Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УМР ___________Шехонин А.А.
“____“ ______________20__ м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Квалификация (степень) выпускника
|
|
| Направление подготовки
|
| Профиль подготовки
|
|
|
| Форма обучения
|
| (очная, очно-заочная )
| Выпускающая кафедра
|
| Семестр
| Трудоемкость, час.
| Форма промежуточного контроля
(экз./зачет)
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
| Санкт-Петербург 20____ г.
Разделы рабочей программы
Цели прохождения НИР
Место НИР в структуре ООП ВПО
Структура и содержание НИР
Формы контроля
Учебно-методическое и информационное обеспечение НИР
Материально-техническое обеспечение НИР
Приложения к рабочей программе НИР
Приложение 1. Аннотация рабочей программы
Приложение 1. Технологии и формы проведения НИР
Приложение 2. Технологии и формы прохождения НИР
Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения
Приложение 4. Таблица планирования результатов обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (ОС вуза) по направлению подготовки ________________________________________________________________________ Программу составили:
кафедра_______________________________________________________
_____________________ Ф.И.О., ученое звание, подпись
_____________________ Ф.И.О., ученое звание, подпись Зав. кафедрой:
_____________________ Ф.И.О., ученое звание, подпись Эксперт(ы):
(представители работодателей и/или академических сообществ, не менее 2-х представителей)
_____________________ Ф.И.О., должность, место работы, подпись
_____________________ Ф.И.О., должность, место работы, подпись
Программа одобрена на заседании УМК факультета ________________ (название факультета) Председатель УМК _____ (название факультета)___________(Ф.И.О., ученое звание, подпись)
Цели НИР Целью НИР является достижение следующих результатов образования (РО):
знания:
на уровне представлений: … (перечислить)
на уровне воспроизведения: … (перечислить)
на уровне понимания: … (перечислить)
умения:
теоретические… (перечислить)
практические … (перечислить)
навыки: … (перечислить) Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО (ОС вуза) и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП))
общекультурных
ОК-… (наименование)
ОК-… (наименование)
профессиональных
ПК-… (наименование)
ПК-… (наименование)
Примечание: в данном разделе указываются, как правило, не более 2-3 общекультурных и профессиональных компетенций, на формирование которых нацелена практика.
Место НИР в структуре ООП ВПО Для выполнения НИР студент должен обладать знаниями ____ (перечислить основные), умениями ____ (перечислить основные), навыками ____ (перечислить основные).
Содержание НИР является логическим продолжением разделов ООП ____ (перечислить) и служит основой для последующего изучения разделов ООП ________ (перечислить), прохождения ___________ (наименование) практики, выполнения выпускной квалификационной работы, а также формирования профессиональной компетентности в профессиональной области.
В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели НИР»:
№ п/п
| Наименование компетенции
| Предшествующие разделы ООП
| Последующие разделы ООП
| Общекультурные компетенции
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональные компетенции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Структура и содержание НИР Общая трудоемкость НИР составляет ______ зачетных единиц, _______ часов. № семестра
| № раздела
| Наименование
раздела НИР
| Объем, час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
Содержание НИР (Например, поиск и анализ литературных источников по тематике НИР; подготовка реферата; математическое моделирование; численное моделирование; компьютерное моделирование; экспериментальное исследование; макетирование; анализ результатов; оформление отчетных материалов; оформление электронной презентации по результатам НИР; формирование портфолио НИР; защита отчета по НИР).
Формы контроля НИР Раздел включает описание форм текущей и рубежной аттестации, а также промежуточного контроля, например:
Контроль прохождения НИР проводится в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов НИУ ИТМО.
Текущий контроль студентов проводится в дискретные временные интервалы руководителем НИР в следующих формах:
еженедельный контроль выполнения плана НИР;
подготовка статей/докладов;
выступление на семинарах/конференциях.
Промежуточный контроль по завершении семестра проводится в следующей форме:
защита отчета по НИР [указывается кем проводится промежуточный контроль – руководителем НИР либо комиссией, организованной на выпускающей кафедре/в научной лаборатории (в организации), в виде устного доклада о результатах НИР];
формирование элементов портфолио НИР.
Фонды оценочных средств (если имеются), позволяющие оценить результаты обучения по НИР, включены в состав УМК НИР.
Критерии оценивания, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения приведены в Приложениях 3 и 4 к Рабочей программе.
Учебно-методическое и информационное обеспечение НИР а) основная литература:
(указывается перечень литературы. Основная литература указывается в соответствии с приказами по книгообеспеченности и наличием достаточного количества экземпляров в библиотеке. Срок устареваемости основной литературы 5 лет.) б) дополнительная литература: в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Материально-техническое обеспечение НИР (Указывается материально-техническое обеспечение данной НИР).
Например:
Индивидуальное задание:
компьютерный класс, оснащенный презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук, …), пакетами ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, …), специализированным ПО: …, выходом в Интернет с доступом к электронным реферативным базам данных и т.п.;
лаборатория ____ (наименование), оснащенная _____ (перечислить основное лабораторное оборудование) и т.д.;
производственный участок _________ (наименование), оснащенный (перечислить основное производственное оборудование) и т.д.
спецодежда________________ (перечислить) и т.п.
Приложение 1 к рабочей программе НИР
Аннотация рабочей программы НИР Научно-исследовательская работа (НИР) является частью основной образовательной программы подготовки студентов по направлению подготовки _____, профилю _____. НИР реализуется на факультете _____(название факультета) кафедрой (кафедрами) _____. Местом проведения НИР является ________ (название научной лаборатории / организации / структурного подразделения университета).
НИР нацелена на формирование общекультурных компетенций (перечислить), профессиональных компетенций (перечислить) выпускника.
НИР предусматривает следующие формы организации учебного процесса: (выполнение индивидуального задания и пр.).
Программой НИР предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме ____ и промежуточный контроль в форме ____.
Общая трудоемкость НИР составляет ____ зачетных единиц, ____ часов. Приложение 2 к рабочей программе НИР
Технологии и формы проведения НИР Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
Образовательные технологии
НИР проводится с применением следующих видов образовательных технологий: (например)
Работа в команде: совместная работа студентов в группе при выполнении индивидуального / коллективного задания.
Портфолио НИР: ресурс совместного доступа, содержащий материалы НИР, а также элементы критического анализа.
Аутентичное оценивание: внешнее, внутреннее оценивание учебных достижений, а также самооценивание.
Формы проведения и содержание НИР
Этап № ___. (Название этапа)
Приводится:
цель выполняемого задания, выраженная через результаты образования;
указываются компетенции, на формирование которых направлен данный вид работ (из представленных в п.1. настоящей рабочей программы НИР);
указываются формы проведения работ (моделирование, измерение и пр.);
приводится форма организации этапа НИР (инструктаж, выдача задания, мастер-класс, еженедельные консультации, обсуждение результатов и пр.)
приводится перечень выполняемых работ и их содержание.
Приложение 3 к рабочей программе НИР
Технологии и формы выполнения НИР
Рекомендации по выполнению НИР для студента Трудоемкость НИР составляет ___ часов, ___ зачетных единиц.
Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и разделам НИР приведены в таблице.
Контроль выполнения НИР осуществляется в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов НИУ ИТМО.
Формы контроля и критерии оценивания приведены в Приложении 3 к Рабочей программе.
Вид работы
| Содержание (перечень вопросов)
| Рекомендации
| Подготовка к выполнению индивидуального задания
| Изучение теоретического материала, оформление реферата
| См. Методические указания по организации самостоятельной работы студента (на сайте кафедры).
| Ведение дневника НИР
| Заполнение дневника НИР
| См. Методические рекомендации по организации и проведению НИР студентов (на сайте кафедры).
| Оформление отчета по НИР
| Оформление отчета по практике
| Подготовка электронной презентации и доклада о результатах НИР
| Подготовка электронной презентации и доклада о результатах НИР
| Формирование портфолио НИР
| Отбор, фиксирование и критический анализ результатов НИР
| См. Рекомендации по формированию элементов критического анализа портфолио НИР (на сайте кафедры).
| И т.п.
|
|
|
Приложение 4 к рабочей программе НИР
Оценочные средства и методики их применения
В данном разделе разъясняются методы и средства оценивания выполнения НИР.
По каждой форме контроля указываются критерии оценивания.
Оценивание уровня учебных достижений студента осуществляется в виде текущего и промежуточного контроля в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов НИУ ИТМО.
Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения по НИР, включают в себя (перечислить, если имеются).
Критерии оценивания
В данном разделе указываются критерии оценивания результатов выполнения этапов НИР. Например, критерии оценивания защиты отчета по НИР могут быть следующие:
Защита отчета по НИР
Критерии оценивания
соответствие содержания отчета теме ИЗ / КЗ, отсутствие в тексте отступлений от темы;
соответствие содержания отчета цели и задачам НИР;
постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение;
логичность и последовательность изложения материала;
объем исследованной литературы, Интернет-ресурсов, справочной и энциклопедической литературы;
использование иностранных источников;
анализ и обобщение информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;
наличие аннотации (реферата) отчета;
наличие и обоснованность выводов;
правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.);
соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста);
отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок;
и др.
Приложение 5 к рабочей программе НИР
Таблица планирования результатов выполнения НИР в __ семестре
Разделы НИР
| Недели семестра
| Промежуточная аттестация
| 1-2
| 3-4
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
| 17
| Разработка ТЗ на НИР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований и т.п.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| …
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выбор направления исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аналитический обзор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| …
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Теоретические и экспериментальные исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Разработка гипотез, построение моделей объекта исследований
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| …
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обобщение и оценка результатов исследований
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Составление итогового отчета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| …
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| [Примечание: в таблице символами «*» или «+» обозначаются сроки проведения запланированных видов контроля; количество контрольных точек (столбцов таблицы) может быть изменено разработчиком программы в зависимости от длины семестра, в котором реализуется дисциплина, и от специфики реализуемой образовательной технологии; такая таблица должна быть заполнена для каждого семестра, в котором реализуется дисциплина. Если продолжительность НИР составляет несколько (2-4) недель, то следует изменить периодичность контроля, проводя его, например, один раз в два дня, что должно быть отражено в двух верхних строках таблицы]
|