Скачать 0.8 Mb.
|
Г Е Н Е Т И К А МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ для студентов-заочников специальности 110201.65 – «Агрономия» Авторы: А.А.Кривенко, профессор, кандидат биологических наук, Н.А.Есаулко, доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Рецензенты: Барабаш И.П., профессор кафедры плодоовощеводства и виноградарства, доктор с.-х. наук, Дорожко Г.Р., профессор кафедры общего и мелиоративного земледелия, доктор с.-х. наук ВВЕДЕНИЕ В реализации программы продовольственной безопасности Российской Федерации важное место занимает генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. Как ведущая методологическая биологическая наука, генетика является важнейшей теоретической и практической дисциплиной, которая серьезно влияет на современное развитие производительных сил общества, связанных с сельским хозяйством. Явления, которые она исследует, интересны и значимы во всех сферах жизнедеятельности человека. Овладеть генетикой для специалиста сельского хозяйства высшей квалификации совершенно необходимо: это даст возможность познать методы управления наследственностью и изменчивостью для получения нужных человеку форм организмов и в целях управления их индивидуальным развитием. Генетика является теоретической основой селекции, а сорта и гибриды на современном этапе развития сельскохозяйственного производства - один из основных факторов интенсификации земледелия. На современном этапе селекции особое внимание обращается на активизацию работ по использованию биотехнологии и генной инженерии, в создании и внедрении в производство новых высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Высоко квалифицированный специалист должен знать генетическую природу сорта (гибрида) и на ее основе разрабатывать сортовую агротехнику, комплекс мер по защите растений от болезней, вредителей и других неблагоприятных факторов. Использование генетических знаний и методов очень важно в охране окружающей среды и здоровья человека. В окружающей среде за счет техногенных процессов происходит постоянное увеличение влияния физических и химических мутагенных факторов на загрязнение среды обитания человека. Большую опасность представляют химические вещества, используемые в сельскохозяйственном производстве, в связи с их повседневным действием через пищу, воду и воздух. Мутагены изменяют генетический материал человека (растений, животных), вызывая тяжелые наследственные болезни. Кроме того, они провоцируют появление форм, вредных для высших организмов. Возникают, например, новые формы вирусов, бактерий и грибов, поражающих растения, животных и человека. Эволюция жизни на земле становится все больше зависимой от хозяйственной деятельности человека. Для познания механизма эволюционного процесса, предсказуемого управления индивидуальным развитием возделываемых растений, образованием хозяйственно-полезных форм и устранением вредных, необходимы четкие представления о сущности наследственности, причин появления новых наследственных свойств у организмов. Специалисту нужны глубокие знания генетики. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Студенты-заочники изучают генетику в том же объеме, что и студенты очного обучения, но в отличие от них, в основном, самостоятельно. Задача данных методических указаний состоит в том, чтобы оказать помощь студентам-заочникам агрономических специальностей в самостоятельном изучении дисциплины в межсессионный период. Примерные затраты времени по темам курса «Генетика» при самостоятельном изучении указаны в таблице 1. Таблица 1 – РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГЕНЕТИКА»
По учебному плану студенты-заочники агрономических специальностей выполняют одну контрольную работу, а после прослушивания лекций по наиболее важным и сложным разделам курса и отработки лабораторно-практических занятий сдают экзамен. В процессе самостоятельной работы студент-заочник, руководствуясь программой курса и данными методическими указаниями, обязан обстоятельно изучить основную литературу, а при необходимости и дополнительную. Приступая к изучению курса генетики, следует обратить внимание на чрезвычайно быстрые темпы ее современного развития, на ведущее место генетики среди биологических наук, на достижения и перспективы ее развития, на использование ею методов цитологии, математики, химии, физики и других наук, не забывая о том, что она является теоретической основой селекции и семеноводства. Как точная наука, генетика требует максимум усилий в ее изучении. Нельзя ограничиваться лишь простым чтением учебного материала, так как эффект понимания и запоминания его при таком способе очень мал. После прочтения очередного раздела необходимо его осмыслить, законспектировать основные положения, при необходимости сделать зарисовки, соответствующие надписи к ним, составить и тщательно проанализировать схемы скрещиваний и т. п., выписать незнакомые генетические термины и, пользуясь словарем, дать им исчерпывающие объяснения. Для закрепления теоретических знаний необходимо научиться моделировать элементарные генетические процессы. Для успешного выполнения контрольной работы в методических указаниях приведены элементарного моделирования процессов биосинтеза белка в клетке, генетического анализа, генетической структуры популяций. Аналогичные задания включены в контрольную работу. Список литературы по курсу "Генетика " Основная литература
Дополнительная литература 1. Вавилов Н.И. Избранные сочинения// Генетика и селекция.-М.: Koлoc, I968. 2. Гершензон С.М. Основы современной генетики. Киев.: Наукова Думка., 1983. 3. Дубинин H.П. Общая генетика.- М: Наука, 1986. 4. Серебровский А.С. Генетический анализ. - М.: Наука, 1970. 5. Лобашов М.Е., Ватти К.В., Тихомирова М.М. Генетика с основами селекции.- М.: Просвещение, I979. 6. Мендель Г. Опыты над растительными гибридами.- М.: Наука, 1965. 7. Мичурин И.В. Сочинения. T. l.- М.: Сельхозгиз,1948. 8. Жученко А.А. Экологическая генетика культурных растений. Кишинев: Штиинца, I980. 9. Жученко А.А. 10. Бербанк Л. Избранные сочинения. - М.: И.Л., I955 11. Ауэрбах Ш. Проблемы мутагенеза. М.: Мир, 1978. 12. Созинов А.А. Полиморфизм белков и его значение в генетике и селекции. - М.: Наука, I985. 13. Атабекова А.И., Устинова Е.И. Цитология растений.- М.: Агропромиздат, I987. 14. Хесин Р.Б. Непостоянство генома.-М.: Наука,I984 15. Дарвин И. Происхождение видов.- М.-Л.: Наука, 1935. 16. Гужов Ю., Фуке А., Валичек П. Селекция и семеноводство культурных растений .-М.: Агропромиздат, 199l. 17. Учебное пособие по генетике (для программированного обучения и контроля)/ Под ред. В.Е.Шевченко.-Воронеж:ВГАУ, 1996. 18. Абрамова З.В. Генетика. Программированное обучение.- М.: Агропромиздат, I985.- 287 с. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ГЕНЕТИКУ Тема 1. Предмет и методы генетики Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Наследственность – свойство живых организмов проявлять материальную и функциональную преемственность поколений. Изменчивость – свойство живых организмов материального и функционального отклонения потомков от своих родителей. Термин «генетика» ввел английский ученый У.Бетсон в 1906 г. geneticos - по древнегречески значит «относящийся к происхождению». Особое внимание следует уделить усвоению задач, которые решает генетика: изучить законы наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живых организмов: молекулярном; клеточном; организменном; популяционном. Следует четко представлять, что объектами генетики являются живые организмы, находящиеся на всех уровнях эволюционного развития: микроорганизмы (вирусы, бактерии), растения, животные, человек. Приступая к изучению этого важного раздела генетики, следует обратить внимание на методы генетических исследований. Гибридологический метод или гибридологический анализ заключается в гибридизации специально подобранных родительских пар и последующем учете расщеплений. Устанавливает генотип особи по фенотипу потомков. В законченном виде был разработан Г.-И.Менделем. Цитологический метод - роль клетки и ее структур в передаче наследственности, т.е. в обеспечении материальной и функциональной преемственности между поколениями. Цитогенетика – исследование строения хромосом вместе с гибридологическим анализом. Онтогенетический метод - развитие признаков и свойств в процессе онтогенеза – индивидуального развития организма. Математический анализ - количественный учет при анализе результатов расщепления и построения гипотезы наследования. Впервые введен Г.-И.Менделем. Основывается на методе вариационной статистики. Методы всех естественных наук: химии, биохимии, иммунологии (изучение белков и нуклеиновых кислот); физики (оптический, седиментационный, меченых атомов), математики (моделирование процессов), медицины, зоологии, ботаники, микробиологии и др. Исследования проводят в системах: in vivo, in vitro. Следует обратить внимание на исторический ход развития генетики, смену ее этапов. Доменделевский период V век до н.э. Гиппократ – умозрительная гипотеза «прямого наследования» (передаются признаки). IV век до н.э. Аристотель – умозрительная гипотеза «непрямого наследования» (передаются наследственные задатки). 1838-1839 гг. возникновение клеточной теории – Т.Шванн, М.Шлейден. Опыты по гибридизации И.Г.Кельрейтера (1733-1806). Гибридизация гороха, установил единообразие гибридов первого поколения и расщепление во втором - Т.Э.Найт (1759-1838.). Комбинирование родительских признаков при гибридизации - О.Сажрэ (1763-1851), но результаты не были количественно проанализированы. 1 этап – от открытия (1865) до переоткрытия законов Менделя (1900). Г.-И.Мендель впервые сформировал и применил принципы гибридологического анализа для проверки конкретной гипотезы – гипотезы о наследственной передачи дискретных факторов. С 1870 по 1887 годы сформировалась клеточная теория. Были открыты хромосомы, описаны митоз, мейоз, оплодотворение, установлено постоянство хромосомных наборов. 2 этап – классическая генетика (1900-1953). В 1900 году вновь были открыты независимо друг от друга закономерности наследования, установленные Г.-И.Менделем: Гуго Де Фриз (Голландия), Карл Корренс (Германия), Эрих Чермак (Австрия). 1900 г. дата рождения генетики. Период «классической генетики» связан с установлением материальных основ наследственности. В 1910 г. американский генетик Т.-Х.Морган начал исследования с плодовой мушкой дрозофилой.В работах школы Моргана понятие наследственного фактора – гена, получило материальное воплощение (участок хромосомы). Ген становится центральной проблемой генетики. Первым начал читать курс генетики в России Юрий Александрович Филипченко в 1913 г. в Санкт-Петербургском университете в 1919 г. в Петроградском университете он создал первую кафедру генетики и экспериментальной зоологии и первую лабораторию генетики, преобразованную в 1933 г. в институт генетики АН СССР. 3 этап (с 1953 г.) – современная генетика. Анализ материальных основ наследственности перешел на молекулярный уровень. Были привлечены новейшие методы и принципы исследований химии, физики, математики, кибернетики. Объектом исследований становятся бактерии и вирусы. 1953 г. Дж.Уотсон и Ф.Крик создали модель строения ДНК. Молекулярные принципы исследований проникают во все области учения о наследственности. Начиная с ХХ века генетика является наиболее быстро развивающейся ведущей биологической наукой. Следует обратить внимание на то, что генетические закономерности установлены на уровне ДНК (универсальный носитель наследственности) и клетки (универсальная структурная единица), поэтому они универсальны для всех живых организмов. Поэтому, генетика является методологической основой для всех биологических наук, в т.ч. для медицины, селекции, эволюционной теории, экологии. Литература: 1, 2, 4. Вопросы для самопроверки
РАЗДЕЛ 2 МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников | Методическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Пермь Институциональная экономика [Текст]: методическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения /сост.... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | ||
Учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,... | Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности... Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт... | ||
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Методическое пособие по дисциплине «Английский язык» Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учебных учреждений спо | ||
Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной... Целью изучения дисциплины является усвоение теоретических знаний о товарах и приобретение практических умений их оценки и обеспечения... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическое пособие предназначено для студентов заочников, обучающихся по специальностям | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | Методические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной... ... | ||
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А | Методические указания для написания курсовой и контрольной работы... Учебное пособие предназначено для повышения эффективности самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения |