Урок биологии с применением информационно





Скачать 107.56 Kb.
НазваниеУрок биологии с применением информационно
Дата публикации08.08.2013
Размер107.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с УИОП №3

города Алексеевки Белгородской области



урок биологии

с применением информационно

коммуникационных технологий в 7 классе

на тему:

«Земноводные, или Амфибии»

Учитель биологии:

Кривенко Татьяна Анатольевна


Алексеевка, 2011 г.

ТЕМА: Земноводные, или Амфибии.

Задачи: -раскрыть особенности внешнего строения, связанные с жизнью на суше и размножением в воде;

- показать особенности размножения земноводных, установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб;

-раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах;

- показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны.

Оборудование: скелет лягушки, скелет костистой рыбы, таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», влажный препарат «Лягушка», влажный препарат «Развитие лягушки»; презентация.
Ход урок.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:

1) Какие особенности внешнего строения позволили рыбам приспособиться к жизни в водной среде?

  1. Назовите биологические особенности двоякодышащих рыб.

  2. Каково значение рыб в природе?

  1. В чем заключается роль рыб в жизни и хозяйственной деятельности человека?

  1. У каких рыб есть усы? (Осетровые, усач, сом, сазан.)

6) Какую промысловую рыбу считают одомашненной? (Зеркального карпа.)

  1. Какая рыба разводится и применяется для борьбы с малярией? (Гамбузия.)

  2. Какая промысловая рыба самая крупная в России? (Белуга.)

  3. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Меч-рыба, пила-рыба.)




  1. Какая рыба мечет наибольшее количество икринок? (Луна-рыба, 300 млн икринок.)

  2. Какие рыбы проявляют инстинкт заботы о потомстве? (Корюшка, судак, пинагор, горчак, игла-рыба.)

  3. Какие рыбы носят названия небесных светил? (Луна-рыба, рыба-солнце.)

  4. Какие рыбы долго живут?

(Белуга - 100 лет, осетр - 50 лет, угорь - 25 лет, щука, карп -50-70 лет.)
Чтобы увеличить плотность опроса, предложить задания на карточках.

2. Индивидуальные задания.

Карточка № 1

Как по внутреннему строению рыбы определить ее эволюционное положение?

(Ответ: признаки примитивности внутреннего строения: артериальный конус в сердце, наличие спирального клапана в кишечнике - имеются у хрящевых рыб. У костистых рыб спиральный клапан отсутствует, а в сердце развиваются луковицы аорты.)

Карточка № 2

Для борьбы с малярией в нашу страну были завезены гамбузии. Почему?

(Ответ: эти небольшие американские рыбки специализированы на питании личинками комаров. Распространение гамбузий способствует сокращению численности комаров, в том числе и переносчиков малярийного плазмодия.)

Карточка № 3

Какая рыба сбивает насекомых с листьев струей воды?

(Ответ: это брызгун. Особое устройство рта, напоминающее крошечный ружейный ствол, позволяет рыбе с силой и точностью выбрасывать струйку воды на высоту 4-5 м.)

Карточка № 4

Какую рыбу используют для ловли черепах?

(Ответ: рыба-прилипала плотно прикрепляется к панцирю черепахи с помощью спинного плавника, преобразованного в присоску.)

Карточка № 5

Каким образом и какой рыбой можно заменить свечу?

(Ответ: любой жирной рыбой, высушив ее и продев через ее тело фитиль.)

Карточка № 6

Каких рыб называют живородящими?

{Ответ: рыб, чьи икринки развиваются в половых путях самки. Это рыбки из группы карпозубых - гуппи, меченосцы, пецилии (аквариумные), а также скаты и акулы.)

Карточка № 7

Всегда ли горбата горбуша?

(Ответ: во время нагула в море горбуша имеет форму тела, характерную для большинства рыб. Но перед нерестом ее внешний вид меняется. Рыба становится темнее, у нее вырастает горб, челюсти вытягиваются и на них вырастают большие зубы. После нереста горбуша погибает.)
III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.
Слайд 1.
Вряд ли еще какие-нибудь животные на Земле, вызывают у людей столько негативных чувств, как земноводные или амфибии – животные скромные, даже невзрачные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде. Так ли это? Мы узнаем об этом сегодня на уроке.
Оба названия – земноводные и амфибии (в переводе с греческого означает «двоякоживущие») - подчеркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются, развивается их икра, здесь же земноводные проводят своё детство. Как только молодое поколение подрастает, у амфибий возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. В этот период животных можно встретить очень далеко от водоёмов – даже в засушливых степях и пустынях.
 Слайд 2.
Среди существующих ныне земноводных самый малочисленный класс – он насчитывает около 4000 видов.

