Скачать 149.28 Kb.
|
Мизга Ольга Борисовна, учитель начальных классов МОУ – СОШ № 156 «Аквариум – маленькая искусственная экосистема» Вид урока: комбинированный урок. Цели урока:
Оборудование:
Базовые понятия:
Определение понятий урока: Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Цепь питания – последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего. Тип профессии:
Аквариум – сосуд с водой, населенный водными обитателями. План урока:
Ход урока
- Ребята, начать сегодня наш урок мне бы хотелось со стихотворения русского поэта Р.А.Кудашова (звучит тихая музыка): В летний день летал в округе Лекгокрылый ветерок И подслушал на досуге Как хвалился мотылек: «Весь я синий, весь я яркий, Всюду виден в спелой ржи; Для меня и в полдень жаркий Ходят дети вдоль межи. На меня садится мушка, И пчела ко мне летит; Маленькая мышь – вострушка Мне вреда не причинит. И меня, кружась по воле, Навещает мотылек, Я – краса ковра ржаного, Ярко – синий василек!» Слышит ветер: вдруг раздался Чей – то тихий голосок; Разогнулся, закачался Полный зерен колосок: «Правда! Весь я желтый, ломкий Я рядиться не люблю И простой моей соломкой Никого не удивлю. Я не жду гостей крылатых: Чем принять, чем встретить их? Лишь для мышек небогатых Сыплю зернышек моих. Я ращу, в тиши хранимый, Хлеб насущный, хлеб ржаной, Люди нежно собирают, Наклоняясь надо мной. - Как вы думаете, где происходит то, что описано в стихотворении? (Учащиеся: в поле). - Что такое поле? (Учащиеся: экосистема).
- Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест «Экосистема поля» (листы с тестами на партах).
а. природная экосистема; b. искусственная экосистема.
а. одуванчик, вьюнок, осот; b. подсолнечник, лён, рис.
а. сорняки; b. яркие цветы.
а. ядохимикатов; b. живых помощников. (Более сильным учащимся дается открытый вариант теста). - Проверьте свою работу. - Оцените работы друг друга (обмен работами и оценивание по вариантам). - После урока ваши работы проверю я и сравню результаты самопроверки, взаимопроверки и проверки учителя. - Подведем итог. Каковы главные отличия полей от других природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема – искусственная). - Какие «профессии» в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (Разрушителей – внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями. Производителей. Потребителей – сбор урожая). -Молодцы! Тему «Экосистема поля» вы усвоили хорошо. 3. Проблемная ситуация и актуализация знаний 1. Блиц – опрос
2. Постановка проблемы Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником. Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку: (Слайд 4). Этот дом не деревянный, Не из камня этот дом. Он прозрачный, Он стеклянный, Нет и номера на нем… И жильцы в нем не простые, Не простые, золотые. Эти самые жильцы Знаменитые пловцы.
4. Совместное открытие знаний 1. Эвристическая беседа (Слайд 6)
2. Объяснение нового материала - В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго, да еще могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания. - С чего же начать? (Слайд 7). С выбора аквариума. Его выбирают просторный, чтобы рыбкам было не тесно. Затем готовят грунт. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жесткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную емкость наливают воду и укладывают грунт. Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям. Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия. (Слайд 8). Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллюм, ротала, роголистник, кабомба, пистия. Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания. Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоем и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип).Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных. В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов. В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев, сомиков, пецилий, лимий, герардиусов.(Слайд 10). Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно – американских светящихся рыбок – неонов, светлячков и других. (Слайд 11). А так же содержат породы золотых рыбок:вуалехвостов, телескопов, львиноголовок. (Слайд 12). В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток. - Ребята, у кого из вас есть дома аквариум с его обитателями? - Какие советы вы могли бы дать тем детям, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб? (Учащиеся высказываются). Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьез хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книги об аквариумах и внимательно их прочитайте (можно посетить специальные сайты в Интернете). 3. Работа с учебником - Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72. - Найдите составные части экосистемы: неживые компоненты аквариума и «профессии» живых организмов. (Учащиеся рассматривают рисунок: 1 – грунт; 2 – вода; 3 – водоросли – производители; 4 – рачки – потребители; 5 – рыбы – потребители; 6 – улитки – разрушители; 7 – микробы – разрушители).
4. Сообщения учащихся - Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их. 5. Физкультминутка Рыбки плавают в пруду Я одну из них найду. Руки в воду опущу. Руки в стороны, вперед, А потом наоборот. Рыбку к солнцу подниму И желание шепну. (Учащиеся выполняют движения из стихотворения). 6. Первичное закрепление изученного материала 1. Беседа - Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нем есть все компоненты экосистемы. Ее называют искусственной, потому что она создается человеком). - Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки.) 2. Выполнение задания 4 на стр. 76. - Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок). - Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений). - Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно приобрести аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум). - Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, каждую рыбку не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5 см). 3. Выполнение задания 5 на стр. 76. - Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб. (Слайд 14). Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай). Меченосец – в Северной Америке (Гайана, Венесуэла). Родина гуппи – Южная Америка. Барбус родился в Южной Азии (Индия). Родиной львиноголовки является Китай. 7. Подведение итогов. Рефлексия. - Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нем присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ). Моделирование аквариума (Слайд 15 – чтобы ускорить работу эффективнее использовать колесико мыши). - Ребята, что нового вы узнали на уроке? - Что запомнилось? - О чем бы хотели еще поговорить на уроках окружающего мира? 8. Домашнее задание:
9. Рефлексия (Видеофрагмент фильма «Коралловый рай». - Мы заканчиваем знакомство с экосистемой – аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум – искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удается в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой – благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на пощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе. - Спасибо за урок! |