Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых»





Скачать 474.59 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых»
страница1/4
Дата публикации22.06.2013
Размер474.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «Экология насекомых»

Блок дисциплин ОПД - Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору

Направление подготовки 020400.62 «Биология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии





УТВЕРЖДено:




На заседании учебно-методической комиссии института




«_____»__________2011 г.




Протокол № _______




Председатель УМК

_____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «Экология насекомых»

Блок дисциплин ОПД - Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору

Направление подготовки 020400.62 «Биология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Форма обучения - очная



Семестр

5

Всего учебных занятий

144 часов

В том числе:




Аудиторных

54 часа, из них

Лекций

36 часов

Лабораторных занятий

18 часа

Самостоятельных

КСР

49 часов

5 часов

Форма итогового контроля

экзамен





Сыктывкар 2011

Пояснительная записка

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

1.1. Цель освоения дисциплины

Курс «Экология насекомых» - одна из основных дисциплин современной энтомологии. В прикладном плане она предназначена для решения многих теоретических и практических проблем энтомологии. На экологической основе развивается сельскохозяйственная, лесная, медицинская энтомология. Без знания экологии невозможна рациональная борьба с вредителями, использование многочисленных полезных видов. Массовые вспышки численности насекомых, приносящие колоссальные убытки сельскому хозяйству, значение насекомых как переносчиков разнообразных болезней человека, животных и растений и многие другие вопросы заставляют заниматься экологией насекомых в разных ее аспектах.

В рамках данного курса организмы изучаются в единстве с их средой, как живой компонент "блоков" биосферы – биогеоценозов, или экосистем.

Цель данного курса - изучить особенности экологии насекомых, рассмотреть общие вопросы экологии насекомых, а также основные особенности их морфо-физиологических адаптаций, сформировать у студентов целостное представление об отношениях насекомых с окружающей их средой, о роли насекомых в различных процессах, протекающих в биосфере, о значении насекомых в жизни человека

1.2. Задачи освоения дисциплины

Задачи курса «Экология насекомых» заключаются в том, чтобы познакомиться с основными средами обитания насекомых, с классификацией факторов среды и условий жизни, физико-химических условий жизни, с особенностями действия физико-химических факторов в разных средах на насекомых.

Основными задачами курса «Экология насекомых» являются:

  • установление взаимосвязи между средой и её факторами и разнообразием насекомых, как неотъемлемой компоненты природных сообществ и экосистем;

  • установление экологической роли различных групп насекомых в сообществах и экосистемах;

  • установление путей и механизмов поддержания разнообразия насекомых в составе сообществ и экосистем с точки зрения сохранения их устойчивости и ресурсной ценности;

  • понимание механизмов и направленности изменения животной компоненты природных сообществ под воздействием различного рода антропогенных факторов;

  • изучение основных закономерностей динамики численности популяций насекомых и особенностей структуры популяций насекомых;

  • изучение особенностей экологии представителей основных таксонов насекомых;

  • овладение различными методами лабораторных исследований беспозвоночных животных.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются проведением лабораторных занятий, на которых студенты повторяют, закрепляют на практике и расширяют изученный материал.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Место в учебном плане – Цикл Б3.ДВ3 – Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

«Экология насекомых» является специальным курсом, который читается для студентов-бакалавров III курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Экология насекомых» студент должен иметь достаточные знания в области всех зоологических курсов (физиология, большой практикум, зоология беспозвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительная анатомия животных, энтомология и др.) в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Экология насекомых» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся знаний студентов.

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие компетенции: ОК-1, 8; ПК-1, 2, 3, 5.

Выпускник-бакалавр:

ОК-1 – следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;

ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;

ПК-1 – демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;

ПК-2 – использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;

ПК-3 – демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем;

ПК-5 – применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой.

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.
Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные экологические факторы, определяющие развитие и распространение насекомых; основные таксономические группы насекомых и их роль в биосфере; терминологию, используемую различными направлениями экологии насекомых; основные понятия, характеризующие трофические взаимодействия насекомых; основные механизмы регуляции жизненных циклов насекомых.

Уметь: разбираться в многообразии экологических форм насекомых; определять по внешнему виду важнейшие отряды насекомых и отличать последних от других беспозвоночных; определять важнейшие типы повреждений растений насекомыми; оперировать основными экологическими понятиями и аргументировать выводы.

Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях и современных достижениях экологии насекомых, навыками анализа роли, выполняемой различными группами насекомых в природных сообществах.
Интерактивная форма работы

Лабораторные занятия по курсу «Экология насекомых» (18 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием интерактивной доски и мультимедийной системы.
4. Структура и содержание дисциплины «Экология насекомых»

Объем дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме не менее 49 часов.

Виды учебной работы:

Лекционные, лабораторные занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к экзамену).
4.1. Тематический план




п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Макси-мальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе




Лекции

Семинар

Практическая работа

Лабораторная работа

Раздел 1. Введение.

1.

Введение. Предмет, задачи и методы экологии насекомых. Разнообразие, рас-пространение и роль насекомых в природе и для человека. Факто-ры, ограничивающие размеры насекомых.







2










1

Раздел 2. Воздействие абиотических факторов среды на насекомых.

2.

Воздействие абиоти-ческих факторов среды на насекомых. Основ-ные принципы воз-действия абиотических факторов. Влияние температуры, света, влажности и осадков на насекомых.







6










4

3.

Эдафические факторы среды. Влияние атмос-ферного давления, силы тяжести, геомаг-нитного поля, ветра и других факторов на насекомых.







3










4

Раздел 3. Биологические ритмы насекомых.

4.

Биологические ритмы насекомых. Особен-ности их суточных и сезонных ритмов.







4










4

Раздел 4. Экология популяций насекомых.

5.

Структура популяций насекомых.







3










4

6.

Динамика численности популяций насекомых.







4










4

Раздел 5. Насекомые в экосистемах.

7.

Экологические ниши и жизненные формы насекомых.







2










4

8.

Взаимосвязи в экосистемах. Экологические связи насекомых с растениями.







4










4

9.

Взаимосвязи в экосис-темах. Типы взаимо-действия в сообщест-вах беспозвоночных.







4










4

10.

Сукцессии сообществ беспозвоночных животных. Насекомые в антропогенных экосистемах. Охрана редких насекомых.







4










4

11.

Адаптации насекомых к обитанию в почве.
















4

2

12.

Адаптации насекомых к водному образу жизни.
















4

2

13.

Возникновение полета у насекомых. Приспо-собления к полету. Строение крыльев.
















2

2

14.

Эволюция питания насекомых. Строение ротовых аппаратов насекомых в связи с типом питания.
















2

2

15.

Разнообразие жизнен-ных форм насекомых.
















2

2

16.

Разнообразие местной энтомофауны. Опре-деление насекомых из различных отрядов.
















4

2




Итого:

144

54

36







18

49



4.2. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение.

Тема 1. Введение. Предмет, задачи и методы экологии насекомых. Разнообразие и распространение насекомых. Факторы, ограничивающие размеры насекомых. Роль насекомых в природе и значение их для человека.

Студент должен знать: основные этапы развития экологии насекомых, предмет, задачи и методы экологии насекомых.

Студент должен уметь: ориентироваться в многообразии насекомых, объяснять причины, ограничивающие размеры беспозвоночных животных.

Студент должен владеть: представлениями о преимуществах и недостатках мелких размеров насекомых, о роли беспозвоночных животных (в т.ч. и насекомых) в природе и значении их для человека.

Содержание темы:

Краткий очерк истории экологии. Экология как биологическая дисциплина. Формирование экологии насекомых. Предмет, задачи и методы экологии насекомых. Разнообразие и распространение насекомых. Факторы, ограничивающие размеры насекомых. Гипотезы, объясняющие ограничение размеров членистоногих. Преимущества и недостатки мелких размеров насекомых. Насекомые – особая группа беспозвоночных животных. Роль беспозвоночных животных (в т.ч. насекомых) в природе и значение их для человека.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить основные задачи экологии, основные этапы развития экологии и разделы современной экологии.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

В.Б. Чернышев. Экология насекомых. М., изд-во МГУ, 1996. 304 с.

И.А. Шилов. Экология. М., «Высшая школа», 2001. 512 с.

Дополнительная:

С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев, Э.В. Гущина. Практикум по экологии. Учебное пособие. М., АО МДС, 1996. 192 с.

М.С. Гиляров, Д.А. Криволуцкий. Жизнь в почве. М., «Молодая гвардия», 1985. 191 с.

К.М. Петров. Общая экология. Санкт-Петербург, «Химия», 1997. 352 с.

Л.В. Чеснова. Основные этапы развития экологии насекомых в СССР. М., «Наука», 1988. 176 с.

Экология почвенных беспозвоночных. М., «Наука», 1973. 224 с.

Эколого-физиологические и эколого-фаунистические адаптации животных. Иваново, 1986. 159 с.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов»
Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология»
Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экология» составлен в...
Дисциплина входит в федеральный и региональный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс дисциплина: Актуальные проблемы экологии...
Владеть методами природоохранной работы на различных уровнях научной и хозяйственной деятельности (ПК–2)
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физика»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс правоведение
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии...
Н. Н. Колоколова. Прикладная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconЭкология и природопользование
Д. М. Марьинских. Ландшафтное планирование: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экология насекомых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск