Скачать 237.72 Kb.
|
Министерство информационных технологий и связи РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» С.П. АНОФРИКОВМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Новосибирск 2005 К.э.н., доцент С.П. Анофриков В методических указаниях определены учебные цели, задачи, основные этапы выполнения курсовой и контрольной работы студентами очной и заочной форм обучения. Даны конкретные рекомендации по составлению плана, подбору литературы, лучшему осмыслению изучаемого теоретического материала, обозначены требования к оформлению работы, обоснованы критерии оценки курсовой работы. Учебное пособие предназначено для повышения эффективности самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения. Кафедра экономической теории Рецензент: С.В. Дектярев Утверждено редакционно-издательским Советом СибГУТИ в качестве методических указаний. Учебным планом для студентов инженерно-экономического факультета очной и заочной формы обучения, а также, для студентов технических факультетов заочной формы обучения предусмотрено написание курсовой и контрольных работ по экономической теории. Курсовая и контрольная работа являются важным звеном в выработке навыков самостоятельного изучения науки, в более глубоком усвоении её положений, выводов, в приобретении опыта самостоятельного получения знаний. Ознакомившись с методическим пособием, каждый студент сможет конкретнее представить требования кафедры к курсовой и контрольной работе как с точки зрения содержания, так и подготовки плана, раскрытия узловых вопросов, подбора литературы, оформления, порядка защиты работы и её оценки. Хотя содержащиеся в пособии советы и рекомендации адресованы преимущественно студенту очного обучения, они в равной степени относятся и к студентам заочной формы обучения. В методическом пособии вначале рассматриваются проблемы написания курсовой работы, затем даются краткие методические рекомендации к выполнению контрольных работ. Общие положения. Цели и задачи курсовой работы Контрольная работа является работой, в которой демонстрируются навыки проведения самостоятельного научного исследования, знание общих и конкретных проблем дисциплины и определенного круга литературных источников, умение корректно формулировать цель исследования, анализировать, обобщать материал и делать аргументированные выводы, применяя их для решения конкретных задач в избранной области. Студент в своей работе должен показать умение подбирать и использовать литературные источники (в том числе периодические издания). Контрольная работа должна быть написана грамотным литературным языком, в структуре работы должна прослеживаться логика изложения материала, предложения и мысли автора работы должны быть обоснованы. Целями написания контрольной работы являются:
Качество выполнения курсовой и контрольной работы во многом зависит от выбора темы, знания основных требований, предъявляемых к работе, непосредственной организации последовательных этапов её выполнения. Выбор темы осуществляется из рекомендованной примерной тематики, охватывающей актуальные проблемы современного функционирования общества. Студент имеет право выполнять работу по теме, отличающейся от утвержденной кафедрой тематики (но соответствующей специализации кафедры). Он получает возможность работать по интересующей теме после утверждения ее научным руководителем. Некоторые студенты затрудняются в выборе темы. Ведь все названия не всегда одинаково им известны, поэтому сложно судить о том, насколько привлекательна та или иная тема, какое освещение она получила в литературе. Студент нуждается в консультации преподавателя, с помощью которого он и выбирает тему. К консультации преподавателя студент имеет возможность прибегнуть на всех этапах работы. Совместно с научным руководителем уточняется тема, даются конкретные методические советы, обсуждается план и составленный к теме список литературы, разбираются возникающие в процессе изучения проблемы. Консультации, если правильно ими пользоваться, могут оказать действенную помощь. Но здесь следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями и представить готовую работу руководителю, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде план, литературу к теме, не проявив самостоятельного подхода. К консультациям следует готовиться, чтобы задавать конкретные вопросы, не ограничиваться общими вопросами типа: "Как составить план?", "В каких журналах можно найти материал к теме?" и т.д. Вопросы должны быть другого типа, конкретными, относящимися к теме, к примеру, "Как государство регулирует рыночные отношения?", "Совместимы ли понятия плана и рынка?", "Как измеряется валовой национальный продукт?" и т.д. Сформулированные подобным образом вопросы свидетельствуют о работе над материалом, и преподавателю становится ясно, в каких конкретных советах нуждается студент. При выборе темы могут быть учтены ранее сделанные доклады, написанные рефераты. Важно связать выбор темы с личным познавательным интересом, с практической деятельностью. Приходится учитывать и такой немаловажный фактор как наличие по проблеме периодической и монографической литературы. Сроки выполнения курсовой и контрольной работы определены учебным планом и должны твёрдо соблюдаться. В точности представления работы заинтересованы кафедра и сам студент, так как при этом создаются условия для качественного рецензирования, остается время для последующей работы студента над рецензией, что позволяет своевременно подготовиться к защите курсовой работы. Объем курсовой работы (20-25 стандартных листов) позволяет студенту изложить сущность проблемы, проявить свои способности и старания, Важнейшие требования к курсовой и контрольной работе:
Изучение и подбор литературыСтудент осмысливает отобранную информацию, готовясь к её изложению. Письменное изложение темы учит студентов овладевать категориальным аппаратом экономической науки. При написании текста важно не только чётко формулировать те или иные положения, но стремиться приводить соответствующие доказательства, обосновывать их, чтобы избегать декларативности в подаче материала. Важен язык, стиль, умение просто выражать мысли. Для успешного выполнения курсовой работы первостепенное значение имеет не только её объём, а логически последовательное рассмотрение узловых вопросов, позволяющее более или менее полно раскрыть тему. Чтобы выделить основные вопросы и поставить их в тесную логическую связь, необходимо проделать значительную работу по подбору и изучению литературы. Направляющую роль здесь имеет учебная программа курса и новейшие учебники по экономической теории. Для подбора литературы важно уметь пользоваться библиотечными каталогами. В крупных библиотеках (к примеру, ГПНТБ в Новосибирске) имеются предметные, систематические и алфавитные каталоги. В предметном каталоге, пользуясь знанием ключевых терминов темы (рынок, биржи, инфляция, денежное обращение, банки, кредит и т.д.) можно подобрать необходимые источники. В систематическом каталоге выделяются различные области знаний (экономическая теория, политическая экономия, соответствующие разделы курса). Можно пользоваться и алфавитным каталогом, если известны фамилии экономистов, разрабатывающих актуальные народнохозяйственные проблемы (А.Г. Аганбегян, Л.И. Абалкин, П.Г. Бунич, Е.Т. Гайдар). Следуя примерному плану, слушатель должен внимательно и целенаправленно изучить литературу в следующем порядке: сначала прочитываются обобщающие труды по теме - монографии. Они дают возможность осмыслить теорию проблемы в целом, изучить ее составляющие элементы. Затем можно переходить к ознакомлению с публикациями в периодических изданиях. Незаменимое значение для написания курсовой работы представляет чтение статей из периодических изданий, таких журналов как "ЭКО", "Вопросы экономики", "Российский экономический журнал", "Экономист", "Деньги и кредит", "Человек и труд" и др. В двенадцатых номерах журналов приводится список опубликованных в данном году статей. В них выделены рубрики "Методологические проблемы экономических наук", "Реформы хозяйствования", "Финансы, кредит, денежное обращение", "Говорят цифры". Знание библиографии и умение пользоваться литературой является необходимым условием успешной подготовки курсовой работы. При изучении литературы, соответствующей ориентации на программу, требуется разграничить узловые и частные вопросы, понять их взаимосвязь, составить цельное представление по каждому из них и по всей теме. Сведение узловых вопросов в систему, по существу, и есть план работы. Здесь возможно некоторое обобщение положений с таким расчетом, чтобы в структуре плана выделить не более 3-4 вопросов (не считая введения и заключения). Каждый из вопросов выступает продолжением и развитием предшествующего. Логически стройный план, включающий действительно узловые моменты, помогает целенаправленно систематизировать материал и написать хорошую работу, не допуская при этом повторений и отступлений от темы. Читая литературу, необходимо не только продумывать её содержание, но обязательно делать выписки наиболее важных определений и доказательств, фактов и статистических данных, указывая автора, название книги, издательство, место, год издания и страницу, чтобы накопить материал дня консультации с руководителем работы и для дальнейшего изучения проблемы. Удобнее всего вести записи на отдельных листах. Накопленный по мере чтения материал обобщается в соответствии с предварительно составленным планом. Параллельно с выписками из книг и статей следует записывать собственные соображения и замечания, возникающие при чтении, что позволит творчески подойти к разработке темы. Логика работы, последовательность изложения материалаНеобходимо чётко соблюдать последовательность в изложении каждого из вопросов, так как её нарушение приводит к повторению одних и тех же положений, потере логической связи, вследствие чего могут остаться нераскрытыми важные аспекты проблемы. Изложение каждого раздела обычно начинается с выяснения сущности анализируемого экономического явления, характеризуются его черты, отражается становление и развитие процесса, при необходимости выясняется его противоречивость. Перед студентом не стоит задача сделать в курсовой работе научные открытия. Он должен показать способность осмысленно пользоваться научной литературой, уметь обработать и обобщить фактический материал, увязать теоретические положения с современной практикой рыночного хозяйствования. В указанных моментах и заключаются элементы творчества, самостоятельность мышление. Важное место в выполнении курсовой работы (как отмечалось выше) принадлежит составлению плана. Это сугубо творческое дело и избранная тема может быть представлена в различных вариантах. Но в любом случае план должен отразить содержание темы, её логику. Уже по плану преподавателю в значительной мере становится очевидным, как понята проблема студентом, как осмыслен учебный материал. Не так редко бывает, что студент, недооценивает значимость плана. В результате в него механически включаются разрозненные вопросы, неравнозначные по своему характеру (узловые и частные). Это лишь дезорганизует студента, оказывает ему плохую услугу. Нагромождение большого количества вопросов, отсутствие логики в их выделении свидетельствуют о недостаточном овладении учебным материалом, ибо студент не смог вычленить основного, не составил цельного представления о теме. На нынешнем этапе развития российской экономики, закономерен интерес студентов к проблемам перехода к рынку. Если студент изберёт темой работы «Безработица в переходной экономике России», то можно придерживаться приблизительно следующего плана: Введение
Заключение. В теме "Государственное регулирование рыночных отношений", целесообразно выделить вопросы: Введение
Заключение. Во введении следует показать значение избранной темы, обосновать её роль в раскрытии системы экономических отношений, подчеркнуть актуальность и практическую значимость освещаемых положений, дать пояснение логической последовательности раскрываемых узловых вопросов. Здесь же определяются объект и предмет исследования, указывается фактический материал, на котором строится исследование. Во введении автор должен аргументировано показать, чем и почему ограничен круг исследования, обосновать временные рамки исследования и т. п. Главное - основная часть работы. Наибольшая сложность здесь заключается в том, что требуется грамотно, своими словами изложить суть проблемы, в то же время не допускать упрощенчества, поверхностного толкования тех или других вопросов. Только самостоятельность в изложении позволит студенту через курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осуществить самоконтроль знаний. Первый раздел, как правило, носит теоретический (методологический) характер. В нем освещается история исследуемого вопроса, степень его разработанности, существующий в литературе дискуссионный материал. Приводя литературный обзор по поставленной проблеме, студент должен не только пересказать имеющиеся в литературе точки зрения, но обозначить и аргументировать свою позицию по рассматриваемому вопросу. Высказывания критикуемых авторов (цитаты) следует приводить полностью, без сокращений, с соответствующими ссылками на литературный источник. Если студент соглашается с приведенной точкой зрения, желательно выдвинуть в пользу имеющейся точки зрения свои дополнительные аргументы. Во втором разделе студент анализирует собранный им фактический материал, который служит основой для предложений и выводов. Так как большая часть курсовых работ посвящена теоретическим вопросам, то основной акцент делается на освещение использующихся на практике методов и принципов, служащих основой теоретических разработок, предлагаемых студентом. При этом недопустимо простое пересказывание специальной литературы и учебников. Студент должен творчески подойти к рассматриваемому вопросу и обосновать свою точку зрения. Третий раздел обобщает всю проделанную работу студента. В нем на базе исследования, проведенного в предыдущих разделах, приводятся решения задач, предлагаемые автором курсовой работы. Все выводы должны быть обоснованы и убедительно аргументированы. В заключение работы необходимо сформулировать основные выводы, которые должны быть краткими, органически вытекать из содержания работы, а не затрагивать ранее не рассмотренные аспекты. Если во введении чётко сформулированы задачи, объясняется, почему именно эти, а не другие моменты включены в план, в основной части аргументировано раскрываются поставленные вопросы, в заключении чётко сделаны основные выводы, вытекающие из текста, то работа будет отвечать предъявляемым к ней требованиям. После написания первоначального (чернового) текста целесообразно его еще раз внимательно прочитать, отредактировать, устранить повторения и длинноты, улучшить отдельные формулировки. Лишь после этого пишется окончательный вариант, который передаётся научному руководителю. Роль фактического и статистического материала в курсовой работе Для раскрытия узловых вопросов необходимым условием является использование фактического материала, а также данные статистики, в которых фиксируются экономические отношения, характеризуются качественные и количественные показатели развития экономики. Фактический материал позволяет углубить важнейшие теоретические положения, учит видеть связь теории с практикой, с реальной экономической действительностью. Подбор конкретного материала, осмысление и применение его со знанием дела, служит показателем самостоятельной подготовки студента к выполнению учебного задания. Основными источниками фактических данных являются ежегодники Госкомитета России ("Российский статистический ежегодник"). Следует также использовать сообщения статистических органов о годовых итоговых показателях, публикуемые в периодической печати. Много интересного дают публикации на экономические темы в таких популярных изданиях как "Экономика и жизнь", '"Аргументы и факты", "Известия" и в других и периодических изданиях. Назначение почерпнутого из разнообразных источников материала состоит в том, чтобы с помощью достоверных фактов реальной жизни убедительно раскрыть теоретические положения, использовать их как аргументы правильности сделанных выводов. Обращение к цифрам и фактам как к дополнительным доказательствам теоретических положений, как к средству уяснения их сущности помогает студенту видеть органическую связь теории с практикой, повышает интерес к экономической теории, делает более конкретным представление об актуальных проблемах сегодняшней действительности. У студентов-заочников имеется возможность использовать местный материал, а также данные хозяйственной деятельности отдельных предприятий связи. Привлечение подобного материала целесообразно и желательно. Оно может касаться внедрения новых форм хозяйствования, организации заработной платы, кругооборота и оборота фондов, рентабельности, путей повышения эффективности производственной деятельности. Использование фактического материала не в пассивной иллюстративной форме, а с элементами его анализа как средства доказательности и разъяснения теоретических положений требует подачи не отдельных фактов и цифр, а в определенной системе. Целесообразно самостоятельно составить таблицы, графики, диаграммы, используя различные источники, проследить динамику того или иного экономического процесса за известный отрезок времени, на основе абсолютных цифр рассчитать относительные показатели (темпы изменения экономического явления). Приведённый статистический материал оформляется соответствующим образом. Оформление работыКурсовая работа требует не только содержательного исследования проблемы, но и хорошего научного, а также внешнего оформления. На титульном листе указывается наименование министерства, университета, кафедры, дается название темы, фамилия и инициалы автора, наименование факультета и номер группы, приводится фамилия и инициалы научного руководителя с указанием его ученого звания и должности, год выполнения работы. На втором отдельном листе даётся план, с третьего листа следует текст, который размещается на одной стороне листа. Оформление текстовой части курсовой работыТекст курсовой работы должен быть набран на компьютере шрифтом Times New Roman размером 14 п. (при оформление текста с использованием текстового процессора Microsoft Word) либо аналогичным по размеру и типу шрифтом при использовании других текстовых редакторов. Шрифт, используемый в иллюстративном материале (таблицы, графики, диаграммы и т. п.), при необходимости может быть меньше, но не менее 10 п. Межстрочный интервал в основном тексте (кроме иллюстративного материала) - полуторный. В иллюстративном материале межстрочный интервал может быть одинарным. Поля страниц можно использовать стандартные, установленные в соответствующем текстовом редакторе, но они не должны быть менее: левое поле - 30 мм; правое поле - 15 мм; верхнее и нижнее поле - 20 мм. Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Отступ абзаца — 12,5 мм от левой границы текста (соответственно - 42,5 мм от края листа). Каждый абзац должен содержать законченную мысль и состоять, как правило, из 4-5 предложений. Слишком крупный абзац затрудняет восприятие смысла и свидетельствует о неумении четко излагать мысль. При печати курсовой работы необходимо установить запрет "висячих строк", т. е. не допускается перенос на новую страницу или оставление на предыдущей странице одной строки абзаца, состоящего из нескольких строк. Следует избегать также оставления на последней строке абзаца одного слова или даже части слова, В этом случае лучше изменить формулировку предложения так, чтобы на последней строке абзаца оставалось не менее трех-четырех слов. Каждый раздел курсовой работы должен начинаться с новой страницы. Параграфы следуют друг за другом без вынесения нового параграфа на новую страницу. Не допускается начинать новый параграф внизу страницы, если после заголовка параграфа на странице остается три-четыре строки основного текста. В этом случае параграф необходимо начать с новой страницы. Каждый параграф должен иметь отступ от предыдущего текста на 15 мм. Расстояние между заголовком раздела и последующим заголовком параграфа должно составлять 10 мм. Заголовки разделов, а также заголовки введения, заключения, содержания и списка использованных источников должны быть напечатаны прописными буквами и располагаться посредине строки. Заголовки параграфов начинаются с прописной буквы, последующие буквы — строчные. Заголовки параграфов могут начинаться с левого края страницы или быть расположенными посредине строки. Разделы нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3). Слово "раздел" не пишется. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела (1.1, 1.2 и т.д.). После цифры ставится точка и пишется соответствующий заголовок. Точка в конце заголовков (разделов, параграфов) не ставится. Допускается выделение заголовков параграфов, разделов жирным шрифтом. Не допускается использование подчеркивания в заголовках. Не допускается также использование двух и более типов выделения в заголовках (например, курсив и жирный шрифт, курсив и другой цвет, отличный от основного текста). Не допускается также перенос слов в заголовках разделов и параграфов. Все страницы курсовой работы (включая приложение) должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Таким образом, второй страницей выпускной работы будет считаться страница содержания. Начиная с содержания, на каждой странице арабскими цифрами проставляется в верхнем правом углу страницы ее номер. Оформление иллюстративного материала Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, формулы, схемы и т. д.) включается в курсовую работу в целях наглядности аргументации и обоснования решений, полученных студентом. Таким образом, в основной части курсовой работы помещается только тот материал, который способствует лучшему обоснованию выводов. Таблицы и другой фактический материал, представляющий собой исходные данные для проведенного исследования, в основной текст работы не включаются, но могут быть вынесены в приложение. Весь иллюстративный материал по возможности должен помещаться непосредственно после первого его упоминания в тексте. Если этого сделать невозможно из-за несоответствия размера иллюстративного материала и свободного места на текущей странице, иллюстративный материал должен быть помещен либо на ближайшей странице, либо вынесен в приложение с соответствующей ссылкой. Оформление таблиц Все таблицы в тексте должны быть пронумерованы в пределах раздела, аналогично формулам. Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру (например: см. табл. 1.1). Над таблицей с правого края листа помещается слово "Таблица" и ставится ее порядковый номер (2.1, 2.2, 2.3 и т. п.). Ниже, на следующей строке, печатается название таблицы. Название таблицы должно быть выровнено по центру. Точка в конце названия таблицы не ставится. После названия помещается сама таблица. Заголовки столбцов и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение, либо со строчной, если подзаголовок строки или столбца составляет одно предложение с соответствующим заголовком. Заголовки записывают, как правило, параллельно строкам таблицы. При необходимости можно заголовки записывать перпендикулярно строкам. В графах таблицы не допускается оставлять свободные места. Если соответствующие данные отсутствуют, в графе проставляется прочерк (тире) или пишется слово "нет". При необходимости таблицу можно переносить на другую страницу. В этом случае допустимы два варианта оформления. Первый заключается в том, что заголовки столбцов (или строк) таблицы пронумеровываются, и на следующей странице не повторяется текст заголовков, а проставляется только соответствующий номер столбца (строки). Над продолжением таблицы сверху печатаются слова "Продолжение таблицы 1.1". Название таблицы на новой странице не повторяется. Второй вариант заключается в использовании стандартных функций текстового редактора (например, Microsoft Word), который позволяет при переносе таблиц на следующую страницу автоматически повторять названия заголовков столбцов (строк) таблицы. В этом случае слова "Продолжение таблицы..." можно не печатать. Не допускается начинать таблицу внизу страницы, если после ее названия остается только заголовочная часть, либо заголовочная часть плюс одна-две строки содержания; причем основная часть таблицы при этом оказывается на следующем листе. Не допускается также перенос таблицы на следующую страницу, при котором туда переносятся одна-две строки содержания таблицы. В этом случае следует либо несколько уменьшить размер шрифта, используемый в таблице, чтобы таблица поместилась целиком на предыдущем листе, либо немного увеличить интервалы между строками таблицы, чтобы таблица располагалась на страницах более равномерно. Оформление рисунков К рисункам относятся рисунки, схемы, диаграммы, графики и т. д. Размещение рисунков в курсовой работе такое же, как и для другого иллюстративного материала, т. е. либо сразу же после ссылки на него, либо на ближайшей к этой ссылке странице. Рисунки следует размещать в тексте так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы, либо с поворотом работы по часовой стрелке. Такое же правило применяется к большим таблицам, требующим поворота. Все рисунки должны быть пронумерованы в пределах раздела арабскими цифрами ("Рисунок 2.1" или "Рис. 2.1"). После номера рисунка к каждому рисунку ставится подрисуночная надпись (название рисунка). Номер рисунка и подрисуночная надпись помещаются внизу рисунка, по центру относительно рисунка. При необходимости рисунок может содержать также поясняющие надписи. Оформление списка использованных литературных источников Использованные в процессе выполнения выпускной работы литературные источники указываются в конце работы перед приложением. Литературные источники располагаются в алфавитном порядке (авторов или названий). Библиография составляется в такой последовательности.
Все литературные источники должны быть пронумерованы арабскими цифрами (сквозная нумерация по всему списку литературы). Ссылка на литературный источник в тексте курсовой работы приводится в квадратных скобках с указанием номера из списка использованных источников. Также при ссылке на литературный источник указывается соответствующая страница издания, которая цитируется в работе. Например, [22, с. 32-33]. Особое внимание следует обратить на то, что недопустимо заимствование текста из литературных источников без ссылки на автора цитаты. Номер ссылки, как указано выше, определяется порядковым номером литературного источника в библиографическом списке. Приведенный в конце выпускной работы список использованных источников оформляется следующим образом. Для разграничения элементов описания литературного источника используются следующие условно-разделительные знаки: . - (точка и тире) - перед каждой областью описания, кроме первой (автор и заглавие); : (двоеточие) - перед наименованием издательства; / (косая черта) — предшествует сведениям об ответственности (авторы, составители, редакторы, переводчики); // (две косые черты) - перед сведениями о документе, из которого взята приведенная в списке работа (статья, глава, раздел). Например:
После списка использованных источников или приложений (если они есть) необходимо оставить чистый лист для рецензии преподавателя. Оформление приложений В приложение помещаются материалы, дополняющие текст документа. Например, использованные для расчетов данные; промежуточные таблицы и диаграммы, которые повлияли на построение окончательных таблиц и диаграмм; таблицы и рисунки нестандартного формата (большего, чем А4) и т. д. Приложение помещают после списка использованных источников. Если приложение имеет несколько наименований, то их последовательно нумеруют арабскими цифрами (Приложение 1, Приложение 2 и т. д.), либо заглавными буквами русского алфавита (Приложение А, Приложение Бит. д.), либо буквами латинского алфавита (Приложение С, Приложение D), сопровождая тематическим заголовком. Не допускается обозначать приложения одновременно буквами разных алфавитов (Приложение Б, Приложение D), либо буквами и цифрами (Приложение 2, Приложение С). В тексте курсовой работы на все приложения должны быть приведены ссылки (прил. 1), (прил. 2) и т. д. Расположение приложений в конце документа должно соответствовать порядку появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. В первой строке страницы указывается слово "Приложение" и ставится его порядковый номер (например, "Приложение В"). Каждое приложение должно иметь заголовок, который ставится после слова "Приложение". Защита и оценка курсовой работыКурсовая работа выполняется студентом в сроки, установленные учебным планом. Без защиты курсовой студент к экзамену не допускается. Во время экзаменационной сессии кафедра не принимает работы на рецензирование. Ориентиром в подготовке к защите является рецензия руководителя, а также постраничные замечания, сделанные непосредственно в тексте. В рецензии на курсовую работу даётся предварительная оценка в форме вывода: "Работа допускается (либо не допускается) к защите". Окончательная оценка ставится уже после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру. Основная цель рецензии - оказать помощь студенту в самостоятельной работе, дать конкретные методические советы по устранению недочётов, по дальнейшему углублению излагаемых вопросов. Студент должен внимательно прочитать рецензию, чтобы посмотреть на курсовую критическим взглядом, обдумать сделанные замечания. При подобном подходе к рецензии студент уяснит свои ошибки и недостатки, будет знать в каком направлении следует дорабатывать материал. Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или текстуально заимствована у других авторов; когда основные вопросы изложены схематично и в тексте содержатся ошибочные положения; приведён устаревший фактический материал, научный аппарат оформлен неграмотно. В ходе защиты студент должен показать углубленное знание конкретной темы, хорошее владение материалом. Кроме ответов на замечания рецензента и продумывания ответов на возможные вопросы по теме, студент готовит к защите выступление на 5-7 минут, в котором кратко излагает суть проблемы. Не исключена возможность возникновения такой ситуации, когда работа выполнена и оформлена на должном уровне, а ответы поверхностны и неправильны, что снижает результаты всей работы. Оценка "отлично" ставится тогда, когда на основе глубоких знаний раскрыто содержание темы, при подготовке использована новейшая экономическая литература и современный статистический материал. Работа правильно оформлена, а при защите студент проявил не только знание, но и интерес к изучаемой проблеме. На "хорошо" оцениваются работы, выполненные на должном теоретическом уровне, но не отличающиеся необходимой самостоятельностью. Недостаточно также использованы новейшие нормативные документы, законодательные акты. При защите не на все вопросы были даны полные ответы. Оценку "удовлетворительно" получают те работы, в которых в основном освещены узловые вопросы темы, но студент не проявил способности самостоятельно анализировать материал. При защите показаны посредственные знания. Мало использовано дополнительной литературы. Научный аппарат оформлен небрежно. Если работа не отвечает всем указанным требованиям, она оценивается "неудовлетворительно". Защита и оценка курсовой работы - это подведение итогов значительной самостоятельной работы. Студент получает навыки научной работы, которые он может применить при изучении других учебных курсов, для выполнения в будущем дипломной работы по специальности. К.э.н., доцент Сергей Павлович Анофриков МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для написания курсовой и контрольной работы по экономической теории для студентов очной и заочной форм обучения Редактор: Корректор: Подписано в печать Формат бумаги 60х84/16, отпечатано на ризографе, шрифт №10, Изд. л. 1,3, заказ № тираж - 300 экз., СибГУТИ. 630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86 |
Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной... Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи | Методические указания по самостоятельной подготовке к практическим... Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический... | ||
Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению Волкова Т. Н. Институциональная экономика Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлению... | Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Фемтосекундная оптика и фемтотехнологии» Настоящие методические указания с рекомендациями к выполнению курсовой работы предназначены для студентов дневной формы обучения... | ||
Методические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая... Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные... | Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов... Современные методы исследований : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. В. И. Гузенко, Д. В. Сергиенко;... | ||
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы научных исследований» «Прикладная биотехнология» Наумовой Н. Л. Методические указания к выполнению курсовой работы предназначены для студентов 2 курса... | Методические указания по оформлению контрольной работы, курсовой... Методические указания по оформлению контрольной работы, курсовой работы (проекта), выпускной квалификационной работы для студентов... | ||
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов... Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства: Методические указания по выполнению... | Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения Апы выполнения курсовой и контрольной работы студентами очной и заочной форм обучения. Даны конкретные рекомендации по составлению... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Разведение... Методические указания предназначены для повышения эффективности самостоятельной исследовательской работы студентов при выполнении... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление затратами» Методические указания к изучению дисциплины «Управление затратами» и выполнению контрольной работы для студентов экономических специальностей... | ||
Методические указания по их выполнению для студентов экономического... Задания для контрольной работы и методические указания по их выполнению для студентов | Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли» ... |