  1. Отряд Бесхвостые

  2. Отряд Хвостатые

  3. Отряд Безногие

Слайды 3 - 4.
Бесхвостые – самый высокоорганизованный и богатый видами отряд амфибий. Однако при всём многообразии они похожи друг на друга.

Загадка:

Летом в болоте
Вы её найдете.
Зеленая квакушка.
Кто это?

 Вопрос. Какое животное нашло отражение в загадке? Почему оно получило такое название? Как передвигается животное? Какие мышцы животного наиболее сильно развиты?
Ответ. Лягушка. Название ей дано за мощные ноги – «ляги». Лягушки передвигаются прыжками. Так как лягушки не только прыгают, но и плавают, то у них сильно развились мышцы: ягодичные, бедренные, икроножные.
Другое общее свойство этих амфибий – все во взрослом состоянии хищники.
Вопрос. Почему говорят, что у лягушек язык «шиворот – навыворот»?
Ответ. Язык лягушки – мясистый, широкий и липкий. Передний конец его прикреплён ко дну рта, а задний – свободный и обращен внутрь. Раздвоенный и липкий задний конец языка быстро выбрасывается из ротовой полости. Насекомые прилипают к кончику языка и попадают в рот. Скорость «выстрела» и захвата насекомого языком (например, мухи) составляет 1/15 долю секунды. Лягушка «стреляет» языком только по движущимся насекомым.
Вопрос. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу, как известно нам из сказки?
Ответ. Кожа лягушки – одежда, которая прикрывает и защищает тело от различных воздействий двух сред – суши и воды. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у лягушек происходит до 4 раз в году. Старую кожу земноводные съедают.
Лягушки одно из самых больших семейств бесхвостых земноводных, объединяет более 555 видов 45 родов, самый крупный из которых — настоящие лягушки.
Длина тела от 3 до 32 см. Тело обычно стройное, с длинными (прыгательными) задними конечностями. В окраске наземных форм превалируют коричневые и бурые тона, у водных форм — зеленые. Зубы расположены на верхней челюсти.
В настоящее время распространены по всему миру, кроме арктических районов, юга Южной Америки, Южной Австралии и Новой Зеландии. В России наиболее распространены травяная, прудовая, озерная, остромордая лягушки. Питаются в основном насекомыми, крупные особи могут употреблять в пищу и мелких позвоночных, в том числе земноводных.
Слайд 5.
Жалоба животного.
Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие отходят в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня большая. Кто это?
 Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.
Сообщение учащегося.
Жабы - семейство бесхвостых земноводных; включает 21 род, свыше 300 видов.
Длина тела от 2 до 25 см (жаба-ага). Почти у всех видов зубы полностью или частично редуцированы. Туловище грузное, широкое, конечности короткие. Кожные выделения вызывают раздражение слизистых оболочек у других животных.
Обитают на всех материках, кроме Антарктиды. Преимущественно наземные животные, прыгают и плавают плохо, передвигаются медленно, часто зарываются в землю. Ведут сумеречный образ жизни.
В лесной и степной зонах России обитает серая жаба длиной 20 см, а также зеленая жаба длиной 14 см, живущая также в горах и пустынях.

Слайд 6.

 Загадка:

Кто в пруду под ряской пышной,
Под раскидистым кустом,
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом. (Тритон)

Сообщение учащегося.
Отряд хвостатые земноводные, объединяющий представителей нескольких родов, в том числе настоящих, иглистых, азиатских, американских тритонов и др.
Длина тела до 18 см, из них около половины — хвост. Туловище веретеновидное. Хвост сжат с боков, имеет кожную плавниковую оторочку.
Распространены в Европе и прилежащих частях Азии, самый крупный из которых — иглистый тритон, достигающий 20 - 25 см. В России встречается 3 вида — обыкновенный, гребенчатый и малоазиатский тритоны. Обитают главным образом в лесах, в горах поднимаются до 2700 м. В период размножения тело самцов приобретает яркую окраску.
Весной или в начале лета тритоны переселяются в стоячие или слабопроточные водоемы, где самка откладывает от 30 до 650 яиц. Питаются червями, слизнями, мокрицами, мухами, сверчками и улитками.
Слайд 7.
 Вопрос. Ядовита и в огне не горит.
Это существо породило множество странных и загадочных легенд. Кто это?
Ответ. Саламандра. Всему виной совершенно безвредная слизь, которую выделяет кожа этого животного. Если животное бросить в огонь, то оно, действительно, благодаря усиленному выделению слизи, не будет гореть и даже может спастись бегством.
Длина тела от 10 до 28 см. Имеют зубы на верхних и нижних челюстях. Хорошо развиты веки. Выделения кожных желез ядовиты и служат средством пассивной защиты: выбрызгиваются при травмировании кожных покровов или сильном возбуждении.
Распространены в Евразии, Северной Африке и Северной Америке. Известны как наземные, так и водные виды. Живут в тенистых лесах, на берегах горных рек и ручьев. Активны в сумерках и ночью. Питаются мелкими беспозвоночными. На западе Украины обитает черная с яркими желтыми пятнами огненная саламандра длиной до 70 см, а на Кавказе — кавказская саламандра длиной не более 20 см.
Слайд 8.
Отряд Безногие земноводные состоит из 4 семейств 33 родов и около 170 видов: настоящие червяги, рыбозмеи, водные червяги и африканские червяги.
Внешне похожи на крупных червей или мелких змей. Червеобразное тело длиной 30-120 см, разделено кольцевыми перехватами (до 400), конечности отсутствуют. Кожа голая, богатая железами, выделяющими едкую слизь, у некоторых видов покрыта мельчайшей чешуей. Барабанная перепонка и среднее ухо отсутствуют. Глаза очень малы и скрыты под кожей или под костями черепа. На голове в специальной кожной ямке имеется маленькое щупальце, служащее органом обоняния и осязания.
Распространены в тропиках Африки, Азии и Америки. Большинство обитает в почве, ведя роющий образ жизни, иногда селятся в термитниках и муравейниках, некоторые живут в воде. Передвигаются по земле путем змееобразных изгибаний тела. Питаются червями и другими почвенными беспозвоночными.
Слайд 9.
Сообщение учащегося.
Волосатая лягушка. В Западной Африке самцы одного вида лягушки в период размножения обрастают волосом длиной 1-1,5 см. Борода, да и только! Но не там, где мы привыкли ее видеть, а на ногах и боках. Для чего лягушке волосы? Это дополнительные органы дыхания. Конечно, они не имеют никакого отношения к настоящим волосам!
Лягушка-голиаф - самая крупная лягушка. Встречается в Африке - в Камеруне, Анголе и Экваториальной Гвинее. Лягушка-голиаф имеет тело длиной до 25 см, массой до 3,25 кг. Однажды в Анголе была поймана лягушка длиной 40 см. Она обладает хорошим слухом, осторожна, ведет дневной образ жизни, охотится на тритонов, головастиков, мелких рыб.
Лягушка-бык - самая крупная из североамериканских лягушек, длина ее тела 20 см, масса 600 г. Эти лягушки съедобны, в США они являются объектом промысла, их добывают до 100 шт. ежедневно.
Исполинская саламандра - чемпион по величине среди земноводных, достигающая в длину 1,5 м. Живет это редкое животное в быстротекущих реках Японии Южного Китая, Исполинская саламандра редко выходит на сушу, ведет ночной образ жизни.
Самая маленькая лягушка-кокоа. Она может уместиться на ногте большого пальца. Водиться кокоа в тропических лесах Колумбии. Не смотря на крошечные размеры, они обладают очень сильным ядом. Брать их голыми руками очень опасно. Яда одной лягушки достаточно, для того чтобы обработать 50 стрел. Яд на наконечниках стрел сохраняет токсичность до 15 лет.
Наиболее плодовитые – жаба–ага и лягушка-бык из Северной Америки. За сезон размножения их самки откладывают более 20 000 икринок.

Слайд 10.

Народные приметы утверждают, что лягушки – настоящие «живые барометры».
Вопрос. Какие вы знаете приметы, связанные с земноводными.

Кожа лягушки серого цвета – к …, желтого – к …. (дождю, хорошей погоде.)
Лягушка молчит перед … погодой. (холодной)
Лягушка прыгает на берегу и квакает – к …. (дождю.)
Зашумит река, и закричит лягушка - …. (будет дождь)
Лягушка квакает с приятной трелью к …. (ясной погоде.)
Лягушки держатся на поверхности воды и квакают, выставляя мордочки наружу – к …. (ненастью.)

Слайд 11.

Вопрос. Где установлены памятники лягушкам?
Ответ. В Париже, у здания Института Пастера, установлен первый памятник лягушке. Это животное с давних времен служит объектом всевозможных лабораторных опытов, которые позволили человеку решить множество медицинских проблем.
Второй памятник был сооружен в Токио, на средства, собранные студентами медиками.

Слайд 12.

Отгадайте загадки и определите систематическое положение видов.

1. Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем кругу.
А ведь я отличным брассом
Многих перегнать могу. (Лягушка)

2. Перепутав вроде сроки
Средь прудов и там и тут
У кого сначала ноги,
Ноги задние растут. (У головастика)

3. Повелось уж так издревле,
Что живу я не везде,
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде. (Квакша)

Слайд 13.

IV. Закрепление изученного.

  1. Где обитают земноводные?

  2. В какое время года они активны?

  3. Назовите известных вам земноводных.

  4. Какое значение земноводные имеют в природе и жизни человека?

Испокон веков амфибий использует человек. Во многих странах мира мясо некоторых лягушек употребляют в пищу. Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории учебных и научных институтов для исследований. Конечно, некоторые виды земноводных опасны для человека, в первую очередь это относится к ядовитым животным, но в настоящее время совершенно очевидно, что польза от них несравненно значительнее, - земноводные истребляют большое количество насекомых, грызунов и других вредителей сельского хозяйства. Они полноправные звенья в сложнейшей цепи живой природы и требуют к себе бережного отношения. Загрязнение окружающей среды и разрушение естественных мест обитания животных в результате хозяйственной деятельности человека ведет к уменьшению числа или даже исчезновению многих из них.

Сегодня на уроке мы выяснили общие черты в строении земноводных; узнали, чем лягушки отличаются от жаб, а тритоны от червяг; познакомились с отдельными представителями класса амфибий.

Слайд 14.

V. Домашнее задание: Выучить § 24.  

Выполнить творческое задание:
Выбрать отдельного представителя класса земноводные, охарактеризовать его по плану:

  1. Систематическое положение вида.

  2. Описать особенности строения вида.

  3. Образ жизни животного.

  4. Значение вида в природе и жизни человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии с применением информационно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок биологии с применением информационно iconО проведении городского конкурса конспектов уроков «Урок биологии XXI века»
Управления образования г. Волгодонска и му информационно – методического / ресурсного/ центра г. Волгодонска на 2011 – 2012 учебный...
Урок биологии с применением информационно iconБардышев Павел Иванович, учитель биологии моу «Цивильская сош №1...
Прежде чем начать проектировать урок с использованием информационно – коммуникативных технологий, необходимо знать, что
Урок биологии с применением информационно iconУрок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» Продолжительность: урок...
Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации
Урок биологии с применением информационно iconУрок на тему: «Император Освободитель»
Данный урок завершает раздел «Времена Российской империи» и посвящён эпохе «Великих реформ» во время правления Александра II. Урок...
Урок биологии с применением информационно iconОб организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий
Институт разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения
Урок биологии с применением информационно iconКонкурс «интегрированный урок иностранного языка с применением компьютерных...
Конкурс «интегрированный урок иностранного языка с применением компьютерных технологий»
Урок биологии с применением информационно iconТема: Двузначные числа
Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок решения частных задач с применением открытого способа)
Урок биологии с применением информационно iconИнтегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного...
Интегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного обучения
Урок биологии с применением информационно iconУрок в 8 классе, (рассчитан на 2 урока)по теме: «Относительная влажность воздуха»
Урок с использованием технологий модульного обучения с применением икт + задания в тестовой форме
Урок биологии с применением информационно iconДоклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...
Урок биологии с применением информационно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование современных педагогических технологий: модульно – блочная технология с применением приемов работы «французских мастерских»,...
Урок биологии с применением информационно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Хоровой класс и управление хором», разделу пм 2 «Овладение дирижёрско-хоровой техникой» с применением информационно-коммуникационных...
Урок биологии с применением информационно iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок биологии с применением информационно iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок биологии с применением информационно iconУрок открытие. Тема
Прежде чем начать проектировать урок с использованием информационно – коммуникативных технологий, необходимо знать, что


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск