Скачать 36.1 Kb.
|
Нейроны вместо кисточки Так глубоко в собственный мозг вы еще не заглядывали Текст: Григорий Тарасевич 16–17 ноября в лектории Политехнического музея (Москва) состоится первый научно-художественный симпозиум «Brainstorms: художник в контексте нейронаук», который организует Laboratoria Art&Science Space. За словом «нейронаука» скрываются вещи, которые еще недавно удивляли даже в сюжетах фантастических блокбастеров. Например, возможность увидеть то, о чем человек думает. Или управлять компьютером с помощью одной лишь силы мысли. Теперь это становится чуть ли не обыденностью. Возможности наук о мозге будут обсуждать ученые, художники, философы и широкая публика. Мероприятие обещает быть очень интересным, о чем можно судить и по ответам ученых на вопросы «РР» История была такая. В прошлом году художница Марина Абрамович устроила научно-художественный перформанс под названием «Измеряя магию взгляда». Ее интересовало, можно ли научно объяснить контакт, который устанавливается между людьми, непрерывно смотрящими друг другу в глаза, и ведет ли этот контакт к синхронизации активности мозга смотрящих. Два человека, один из которых — сама художница, смотрели друг другу в глаза, а приборы выводили на экраны показатели работы их нейронов. Получалось зрелищно. Но организаторы эксперимента решили, что не на все поставленные вопросы получен ответ, и объявили о следующем этапе исследования — симпозиуме Brainstorms. Что такое этот Brainstorms, не совсем понятно. Сознание очень хочет присвоить ему какой-нибудь статус. Так проще. Например, научная конференция — это одно, художественная выставка — другое, открытая дискуссия — третье. В случае с Brainstorms мои нейроны начинают нервно дергаться в поисках определения. Даже пресс-релизы организаторов их не спасают: «Симпозиум представляет собой единый science art перформанс с продуманным сценарием. Он открывается увертюрой, продолжается четырьмя действиями — дискуссиями ученых и художников — и завершаетcя круглым столом, подводящим итоги и формулирующим инсайты и дальнейшие планы участников». Синтез науки и искусства стал настолько тесным, что уже невозможно провести четкую границу: вот это — суровое академическое знание, а вот это — художественное развлечение. Чтобы разобраться в отношениях нейронауки и искусства, мы задали несколько вопросов ключевым участникам симпозиума. Каких открытий в нейронауках вы ждете с восхищением, а какие исследования вызывают опасения? Татьяна Черниговская, доктор биологических наук, доктор филологических наук, заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ: Восхищает меня все, особенно генетические исследования обеспечения памяти и языка. Еще в числе самых важных достижений — возможность все более точно наблюдать мозг, видеть в режиме online, что происходит, когда человек решает математические задачи, слушает музыку или медитирует. Пугает возможность манипулирования памятью и внедрения в личность. Михаил Бурцев, руководитель лаборатории нейроинтеллекта и нейроморфных систем НИЦ «Курчатовский институт»: Основная проблема, которая интересует меня в нейробиологии, — как самоорганизация миллионов клеток приводит к тому, что мы можем решать теоремы или писать стихи. Никакие исследования не вызывают у меня опасений, потому что я считаю, что всегда лучше знать, чем не знать. Опасения могут вызывать люди, использующие силу знаний для неблаговидных целей. Александр Каплан, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ: С опасением ожидаю развития исследований в области «чипизации» мозга, то есть включения в мозг электронных устройств то ли для лечения, то ли для усиления и расширения его функций. В какой степени мозг остается «черным ящиком», каковым его считали в начале XX века психологи-бихевиористы? Татьяна Черниговская: Он постепенно «светлеет» и становится в некоторой степени «прозрачным» благодаря стремительно растущим техническим возможностям. Михаил Бурцев: Современные методы нейронауки, такие как оптогенетика, буквально открывают окно в мозг, делая возможным наблюдение за тем, что происходит внутри «черного ящика» в процессе поведения. В результате наивные бихевиористические теории исчезают, а им на смену приходят теории, делающие попытку связать нейрональный уровень с мышлением и сознанием. Как сегодня взаимодействуют наука и искусство? Татьяна Черниговская: Явно недостаточно. И зря, так как искусство — серьезная вещь, вовсе не развлечение. Как писал Иосиф Бродский, «поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, — речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей». Александр Каплан: Наука и искусство от своего рождения, а не только сегодня, взаимодействуют через художественные образы.... И ученый, и художник видят предметы своего исследования в одном и том же объективном пространстве — в мире художественных образов. Только отображают эти образы по-разному: танцем, кистью, формулами или уравнениями. Михаил Бурцев: Сегодня это в большинстве случаев одностороннее взаимодействие. Обычно художник использует некоторые технологии, являющиеся продуктом науки, для решения своих задач. Результаты могут быть потрясающими, но для меня это забивание гвоздей микроскопом. А ведь наука просто сокровищница для художника, она содержит залежи идей, которые наше общество еще не переварило и не осознало. Источник: http://expert.ru/russian_reporter/2012/45/nejronyi-vmesto-kistochki/ |
Биография Григорий Перельман родился Григорий Яковлевич Перельман. Реферат. Составил студент гф 2-1 Давлатов Руслан. Октябрь 2010 | Новые поступления за II кв. 2013 Реут, Григорий Александрович Реут, Григорий Александрович. Политология : учебное пособие для подготовки бакалавров / Г. А. Реут, В. Н. Шевченко; м-во сел хоз-ва... | ||
2. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов Студенческие и магистерские работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый... | Правила оформления Рефераты, курсовые и дипломные работы, прочие студенческие работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный... | ||
Реферат должен быть выполнен в полном соответствии Требованиями к... Рефераты относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый на графы, таблицы, ведомости,... | Реферат должен быть выполнен в полном соответствии Требованиями к... Рефераты относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый на графы, таблицы, ведомости,... | ||
2. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов в текстовых документах Рефераты, курсовые и дипломные работы, прочие студенческие работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный... | Содержание Н. Харджиев. О том, как Пушкин встретился с Эдгаром По Григорий Козинцев. Тынянов в кино | ||
Урок 77 Тема: Р/р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль М/к: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), из разных источников (текста, словарей), преобразовывать... | Методические рекомендации. Часть 3 (С 1). Сочинение – рассуждение с опорой на прочитанный текст Помни, что работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Не нужно пересказывать исходный текст, такая работа... | ||
Григорий Медведев. Чернобыльская тетрадь «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» | Темы Вашего учебного проекта Бурин Дмитрий Александрович, Чубин Григорий Владимирович, Евстафьев Евгений Игоревич | ||
Реферат по теме: Григорий Иванович Шелихов Колумб земли русской Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г. Колпашево | Реферат по истории на тему: "Григорий Александрович-князь Потемкин-Таврический" Ix. "Разве мы кому спать помешали?" Греческий проект Потемкина и Екатерины. 40 | ||
Левченко григорий александрович словарь-разговорник в россии: типологический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Святитель Григорий Нисский о молитве Слово 4: на «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6: 10-11) 12 |