Рабочая программа по биологии 9 класс





Скачать 227.39 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 9 класс
Дата публикации22.11.2017
Размер227.39 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа


«Согласовано» «Утверждено»

Заведующий учебной Директор ГБОУ СОШ №230

частью . Пестова С.И.

Мацелинская Л.Г.

Рабочая программа по биологии

9 класс

1,5 часа + 1 час расширенное

Учитель биологии:

Самонова А.В.

г. Москва

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Содержание тем учебного курса

Введение

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Развитие биологии в додарвиновский период

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Микроэволюция

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»

Биологические последствия адаптации. Макроэволюци

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Возникновение жизни на Земле

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство.

Химическая организация клетки

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Строение и функции клеток

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).Клеточная теория строения организмов.

Лабораторная работа «Изучение строения клеток бактерий, растений и животных под микроскопом»
Размножение организмов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Закономерности наследования признаков (10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.Генетическое определение пола.Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Лабораторная работа «Решение генетических задач и составление родословных»

Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Лабораторная работа «Построение вариационной кривой»

Селекция растений, животных и микроорганизмов

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

Биосфера, ее структура и функции

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Лабораторные работы : «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)», «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов»

Биосфера и человек

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Лабораторная работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Календарно – тематическое планирование по биологии 9 классе

1,5 часа + 1 час расширенное– 85 часов

урока

Дата

Тема урока

Тема 1. Введение (3 часа)

1




Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи

2




Основные свойства живых организмов.

3




Современные методы изучения биологии

Тема 2. Структурная организация живых организмов (12 часов)

Химическая организация клеток (3 часа)

4




Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки, их свойства и функции

5




Органические вещества клетки. Углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты

6




Роль органических веществ в клетке

Обмен веществ и преобразование энергии (3 часа)

7




Основные процессы жизнедеятельности клетки. Пластический обмен. Биосинтез белков

8




Основные процессы жизнедеятельности клетки. Фотосинтез

Энергетический обмен

9




Хемосинтез

Строение и функции клеток (6 часов)

10




Прокариотическая клетка, особенности строения и жизнедеятельности

Эукариотическая клетка. Цитоплазма и ее органоиды. Л.р. «Изучение строения клеток бактерий, растений и животных под микроскопом»

11




Эукариотическая клетка. Ядро, его строение и функции

12




Сравнение прокариотической и эукариотической клеток

13




Деление клеток. Митоз. Клеточная теория строения организмов.

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к К.р. №1.

14




К.р.№1 по теме «Структурная организация живых организмов»

15




Современные методы изучения клетки

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)

Размножение организмов (3 часа)

16




Анализ К.р. №1. Коррекция знаний. Способы размножения организмов. Бесполое размножение.

17




Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз

18




Оплодотворение

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

19




Эмбриональный период развития.

20




Постэмбриональный период развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

21




Онтогенез человека

Тема 4. Наследственность и изменчивость организмов (15 часов)

Закономерности наследования признаков (11 часов)

22




Основные понятия генетики

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя при моногибридном скрещивании

23




Первый закон Менделя. Неполное доминирование

24




Решение задач

25




Второй закон Менделя – закон расщепления

26




Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

27




Решение задач

28




Сцепленное наследование генов. Анализирующее скрещивание

29




Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Взаимодействие генов. Законы Менделя и наследование признаков у человека.

30




Решение задач

31




Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к К.р. №2

32




К.р. №2 « Закономерности наследования признаков»

Закономерности изменчивости (4 часа)

33




Изменчивость: наследственная и ненаследственная

34




Анализ К.р.№3. Наследственная (генотипическая) изменчивость

Мутации. Значение мутаций

35




Мутационная теория Г. де Фриза

36




Фенотипическая изменчивость. Л.р. «Построение вариационной кривой»

Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

37




Жизнь и деятельность Н.И.Вавилова

38




Центры многообразия и происхождения культурных растений

Методы селекции растений и животных

39




Новейшие методы селекции

40




Селекция микроорганизмов

Обобщение: значение селекции для развития различных отраслей промышленности

Тема 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (16 часов)

Биосфера, ее структура и функции (10 часов)

41




Жизнь и деятельность В.И.Вернадского

42




Структура биосферы. В.И.Вернадский – создатель учения о биосфере

Круговорот веществ в природе

43




Ноосфера

44




История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы

45




Отношения организмов в биоценозах

46




Абиотические факторы среды. Интенсивность взаимодействия факторов среды

47




Фотопериодизм

48




Биотические факторы среды. Многообразие и структура биоценозов. Цепи питания. Л.р. «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»

49




Типы экологических взаимодействий

50




Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Л.р. «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов»

Биосфера и человек (6 часа)

51




История взаимоотношений человека и биосферы

52




Природные ресурсы и их использование. Агроценозы

53




Глобальные экологические проблемы

54




Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования. Л.р. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

55




Подготовка к К.р. №3

56




К.р.№3 по теме «Взаимоотношения организмов и среды»

Тема 6. Эволюция органического мира на Земле (30 часов)

Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

57




История развития эволюционных идей

58




Анализ К.р.№4. Многообразие органического мира. Становление систематики

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

Теория Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (6 часов)

59




Жизнь и деятельность Ч.Дарвина

60




Научные и социально – экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

61




Естественный отбор – направляющий фактор эволюции

62




Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

63




Факторы эволюции

64




Формы естественного отбора. Факторы эволюции

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4 часа)

65




Адаптация как результат взаимодействия факторов эволюции

66




Приспособительные особенности строения, окраски и поведения животных. Л.р.№6 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

67




Относительный характер приспособлений

68




Забота о потомстве. Физиологические адаптации

Микроэволюция (2 час)

69




Понятие микроэволюции. Введение в популяционную генетику

70




Микроэволюция. Вид, его критерии и структура. Л.р.№7. «Изучение морфологического критерия вида»

Эволюционная роль мутаций

Макроэволюция (6 часов)

71




Понятие макроэволюции. Необратимость эволюционного процесса

72




Макроэволюция. Биологические последствия адаптаций

Главные направления эволюции







Синтетическая теория эволюции

73




Общие закономерности биологической эволюции. Обобщение и систематизация знаний.

74




Подготовка к К.р.

75




К.р.№4 по теме «Эволюционное учение»

Возникновение жизни на Земле (2 часа)

76




Определение жизни. Теории ее возникновения

77




Анализ К.р.№4. Коррекция знаний.

Современные представления о возникновении жизни

Развитие жизни на Земле (8 часов)

78




Идеи биогенеза и абиогенеза

79




Начальные этапы развития жизни

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

80




Основные ароморфозы

81




Жизнь в палеозойскую эру

82




Основные ароморфозы

83




Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эру

84




Основные ароморфозы

85




Происхождение человека

Прогнозируемые результаты

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:

знать/понимать:
 особенности жизни как формы существования материи;
 роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
 фундаментальные понятия биологии;

 сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

 основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

соотношение социального и биологического в эволюции человека;

основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

 уметь:
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных , в том числе и человека;
 давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
 работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
 решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
 работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета

Метапредметные результаты освоения программы:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Учебно – методический комплекс:

Программа: БИОЛОГИЯ 9 класс. Автор программы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин; «Дрофа», Москва, 2008 год

Учебник БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9класс. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин; Изд-во «Дрофа» ОАО «Московские учебники», 2008 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д.
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»
Рабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонов, Н. И. Сонин составлена...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 11 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии, 7 класс
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа По биологии Класс: 7
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск