Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»





НазваниеОбразовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
страница1/5
Дата публикации09.10.2013
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
МБОУ « Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан

«Согласовано» «Согласовано» « Утверждаю»

руководитель МО заместитель директора по УВР Директор школы Гилязова Н.К. Рахматуллина Л.А. Романов А.Н.

протокол № 1 от «1 сентября » 2011г.. Приказ № 1 от

«31 августа » 2011г. « 1 »сентября 2011г
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по литературе 9 класс

МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Гилязова Н.К. первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«27»сентября 2011 г.

Пояснительная записка

к рабочей образовательной программе по литературе

9 класс.

Настоящая программа по литературе для 9 класса реализуется на основе следующих документов:

1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года).

2.Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года).

3.Программы образовательных учреждений. Литература, 5-11 классы. (Базовый уровень.) 10-11 классы (Профильный уровень.) Под редакцией В.Я.Коровиной 10-е издание.- М.: «Просвещение»,2008.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс

Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:

- Литература как искусство слова.

- Слово как жанр древнерусской литературы.

- Ода как жанр лирической поэзии.

- Романтизм. Сентиментализм.

- Баллада, роман в стихах.

- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

- Трагедия, комедия как жанр драматургии.

- Реализм в художественной литературе.

- Философско-драматическая поэма.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен :

знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;



уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


Литература

1 Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.

2Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004

3 И.В.Золотарева,Н.В.Егорова.Поурочные разработки по литературе,9 класс,М., Просвещение, 2008

4Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента.Сост.:Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. ИРО РТ, Казань, 2008.

5 И.М.Михайлова.Литература. Тесты.9-11 классы, учебно-методическое пособие для учителя


№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемый результат освоения материала

Виды контроля

Виды учебной деятельности

Домашнее

задание

план

факт

1







Литература и её роль в жизни человека. Шедевры родной литературы.

Лекция с элементами беседы.

Уметь : аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы

Беседа

Составление хронологической таблицы « Основные периоды развития русской литературы»

Вспомнить пр-ия древнерусской литературы(5-8 кл.)

2







Историческая основа «Слова о полку Игореве».Литература древней Руси.

Изучение нового материала

Знать : историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произ-ия. Уметь объяснить жанровое своеобразие «Слова…»

Аналитическое чтение и ответы на вопросы

Сообщение « Историче- ская основа «Слова»

Вопрос: Какие лица изображены реалистически, а какие идеализированы?

Выразительное чтение поэмы

Вопрос: Как проявляется в «золотом слове « Святослава идея произведения?

3







Художественные особенности «Слова». Проблема авторства

Эвристическая беседа с элементами анализа

Знать: приемы создания характеров героев, худож-ые средства выразительности.

Уметь определять художественные особенности произ-ия

Запись художественных средств выразительности и определение их роли в тексте.

Устное рисование 2гр.Средства худож. выразительности 1гр.- работа с иллюстрациями

Сравнительный анализ плача Ярославны ( в переводе Жуковского, Заболоцкого.

4







Классицизм в русском и мировом искусстве. Русская литература XVIII века (Общая характеристика)

Изучение нового материала

Знать : признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения.

Уметь: самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую литературу

Работа со статьей учебника, запись тезисов статьи

Работа в тетрадях Составление таблицы.

Сообщение о М.В.Ломоносове

5







Русская литература X VIII века. М.В. Ломоносов- реформатор русского языка и стихосложения, учёный, поэт.

Лекция с элементами беседы. Работа со словарём

Знать: факты жизни и творчества Ломоносова,

Уметь строить высказывание

Составление плана лекции

Викторина «Литература 18 века»

Составление плана лекции

Сообщение по биографии Державина

Выучить наизусть отрывок из стих-ия

6







М.В.Ломоносов. « Ода на день восшествия на престол..»

Урок-анализ. Беседа.

Знать: характерные особенности оды как жанра лирической поэзии; уметь: выявлять авторскую позицию ;определять смысловые части оды, находить метафоры

Вопрос: Можете ли вы согласиться с тем, что в оде Ломоносова есть черты, которые выводят её за пределы классицизма?

Словарная работа. Выразительное чтение;

Беседа;

Какие строки оды привлекли ваше внимание и почему?

1гр.- анализ стих-ия «Арфа» Державина

2гр.-33-34 стр.(задания)

7-8







Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе.«Властителям и судьям», « Памятник»

Изучение нового материала. Анализ стих-ий.

Знать факты жизни и творчества Державина; уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Вопрос: в чем Державин продолжает традиции Ломоносова, а в чем их разрушает, создавая новые?

1гр.анализ стих-ия «Арфа»

Выразительное чтение стихотворений

В чем видит назначение поэта и поэзии Державин?

Сообщение :

1гр.- судьба Радищева;

2гр. –литературное творчество Радищева

3гр. Пересказ глав «Пешки» , «Чудово» «Спасская полесть»,

9







А.Н.Радищев. Слово о писателе. Путешествие из Петербурга в Москву.

Лекция с элементами беседы. Изучение нового материала.

Знать: черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева; уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произ-ия

Краткий пересказ .

Сообщение по биографии и творчеству Радищева.

Вопрос : Почему Пушкин называл Радищева «Врагом рабства»?

Сжатый пересказ главы «Любань»

10







Особенности повествования в «Путешествии».

Лекция с элементами беседы.

Знать особенности жанра путешествия; уметь строить высказывание, выявлять авторскую позицию

Сжатый пересказ

Беседа

Сжатый пересказ главы «Любань». Вопрос:Можно ли сказать , что книга Радищева – повествование о судьбе русского народа?


Сообщение «Жизнь и творчество Карамзина»

11







Н.М.Карамзин. Личность, творчество, судьба. Стихотворение «Осень»

Изучение нового материал. Лекция с элементами беседы.

Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза»

Выразительное чтение и анализ стихот-ия

Сообщение по творче-ву

Карамзина. Рецензия на сообщения уч-ся. Анализ стих-ия «Осень»

Ответить на вопросы читать повесть Карамзина

12







Карамзин «Бедная Лиза»

Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение.

Уметь давать характеристику персонажа, ; выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произ-ия

Аналитическое чтение . Беседа

Работа в группах

Отношение автора к происходящим событиям

Написать творческую работу(на выбор)

Роль пейзажа и портрета в пр-х сентиментализма.

13







Р.Р. Подготовка к сочинению

«Литература 18 века в восприятии современного читателя»

Контроль, развитие речи, учёт ЗУН

Уметь строить письменное высказывание по заданной теме; определять собственное отношение к персонажам

Составление плана сочинения. , вариантов вступления и заключения

Написание сочинения

Сообщение «Социально-политическая жизнь в России I половины XIX века»

14







Русская литература XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Знать общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма

Запись основных положений лекции учителя

Чтение статьи учебника . Беседа. Составление таблицы. Вопросы :В чем заключаются истоки романтизма? Образ героя времени. Каков он?

Сообщение о Жуковском
Читать баллады Жуковского

15







Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое»

Лекция. Практикум по анализу стихотворения.

Знать факты жизни и биографии писателя»Уметь выразительно читать, аргументировано выражать свою точку зрения; находить в стих-ии черты романтизма

Выразительное чтение стихотворений

Работа по картине Айвазовского «Девятый вал». Какой символический смысл имеет образ моря в одноименном стихотворении?

Художественный пересказ баллады «Светлана»

16







В.А.Жуковский. «Светлана».

Практикум.

Знать : жанровые особенности баллады, сюжет произ-ия; уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительное чтение

Беседа

Анализ баллады.

Вопросы :Что свидетельствует о влиянии народной нравственности на характер и взгляды героини; в чем , на ваш взгляд, заключается простота основного сюжета баллады?

Сообщения о Баратынском и Батюшкове

17







А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Изучение нового материала. Лекция

Знать : основные факты жизни и творчества Грибоедова

Составление плана статьи учебника

Сообщения по биографии Грибоедова.

Пересказ сюжетной линии «Горе от ума». Выписать крылатые выражения из 1 действия комедии

18









А.С.Грибоедов. Горе от ума. (обзор содержания).

Аналитическая беседа.

Уметь : выразительно читать монологи, комментировать, анализировать текст комедии.

Чтение ключевых сцен

.Заочная экскурсия в МХАТ. Вопрос: Какова роль 1 действия в развитии сюжета пьесы?

Составить характеристику Фамусова

19







Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

Комбинированный. Работа с текстом.

Уметь анализировать эпизод, строить монологическое высказывание

беседа

Характеристика героев: Фамусова, Молчалина, Скалозуба. Вопросы : Кто из героев явился на бал в дом Фамусова; Каковы взгляды этих людей на службу, крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному?

Развёрнутые ответы о Чацком по группам

20







Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов, персонажей.

Урок-дискуссия.

Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характера, определять основные конфликты

Выразительное чтение и комментирование монологов героев

Цитатный план –характеристика Чацкого. Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев пьесы?

Как представляют ум представители барской Москвы и Чацкий?

Выписать афоризмы из текста. Обосновать меткость кратких характеристик персонажей романа

2 1







Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода.

Совершенствование ЗУН. Развитие речи.

Знать : специфику комедии, : традиционные и новаторские черты, оценивать мастерство «разговорного стиха « пьесы

Анализ художественных и языковых особенностей комедии

Сообщение «Грибоедов и театр». Пересказ эпизода -1гр., финал пьесы, её смысл-2гр.Анлиз

Прочитать статью Гончарова «Мильон терзаний»

22







И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».

Развитие речи

Знать текст статьи Гончарова. Уметь работать с текстом критической статьи, определяя её концепцию; составлять конспект статьи

Составление конспекта статьи

Чтение статьи Гончарова.

Ответы на вопросы

Законспектировать статью Гончарова
Прочитать статью учебника об А.С.Пушкине
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа по литературе 10 класс мбоу «Юхмачинская...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Планирование составлено на основе примерной программы по обществознанию 5-9 класс для образовательных учреждений
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Планирование составлено на основе примерной программы общего образования по истории 10-11 класс для образовательных учреждений «Дрофа»...
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе Примерных программ по учебным
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа среднего общего образования мбоу «Средняя...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №5» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по литературе 5 класс
Мбоу «Ленинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района рт»
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по английскому языку в 8 классе Шубиной Татьяны...
Планирование составлено на основе Федеральный компонент государственного стандарта. М.: Дрофа, 2008
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа Литература,10 класс мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа»
Мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального...
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа основного общего образования мбоу «Камскополянская...
Директор мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1» Нижнекамского муниципального района
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по литературе,8 а класс. Мбоу «Камскоустьинская...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. 03. 2004, №1089)
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа мбоу «Кунгерская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кунгерская средняя общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района...
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа мбоу «Чернокурьинская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чернокурьинская средняя общеобразовательная школа
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Данный документ разработан педагогическим коллективом учителей начальной школы мбоу «Краснозаводская средняя общеобразовательная...
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа моу «Средняя школа №20»
Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального...
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом мбоу «Нагадакская основная общеобразовательная школа», характеризует...
Образовательная программа по литературе 9 класс мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Годовой календарный учебный график мбоу «Сюрногуртская средняя общеобразовательная школа» на 2012 – 2013 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск