Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету





Скачать 113.95 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету
Дата публикации12.08.2013
Размер113.95 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Утверждаю ____________

Зав. кафедрой русского языка

Скрипник Я.Н.
Программа

вступительного испытания по общеобразовательному предмету

«Русский язык»
Пояснительная записка

Данная программа соответствует содержанию курса «Русский язык» для среднего (полного) общего образования (11 классов).

В соответствии с порядком приема в высшее учебное заведение вступительный экзамен по русскому языку в Ставропольском государственном педагогическом институте проводится по программе, составленной на основе учебных программ по русскому языку за курс средней общеобразовательной школы.

Цель вступительного экзамена – проверить соответствие знаний, умений и навыков абитуриентов государственному стандарту требований к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому языку.

Вступительный экзамен по русскому языку в СГПИ проводится в форме бланкового тестирования (ЕГЭ). На выполнение экзаменационной работы отводится полтора часа.

Экзаменационный тест проверяет:

  1. знания о языке как системе (знание по фонетике, лексике, составу слова и словообразованию, морфологии, синтаксису);

  2. речеведческие знания – текст: основная мысль, средства связи в нем; типы речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи;

  3. специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

  4. орфографическую и пунктуационную грамотность;

  5. владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;

  6. умение анализировать текст: производить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

Тест состоит из двух частей (А и В), содержащих задания разного типа: задания с выбором ответа (А), задания с кратким ответом (В).

Задания части А (с выбором ответа) предлагают выбрать один верный ответ из четырех предложенных вариантов. Например: В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)началИсь, 2) цемЕнт, 3) Августовский 4) Эксперт. Ответ №4.

Задания части В (с кратким ответом) требуют записи ответов в виде слова или двух слов, букв или цифр. Например: Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите его номер. Ответ №1.

Требование к уровню подготовки абитуриента
В результате изучения дисциплины в средней (полной) общеобразовательной школе абитуриент должен продемонстрировать знания по таким разделам языкознания, как фонетика, графика, орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, стилистика.

Абитуриент должен уметь строить ответ безупречно с точки зрения норм литературного языка, в том числе орфографических, грамматических и пунктуационных, самостоятельно определять тему, основную мысль текста и подчинять ей высказывание, определять стиль, тип речи, а также языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи.

Вступительное испытание направлено на выявление знаний и умений по следующим разделам (темам) общеобразовательного предмета:

Основное содержание

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ



Фонетика как раздел языкознания. Предмет изучения фонетики.

Звуки речи. Звуки речи и буквы.

Гласные и согласные звуки. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Сильные и слабые позиции звуков.

Слог. Правила переноса.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Звуковое значение букв е, ё, я, ю.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Лексика как раздел языкознания. Предмет изучения лексики.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Устаревшая лексика. Неологизмы. Заимствованные слова.

Фразеологизмы.
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Морфемика как раздел языкознания. Морфема как минимальная значимая часть слова.

Однокоренные слова.

Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание.

Корень. Суффикс, приставка; их назначение в словах.

Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразование как раздел языкознания. Основные способы словообразования.

МОРФОЛОГИЯ
Знаменательные части речи
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма). Знаменательные и незнаменательные части речи.

Имя существительное

Понятие об имени существительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Нарицательные и собственные имена существительные. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Род, число, падеж существительных. Несклоняемые имена существительные.

Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное

Понятие об имени прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Разряды имен прилагательных по значению.

Полные и краткие прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе, полных – по родам, числам, падежам.

Степени сравнения имен прилагательных.
Имя числительное

Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Числительные простые и составные.

Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные.

Склонение числительных.
Местоимение

Понятие о местоимении: общее грамматическое значение.

Лексико-грамматические разряды местоимений.

Правописание местоимений.
Глагол

Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Инфинитив. Основа инфинитива.

Возвратные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Времена глагола.

Наклонения глагола.

Лицо и число глагола.

Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы.

Безличные глаголы.

Причастие

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам, падежа; согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).

Действительные и страдательные причастия. Словообразование действительных и страдательных причастий.
Деепричастие

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Словообразование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Наречие

Понятие о наречии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Степени сравнения наречий.

Служебные части речи


Предлог как часть речи

Производные и непроизводные предлоги.

Простые и сложные предлоги.
Союз как часть речи

Сочинительные и подчинительные союзы.
Частица как часть речи

Формообразующие, отрицательные и модальные частицы.
Междометие. Звукоподражательные слова

СИНТАКСИС
Словосочетание
Словосочетание. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании.

Предложение
Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Сравнительный оборот.

Понятие о неполном предложении.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные предложения).

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные предложения, безличные предложения).
Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения.

Знаки препинания при обращении.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.

Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Сложное предложение

Сложное предложение и его признаки.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Виды придаточных предложений.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
ПУНКТУАЦИЯ
Тире между подлежащим и сказуемым.

Запятая между однородными членами предложения. Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами предложения и обобщающими словами.

Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

Знаки препинания при обращении.

Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения.

Выделение запятыми сравнительных оборотов.

Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными, присоединительными членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знаки препинания в сложном предложении (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном и в сложной синтаксической конструкции).
ОРФОГРАФИЯ

Понятие об орфограмме.

Орфограммы-буквы.

Употребление буквы ь для обозначе­ния мягкости согласных. Разделительные ь и ь.

Буквы з и с на конце приставок на -з(с). Гласные е-и в при­ставках пре- и при-. Правописание проверяемых гласных и со­гласных в корне слова. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание непроизносимых со­гласных в корне слова.

Чередующиеся гласные о-а в корнях гор-гар, кос-кас, лож-лаг, рос-раст. Чередующиеся гласные е-и в корнях мер-мир, дер-дир и других. Соединительные гласные о-е в сложных словах.

Правописание гласных в падежных окончаниях существи­тельных. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях суще­ствительных. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя; о и е после шипящих в суффиксах существительных -онк-; -онок; -енок- и -ок-. Буквы е и и в суффиксах -ек, -ик. Разли­чение на письме согласных в суффиксе -чик- (-щик-). Большая буква в собственных именах и собственных наименованиях. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Буквы о и е после шипящих в окончаниях прилагательных. Н и нн в суффиксах прилагательных -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-).

Различие на письме суффиксов -к- и -ск-.

Правописание гласных в окончаниях количественных чис­лительных. Употребление ь в середине и на конце числитель­ных.

Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. Буква ь на конце глаголов после шипящих. Различение на письме -тся- и -ться. Гласные в суффиксах глагола -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-). Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдатель­ных причастий. Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий.

Различие о и а на конце наречий. Мягкий знак на конце на­речий, оканчивающихся на шипящие.

Орфограммы-дефисы.

Слитное и дефисное написание слов с пол-. Дефис в сложных прилагательных. Дефис в местоиме­ниях с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-. Дефисное написание наречий. Дефис в предлогах из-за, из-под. Дефис в междометиях.

Орфограммы – слитное и раздельное написание.

Раздель­ное написание предлогов с местоимениями. Слитное и раздель­ное написание наречий.

Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду и т.д.).

Слитное и раздельное написание союзов. Отличие союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами; отличие союза также от наречия с частицей.

Не с именами существительными. Не с именами прилага­тельными. Не и ни в местоимениях. Не с глаголами. Не с прича­стиями. Не с деепричастиями. Не и ни в наречиях. Не с наречи­ями на -о (-е). Слитное и раздельное написание частиц не и ни с разными частями речи.

Большая буква в собственных именах и собственных наименованиях.
СТИЛИСТИКА

Текст

Признаки текста.

Свойства текста.

Речь

Типы речи (описаниеповествованиерассуждение).



Стили речи.

Понятие о стиле.

Стили русского литературного языка и их особенности.
Абитуриент должен уметь:

  • уметь применять знания по разделам лингвистики: для выделения формы, содержания и определения функций языковой единицы, соотношения ее с другими единицами языка; для установления внутрисистемных связей языковых явлений, для совмещения конкретного анализа языкового материала с его теоретическим осмыслением;

  • владеть орфографическими и грамматическими нормами русского языка.


Критерии оценок вступительного испытания

(100-балльная система оценивания)

В части А за каждый правильный ответ абитуриенту выставляется по 2 баллу.

В части В за каждый правильный ответ абитуриент получает 4 балла, задание 8 в части В оценивается 10 баллами.
«5» – от 80 до 100 баллов

«4» – от 55 до 79 баллов

«3» – от 30 до 54 баллов

«2» – менее 30 баллов



«2»

«3»

«4»

«5»













0

29

30

54

55

79

80

100

Оценка «отлично» (от 80 до 100 баллов) выставляется абитуриенту, который продемонстрировал полноту и глубину знаний по русскому языку, ответ которого соответствует орфографическим, пунктуационным и грамматическим нормам русского языка.

Оценка «хорошо» (от 55 до 79 баллов) выставляется абитуриенту при наличии у него достаточно полных знаний по русскому языку. Однако представленная им экзаменационная работа содержит некоторые орфографические, пунктуационные или грамматические ошибки или ошибки в определении изобразительно-выразительных средств.

Оценка «удовлетворительно» (от 30 до 54 баллов) предполагает слабое знание лингвистического материала, нарушение орфографических, пунктуационных и грамматических норм русского языка.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 30 баллов) выставляется абитуриенту, который не освоил основного содержания русского языка и вследствие этого допускает многочисленные орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, не умеет производить анализ текста.
Рекомендуемая литература для подготовки к вступительному испытанию

1. Сенина Н. А. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. – Ростов н/Д, 2010. – 520 с.

2. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – Изд-во СГПИ, Ставрополь, 2002.

3. Розенталь Д. Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М., 2001. – 368 с.

4. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2003. – 384 с.

5. Розенталь Д. Э. 750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы / Д. Э. Розенталь. – М., 2003. – 656 с.

6. Балашова Л. В., Дементьев В. В. Курс русского языка. – Саратов, 2005.–1056 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету icon«российская академия правосудия» (г. Ростов – на Дону) программа...
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология»
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Биология»
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету...
В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету...
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма проведения вступительного испытания по предмету «русский...
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания "Юриспруденция"
ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Юриспруденция
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по предмету «Финансы и учет»
При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по предмету
Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по истории
Вступительные испытания по истории на направления подготовки бакалавра представляют собой экзамен и проводится в устной форме по...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным...
Вступительные испытания проводятся в форме тестов, содержащих 15 заданий, оценивается по стобалльной шкале, в соответствие с критериями,...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «История»
Программа вступительного испытания по истории сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительного испытания по предмету «Мировая экономика...
Питерская Л. Ю., профессор Буров Л. А., профессор Ворошилова И. В., доценты Аджиева А. Ю., Колкарева Э. Н., Носова Т. П., Родин Д....
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconМетодика проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению...
...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету iconФорма проведения и программа вступительного испытания, проводимого...
Вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине теория и практика рекламы и


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск