Скачать 376.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050202.65 – Информатика Канск 2012 УМКД составлен преподавателем филиала Т.А. Степановой Обсужден на заседании Совета филиала «03»_сентября_2012г. Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «компьютерное моделирование» с другими дисциплинами специальности 050202.65 - информатика
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2013/2014 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Компьютерное моделирование» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.65 «Информатика» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫПИСКА ИЗ СТАНДАРТА Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050202 – Информатика, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 661 пед/сп (новый).
ВВЕДЕНИЕ Программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения филиала – разработчика программы. Место дисциплины в реализации основных задач ОПП: дисциплина «Компьютерное моделирование» относится к циклу дисциплин предметной подготовки. Она занимает одно из центральных мест в системе подготовки учителя по специальности 050202 Информатика. Содержание дисциплины «Компьютерное моделирование» глубоко интегрировано в структуру блока дисциплин предметной подготовки. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Материал данной дисциплины непосредственно используется для изучения следующих дисциплин:
Целью дисциплины является расширение представления студентов о моделировании как методе научного познания, об использовании компьютера как инструмента научно-исследовательской деятельности, формирование готовности к использованию компьютерного моделирования в образовательных и учебных целях. Задачи дисциплины:
Обучение компьютерному моделированию осуществляется в форме лекций и лабораторных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы. Дисциплина рассчитана на один семестр (9 семестр). Студент, изучивший дисциплину «Компьютерное моделирование», должен знать основные методические и другие функции, реализуемые средствами компьютерного моделирования; положительные и отрицательные стороны использования компьютерного моделирования в образовании, основную компьютерную терминологию; основные требования к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки; уметь использовать компьютерного моделирования для решения профессионального круга задач; применять эффективные способы усвоения знаний, оценивать качество программного обеспечения, компьютерных программ и информационных ресурсов; уметь работать с информационными и компьютерными технологиями, самостоятельно разрабатывать учебные материалы и планировать учебные занятия с использованием компьютерного моделирования; владеть технологиями работы с различного рода источниками информации, (аудио, видео и др.) и компьютерными обучающими программами, программным обеспечением и онлайн ресурсами. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ Базовый модуль № 1. Моделирование в физике, экономике и биологии Тема 1. Моделирование физических процессов. Моделирование движения тел: свободное падение тела, движение тела, брошенного под углом к горизонту. Моделирование процесса теплопроводности. Моделирование колебания струны. Моделирование стационарных процессов с помощью уравнения Лапласа. Тема 2. Моделирование экономических процессов. Экономика как объект моделирования. Особенности моделирования экономических процессов, примеры моделей, оптимальное планирование, транспортная задача. Математические модели макроэкономики: Статистические и динамические модели, модель Леонтьева, модель Кейнса, модель Неймана. Математические модели микроэкономики: модель поведения потребителя, модель фирмы, модели установления равновесной цены. Математические модели рыночной экономики: классическая модель, модель Кейнса, монетаристская модель. Тема 3. Моделирование в биологии. Особенности моделирования экономических процессов. Моделирование динамики численности биологических популяций: Уравнение Мальтуса, уравнение Ферхюльста-Перла, логистическая кривая, модель «хищник-жертва», система уравнений Вольтера. Ресурсная, конкурентная и оптимизационная парадигмы моделирования в экологии. Базовый модуль № 2. Вероятностные модели и имитационное моделирование Тема 4. Случайность и вероятность в моделировании. Сферы применения вероятностных моделей. Моделирование стохастических систем. Вычисление площадей методом Монте-Карло, задача Бюффона, модели случайных и хаотических блужданий. Элементы теории массового обслуживания. Тема 5. Имитационное моделирование. Имитационные модели и системы, область и условия применения, имитационные эксперименты, игра «жизнь», имитация процессов теплопроводности (задача про подвал). Геометрическое моделирование и компьютерная графика. Компьютерные игры. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН изучения дисциплины «Компьютерное моделирование» по специальности 050202.65 «Информатика»
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины ____________________________КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ____________________________ (наименование) для студентов основной образовательной программы специальности 050202.65 «Информатика» (наименование, шифр) по очной форме обучения
КАРТА литературного обеспечения дисциплины (включая мультимедиа и электронные ресурсы) «КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» для студентов образовательной профессиональной программы специальности 050202.65 «Информатика» (наименование, шифр) по очной форме обучения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
Критерии перевода баллов в отметки: 0-59 баллов – незачтено, 60-100 баллов – зачтено. ФИО преподавателя: Степанова Т.А. МетодическиЕ рекомендациИ для студентов Дисциплина «Компьютерное моделирование» изучается в течение одного семестра. Основными видами учебной деятельности при изучении данной дисциплины являются: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студента. Таблица 1 дает представление о распределении общей трудоемкости дисциплины по видам учебной деятельности. Таблица 1.
Лекции являются одним из основных видов учебной деятельности в вузе, на которых преподавателем излагается содержание теоретического курса дисциплины. Рекомендуется конспектировать материал лекций. Кроме того, на лекционных занятиях заслушиваются доклады студентов по темам теоретического курса, вынесенных для самостоятельного изучения. На лабораторных занятиях происходит закрепление изученного теоретического материала и формирование профессиональных умений и навыков. Под руководством преподавателя студенты должны решить ряд задач. Посещение студентами лекционных и лабораторных занятий является обязательным. С содержанием лекционных и лабораторных занятий можно познакомиться в Рабочей модульной программе дисциплины. Как видно из Таблицы 1, большую часть времени (55,8%) при изучении дисциплины занимает внеаудиторная самостоятельная работа студента: самостоятельное изучение рекомендованной литературы, подготовка докладов, рефератов, решение задач для самостоятельной работы. Список основной литературы, рекомендованной для самостоятельного изучения по дисциплине, приведен в Карте литературного обеспечения дисциплины. Темы теоретического курса, вынесенные для самостоятельного изучения, и которые могут использоваться для подготовки докладов, приведены в Рабочей модульной программе дисциплины и Перечне вопросов для самостоятельной работы по дисциплине «Компьютерное моделирование». Примерные темы для написания рефератов приведены в Рабочей модульной программе дисциплины и Тематике рефератов по дисциплине «Компьютерное моделирование». Образовательный процесс по дисциплине организован в соответствии с модульно-рейтинговой системой подготовки студентов. Модульно-рейтинговая система (МРС) – система организации процесса освоения дисциплин, основанная на модульном построении учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов с помощью контроля результатов обучения по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом. Данная дисциплина состоит из четырех дисциплинарных модулей: входного, двух базовых и одного итогового. Входной модуль - это часть учебной дисциплины, отводимая на проверку «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам Базовый модуль – это часть учебной дисциплины, содержащая ряд основных тем или разделов дисциплины. Содержание данной дисциплины разбито на 2 базовых модуля: «Моделирование в физике, экономике и биологии», «Вероятностные модели и имитационное моделирование». С содержанием учебного материала, изучаемого в каждом базовом модуле, можно познакомиться в Рабочей модульной программе дисциплины. Итоговый модуль – это часть учебной дисциплины, отводимая на аттестацию в целом по дисциплине. Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Формы текущей работы и рейтинг-контроля в каждом дисциплинарном модуле, количество баллов как по дисциплине в целом, так и по отдельным формам работы и рейтинг-контроля указаны в Технологической карте дисциплины. В каждом модуле определено минимальное и максимальное количество баллов. Сумма максимальных баллов по всем модулям равняется 100%-ному усвоению материала. Минимальное количество баллов в каждом модуле является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях, за исключением ситуации, когда минимальное количество баллов по модулю определено как нулевое. В этом случае модуль является необязательным для изучения и общее количество баллов может быть набрано за счет других модулей. Дисциплинарный модуль считается изученным, если студент набрал количество баллов в рамках установленного диапазона. Для получения оценки «зачтено» необходимо набрать не менее 60 баллов, предусмотренных по дисциплине (при условии набора всех обязательных минимальных баллов по каждому дисциплинарному модулю). Рейтинг по дисциплине – это интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности студента по дисциплине, включающей: - рейтинг-контроль текущей работы; - промежуточный рейтинг-контроль; - итоговый рейтинг-контроль. Рейтинг-контроль текущей работы выполняется в ходе аудиторных занятий по текущему базовому модулю в следующих формах: сдача задач для аудиторной и самостоятельной работы, практических работ, рефератов, выступление с докладами по темам, изучаемым самостоятельно. Промежуточный рейтинг-контроль – это проверка полноты знаний по освоенному материалу текущего базового модуля. Он проводится в конце изучения каждого базового модуля в форме контрольных заданий без прерывания учебного процесса по другим дисциплинам. Итоговый рейтинг-контроль является итоговой аттестацией по дисциплине, которая проводится в рамках итогового модуля в форме экзамена. Для подготовки к экзамену используйте Вопросы к экзамену, которые также приведены в Рабочей модульной программе дисциплины. Преподаватель имеет право по своему усмотрению добавлять студенту определенное количество баллов (но не более 5 % от общего количества), в каждом дисциплинарном модуле: - за активность на занятиях; - за выступление с докладом на научной конференции; - за научную публикацию; - за иные учебные или научные достижения. Студент, не набравший минимального количества баллов по текущей и промежуточной аттестациям в пределах первого базового модуля, допускается к изучению следующего базового модуля. Ему предоставляется возможность добора баллов в течение двух последующих недель (следующих за промежуточным рейтинг-контролем) на ликвидацию задолженностей. Студентам, которые не смогли набрать промежуточный рейтинг или рейтинг по дисциплине в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (документально подтвержденным соответствующим учреждением), декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи. Если после этого срока задолженность по неуважительным причинам сохраняется, то назначается комиссия по приему академических задолженностей с обязательным участием заведующего кафедрой и декана (его заместителя). По решению комиссии неуспевающие студенты по представлению декана отчисляются приказом ректора из университета за невыполнение учебного графика. В особых случаях декан имеет право установить другие сроки ликвидации студентами академических задолженностей. Неявка студента на итоговый или промежуточный рейтинг-контроль отмечается в рейтинг-листе записью «не явился». Если неявка произошла по уважительной причине (подтверждена документально), деканат имеет право разрешить прохождение рейтинг-контроля в другие сроки. При неуважительной причине неявки в статистических данных деканата проставляется «0» баллов, и студент считается задолжником по данной дисциплине. Банк заданий к лабораторным работам по дисципЛине «компьютерное моделирование» Лабораторная работа № 1 Моделирование движения тел в среде с учетом трения |