Вид урока: комбинированный урок. Цели урока





Скачать 149.28 Kb.
НазваниеВид урока: комбинированный урок. Цели урока
Дата публикации13.10.2013
Размер149.28 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Биология > Учебник

Мизга Ольга Борисовна, учитель начальных классов МОУ – СОШ № 156

«Аквариум – маленькая искусственная экосистема»


Вид урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;

  • проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;

  • развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;

  • научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • компьютер;

  • медиапроектор;

  • презентация;

  • карточки с тестами (открытыми и закрытыми);

  • учебник – тетрадь для 3 класса «Обитатели Земли», часть I. (Авторский коллектив: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутиан).

Базовые понятия:

  • экосистема;

  • цепь питания;

  • три профессии;

  • аквариум;

  • растения аквариума;

  • животные аквариума;

  • значение аквариумов.

Определение понятий урока:

Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Цепь питания – последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.

Тип профессии:

  • производители («кормильцы») – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ;

  • потребители («едоки») – живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества;

  • разрушители («мусорщики») – живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.

Аквариум – сосуд с водой, населенный водными обитателями.

План урока:

Этапы урока

Виды и формы работы

  1. Орг. момент

Приветствие
Стихотворение

  1. Проверка знаний учащихся

Блиц – опрос
Тест «Экосистема поля» (дифференциация)
Развитие навыков самоконтроля

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний (выход на тему урока)

Блиц – опрос
Эвристическая беседа с опорой на

личный опыт детей




  1. Совместное открытие знаний

Эвристическая беседа с опорой на

личный опыт детей
Объяснение нового материала
Работа с учебником
Сообщения детей


  1. Физкультминутка

Комплекс упражнений



  1. Этап закрепления изученного

Обучение способам

самостоятельного применения

знаний
Беседа
Работа с учебником
Рефлексия

  1. Подведение итогов

Рефлексия
Составление модели «Экосистема

аквариума»

  1. Домашнее задание

Дифференциация

  1. Релаксация

Просмотр видеофильма

Ход урока

  1. Орг. момент

- Ребята, начать сегодня наш урок мне бы хотелось со стихотворения русского поэта Р.А.Кудашова (звучит тихая музыка):

В летний день летал в округе

Лекгокрылый ветерок

И подслушал на досуге

Как хвалился мотылек:

«Весь я синий, весь я яркий,

Всюду виден в спелой ржи;

Для меня и в полдень жаркий

Ходят дети вдоль межи.

На меня садится мушка,

И пчела ко мне летит;

Маленькая мышь – вострушка

Мне вреда не причинит.

И меня, кружась по воле,

Навещает мотылек,

Я – краса ковра ржаного,

Ярко – синий василек!»

Слышит ветер: вдруг раздался

Чей – то тихий голосок;

Разогнулся, закачался

Полный зерен колосок:

«Правда! Весь я желтый, ломкий

Я рядиться не люблю

И простой моей соломкой

Никого не удивлю.

Я не жду гостей крылатых:

Чем принять, чем встретить их?

Лишь для мышек небогатых

Сыплю зернышек моих.

Я ращу, в тиши хранимый,

Хлеб насущный, хлеб ржаной,

Люди нежно собирают,

Наклоняясь надо мной.

- Как вы думаете, где происходит то, что описано в стихотворении? (Учащиеся: в поле).

- Что такое поле?

(Учащиеся: экосистема).

  1. Проверка знаний учащихся.



  1. Блиц – опрос

Учитель

Учащиеся

- Что такое экосистема?

Экосистема единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

- Из каких частей состоит экосистема?

Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители.

- Какие бывают экосистемы?

Природные и искусственные.

- Что такое искусственная экосистема?

Экосистема, созданная человеком.

- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?

Экосистема поля.



  1. Тест «Экосистема поля»

- Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест «Экосистема поля» (листы с тестами на партах).

  1. Поле – это…

а. природная экосистема;

b. искусственная экосистема.

  1. Культурные растения – это…

а. одуванчик, вьюнок, осот;

b. подсолнечник, лён, рис.

  1. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…

а. сорняки;

b. яркие цветы.

  1. Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…

а. ядохимикатов;

b. живых помощников.

(Более сильным учащимся дается открытый вариант теста).

- Проверьте свою работу.

- Оцените работы друг друга (обмен работами и оценивание по вариантам).

- После урока ваши работы проверю я и сравню результаты

самопроверки, взаимопроверки и проверки учителя.

- Подведем итог. Каковы главные отличия полей от других природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема – искусственная).

- Какие «профессии» в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (Разрушителей – внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями. Производителей. Потребителей – сбор урожая).

-Молодцы! Тему «Экосистема поля» вы усвоили хорошо.

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний

1. Блиц – опрос

Учитель

Учащиеся

- Вспомним ещё раз основные понятия темы (Слайд 2).

Выстраивается тема (по мере получения ответов на вопросы).

Экосистема




Круговорот веществ



Цепи питания




Неживые Живые

компоненты организмы




воздух производители

вода потребители

почва разрушители

природная искусственная

- Что такое экосистема?

(Слайд 3).

Экосистема единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

- Назовите составные части экосистемы.

Неживые компоненты: воздух, вода, почва. Живые организмы: производители, потребители, разрушители.

- Какие «профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?

Нужны производители («кормильцы»), потребители («едоки»), разрушители («мусорщики»).

- Что такое искусственная экосистема?

Экосистема, созданная человеком.

- Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?




2. Постановка проблемы

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку:

(Слайд 4).

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный,

Он стеклянный,

Нет и номера на нем…

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы

Знаменитые пловцы.

Учитель

Учащиеся

- Что это?

Аквариум

- К какой экосистеме вы считаете его можно отнести?

Искусственная экосистема.

- Что можно сказать о размерах этой экосистемы?

Она маленькая.

- Сформулируйте тему урока.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема (Слайд 5)

- Назовите учебные задачи.

Что такое экосистема.
Доказать, что аквариум – это искусственная экосистема.
Познакомиться с обитателями аквариума, разделить их на три «профессии».

4. Совместное открытие знаний

1. Эвристическая беседа

(Слайд 6)

Учитель

Учащиеся

- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у нее возникли проблемы. Помогите ей их разрешить.

Рассматривают рисунки.

- Какую экосистему создала Лена?

Лена создала экосистему – аквариум.

- Какая она – природная или искусственная? Почему?

Аквариум – это искусственная экосистема, потому что ее создает человек.

- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать?

- Чего не хватает в другом аквариуме, ведь там есть растения?

- У Лены в аквариуме нет растений – производителей. Они насыщают воду кислородом.
- В нем нет потребителей – рыб и разрушителей.

- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме?

Неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва.

Живые организмы: производители, потребители, разрушители.

2. Объяснение нового материала

- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго, да еще могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

- С чего же начать? (Слайд 7).

С выбора аквариума. Его выбирают просторный, чтобы рыбкам было не тесно.

Затем готовят грунт. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жесткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную емкость наливают воду и укладывают грунт.

Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.

Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия. (Слайд 8).

Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллюм, ротала, роголистник, кабомба, пистия.

Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания. Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоем и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип).Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев, сомиков, пецилий, лимий, герардиусов.(Слайд 10).

Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно – американских светящихся рыбок – неонов, светлячков и других. (Слайд 11).

А так же содержат породы золотых рыбок:вуалехвостов, телескопов, львиноголовок. (Слайд 12).

В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.

- Ребята, у кого из вас есть дома аквариум с его обитателями?

- Какие советы вы могли бы дать тем детям, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб? (Учащиеся высказываются).

Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьез хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книги об аквариумах и внимательно их прочитайте (можно посетить специальные сайты в Интернете).

3. Работа с учебником

- Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72.

- Найдите составные части экосистемы: неживые компоненты аквариума и «профессии» живых организмов. (Учащиеся рассматривают рисунок: 1 – грунт; 2 – вода; 3 – водоросли – производители; 4 – рачки – потребители; 5 – рыбы – потребители; 6 – улитки – разрушители; 7 – микробы – разрушители).

Учитель

Учащиеся

- Почему в аквариуме должны быть организмы разных «профессий»? Понять это поможет задание 3 на стр. 73.

- Что дают производители другим организмам, а что получают?

- А что дают потребители?

- Чем могут быть полезны разрушители?

Заполняют таблицу.

Производители дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества.

Потребители дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и органические вещества.

Разрушители дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества.

4. Сообщения учащихся

- Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.

5. Физкультминутка

Рыбки плавают в пруду

Я одну из них найду.

Руки в воду опущу.

Руки в стороны, вперед,

А потом наоборот.

Рыбку к солнцу подниму

И желание шепну.

(Учащиеся выполняют движения из стихотворения).

6. Первичное закрепление изученного материала

1. Беседа

- Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нем есть все компоненты экосистемы. Ее называют искусственной, потому что она создается человеком).

- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме.

(Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки.)

2. Выполнение задания 4 на стр. 76.

- Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок).

- Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений).

- Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно приобрести аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум).

- Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, каждую рыбку не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5 см).

3. Выполнение задания 5 на стр. 76.

- Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб. (Слайд 14).

Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).

Меченосец – в Северной Америке (Гайана, Венесуэла).

Родина гуппи – Южная Америка.

Барбус родился в Южной Азии (Индия).

Родиной львиноголовки является Китай.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нем присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ).

Моделирование аквариума (Слайд 15 – чтобы ускорить работу эффективнее использовать колесико мыши).

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Что запомнилось?

- О чем бы хотели еще поговорить на уроках окружающего мира?

8. Домашнее задание:

  • устное задание: читать учебник – тетрадь (стр. 72-76);

  • письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике – тетради (стр. 77);

  • дифференцированное задание: подготовить небольшое сообщение о живых обитателях аквариума или составить кроссворд из 5-6 слов (вид работа учащиеся выбирают самостоятельно).

9. Рефлексия

(Видеофрагмент фильма «Коралловый рай».

- Мы заканчиваем знакомство с экосистемой – аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум – искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удается в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой – благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на пощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.

- Спасибо за урок!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconТип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений Вид урока
Вид урока: проектное занятие (смешанный урок с использованием учебной презентации)
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconКонспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного...
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconУрок. Вид: комбинированный урок. Цели урока
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconУрок 20 Тема урока
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconКонспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconИсследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение...
Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии»
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconТема урока: Плотность вещества
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconРазработка урока в 7 классе «Плотность тел»
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconКонспект открытого урока по теме «плотность вещества»
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconПлан-конспект урока физики в 7 классе по теме
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconТип урока: комбинированный урок. Вид урока: урок- игра. Технология
Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconКонспект урока физики в 7 классе Тема: «Плотность вещества»
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconКонспект урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconУрока: комбинированный урок. Цели урока
Рассматриваемый урок является уроком раздела «Технология обработки металла». В поурочном плане на изучение данной темы отводится...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconПлан-конспект урока физики с применением цоров и в 7-м классе по теме "Плотность вещества"
...
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск