Скачать 85.15 Kb.
|
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Биология» Пояснительная записка Учебный предмет «Биология» является одной из базовых областей общего среднего образования. Его роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира. Биологические знания составляют базу для осознания жизни как величайшей ценности, для решения экологических проблем, необходимости ведения здорового образа жизни; обеспечивают генетическую грамотность школьников, усиление практической направленности обучения. Программа соответствует содержанию курса «Биология» для среднего (неполного) общего образования. Экзамен проводится в форме тестирования. Экзаменационный тест содержит 30 заданий. На выполнение задания отводится 3 часа (180 минут). Цели тестирования отразились на его содержании, которое включает не только знания основных разделов биологии, изучаемых в основной школе. Большой объем знаний по таким разделам биологии как ботаника, зоология и анатомия человека объясняется тем, что в них интегрируются, теоретически обосновываются фактические знания, раскрываемые в курсе биологии основной школы с позиций клеточной, эволюционной теорий, законов живой природы. Особое внимание в тестировании уделяется контролю цитологических знаний, составляющих теоретические основы знаний процессов жизнедеятельности организмов, их размножения, онтогенеза. В процессе организации экзамена по биологии ведется систематизация и обобщение наиболее значимого материала из разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье». Особое внимание уделено способам познания человеком живой природы и собственного организма; проблеме исторического развития растительного и животного мира; вопросам экологии; строению и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы; особенностям строения и жизнедеятельности организма человека, его отдельным системам в контексте гигиены и санитарии, оказания первой доврачебной медицинской помощи. Вступительное испытание направлено на выявление знаний и умений по основным разделам дисциплины «Биология». Первый раздел включает знания о биологии как науке, ее достижениях и методах, роли в познании окружающего мира, о признаках живого, об основных уровнях организации живой природы. Второй раздел составляют знания о клетке как биологической системе: о клеточной теории, строении и функциях клетки, гене и генетическом коде, химической организации клетки, метаболизме (энергетическом обмене, биосинтезе белка, фотосинтезе и хемосинтезе), о многообразии клеток, их делении путем митоза и мейоза. Третий раздел объединяет знания об организменном уровне организации жизни, размножении и онтогенезе, о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. В четвертом разделе раскрываются знания о многообразии, строении и жизнедеятельности растительного, животного, грибного и бактериального организмов, классификации растений и животных, их усложнении в процессе эволюции, о биологических основах выращивания культурных форм. Пятый раздел содержит знания о строении, жизнедеятельности, происхождении и гигиене человека, его биологической природе и социальной сущности, о факторах здоровья и риска, профилактике СПИДа и других инфекционных заболеваний. Требования к уровню подготовки абитуриента В результате изучения дисциплины в средней (полной) общеобразовательной школе абитуриент должен продемонстрировать: знания: - содержания естественнонаучной картины мира; - норм и правил здорового образа жизни; - основных положений теорий и закономерностей. умения: - воспроизводить знания, применять их в различных ситуациях; -оперировать такими терминами, как «биологические объекты», «биологические процессы», «биологические явления»; - формулировать определения. владение: - навыками установления взаимосвязи между различными биологическими закономерностями; - умением воспроизводить знания всех содержательных разделов дисциплины «Биология». Основное содержание:
7. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Клетка — единица размножения, роста и развития организмов. Соматические и половые клетки, видовое постоянство числа, формы и размера хромосом в них. Деление клеток: митоз и мейоз. Половое и бесполое размножение. Индивидуальное развитие организмов. 8. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории. Вид — единица классификации. Царства бактерий, грибов, растений, животных, их характеристика. Классификация растений и животных. Основные отделы растений и типы животных. Признаки классов отдела покрытосеменных и типов членистоногих и хордовых. Многообразие видов растений и животных, их охрана. 9. Надорганизменные системы. Популяция, вид, биогеоценоз (экосистема), биосфера - надорганизменные системы. Популяция — структурная единица вида, ее численность, колебания численности, их причины, саморегуляция. Биогеоценоз (экосистема), его функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. Пищевые связи. Экологические факторы. Цепи и сети питания, правила экологической пирамиды. Круговорот веществ. Солнце — основной источник энергии в круговороте веществ. Роль организмов разных царств в круговороте веществ. Приспособленность организмов к жизни в экосистеме. Причины устойчивости и смены экосистем, меры охраны экосистем. Биоразнообразие. Агроэкосистема, ее сходство с природной экосистемой и отличия от нее. Биосфера как глобальная экосистема, ее границы. Живое вещество, его функции, ведущая роль в круговороте веществ. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Меры, направленные на сохранение биоразнообразия, равновесия в биосфере. 12. Эволюция органического мира. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора, изоляции в эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат эволюции. Роль движущих сил эволюции. Видообразование, формирование черт приспособленности организмов. Синтетическая теория эволюции: 1) популяция — элементарная единица эволюции; 2) популяционные волны, дрейф генов. Формы естественного отбора, его направляющая, творческая роль в эволюции. Доказательства эволюции: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические. Гипотеза А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле. Основные пути и направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс и регресс. Основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира. Возникновение организмов с автотрофным типом питания, аэробным дыханием, многоклеточности, полового процесса — важные ароморфозы на ранних этапах развития жизни на Земле. Дальнейшее развитие растительного и животного мира по пути усложнения, приспособления к разным средам обитания, увеличения разнообразия видов. Признаки вымирания видов. Критерии оценок вступительного испытания (100-балльная система оценивания) Шкала оценки «5» – от 80 до 100 баллов «4» – от 55 до 79 баллов «3» – от 30 до 54 баллов «2» – менее 30 баллов
Оценка «отлично» (от 80 до 100 баллов) предполагает:- всестороннее, систематическое и полное знание программного материала, усвоение взаимосвязи основных понятий и закономерностей дисциплиныОценка «хорошо» (от 55 до 79 баллов) предполагает:- полное знание программного материала, усвоение взаимосвязи основных понятий и закономерностей, выполнение тестирования с незначительными погрешностями, не носящими принципиальный характерОценка «удовлетворительно» (от 30 до 54 баллов) предполагает:- знание основного программного материала, частичное усвоение взаимосвязи основных понятий и закономерностей, выполнение тестирования с погрешностями, не носящими принципиальный характерОценка «неудовлетворительно» (от 0 до 29 баллов) предполагает:- пробелы в знаниях основного программного материала, допуск принципиальных погрешностей и ошибок. Рекомендуемая литература для подготовки к вступительному испытанию:
|
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету... Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Биология» Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих... | ||
«российская академия правосудия» (г. Ростов – на Дону) программа... Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт | Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание... | ||
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету... В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи... | Программа проведения вступительного испытания по предмету «русский... Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание... | ||
Программа вступительного испытания "Юриспруденция" ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Юриспруденция | Программа вступительного испытания по предмету Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа | ||
Программа вступительного испытания по предмету «Финансы и учет» При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Программа вступительного испытания по истории Вступительные испытания по истории на направления подготовки бакалавра представляют собой экзамен и проводится в устной форме по... | ||
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Программа вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным... Вступительные испытания проводятся в форме тестов, содержащих 15 заданий, оценивается по стобалльной шкале, в соответствие с критериями,... | ||
Программа вступительного испытания по дисциплине «История» Программа вступительного испытания по истории сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего... | Программа вступительного испытания по предмету «Мировая экономика... Питерская Л. Ю., профессор Буров Л. А., профессор Ворошилова И. В., доценты Аджиева А. Ю., Колкарева Э. Н., Носова Т. П., Родин Д.... | ||
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биология» Данная программа вступительного испытания по биологии предназначена для абитуриентов, поступающих в Институт международного права,... | Методика проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению... ... |