Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников





НазваниеМетодическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников
страница1/7
Дата публикации30.07.2013
Размер0.8 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Биология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Г Е Н Е Т И К А

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

для студентов-заочников

специальности 110201.65 – «Агрономия»

Авторы: А.А.Кривенко, профессор, кандидат биологических наук,
Н.А.Есаулко, доцент, кандидат сельскохозяйственных наук


Рецензенты:

Барабаш И.П., профессор кафедры плодоовощеводства и виноградарства, доктор с.-х. наук,

Дорожко Г.Р., профессор кафедры общего и мелиоративного земледелия, доктор с.-х. наук

ВВЕДЕНИЕ

В реализации программы продовольственной безопасности Российской Федерации важное место занимает гене­тика - наука о наследственности и изменчивости организмов. Как ведущая методологическая биологическая наука, генетика является важнейшей теоретической и прак­тической дисциплиной, которая серьезно влияет на современное развитие производительных сил общества, связанных с сельским хозяй­ством. Явления, которые она исследует, интересны и значимы во всех сферах жизнедеятельности человека. Овладеть генетикой для спе­циалиста сельского хозяйства высшей квалификации совершенно необходимо: это даст возможность познать методы управления наследствен­ностью и изменчивостью для получения нужных человеку форм организмов и в целях управления их индивидуальным развитием.

Генетика является теоретической основой селекции, а сор­та и гибриды на современном этапе развития сельскохозяй­ственного производства - один из основных факторов ин­тенсификации земледелия.

На современном этапе селекции особое внимание обращается на активизацию работ по использованию биотехнологии и генной инженерии, в созда­нии и внедрении в производство новых высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.

Высоко квалифицированный специалист должен знать генетическую природу сорта (гибрида) и на ее основе разрабатывать сорто­вую агротехнику, комплекс мер по защите растений от болезней, вредителей и других неблагоприятных факторов.

Использование генетических знаний и методов очень важно в охране окружающей среды и здоровья человека. В окружающей среде за счет техногенных процессов происходит по­стоянное увеличение влияния физических и химических мутагенных факторов на загрязнение среды обитания человека. Большую опасность представляют химические вещества, используемые в сельскохозяйственном производстве, в связи с их повседневным действием через пищу, воду и воздух. Мутаге­ны изменяют генетический материал человека (растений, жи­вотных), вызывая тяжелые наследственные болезни. Кроме того, они провоцируют появление форм, вредных для высших организмов. Возникают, например, новые формы вирусов, бактерий и грибов, поражающих растения, животных и человека. Эво­люция жизни на земле становится все больше зависимой от хозяйственной деятельности человека. Для познания механизма эволюционного процесса, предсказуемого управления индивидуальным развитием возделывае­мых растений, образованием хозяйственно-полезных форм и устранением вредных, необходимы четкие представления о сущности наследственности, причин появления новых наследственных свойств у организ­мов. Специалисту нужны глубокие знания гене­тики.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты-заочники изучают генетику в том же объеме, что и студенты очного обучения, но в отличие от них, в ос­новном, самостоятельно. Задача данных методических ука­заний состоит в том, чтобы оказать помощь студентам-заоч­никам агрономических специальностей в самостоятельном изучении дисциплины в межсессионный период. Примерные затраты времени по темам курса «Генетика» при самостоя­тельном изучении указаны в таблице 1.

Таблица 1 – РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГЕНЕТИКА»


Наименование темы, раздела

Всего часов

1. Введение в генетику

12

2. Материальные основы наследственности

32

3. Гибридологический анализ

30

4. Хромосомные основы наследственности

24

5. Цитоплазматическая наследственность

6

6. Изменчивость

26

7. Генетика онтогенеза

6

8. Генетика популяций

14

Итого:

150


По учебному плану студенты-заочники агрономи­ческих специальностей выполняют одну контрольную работу, а после прослушивания лекций по наиболее важным и слож­ным разделам курса и отработки лабораторно-практических занятий сдают экзамен.

В процессе самостоятельной работы студент-заочник, ру­ководствуясь программой курса и данными методическими указаниями, обязан обстоятельно изучить основную литера­туру, а при необходимости и дополнительную. Приступая к изучению курса генетики, следует обратить внимание на чрезвычайно быстрые темпы ее современного развития, на веду­щее место генетики среди биологических наук, на достиже­ния и перспективы ее развития, на использование ею мето­дов цитологии, математики, химии, физики и других наук, не забывая о том, что она является теоретической основой селекции и семеноводства.

Как точная наука, генетика требует максимум усилий в ее изучении. Нельзя ограничиваться лишь простым чтением учебного материала, так как эффект понимания и запоми­нания его при таком способе очень мал. После прочтения очередного раздела необходимо его осмыслить, законспекти­ровать основные положения, при необходимости сделать за­рисовки, соответствующие надписи к ним, составить и тща­тельно проанализировать схемы скрещиваний и т. п., выпи­сать незнакомые генетические термины и, пользуясь слова­рем, дать им исчерпывающие объяснения. Для закрепления теоретических знаний необходимо научиться моделировать элементарные генетические процессы. Для успешного выполнения контрольной работы в мето­дических указаниях приведены элементарного моделирования процессов биосинтеза белка в клетке, генетического анализа, генетической структуры популяций. Аналогичные за­дания включены в контрольную работу.
Список литературы по курсу "Генетика "

Основная литература

  1. Генетика/ А.А. Жученко, Ю.Л. Гужов, В.А. Пухальский - М.: Колос, 2003. – 480 с.

  2. Введение в генетику/ Пухальский В.А. – М.: КолосС, 2007. – 224 с. (Учебники и учеб. пособия для высш. учеб. заведений).

  3. Гуляев Г.В. Генетика.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Колос, 1984.- 351с. - (Учебник и учеб. пособие для высш. с.-х. учеб.заведений).

  4. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции : Учеб.для биол. спец. ун-тов .- М.: Высш. шк., I989. -59c.

  5. Абрамова З.В. Практикум по генетике.- 4-е изд. перераб. и доп.-М.: ВО Агропромиздат, I992.- 224 с.

  6. Цитологические основы наследственности. Типы размножения./ Методическое пособие для лабораторных занятий по генетике для студ. агроном. специальностей. Сост. А.А.Кривенко – Ставрополь: СГСХА, 1999.- 31 с.

  7. Статистический характер расщепления. Критерий соответствия хи-квадрат./ Учебно-методическое пособие для лабораторных занятий по генетике для студ агроном. специальностей. Сост. А.А.Кривенко – Ставрополь: СГСХА, 1999.- 18 с.

  8. Гуляев Г.В., Мальченко В.В. Словарь терминов по генетике, цитоло­гии, селекции, семеноводству и семеноведению. – 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Россельхозиздат. 198З.- 240 с.


Дополнительная литература

1. Вавилов Н.И. Избранные сочинения// Генетика и селекция.-М.: Koлoc, I968.

2. Гершензон С.М. Основы современной генетики. Киев.: Наукова Думка., 1983.

3. Дубинин H.П. Общая генетика.- М: Наука, 1986.

4. Серебровский А.С. Генетический анализ. - М.: Наука, 1970.

5. Лобашов М.Е., Ватти К.В., Тихомирова М.М. Генетика с основами селек­ции.- М.: Просвещение, I979.

6. Мендель Г. Опыты над растительными гибридами.- М.: Наука, 1965.

7. Мичурин И.В. Сочинения. T. l.- М.: Сельхозгиз,1948.

8. Жученко А.А. Экологическая генетика культурных растений. Кишинев: Штиинца, I980.

9. Жученко А.А.

10. Бербанк Л. Избранные сочинения. - М.: И.Л., I955

11. Ауэрбах Ш. Проблемы мутагенеза. М.: Мир, 1978.

12. Созинов А.А. Полиморфизм белков и его значение в генетике и селекции. - М.: Наука, I985.

13. Атабекова А.И., Устинова Е.И. Цитология растений.- М.: Агропромиздат, I987.

14. Хесин Р.Б. Непостоянство генома.-М.: Наука,I984

15. Дарвин И. Происхождение видов.- М.-Л.: Наука, 1935.

16. Гужов Ю., Фуке А., Валичек П. Селекция и семеноводство культурных растений .-М.: Агропромиздат, 199l.

17. Учебное пособие по генетике (для программированного обучения и контроля)/ Под ред. В.Е.Шевченко.-Воронеж:ВГАУ, 1996.

18. Абрамова З.В. Генетика. Программированное обучение.- М.: Агропромиздат, I985.- 287 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ
РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В ГЕНЕТИКУ

Тема 1. Предмет и методы генетики

Генетиканаука о наследственности и изменчивости живых организмов. Наследственностьсвойство живых организмов проявлять материальную и функциональную преемственность поколений. Изменчивость – свойство живых организмов материального и функционального отклонения потомков от своих родителей. Термин «генетика» ввел английский ученый У.Бетсон в 1906 г. geneticos - по древнегречески значит «относящийся к происхождению».

Особое внимание следует уделить усвоению задач, которые решает генетика: изучить законы наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живых организмов: молекулярном; клеточном; организменном; популяционном.

Следует четко представлять, что объектами генетики являются живые организмы, находящиеся на всех уровнях эволюционного развития: микроорганизмы (вирусы, бактерии), растения, животные, человек.

Приступая к изучению этого важного раздела генетики, следует обратить внимание на методы генетических исследований.

Гибридологический метод или гибридологический анализ заключается в гибридизации специально подобранных родительских пар и последующем учете расщеплений. Устанавливает генотип особи по фенотипу потомков. В законченном виде был разработан Г.-И.Менделем.

Цитологический метод - роль клетки и ее структур в передаче наследственности, т.е. в обеспечении материальной и функциональной преемственности между поколениями.

Цитогенетика – исследование строения хромосом вместе с гибридологическим анализом.

Онтогенетический метод - развитие признаков и свойств в процессе онтогенеза – индивидуального развития организма.

Математический анализ - количественный учет при анализе результатов расщепления и построения гипотезы наследования. Впервые введен Г.-И.Менделем. Основывается на методе вариационной статистики.

Методы всех естественных наук: химии, биохимии, иммунологии (изучение белков и нуклеиновых кислот); физики (оптический, седиментационный, меченых атомов), математики (моделирование процессов), медицины, зоологии, ботаники, микробиологии и др. Исследования проводят в системах: in vivo, in vitro.

Следует обратить внимание на исторический ход развития генетики, смену ее этапов.

Доменделевский период V век до н.э. Гиппократ – умозрительная гипотеза «прямого наследования» (передаются признаки). IV век до н.э. Аристотель – умозрительная гипотеза «непрямого наследования» (передаются наследственные задатки). 1838-1839 гг. возникновение клеточной теории – Т.Шванн, М.Шлейден. Опыты по гибридизации И.Г.Кельрейтера (1733-1806). Гибридизация гороха, установил единообразие гибридов первого поколения и расщепление во втором - Т.Э.Найт (1759-1838.). Комбинирование родительских признаков при гибридизации - О.Сажрэ (1763-1851), но результаты не были количественно проанализированы.

1 этап – от открытия (1865) до переоткрытия законов Менделя (1900). Г.-И.Мендель впервые сформировал и применил принципы гибридологического анализа для проверки конкретной гипотезы – гипотезы о наследственной передачи дискретных факторов. С 1870 по 1887 годы сформировалась клеточная теория. Были открыты хромосомы, описаны митоз, мейоз, оплодотворение, установлено постоянство хромосомных наборов.

2 этап – классическая генетика (1900-1953). В 1900 году вновь были открыты независимо друг от друга закономерности наследования, установленные Г.-И.Менделем: Гуго Де Фриз (Голландия), Карл Корренс (Германия), Эрих Чермак (Австрия). 1900 г. дата рождения генетики. Период «классической генетики» связан с установлением материальных основ наследственности. В 1910 г. американский генетик Т.-Х.Морган начал исследования с плодовой мушкой дрозофилой.В работах школы Моргана понятие наследственного фактора – гена, получило материальное воплощение (участок хромосомы).

Ген становится центральной проблемой генетики. Первым начал читать курс генетики в России Юрий Александрович Филипченко в 1913 г. в Санкт-Петербургском университете в 1919 г. в Петроградском университете он создал первую кафедру генетики и экспериментальной зоологии и первую лабораторию генетики, преобразованную в 1933 г. в институт генетики АН СССР.

3 этап (с 1953 г.) – современная генетика. Анализ материальных основ наследственности перешел на молекулярный уровень. Были привлечены новейшие методы и принципы исследований химии, физики, математики, кибернетики. Объектом исследований становятся бактерии и вирусы. 1953 г. Дж.Уотсон и Ф.Крик создали модель строения ДНК.

Молекулярные принципы исследований проникают во все области учения о наследственности.

Начиная с ХХ века генетика является наиболее быстро развивающейся ведущей биологической наукой. Следует обратить внимание на то, что генетические закономерности установлены на уровне ДНК (универсальный носитель наследственности) и клетки (универсальная структурная единица), поэтому они универсальны для всех живых организмов. Поэтому, генетика является методологической основой для всех биологических наук, в т.ч. для медицины, селекции, эволюционной теории, экологии.

Литература: 1, 2, 4.

Вопросы для самопроверки

  1. Что является предметом изучения генетики?

  2. Что такое наследственность?

  3. Что такое изменчивость?

  4. Что является объектами изучения генетики?

  5. Какие методы изучения используют в генетике?

  6. Когда были высказаны первые генетические гипотезы?

  7. Какие научные исследования, относящиеся к генетике были осуществлены в доменеделевский период?

  8. Кто впервые ввел в научную практику гибридологический анализ?

  9. Кто впервые ввел в научную практику генетических исследований статистический анализ?

  10. Кто является основоположником генетики?

  11. Кто и когда «переоткрыл» законы Менделя?

  12. Какие научные генетические исследования были осуществлены в период «классической генетики»?

  13. С каким открытием связывают переход генетики в современный этап развития?

  14. Почему генетика является методологической основой современной биологии?

  15. На какие сферы жизнедеятельности человека оказывает влияние генетика?


РАЗДЕЛ 2

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Пермь
Институциональная экономика [Текст]: методическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения /сост....
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconУчебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,...
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодическое пособие по дисциплине «Английский язык»
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учебных учреждений спо
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания и задания по выполнению домашней контрольной...
Целью изучения дисциплины является усвоение теоретических знаний о товарах и приобретение практических умений их оценки и обеспечения...
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие предназначено для студентов заочников, обучающихся по специальностям
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной...
...
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу...
Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А
Методическое пособие по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания для написания курсовой и контрольной работы...
Учебное пособие предназначено для повышения эффективности само­стоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск