Скачать 474.59 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина «Экология насекомых» Блок дисциплин ОПД - Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору Направление подготовки 020400.62 «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения - очная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Экология насекомых» Блок дисциплин ОПД - Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору Направление подготовки 020400.62 «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения - очная
Сыктывкар 2011 Пояснительная записка 1. Цели и задачи освоения дисциплины: 1.1. Цель освоения дисциплины Курс «Экология насекомых» - одна из основных дисциплин современной энтомологии. В прикладном плане она предназначена для решения многих теоретических и практических проблем энтомологии. На экологической основе развивается сельскохозяйственная, лесная, медицинская энтомология. Без знания экологии невозможна рациональная борьба с вредителями, использование многочисленных полезных видов. Массовые вспышки численности насекомых, приносящие колоссальные убытки сельскому хозяйству, значение насекомых как переносчиков разнообразных болезней человека, животных и растений и многие другие вопросы заставляют заниматься экологией насекомых в разных ее аспектах. В рамках данного курса организмы изучаются в единстве с их средой, как живой компонент "блоков" биосферы – биогеоценозов, или экосистем. Цель данного курса - изучить особенности экологии насекомых, рассмотреть общие вопросы экологии насекомых, а также основные особенности их морфо-физиологических адаптаций, сформировать у студентов целостное представление об отношениях насекомых с окружающей их средой, о роли насекомых в различных процессах, протекающих в биосфере, о значении насекомых в жизни человека 1.2. Задачи освоения дисциплины Задачи курса «Экология насекомых» заключаются в том, чтобы познакомиться с основными средами обитания насекомых, с классификацией факторов среды и условий жизни, физико-химических условий жизни, с особенностями действия физико-химических факторов в разных средах на насекомых. Основными задачами курса «Экология насекомых» являются:
Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются проведением лабораторных занятий, на которых студенты повторяют, закрепляют на практике и расширяют изученный материал. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Место в учебном плане – Цикл Б3.ДВ3 – Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экология насекомых» является специальным курсом, который читается для студентов-бакалавров III курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Экология насекомых» студент должен иметь достаточные знания в области всех зоологических курсов (физиология, большой практикум, зоология беспозвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительная анатомия животных, энтомология и др.) в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Экология насекомых» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся знаний студентов. В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие компетенции: ОК-1, 8; ПК-1, 2, 3, 5. Выпускник-бакалавр: ОК-1 – следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека; ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения; ПК-1 – демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы; ПК-2 – использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов; ПК-3 – демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем; ПК-5 – применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой. На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные экологические факторы, определяющие развитие и распространение насекомых; основные таксономические группы насекомых и их роль в биосфере; терминологию, используемую различными направлениями экологии насекомых; основные понятия, характеризующие трофические взаимодействия насекомых; основные механизмы регуляции жизненных циклов насекомых. Уметь: разбираться в многообразии экологических форм насекомых; определять по внешнему виду важнейшие отряды насекомых и отличать последних от других беспозвоночных; определять важнейшие типы повреждений растений насекомыми; оперировать основными экологическими понятиями и аргументировать выводы. Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях и современных достижениях экологии насекомых, навыками анализа роли, выполняемой различными группами насекомых в природных сообществах. Интерактивная форма работы Лабораторные занятия по курсу «Экология насекомых» (18 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием интерактивной доски и мультимедийной системы. 4. Структура и содержание дисциплины «Экология насекомых» Объем дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме не менее 49 часов. Виды учебной работы: Лекционные, лабораторные занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к экзамену). 4.1. Тематический план
4.2. Содержание дисциплины Раздел 1. Введение. Тема 1. Введение. Предмет, задачи и методы экологии насекомых. Разнообразие и распространение насекомых. Факторы, ограничивающие размеры насекомых. Роль насекомых в природе и значение их для человека. Студент должен знать: основные этапы развития экологии насекомых, предмет, задачи и методы экологии насекомых. Студент должен уметь: ориентироваться в многообразии насекомых, объяснять причины, ограничивающие размеры беспозвоночных животных. Студент должен владеть: представлениями о преимуществах и недостатках мелких размеров насекомых, о роли беспозвоночных животных (в т.ч. и насекомых) в природе и значении их для человека. Содержание темы: Краткий очерк истории экологии. Экология как биологическая дисциплина. Формирование экологии насекомых. Предмет, задачи и методы экологии насекомых. Разнообразие и распространение насекомых. Факторы, ограничивающие размеры насекомых. Гипотезы, объясняющие ограничение размеров членистоногих. Преимущества и недостатки мелких размеров насекомых. Насекомые – особая группа беспозвоночных животных. Роль беспозвоночных животных (в т.ч. насекомых) в природе и значение их для человека. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить основные задачи экологии, основные этапы развития экологии и разделы современной экологии. Рекомендуемая литература по теме: Основная: В.Б. Чернышев. Экология насекомых. М., изд-во МГУ, 1996. 304 с. И.А. Шилов. Экология. М., «Высшая школа», 2001. 512 с. Дополнительная: С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев, Э.В. Гущина. Практикум по экологии. Учебное пособие. М., АО МДС, 1996. 192 с. М.С. Гиляров, Д.А. Криволуцкий. Жизнь в почве. М., «Молодая гвардия», 1985. 191 с. К.М. Петров. Общая экология. Санкт-Петербург, «Химия», 1997. 352 с. Л.В. Чеснова. Основные этапы развития экологии насекомых в СССР. М., «Наука», 1988. 176 с. Экология почвенных беспозвоночных. М., «Наука», 1973. 224 с. Эколого-физиологические и эколого-фаунистические адаптации животных. Иваново, 1986. 159 с. |
Учебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов» Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология» Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология» составлен в... Дисциплина входит в федеральный и региональный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «экология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «экология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «экология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплина: Актуальные проблемы экологии... Владеть методами природоохранной работы на различных уровнях научной и хозяйственной деятельности (ПК–2) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физика» Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Учебно-методический комплекс правоведение Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | Экология и природопользование В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета... | ||
Учебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии... Н. Н. Колоколова. Прикладная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | Экология и природопользование Д. М. Марьинских. Ландшафтное планирование: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |