Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология»





Скачать 85.15 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология»
Дата публикации27.06.2013
Размер85.15 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
Программа

вступительного испытания по общеобразовательному предмету

«­­­­­­­­­­­­­Биология»
Пояснительная записка
Учебный предмет «Биология» является одной из базовых областей общего среднего образования. Его роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира.

Биологические знания составляют базу для осознания жизни как величайшей ценности, для решения экологических проблем, необходимости ведения здорового образа жизни; обеспечивают генетическую грамотность школьников, усиление практической направленности обучения.

Программа соответствует содержанию курса «Биология» для среднего (неполного) общего образования.

Экзамен проводится в форме тестирования. Экзаменационный тест содержит 30 заданий. На выполнение задания отводится 3 часа (180 минут).

Цели тестирования отразились на его содержании, которое включает не только знания основных разделов биологии, изучаемых в основной школе. Большой объем знаний по таким разделам биологии как ботаника, зоология и анатомия человека объясняется тем, что в них интегрируются, теоретически обосновываются фактические знания, раскрываемые в курсе биологии основной школы с позиций клеточной, эволюционной теорий, законов живой природы. Особое внимание в тестировании уделяется контролю цитологических знаний, составляющих теоретические основы знаний процессов жизнедеятельности организмов, их размножения, онтогенеза.

В процессе организации экзамена по биологии ведется систематизация и обобщение наиболее значимого материала из разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье». Особое внимание уделено способам познания человеком живой природы и собственного организма; проблеме исторического развития растительного и животного мира; вопросам экологии; строению и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы; особенностям строения и жизнедеятельности организма человека, его отдельным системам в контексте гигиены и санитарии, оказания первой доврачебной медицинской помощи.

Вступительное испытание направлено на выявление знаний и умений по основным разделам дисциплины «Биология».

Первый раздел включает знания о биологии как науке, ее достижениях и методах, роли в познании окружающего мира, о признаках живого, об основных уровнях организации живой природы.

Второй раздел составляют знания о клетке как биологической системе: о клеточной теории, строении и функциях клетки, гене и генетическом коде, химической организации клетки, метаболизме (энергетическом обмене, биосинтезе белка, фотосинтезе и хемосинтезе), о многообразии клеток, их делении путем митоза и мейоза.

Третий раздел объединяет знания об организменном уровне организации жизни, размножении и онтогенезе, о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

В четвертом разделе раскрываются знания о многообразии, строении и жизнедеятельности растительного, животного, грибного и бактериального организмов, классификации растений и животных, их усложнении в процессе эволюции, о биологических основах выращивания культурных форм.

Пятый раздел содержит знания о строении, жизнедеятельности, происхождении и гигиене человека, его биологической природе и социальной сущности, о факторах здоровья и риска, профилактике СПИДа и других инфекционных заболеваний.


Требования к уровню подготовки абитуриента

В результате изучения дисциплины в средней (полной) общеобразовательной школе абитуриент должен продемонстрировать:

знания:

- содержания естественнонаучной картины мира;

- норм и правил здорового образа жизни;

- основных положений теорий и закономерностей.
умения:

- воспроизводить знания, применять их в различных ситуациях;

-оперировать такими терминами, как «биологические объекты», «биологические процессы», «биологические явления»;

- формулировать определения.
владение:

- навыками установления взаимосвязи между различными биологическими закономерностями;

- умением воспроизводить знания всех содержательных разделов дисциплины «Биология».

Основное содержание:

  1. Уровни организации живой природы (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биосферно-биоценотический).

  2. Биологические системы, их признаки (обмен веществ и превращения энергии, взаимосвязь структуры и функций, связь со средой, саморегуляция, самовоспроизведение, целостность).

  1. Клетка как биологическая система: клеточная теория, методы изучения клетки, ее химическая организация (органические и неорганические вещества, их строение и функции); строение и функции клеток растений, животных, грибов, бактерий, их частей и органоидов, клеточный метаболизм (энергетический и пластический обмен) и его значение, роль ферментов и органоидов клетки в обмене веществ; ген и генетический код; особенности пластического обмена в клетках растений и хемосинтезирующих бактерий.

  2. Вирусы — неклеточные формы, их строение и функционирование, вызываемые ими заболевания, профилактика заболеваний.

  3. Организм — биологическая система. Многообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные, автотрофные и гетеротрофные, прокариоты и эукариоты, их структурные элементы (клетки, ткани, органы, системы органов). Особенности строения и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного и животного организмов, их роль в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

  4. Организм человека, его биосоциальная природа. Органы и системы органов, их строение и функции. Основные процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, роль пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения в организме, регуляция процессов жизнедеятельности. Передвижение. Внутренняя среда организма. Иммунитет. Размножение, рост, развитие. Здоровый образ жизни, его биологические и социальные основы.

7. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Клетка — единица размножения, роста и развития организмов. Соматические и половые клетки, видовое постоянство числа, формы и размера хромосом в них. Деление клеток: митоз и мейоз. Половое и бесполое размножение. Индивидуальное развитие организмов.

8. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории. Вид — единица классификации. Царства бактерий, грибов, растений, животных, их характеристика. Классификация растений и животных. Основные отделы растений и типы животных. Признаки классов отдела покрытосеменных и типов членистоногих и хордовых. Многообразие видов растений и животных, их охрана.

9. Надорганизменные системы. Популяция, вид, биогеоценоз (экосистема), биосфера - надорганизменные системы. Популяция — структурная единица вида, ее численность, колебания численности, их причины, саморегуляция. Биогеоценоз (экосистема), его функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. Пищевые связи. Экологические факторы. Цепи и сети питания, правила экологической пирамиды. Круговорот веществ. Солнце — основной источник энергии в круговороте веществ. Роль ор­ганизмов разных царств в круговороте веществ. Приспособленность организмов к жизни в экосистеме. Причины устойчивости и смены экосистем, меры охраны экосистем. Биоразнообразие. Агроэкосистема, ее сходство с природной экосистемой и отличия от нее. Биосфера как глобальная экосистема, ее границы. Живое вещество, его функции, ведущая роль в круговороте веществ. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Меры, направленные на сохранение биоразнообразия, равновесия в биосфере.

12. Эволюция органического мира. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора, изоляции в эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат эволюции. Роль движущих сил эволюции. Видообразование, формирование черт приспособленности организмов. Синтетическая теория эволюции: 1) популяция — элементарная единица эволюции; 2) популяционные волны, дрейф генов. Формы естественного отбора, его направляющая, творческая роль в эволюции. Доказательства эволюции: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические. Гипотеза А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле. Основные пути и направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс и регресс. Основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира. Возникновение организмов с автотрофным типом питания, аэробным дыханием, многоклеточности, полового процесса — важные ароморфозы на ранних этапах развития жизни на Земле. Дальнейшее развитие растительного и животного мира по пути усложнения, приспособления к разным средам обитания, увеличения разнообразия видов. Признаки вымирания видов.

Критерии оценок вступительного испытания

(100-балльная система оценивания)
Шкала оценки

«5» – от 80 до 100 баллов

«4» – от 55 до 79 баллов

«3» – от 30 до 54 баллов

«2» – менее 30 баллов



«2»

«3»

«4»

«5»













0

29

30

54

55

79

80

100


Оценка «отлично» (от 80 до 100 баллов) предполагает:
- всестороннее, систематическое и полное знание программного материала, усвоение взаимосвязи основных понятий и закономерностей дисциплины
Оценка «хорошо» (от 55 до 79 баллов) предполагает:
- полное знание программного материала, усвоение взаимосвязи основных понятий и закономерностей, выполнение тестирования с незначительными погрешностями, не носящими принципиальный характер
Оценка «удовлетворительно» (от 30 до 54 баллов) предполагает:
- знание основного программного материала, частичное усвоение взаимосвязи основных понятий и закономерностей, выполнение тестирования с погрешностями, не носящими принципиальный характер
Оценка «неудовлетворительно» (от 0 до 29 баллов) предполагает:

- пробелы в знаниях основного программного материала, допуск принципиальных погрешностей и ошибок.
Рекомендуемая литература для подготовки к вступительному испытанию:

  1. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 класса. Каменский А.А. и др. 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 304 с.

  2. Биология. 8 класс. В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов, М. Изд-во: Просвещение: 2010. – 256 с.

  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология 6-9 кл. Изд-во Просвещение: 2010.

  4. Пособие для подготовки к аттестационному тестированию «Биология: Тесты для 9 класса»: Варианты и ответы централизованного (аттестационного) тестирования. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2012.

  5. Материалы для подготовки и проведения экзамена: Биология: 9 кл./В. С. Кучменко, Г. С. Калинова. — М.: Просвещение, 2012.

  6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. — М.: Дрофа, 2009, 2010.

  7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену: Биология. — М.: Интеллект-Центр, 2001, 2002.

  8. Биология. Подготовка к экзамену: 9 кл.: Рекомендации и задания/Г. С. Калинова, В. С. Кучменко, А. Н. Мяг-М1нп и др. — М.: Астрель, 2002.

  9. Настольная книга учителя биологии /Авт.-сост. Г С. Калинова, B.C. Кучменко. — М.: Астрель, 2002.

  10. Анастасова Л. П., Кучменко В. С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы: 9кл.-М.: Дрофа, 2000.

  11. Аиастасова Л. П., Кучменко B.C. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы: 9 кл. — М.: Дрофа, 2012.

  12. Калинова Г.С., Мягкова А. Н. 900 вопросов по биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. — М.: АКВАРИУМ ЛТД, 2001.

  13. Резникова В.З. 1000 вопросов по биологии: Животные. — М.: АКВАРИУМ ЛТД, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету...
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Биология»
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» icon«российская академия правосудия» (г. Ростов – на Дону) программа...
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету...
В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма проведения вступительного испытания по предмету «русский...
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания "Юриспруденция"
ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Юриспруденция
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по предмету
Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по предмету «Финансы и учет»
При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по истории
Вступительные испытания по истории на направления подготовки бакалавра представляют собой экзамен и проводится в устной форме по...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным...
Вступительные испытания проводятся в форме тестов, содержащих 15 заданий, оценивается по стобалльной шкале, в соответствие с критериями,...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «История»
Программа вступительного испытания по истории сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительного испытания по предмету «Мировая экономика...
Питерская Л. Ю., профессор Буров Л. А., профессор Ворошилова И. В., доценты Аджиева А. Ю., Колкарева Э. Н., Носова Т. П., Родин Д....
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «биология»
Данная программа вступительного испытания по биологии предназначена для абитуриентов, поступающих в Институт международного права,...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология» iconМетодика проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск