Скачать 447.15 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт естественных наук Кафедра «Биологии» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДисциплина «БОТАНИКА» Блок дисциплин Б.3. Б.1 Наука о биологическом многообразии Направление подготовки 020400.62 "Биология" Классификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт естественных наук Кафедра «Биологии» УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно-методической комиссии «___» ________2011 г. Протокол № ________ Председатель УМК __________________________ «_____» ____________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДисциплина «БОТАНИКА» Блок дисциплин Б.3. Б.1. Наука о биологическом многообразии Направление подготовки 020400.62 " Биология" Классификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Семестр1 Всего учебных занятий – 108 часов В том числе: Аудиторных 54 часа, из них: Лекций - 28 часов; Лабораторныех - 26 часов; Самостоятельных - 54 часов; Контроль – коллоквиум (2) Итоговый контроль - экзамен. Сыктывкар 2011 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и учебного плана направления БИОЛОГИЯ (020400) Составитель рабочей программы доцент, к.б.н.________________________________Новаковская Т.В. Сведения о рецензентах: ведущий научный сотрудник Института биологии Коми НЦ УрО РАН, к.б.н._______________________________Патова Е. Н. доцент кафедры биологии Сыктывкарского государственного университета, к.б.н.___________________________________________Шушпанникова Г.С. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (разработчика) Биологии Протокол заседания №_____ от «_____»____________ 2011 г. Заведующий кафедрой Ученое звание профессор, д.б.н._______________________Доровских Г. Н. 1. Цели освоения дисциплины Ботаника – комплекс дисциплин, изучающих жизнь растений и грибов во всех ее проявлениях: от субклеточных единиц до биосферы. Ботаника имеет фундаментальное значение в становлении и развитии биологии. Без нее невозможны ни разработка теоретических аспектов биологии, ни решение проблем прикладных дисциплин, ни полноценное биологическое образование. Знание ботанических объектов, закономерностей их жизнедеятельности позволяет более эффективно развивать и преподавать экологию, палеонтологию, биогеографию, биохимию, физиологию, эволюционное учение и другие разделы биологии. Ботаника имеет важное значение для формирования научного мировоззрения у человека. Целями освоения модуля «Ботаника» являются ознакомление студентов с многообразием водорослей (низших растений), лишайников, грибов и грибоподобных протистов. Задачей дисциплины является изучение основных систематических групп водорослей, грибов, грибоподобных протистов, лишайников, их морфологических особенностей, роли в природе, географическим распространением и хозяйственным значением. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина является базовой в биологическом образовании и относится к наукам о биологическом многообразии. Программа определяет общий объем знаний по ботанике в соответствии с проектом ФГОС ВПО-3. Дисциплина «Ботаника» относится к циклу Б.3, т.е. – профессиональному циклу (базовая общепрофессиональная часть) по направлению 020400 – «Биология, бакалавр очной формы обучения» и ставит своей целью формирование у студентов-бакалавров представлений о структуре тела водорослей, грибов, грибоподобных организмов и лишайников, их эволюции, разнообразии и роли в устойчивом развитии природы. «Ботаника» – важнейший биологический курс, являющийся базовым для таких предметов, как «Экология», «Физиология растений», «Геоботаника», «Гидробиология», «Мониторинг водных и наземных экосистем», «Микробиология с основами вирусологии», «Микология», «Филогения и систематика живых организмов», «Биогеография». Без достаточно глубокого знания ботаники невозможно квалифицированно решать вопросы рационального использования растительных ресурсов, сохранения биоразнообразия, успешно проводить работы по интродукции растений. Для освоения данного курса, изучаемого в 1 семестре, необходимы базовые знания, полученные в ходе изучения школьных курсов биологии, экологии, географии, химии, и дополнительные знания, полученные в процессе самообразования 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Ботаника Выпускник по направлению подготовки 020400 «Биология» с квалификацией «Бакалавр» в соответствии с целями основной образовательной программы должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями. Общекультурные компетенции (ОК): ОК-1: следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека; Профессиональные компетенции (ПК): ПК-1: демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы; ПК-2: использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов; ПК-3: демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем; ПК-4: демонстрировать знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности; ПК-5: применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны: •Знать: - анатомическое и морфологическое строение тканей, органов растения и гриба, их функции и формирование в процессе онтогенеза и филогенеза; - взаимосвязи растительных и грибных организмов и окружающей среды; - базовые представления о разнообразии растений и грибов; - значение биоразнообразия для устойчивости биосферы; •Уметь: - обосновать научность подхода ботаники к изучению растений и накоплению знаний в этом направлении; - использовать полученные знания при изучении других биологических дисциплин; •Владеть - полученными знаниями при проведении экспериментальной работы. 4. Структура и содержание дисциплины Ботаника Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетных единиц 54 часов, в том числе лекций – 28 часов, лабораторных работ – 26 часов, самостоятельная работа – 1,5 зачетных единиц 54 часов. Разделы дисциплины, виды учебной работы отражены в таблице 1. Таблица 1 Разделы дисциплины, виды учебной работы по семестрам
На лекциях излагаются основные сведения по темам курса, новейшие достижения и тенденции развития цитологии и ультраструктуры растительной клетки, анатомии и морфологии, систематики низших растений, грибов и грибоподобных организмов, лишайников. Лабораторный практикум является необходимым, очень важным дополнением к теоретическому курсу ботаники. Основная его задача – углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, выработка навыков самостоятельной исследовательской работы. В процессе выполнения лабораторных работ студенты знакомятся с особенностями анатомического и морфологического строения растений, изучают разнообразие растений и грибов различных систематических групп, осваивают методики изготовления препаратов, учатся грамотно оформлять результаты наблюдений. Итогом лабораторной работы является обсуждение темы занятия, выполнение каждым студентом индивидуальных письменных заданий и оформление рисунков в альбоме. В ходе самостоятельной работы студенты по рекомендованной литературе выполняют полученные задания, пишут рефераты, готовятся к лабораторным занятиям по темам дисциплины, промежуточным и итоговым контрольным мероприятиям. Промежуточный контроль предполагает проведение трех коллоквиумов и самотестирование студентов. Коллоквиумы проводятся на лабораторных занятиях после изучения каждого раздела и осуществляются в виде тестирования. Темы коллоквиумов, количество часов и время сдачи приведены в п. 5. Трудоемкость модулей, изучаемой дисциплины, приведена в таблице 2. Таблица 2 Модули дисциплины и их трудоемкость
|
Лист согласования и утверждения рабочей программы Пи¸енер (Пизенеры), Анаткас (Анаткасы), Юнтапа (Яндоба), Чулка¸ (Челкасы), Якунька (Ягунькино), Т=в=ш (Тушкасы), +ěнкас (Синкасы),... | Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 n 3266-1 «Об образовании» Правила разработки, оформления, порядка согласования и утверждения рабочей программы дисциплины | ||
Методические рекомендации по формированию учебного методического... В состав рабочей программы дисциплины (модуля) в рамках фгос впо или суос впо ниу «БелГУ», наряду с титульным листом и листом согласования... | Дополнительная профессиональная программа Протокол согласования дополнительной... Протокол согласования дополнительной профессиональной программы с другими кафедрами | ||
Элементы рабочей программы Содержание элементов рабочей программы Титульный лист | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» | Рабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю Протокол согласования рабочей программы «Специальная педагогика» с другими дисциплинами специальности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «компьютерное моделирование» | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Концепции современного естествознания» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «практикум по речевой культуре» | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «стилистика и литературное редактирование» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «возрастная анатомия и физиология» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «устное народное творчество» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «география» с другими дисциплинами специальности 020804, Геоэкология | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «логика» с другими дисциплинами специальности 030201. 65 Политология |