Пояснительная записка цель изучения дисциплины





Скачать 224.71 Kb.
НазваниеПояснительная записка цель изучения дисциплины
Дата публикации28.06.2013
Размер224.71 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по УМР
_________________

/Л. П. Филатова/

«___»_______2008 г.


Программа учебной (полевой) практики

Ботаника
Основная образовательная программа

подготовки по специальности 050102.65 Биология с дополнительной специальностью «Химия»

Нижний Тагил

2008


Утверждено на заседании кафедры

биологии

(протокол № от 2008)

Зав кафедрой

_________________Жуйкова Т.В.

Утверждено на заседании Ученого совета химико-биологического факультета (протокол № от 2008)

Председатель Совета

___________________Мелинг Э. В.



Составитель: Жуйкова Т.В.,

к.б.н., доцент кафедры биологии





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель изучения дисциплины

Целью учебно-полевой практики по ботанике является расширение и закрепление теоретических знаний, умений и навыков по дисциплине «Ботаника», полученных в лекционном и лабораторно-практическом курсах, и приобретение некоторых практических навыков научно-исследовательской работы при изучении растительного мира.

Полевая практика включает такие формы работы, как экскурсии под руководством преподавателя, камеральную обработку собранного материала (описание, определение растений, морфологический и анатомический анализы и др.), выполнение индивидуальных работ исследовательского характера, составление ботанических коллекций.
Задачи изучения дисциплины

Практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным предметам и дисциплинам предметной подготовки. Учебная (полевая) практика студентов направлена на отработку профессиональных знаний и умений.

Задачи практики:

– углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин предметной подготовки;

– изучение разнообразия растений в естественной среде обитания;

– освоение методов натуралистической работы, вегетационных и полевых методов исследования, постановка экспериментов.

– формирование знаний об основных видах местной флоры;
1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Настоящая программа предлагается для подготовки специалистов, обучающихся по специальности 050102.65 Биология с дополнительной специальностью «Химия». Дисциплина входит в блок «Практика». В основу программы положены Государственные стандарты высшего образования по специальности «Биология с дополнительной специальностью», утвержденные Министерством образования и науки Российской федерации и принятые к исполнению в 2005 г.

Летняя практика по ботанике призвана показать студентам многообразие растений в их естественной среде обитания и научить ориентироваться в этом многообразии. В процессе полевой практики студенты изучают виды растений как конкретные таксономические единицы, приобретают навыки по их определению, запоминают научные названия растений, изучают их биологию и использование в хозяйственной деятельности человека.

Ориентация в разнообразии царства растений означает, прежде всего, умение распознавать принадлежность организмов к определённым таксонам. Такое умение отчасти вырабатывается на экскурсиях и камеральных занятиях, когда преподаватель, рассказывая о растениях, демонстрирует и называет их. Важную роль играет самостоятельное определение растений студентами по определителям. При описании фитоценоза, формируются умения выделять жизненные формы растений, влияние экологических факторов на растительное сообщество.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении учебно-полевой практики по ботанике:

– создание четкой системы знаний о целостном растительном организме, его макро- и микроструктуре, приспособительных особенностях, изменениях в ходе онтогенеза, способах размножения;

– овладение навыками работы с микроскопом, техникой изготовления простейших препаратов, их зарисовки, а также морфологическое описание высших растений.
1.4. Взаимосвязь с другими частями ООП

Дисциплина является неотъемлемой частью учебного курса «Ботаника с основами фитоценологии», который проводится у студентов первого курса. Одновременно она является необходимым базовым курсом для изучения дисциплины «Ботаника с основами фитоценологии», который идет у студентов второго курса. При этом видовое разнообразие, изученных представителей растительных сообществ лежит в основе второй части полевой практики по ботанике, в которой студенты знакомятся с основами фитоценологии, изучают флору и растительность разных регионов. Полевая практика закладывает основы изучения жизненных форм растений и экологических групп растений по отношению к воде, свету, минеральному питанию. Прохождение учебно-полевой практики по ботанике является необходимой основой для последующего изучения «Физиологии растений», «Микробиологии», «Биологических основ сельского хозяйства» «Генетики», «Теории эволюции», «Биогеографии», «Общей экологии», прохождения учебно-полевых практик по физиологии растений и сельскому хозяйству, генетике. Знания, полученные на полевой практике и навыки исследовательской деятельности, приобретенные студентами в ходе выполнения УИРС пригодятся студентам при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
1.5. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:

– морфологию вегетативных и генеративных органов цветковых растений;

– жизненные формы растений;

– систематические группы растений и их отличительные особенности;

– основные методы сушки и гербаризации растений.
2) Уметь:

– собирать и коллекционировать растения;

– гербаризировать растения и использовать другие методы их фиксации;

– проводить простые полевые наблюдения за ростом, развитием, цветением, опылением и размножением растений;

– описывать и ботанически грамотно определять растения;

– в природной обстановке различать наиболее характерные для данного региона виды растений;

– давать полное морфологическое описание высших растений;

– дифференцировать жизненные формы растений;

– проводить ботанические экскурсии в природу;

– проводить фенологические наблюдения за ростом и развитием растений, определять сроки наступления отдельных фенофаз.

3) Владеть

– основными ботаническими терминами и понятиями, обосновывать теоретические положения в тесной связи с практикой;

− методами морфологического описания и определения растений

− навыками проведения ботанических экскурсий со школьниками.

– пользоваться полевыми инструментами и приборами.
2. Принципы отбора содержания учебного материала дисциплины и его организации

В основу отбора содержания дисциплины «Практика: ботаника» были заложены следующие принципы:

научности – определяет включение в содержание строго выверенных и достоверных научных знаний, применение приемов сравнения, анализа и синтеза, обобщения и объяснения причинно-следственных связей, возникающих между биологическими, и географическими объектами и факторами окружающей среды;

– целостного отражения в содержании предмета задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей культуры;

– соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки и образовательной практики;

фундаментализации – обеспечивает гарантии образовательного потенциала от морального старения знаний, интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, осознание студентами единства научного познания и практической преобразующей деятельности;

интеграции – предполагает взаимопроникновение, взаимосвязь и единство ботанических и экологических идей, целей, содержания биологических, экологического и географического образования и методических аспектов организации опытнической и экспериментальной работы;

гуманитаризации – дисциплина рассматривается как подготовка будущего специалиста к работе с людьми, как средство формирования его общей гуманитарной культуры;

– соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение;

– принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.
3. Учебно-тематический план

Срок изучения – 2 семестр

Трудоемкость – 72 час

Продолжительность: – 2 недели

Практические занятия – 72 час.

Форма отчетности – зачет – 2 сем.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий. В таблице 1 представлен тематический план занятий курса «Практика: ботаника».
Таблица 1

Тематический план дисциплины «Практика: ботаника»

№ пп

Название темы

Распределение часов

Тр-сть

Ауд-ные

Вид занятий

Сам. раб.

Лекции

Практические

1

Вводное занятие: техника безопасности в природе. Правила сбора, сушки и гербаризации растений. Основные понятия фитоценологии. Выполнение УИРС

6







6




2

Растения луга: видовое разнообразие, анатомо-морфологические и физиологические особенности в связи с местообитанием

12







12




3

Растения светлохвойного, темнохвойного, лиственного и смешанного лесов: видовое разнообразие, особенности в связи с местообитанием

18







18




4

Водная и прибрежная растительность, растения болот: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием

12







12




5

Сорная и рудеральная растительность: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием

6







6




6

Жизненные формы растений

6







6




7

Возрастные и сезонные изменения у растений

6







6




8.

Выполнение индивидуальных заданий, подготовка к зачету

6







6







Всего в часах:

72







72





4. Содержание курса

Тема 1. Вводное занятие: техника безопасности в природе. Правила сбора, сушки и гербаризации растений. Основные понятия фитоценологии. Получение индивидуального задания. Программа учебной практики. Правила сбора растений в природе. Способы засушивания растений. Монтировка гербария. Схема морфологического описания цветковых растений (вегетативная сфера, генеративная сфера).

Тема 2. Растения луга: видовое разнообразие, анатомо-морфологические и физиологические особенности в связи с местообитанием. Экологические особенности местообитания луговых растений. Классификация лугов по типу водоснабжения. Ярусносное сложение луга (горизонтальная и вертикальная структура сообщества). Жизненные формы растений и экологические группы растений луга. Жизненные формы злаков. Способы размножения луговых растений. Распределение в Сельскохозяйственное значение луговых растений и с/х ценные виды (лекарственные, кормовые). Ядовитые растения луга.

Тема 3. Растения светлохвойного, темнохвойного, лиственного и смешанного лесов: видовое разнообразие, особенности в связи с местообитанием. Лес как растительное сообщество. Знакомство с экологическими особенностями среды обитания растений разных типов насаждений. Знакомство с типичными для разных лесных сообществ видами растений их жизненными формы и экологическими группами. Знакомство с флористическим составом и обилием видов. Характеристика растительного сообщества. Знакомство с ярусным сложением растительного сообщества. Отличительные признаки типов сообщества по условиям обитания их типичных представителей. Отличительные особенности морфологического строения типичных представителей разных типов фитоценозов. Ярусное сложение лесного сообщества. Характеристика травяного покрова разных типов леса. Состояние подроста и подлеска в ельнике и сосняке.

Тема 4. Водная и прибрежная растительность, растения болот: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием. Экологические особенности местообитания водных и прибрежных растений. Связь видового разнообразия с горизонтальной структурой водоемов. Особенности местообитаний растений болот. Анатомо-морфологические и биологические особенности водных растений. Жизненные формы растений и экологические группы растений по отношению к воде. Приспособительные особенности прибрежных и водных растений к среде обитания. Видовой состав водных и прибрежных растений и их характер распределения в водоеме.

Тема 5. Сорная и рудеральная растительность: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием. Понятие о сорных и рудеральных растениях. Типы сорных растений: сорные растения в узком смысле слова, придорожные растения, пустырные растения. Основные биологические группы по продолжительности жизни и способам воспроизведения и размножения сорняков. Способы борьбы с сорняками. Жизненные формы рудеральных растений, их экология, способы расселения, размножения, морфобиологические особенности (приспособление к выживанию). Видовой состав растений мусорных мест обитаний, сорные растения лугов и полей.

Тема 6. Жизненные формы растений. Понятие жизненной формы. Классификация жизненных форм растений по Раункиеру. Эколого-морфологическая классификация жизненных форм. Классификация травянистых растений, жизненные формы и экологические группы растений луга, жизненные формы злаков. Классификация древесных растений. Жизненные формы растений, типичных представителей соснового, елового, лиственного лесов. Жизненные формы и экологические группы растений по отношению к воде. Жизненные формы рудеральных растений.

Тема 7. Возрастные и сезонные изменения у растений. Монокарпические и поликарпические растения. Большой жизненный цикл и возрастные группы многолетних поликарпических растений. Сезонные явления у растений. Периодичность цветения. Длительность вегетации.
5. Виды деятельности студентов на учебно-полевой практике

Учебно-полевая практика состоит из трех этапов.

1 этап:

На первом этапе проводится инструктаж по технике безопасности во время проведения практики; консультация по сбору тематического материала, необходимого для морфологического анализа, определения растения, правил поведения в природе. Получение индивидуального задания. Правила сбора, сушки и гербаризации растений.
2 этап:

− Знакомство с аборигенной и адвентивной флорой, ее эколого-биологическими особенностями.

− Экскурсии в различные растительные сообщества района практики. Посещение леса, луга, знакомство с прибрежно-водной растительностью и др.

− Сбор материала.

− Проведение фенологических наблюдений и ведение дневника практики.
3 этап:

− Монтировка гербария.

− Подготовка отчета.

− Сдача зачета по итогам учебной практики.
Каждый день учебной практики состоит из двух этапов работы студентов:

– наблюдения, исследования и сбора материала в природе;

– обработка, записи в дневнике и оформление собранного материала.
6. Самостоятельная работа

Таблица 3

План самостоятельной работы студентов по дисциплине «Практика: ботаника»

Темы разделов

Количество часов

Содержание самостоятельной работы

Формы контроля СРС

Труд-сть

Аудит.

С/р




6













Растения луга: видовое разнообразие, анатомо-морфологические и физиологические особенности в связи с местообитанием

12







1. Работа с определителем

2. Составление флористического списка растений изученного местообитания.

3. Сушка растений

4. Заучивание латинских названий типичных представителей сообщества

5. Выполнение индивидуальных заданий

Проверка на зачете

Растения светлохвойного, темнохвойного, лиственного и смешанного лесов: видовое разнообразие, особенности в связи с местообитанием

18







1. Работа с определителем

2. Составление флористического списка растений изученного местообитания.

3. Сушка растений

4. Заучивание латинских названий типичных представителей сообщества

5. Выполнение индивидуальных заданий

Проверка на зачете

Водная и прибрежная растительность, растения болот: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием

12







1. Работа с определителем

2. Составление флористического списка растений изученного местообитания.

3. Сушка растений

4. Заучивание латинских названий типичных представителей сообщества

5. Выполнение индивидуальных заданий

Проверка на зачете

Сорная и рудеральная растительность: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием

6







1. Работа с определителем

2. Составление флористического списка растений изученного местообитания.

3. Сушка растений

4. Заучивание латинских названий типичных представителей сообщества

5. Выполнение индивидуальных заданий

Проверка на зачете

Жизненные формы растений

6







Сбор гербария по жизненным формам растений различных сообществ

Проверка на зачете

Возрастные и сезонные изменения у растений

6







Сбор онтогенетического гербария различных видов местной флоры

Проверка на зачете

Выполнение индивидуальных заданий, подготовка к зачету

6







Монтировка гербария. Подготовка общего флористического списка. Определение растений. Подготовка отчетов по индивидуальному заданию

Проверка знаний латинских растений. Сдача учебного гербария.


Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на учебно-полевой практике по ботанике

Самостоятельная работа студентов в ходе учебно-полевой практики включает выполнение индивидуальных заданий, УИРС и подготовка к зачету. В ходе самостоятельной работы студенты определяют растения, составляют флористический список собранных видов, занимаются гербаризацией растений, учат латинские названия собранных видов, а также выполняют индивидуальные задания и собирают гербарный материал по разделу морфология растений по одной из следующих тем:

1.Типы корневых систем.

2. Строение и типы побегов.

3. Ветвление и нарастание.

4. Лист, части листа. Простые и сложные листья. Форма и окраина листовой пластинки, жилкование, метаморфоз.

5. Строение и разнообразие цветка.

6. Типы соцветий.

7. Разнообразие плодов.

  1. Разнообразие семян.

  2. Видоизменение стебля.


Задания для учебно-исследовательской работы студентов (УИРС):


  1. Список редких и исчезающих растений района практики. Фотографирование. Изготовление экспонатов.

  2. Лесное сообщество (структура, флористический состав, редкие виды). Описание.

  3. Последствия антропогенных воздействий на различные фитозенозы (влияние рубок, выпаса, сенокошения, осушения болот и т.д.). Фотографии, стенд.

  4. Типы жизненных форм в различных семействах и фитоценозах.

  5. Водные и прибрежные растения местной флоры и их биологические особенности. Гербарий, фотографии, рисунки.

  6. Луговые растения флоры и их биологические особенности в связи с экологическими условиями. Гербарий, фотографии, рисунки.

  7. Сорные и рудеральные растения района практики. Определение степени засоренности. Гербарий, фотографии, рисунки.

  8. Лекарственные растения района практики.

  9. Ядовитые растения.

  10. Растения семейства сложноцветных.

  11. Растения семейства бобовых

  12. Растения семейства злаков.

  13. Водные растения и их сообщества.

  14. Морфолого-анатомические особенности отдела моховидных.

  15. Морфолого-анатомические особенности высших споровых растений.

  16. Голосеменные. Морфолого-анатомические особенности листьев хвойных.

  17. Влияние экологических факторов на морфолого-анатомическое строение вегетативных органов покрытосеменных растений.

7. Основные понятия дисциплины

Гербарий, флористический список растений, луг, лес, насаждение, видовое разнообразие, вид, род, семейство, обилие видов, жизненная форма, экологическая группа, подрост, подлесок, ярусность, морфологические особенности видов, биологические особенности видов, сорная растительность, придорожная растительность, растительность пустырей, отличительные особенности видов, .насаждение, монтировка гербария, морфологическое описание, определение растений, определитель.

  1. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Курс заканчивается сдачей зачета, который включает в себя следующие обязательные виды отчетности:

1. Сдача учебного гербария (100 видов), из которых 80% определено студентов самостоятельно.

2. Сдача научного гербария (тематического) – 5 гербарных листов.

3. Аннотирование всех видов растений, известных к концу практики (флористический список).

4. Знание бинарных латинских названий 50 видов растений.

5. Оформленное морфологическое описание видов с зарисовками растений – 5 описаний.

6. Отчет по УИРС

6. Дневник полевой практики с описанием и знанием содержания экскурсий в разные типы сообществ.

На зачете от студента требуется знание бинарных названий собранных видов растений на русском языке, их принадлежность к семействам, отличительны особенности этих видов и принадлежность к местообитанию (типу сообщества).


  1. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

Задание №1: изучите морфологические особенности сорных растений. Для этого выберите экземпляры наиболее распространенных видов, выкопайте их и рассмотрите. Укажите особенности морфологического строения, связанные с приспособлением к распространению и размножению.

Задание №2: Для выбранного растения дайте подробное морфологическое описание. Зарисуйте основные диагностические признаки строения вегетативных и генеративных органов растений. Опишите предложенное растение и определите его принадлежность к семейству, составьте ключ определения.

Задание №3: во время экскурсии познакомьтесь с представителями отдела Голосеменные. Выделите и запишите признаки отдела, семейств и родов. Напишите русские/латинские названия растений, сравните строение побегов и шишек. Зарисуйте их.

Задание №4: во время экскурсии в лес (на луг, к водоёму) познакомьтесь со структурой фитоценоза, его видовым составом, с разнообразием жизненных форм растений, влиянием экологических факторов на растительные организмы. Запишите характерные признаки фитоценоза. Укажите доминирующие виды.

Задание № 5: при знакомстве с растениями закрытого грунта познакомьтесь с видовым составом и выделите эколого-морфологические особенности строения растений; зарисуйте метаморфозы корней, побегов и их частей.

Задание № 6: проанализируйте растения, встретившиеся во время экскурсий к водоему, на луг, в лес, парк, оранжерею, ботанические сады и на другие базы практики, выберите из них лекарственные, ядовитые, охраняемые и включите в таблицы. Ядовитые растения подчеркните.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-полевой практики
10.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Еленевский А. Г., Соловьева М. П., Тихомиров В. Н. Ботаника высших, или наземных растений: Учеб. для студ. высш. учеб. пед. учеб. завед. – М. : Издательский центр «Академия», 2004 г. – 432 с.

  2. Определитель сосудистых растений Среднего Урала / [П. Л. Горчаковский и др.]. – М. : Наука, 1994. – 525 с.

  3. Учебно-полевая практика по ботанике / М. А. Гуленкова [и др.]. – М. : Просвещение, 1977. – Ч. 2. – 160 с.


Дополнительная литература

  1. Белякова Г. А., Дьяков Ю. Т., Тарасов К. Л. Ботаника : в 4 т. Т. 1. Водоросли и грибы : учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

  2. Белякова Г. А., Дьяков Ю. Т., Тарасов К. Л. Ботаника : в 4 т. Т. 2. Водоросли и грибы : учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./ Под. ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1993.

  4. Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 528с.

  5. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас определитель высших растений: кн. для учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 240 с.

  6. Скворцов В.Э. Учебный атлас. Флора Средней России – М.: ЧеРо. -2004. -488с.

  7. Скворцов А.К. Гербарий. Пособие по методике и технике. М.: Наука, 1977.

  8. Старостенкова М.М. и др. Учебно-полевая практика по ботанике. М.: Высш. шк., 1990.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.plantarium.ru – интерактивный определитель флоры Средней России, диагностические признаки и качественные фотографии растений, определенные ведущими флористами МГУ им. М. В. Ломоносова и Ботанического института РАН.

www.altervista.com – сайт по флоре Апениннского полуострова, на итальянском языке, информация по распространению и экологической приуроченности высших растений, качественные фотографии, рисунки из старинных определителей и травников, названия всех растений – на латинском языке.

www.gribochek.ru – сайт о грибах (биология, экология, применение), содержит обширный текстовый материал и качественные фотографии. Авторы – специалисты-микологи МГУ им. М. В. Ломоносова.

Информацию о грибах можно также найти на сайтах

www.aspnet.org

www.grzyby.pl

www.houby.hulak.cz

www.sienet.luontonetti.com

www.bostonmicologicalclub.org
10.2 Материально–техническое обеспечение учебно-полевой практики
Оборудование, необходимое для сбора и изучения растений

1. Гербарная папка размером 45×35 см, бумага (примерно 60–80 газетных полулистов для каждой экскурсии).

2. Нож для выкапывания растений.

3. Емкость для сбора грибов, мхов, лишайников.

4. Лупа для более тщательного рассматривания органов растения.

5. Фотоаппарат для фиксации растений в естественной среде его обитания.

6. Компас.

7. Карта местности.

8. Этикетки.

9. Записная книжка, графитный карандаш.

10. Полиэтиленовые мешочки для сбора цветков, плодов и семян.

11. Рулетка.

12. Определитель растений.

13. Емкость для сбора водных растений.

14. Микроскопы: дорожный (МД), МВС-2, М-52 (для работы в лаборатории).

15. Гербарная сетка или пресс для сушки растений.

16. Термометр для измерения температуры воды и почвы.

17. Пинцет, скальпель, препаровальные иглы.

18. Чашки Петри, часовые стекла, пипетки и др.

19. Дневник.

Результаты индивидуальной работы оформляются в альбомах. Из перечисленного снаряжения на экскурсию следует брать лишь необходимые предметы. Недостаток оборудования усложняет самостоятельную работу студента, что снижает интерес и затрудняет выполнение поставленной задачи.
12. Место и время проведения учебно-полевой практики

Базой проведения полевой практики может быть спортивно-оздоровительный лагерь НТГСПА «Буревестник», агро-биологическая станция НТГСПА, территория Природного парка «Река Чусовая», Висимский государственный заповедник, территория горной полосы Северного Урала, любые национальные парки и особо охраняемые природные территории и т.д.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

– наличие стационарной биостанции;

− наличие всех изучаемых фитоценозов для проведения тематических экскурсий;

− наличие необходимого инвентаря и оборудования.

– группы формируются в составе 8–12 человек на одного руководителя.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины (модуля)
Цель изучения дисциплины. Выработка у магистрантов теоретического мышления, воспитание уважительного отношения к праву и закону,...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины. Цель изучения дисциплины...
...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка цель изучения дисциплины
Цели: Познакомить с историей развития аптекарского искусства, с «лекарствами с грядки»; повторить правила пользования лекарственными...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель дисциплины
Цель дисциплины – формирование знаний, умений и навыков по фитнесу для детей и подростков, готовности к применению их в практической...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке...
Дисциплина «Товарная политика предприятия» изучается буду­щими экономистами-менеджерами по специальности 060800 «Экономика и управление...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка Место и роль курса в системе дисциплин Цель изучения дисциплины
Дисциплина «Банковское законодательство» изучается в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего профессионального...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка. Место дисциплины в профессиональной подготовке...
Дисциплина “Организация предпринимательской деятельности” изучается будущими экономистами–менеджерами по специальности 080502 “Экономика...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение математики...
Овладениесистемой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель освоения дисциплины
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия»
Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета
...
Пояснительная записка цель изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 18 пояснительная записка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск