы в музыке.
| Симфония. Сюита.
| Эгмонт. Л. Бетховен. Кармен-сюита. Р. Щедрин.
|
|
| 4
| «Нет повести печальнее на свете…»
| Увертюра. Контраст.
| «Ромео и Джульетта» П. Чайковский.
|
|
| 5
| «В поисках счастья»
| Симфоническая сюита.
| Э. Григ «Пер Гюнт».
«Шехеразада» Н. Римского-Корсакова.
|
|
| 6
| Повесть о русском человеке.
| Симфония-действо.
| Перезвоны. В. Гаврилин.
|
|
| 7
| На краю вечности.
| Реквием. Месса.
| Реквием. М. Моцарт. Высокая месса си-минор. И. Бах.
|
|
| 8
| Образ человека в мировой музыкальной культуре.
Философия музыки.
| .
| Фрагменты произведений, изучаемых в теме.
|
|
| Раздел 2
Традиции и новаторствов музыкальном искусстве: прошлое,настоящее, будущее (9 ч)
|
|
| 1
| Композиторы – новаторы своего времени. Сергей Рахманинов.
|
| «Колокольная» музыка Рахманинова, фрагменты произведений.
|
|
| 2
| Композиторы – новаторы своего времени. Модест Мусоргский.
|
| «Картинки с выставки» М. Мусоргский.
|
|
| 3
| Композиторы – новаторы своего времени. Игорь Стравинский
|
| Фрагменты балетов И. Стравинского
|
|
| 4
| Композиторы – новаторы своего времени. Дмитрий Шостакович.
|
| Фрагменты симфоний, опер Дм. Шостаковича.
|
|
| 5
| Композиторы – новаторы своего времени. А. Шнитке.
|
| Сюита для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.
|
|
| 6
| Композиторы – новаторы своего времени. А. Караманов.
|
| Ave, Maria А. Караманов, фрагменты 3, 4 симфоний.
|
|
| 7
| Композиторы – новаторы своего времени. В. Гаврилин
|
| «Перезвоны», вокальные произведения В. Гаврилина.
|
|
| 8
| «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное». Обобщение.
|
| Фрагменты произведений.
|
|
| 9
| Итоговый урок.
|
|
|
|
| Оборудование, используемое на уроках:
Компьютер
Музыкальный центр
Ресурсы:
Фонотека – аудиокассеты (программн)
База данных ПК, аудио-, видео- материалы, презентации - не менее 200 Гб.
|