Курс лекций содержание





НазваниеКурс лекций содержание
страница1/27
Дата публикации07.09.2013
Размер1.41 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27



МБОБЖД

курс лекций

СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1.Взаимодействие человека со средой обитания 3

Тема 2. Защита организма человека от неблагоприятного действия опасных и вредных факторов среды обитания. 19

Тема 3. Количественные характеристики органов чувств организма человека 30

4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЯДЫ И ОТРАВЛЕНИЯ 47

Тема 5. Метеорологические условия на производстве 70

Тема 6. Лучистаяэнергия на производстве 78

Тема 7. Лазерное излучение 83

ТЕМА 8. Шум, ультразвук, вибрация 93

Библиографический список 100




Тема 1.Взаимодействие человека со средой обитания

1.1. Неблагоприятные факторы среды обитания


Единство человека и окружающей среды обеспечивается активным поведением организма, направленным на преодоление неблагоприятных факторов среды обитания с целью достижения оптимального взаимодействия. В каждом организме заложена сложившаяся в процессе эволюции, закодированная в генетическом аппарате и передаваемая по наследству программа его жизни. В соответствии с этой программой происходит зарождение, развитие и разнообразные формы деятельности организма, которые у человека чрезвычайно усложняются социальными компонентами его природы и жизни, часто изменяющими (вплоть до сильного искажения) нормальную биологическую видовую программу.

Если человек, во первых, получил от своих предков нормальный генотип, во вторых, условия существования содержат все необходимые для его реализации компоненты и, в третьих, в течение жизни он не подвергается воздействиям, нарушающим процессы жизнедеятельности, то происходит лишь постепенное “изнашивание” организма, его старение и “естественная смерть “ в эволюционно определенные для данного биологического вида сроки.

Однако для человека таких идеальных ситуаций практически почти не существует. Обычно человек получает от предков генетическую программу с более или менее выраженными отклонениями от идеального прототипа и в процессе онтогенеза (развития, жизни) подвергается различным возмущающим воздействиям, превышающим его защитные возможности и приводящим к нарушению течения жизненных процессов. Эти воздействия могут повреждать и саму генетическую программу индивида. В таких случаях возникают болезни, изменения, которые могут сократить срок жизни, а иногда привести к гибели человека.

Жизнедеятельность человека обеспечивается свойством организма адекватно реагировать на воздействие факторов окружающей среды, включая физические, химические и биологические воздействия, межличностное взаимодействие, интеллектуальное напряжение, причем определяющая роль в формировании приспособительных реакций и сохранение функциональных возможностей принадлежит нервной системе.

На сегодняшний день перечень реально действующих негативных факторов среды обитания (производственной, бытовой и природной) насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими уровнями воздействия относятся вредные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные и пониженные атмосферные параметры (температура, влажность, подвижность воздуха, давление), недостаточное и нерациональное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд, токсичные вещества, загрязненная вода и продукты питания и др.; опасные факторы: огонь, ударная волна, горячие и переохлажденные поверхности, электрический ток, средства транспорта, транспортируемые грузы, подвижные части машин, отравляющие вещества, острые и падающие предметы, острое ионизирующее облучение, укусы животных и др.

К негативным (патогенным) факторам следует отнести также дефицит в окружающей среде или в организме человека веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности (йод).

Опасность, вредность, патогенность фактора (раздражителя) может быть обусловлена следующими особенностями:

а) необычной для организма природой фактора, исключающей возможность адекватных реакций (вирулентные микробы, различные яды, радиация и др.);

б) патогенными, чрезвычайными могут быть раздражители, обычные по своей природе, но выходящие по интенсивности за пределы диапазона физиологических приспособительных возможностей (чрезвычайно высокие или низкие температуры, сильные механические воздействия, острые психоэмоциональные перегрузки, избыточное или недостаточное содержание в пище необходимых ингредиентов, кислорода в воздухе и т.д.);

в) обычный раздражитель может стать чрезвычайным в связи с чрезмерной длительностью воздействия на организм или нарушением естественных биоритмов (длительное шумовое воздействие или полная тишина, одиночество, пребывание в темноте, хроническая нервно-психическая перегрузка и т.п.);

г) особое место занимают безвредные, индифферентные по своим параметрам воздействия факторы, в том числе не материального, а информационного характера, ранее сочетавшиеся с действием на организм какого-либо патогенного фактора. По механизму условного рефлекса такие воздействия могут (иногда даже после однократного сочетания) сами стать патогенными. Подобный механизм лежит, например, в основе тошноты при виде или попытке съесть пищу, однажды вызвавшую рвоту в связи с перееданием или недоброкачественностью. Подобный механизм может лежать в основе приступов стенокардии или бронхиальной астмы и др. Широко известна способность слова, вызывать разнообразные расстройства в организме, так называемые «ятрогенные болезни» (греч. iatros – врач);

д) в некоторых случаях одна и та же болезнь может возникнуть под действием различных по своей природе факторов. В таких случаях говорят о «полиэтиологичности» болезни. Например, причиной злокачественного роста могут быть: химические канцерогены, вирусы, ионизирующие излучения, ультрафиолетовое излучение и др. Однако «полиэтиология» для данного конкретного случая является относительным понятием, т.к. каждый конкретный случай опухоли имеет свою определенную причину.

В то же время один и тот же фактор может приводить к различным результатам в зависимости от условий, в которых происходит взаимодействие с организмом.

Например, одна и та же повышенная температура среды при низкой влажности не вызовет никаких расстройств жизнедеятельности, а в условиях высокой влажности может стать для организма чрезвычайной и привести к тепловому удару. При пониженной температуре неподвижный воздух не вызовет обморожения, а при наличии ветра такое может произойти. При этом очевидно, что влажность сама по себе никак не может вызвать теплового удара, а движение воздуха – обморожение.

Наряду с условиями исключительно большое значение имеют свойства самого организма, подвергающегося воздействию факторов – в частности реактивность организма и обусловленная ею резистентность (устойчивость).

Реактивность организма – это совокупность его свойств, определяющих качественные и количественные особенности реакций на определенные воздействия. В зависимости от видовой, возрастной, половой, конституциальной, индивидуальной реактивности одни и те же раздражители могут вызывать тяжелые расстройства жизненных процессов, вплоть до гибели организма, в то время как в других случаях воздействия реакции лишь слабо выражены или вообще отсутствуют. Особенно ярко эта зависимость проявляется на примере различных аллергических реакций, когда именно измененная реактивность становится основой патологии.

Реактивность организма не имеет значения лишь тогда, когда организм подвергается воздействию исключительных, экстремальных разрушающих или повреждающих факторов, превосходящих самую высокую степень сопротивляемости организма и его способность к адаптации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций содержание iconКурс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение
Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения
Курс лекций содержание iconДисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин....
Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации
Курс лекций содержание iconКурс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский...
Модуль Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом
Курс лекций содержание iconКурс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен
Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с
Курс лекций содержание iconКурс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским...
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Курс лекций содержание iconКурс лекций Производственная безопасность. Часть Содержание
Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на...
Курс лекций содержание iconКурс лекций/Подольная Н. Н.[Электронный ресурс]. Саранск, 2010. Содержание...
Одним из глобальных направлений финансовой статистики является изучение состояния денежной системы страны
Курс лекций содержание iconПрограмма и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства»
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного...
Курс лекций содержание iconТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической...
Курс лекций содержание iconТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической...
Курс лекций содержание iconГорюшкин А. А., Хуторецкий А. Б. Математические модели и методы исследования...
Горюшкин А. А., Хуторецкий А. Б. Математические модели и методы исследования операций: курс лекций: Учеб пос. Новосиб национ иссл...
Курс лекций содержание iconПрограмма курса физики для студентов геологического факультета (вечернее...
Курс рассчитан на 60 лекционных часов: 1 семестр 10 лекций по 4 часа, 2 семестр 10 лекций по 2 часа. Два экзамена
Курс лекций содержание iconКурс лекций по дисциплине огсэ. 05 Адаптация выпускников на рынке...
Курс лекций предназначен для студентов спо специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Курс лекций содержание iconКурс лекций по дисциплине: «Логистика» Склады в логистике Воронеж...
Склад – здание, сооружение, оснащенное специализированным технологическим оборудованием для осуществления всего комплекса логистических...
Курс лекций содержание iconКурс лекций Москва 2010 содержание тема 1 Понятие историко-патриотического...
Тематические занятия и беседы, дискуссии и диспуты как технологии историко-патриотического просвещения
Курс лекций содержание iconКурс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации...
Научная принадлежность курса. Актуальность курса. Содержание и система курса: цель и основные задачи. Источники изучения дисциплины:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск