Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории»





Скачать 351.47 Kb.
НазваниеПояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории»
страница1/3
Дата публикации07.10.2014
Размер351.47 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

ЭКОНОМИКА: ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

(профильный уровень) (Авторы программы — С. И. Иванов, М. А. Скляр)


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории», 1- часть, Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта полного среднего образования. Основной образовательной программы среднего общего образования ГБОУ СОШ №2032.

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения экономике:

Цели курса.

  • Освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;

  • Овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • Развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

  • Воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;

  • Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2011 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

задачи обучения:

  • Приобретение знаний: по основам хозяйственной жизнедеятельности экономики, ограниченности экономических ресурсов, типах экономических систем, причинах и следствиях рыночного равновесия, роли денег в экономике и факторах формирования величины денежной массы, причинах и видах инфляции, экономической природе труда, социальных проблемах рынка труда.

  • Овладение способами деятельностей: приводить примеры различных экономических ситуаций, описывать действие экономических законов и их влияние на экономическое положение страны, общества и отдельных ее граждан, проводить взаимосвязь действия экономических механизмов, объяснять проблемы международной торговли.

  • Освоение компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, социально- трудовой.


Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета «Экономика » в старшей школе в 10 классе выделяется 68 ч (2ч в неделю, 34 учебных недели) .Содержание программы направлено на освоение учащимися углубленных знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе полного среднего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта полного среднего образования по обществознанию (включая экономику и право).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.;

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Федеральный государственный стандарт среднего полного образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009г.);

- Приказ МОиН РФ № 1067 от 19.12.2012   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- Основная образовательная программа среднего общего образования ГБОУ СОШ №2032;

- Базисный учебный план ГБОУ СОШ №2032 на 2013—2014 учебный год и т.д.
Обоснование выбора программы и комплекта учебников

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по экономике и с учетом направленности 10А класса реализуются уровни: базисный, профильный (продвинутый).

Учебник Основы экономической теории Под ред .д.э.н. профессора С.И. Иванова Учебник для 10 класса (1 часть) с углублённым изучением экономики. Москва .Издательство « Вита- Пресс» 2010.

Учебник знакомит старшеклассников с основами рыночной экономики. Изучение экономики по этому учебнику обеспечивает формирование у учащихся базового уровня экономической грамотности, культуры экономического мышления и способности к самообразованию и самопознанию. Полученные знания позволят обучаемым составить целостное предстaвление о сути экономических явлений и их взаимосвязи.

Учебник доработан с учетом нового образовательного стандарта по экономике.

Практикум по основам экономической теории. 10-11 класс. под редакцией. Иванов С. И

Практикум предназначен для учащихся 10—11 классов, изучающих основы экономической теории по одноименному учебнику тех же авторов. Структура и содержание практикума жестко привязаны к учебнику: название глав повторяют названия глав учебника, а все виды заданий отражают понятия и законы, рассматриваемые в соответствующей главе учебника. Задания внутри любой главы располагаются по принципу: от простого к сложному. Для каждой темы предусмотрены задания на выявление устойчивого усвоения ключевых понятий и терминов, тесты, контрольные задачи и вопросы, упражнения. Кроме того, в каждой главе есть материал для дополнительного чтения, раскрывающий наиболее трудные для усвоения вопросы.

Содержащиеся в пособии задания могут быть использованы на различных стадиях учебного процесса для самостоятельных и контрольных работ в классе, итогового опроса учащихся и т. д.

Основы экономической теории. Иванов С. И. под ред.10-11 класс. Преподавание курса.

По каждой теме обоснована логическая структура урока, определен перечень формируемых знаний и умений учащихся, определены стержневые для понимания той или иной экономической категории понятия и принципы, приведены подробные ответы ко всем тестам, задачам и упражнениям, помещенным как в учебнике, так и в практикуме.

Пособие может использоваться учениками для самостоятельной работы. С его помощью они могут проконтролировать уровень усвоения каждой темы, попробовать свои силы в выполнении всех заданий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина

Программа:

Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/Сост.Л.Н.Поташева. -3-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2008

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Дата


Тема урока

Кол-во

часов


Тип урока


Элементы содержания


Требования

к уровню подготовки

учащихся


Основные понятия

Домаш­нее задание








Раздел 1. Введение

Тема 1, Предмет и метод экономической теории

1

5.09




Безграничность потребностей человека.

1

ИНМ

Удовлетворение потребностей людей -условие существования и "развития общества.




Потребности, безграничные потребности

§1.1.

2

06.09




Экономические блага и ограниченность ресурсов

1




Свободные блага и экономические блага, Трудовые ресурсы, капитал и природные ресур­сы как необходимые условия производства благ. Ресурсы и факторы производства, их единство и различия. Факторы производства и созда­ваемые ими доходы. Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики.

Знать: Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики.

Блага,

§1.1

3

12.09




Рациональность поведения людей в процессе производства экономических благ

1




Максимизация результата производства благ при данных затратах факторов производства и минимизация затрат для достижения данного результата производства. Рациональность использования ресур­сов в процессе производства. Постановка цели и критерий выбора при постановке цели. Цена выбора и альтернативные затраты. Кривая про­изводственных возможностей. Оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров.

Знать: Оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров.

Затраты, ресурсы, микроэкономика, макроэкономика

§1.2

4

13.09




Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки

1




Ограниченность факторов производства и три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить? Решение фундаментальных проблем как основная задача экономической науки. Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика как составные части экономиче­ской теории. Институциональная экономика. Позитивный и норматив­ный подходы при изучении экономики.

Знать: три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить?

микроэкономика, макроэкономика

§ 1.3

5

19.09




Метод экономической науки. Моделирование экономики

1




Понятие экономической модели. Экономические переменные и их. взаимозависимость. Экономические данные. Размерность экономических величин. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Индексы.

Знать методы экономической науки.

Экономическая модель, экономические данные, фонды. Номинальные и реальные величины. Индексы.

§1.4

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

6

20.09




Административ-но-планоная система и рыночная система.

1




Два способа решения фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы.

Знать: как решаются фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы.

Экономические системы

§2.1,

7

26.09




Основные черты административно-плановой системы.

1




Государственная собственность на экономические ресурсы. Централизованное рас­пределение материальных и трудовых ресурсов. Планирование эконо­мики. Внутренняя противоречивость системы планового управления экономикой. Соревнование административно-плановой экономики и рыночной экономики. Кризис и крушение административно-плано­вой системы.

Знать: почему переход к рыночной системе был не только целесообразен и неизбежен

Плановая экономика

§2.2.

8

27.09




Рыночная экономика. Зарождение и развитие рыночной системы

1




Зарождение и развитие рыночной системы. Возникновение и развитие разделения труда как условие возник­новения рыночной экономики. Возможность и необходимость обме­на продуктами труда между их производителями. Частная собст­венность на производственные и природные ресурсы как причина возникновения рыночной системы.

Знать: каким образом происходит зарождение и развитие рыночной системы.

рынок

§2.3

9

03.10




Функции рынка Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков

1




Цены и их роль в функционировании рынка: выполнение информационной функции, регулирование производства товаров и услуг, стимулирование техни­ческого прогресса. Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков

Знать: виды и функции рынка

Услуги, товар, рынок

§2.3

10

04.10




Домашние хозяйства и фирмы как субъекты рыночной экономики.

1




Кругооборот доходов и расходов в экономике, состоящей из домашних хозяйств и фирм.

Знать: как правильно вести домашнее хозяйство

Фирма, домашнее хозяйство

§2.4

11

10.10




Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика

1




Положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие функционирования рынка (выгоды и издержки «третьих .лиц»). Общественные блага и необходимость их производства, неравенство в распределении доходов, образование монополий в производстве экономических благ, инфляция, нестабильность роста производства, безработица и другие негативные явления, присущие рыночной системе.

Знать: положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие функционирования рынка

Инфляция, издержки

§2.5

12

11.10




Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

1




Смешанная эко­номика как экономика свободного предпринимательства, регулируемая государством. Модель кругооборота доходов и расходов домашних хо­зяйств и фирм с участием государства. Пределы вмешательства государ­ства в экономику.







§2.5

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

13

17.10




Спрос. Определение спроса. Величина спроса

1




Зависимость величины спроса от цены товара (услуги). Закон спроса. Обоснование досто­верности закона спроса: ценовой барьер, эффект дохода, эффект заме­щения. Факторы, влияющие на спрос: величина денежных доходов, численность населения, вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары и т. п.

Знать: факторы, влияющие на спрос: величина денежных доходов, численность населения, вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары

Спрос, величина спроса

§3.1

14

18.10




Предложение товара. Величина предложения

1

КУ

3ависимость величи­ны предложения от цены. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения: цены на ресурсы, изменения в технологии производства товаров и услуг, потоварные налоги и дотации, ценовые ожидания в условиях инфляции и т. п.

Знать: Закон спроса и предложения

Предложение, величина предложения

§3.2

15

24.10




Рыночной равновесие. Условие совершенной конкуренции.

1




Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Равновесная цена. Равновесный объем рынка. Уравновешивающая функ­ция цены. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

Знать: условия совершенной конкуренции

Рыночное равновесие, конкуренция

§3.3.

16

25.10




Воздействие внешних сил на рыночное равновесие

1




«Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара. Госу­дарственная политика цен и рыночное равновесие.




Равновесная цена

§3.4, 3.5

17







Контрольная работа на тему «Спрос, предложение и рыночное равновесие»

1
















Раздел II. Микроэкономика

Тема 4. Эластичность спроса и предложения

18







Ценовая эластичность спроса

1




Понятия эластичного и неэластично­го спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: наличие заменителей данного товара, степень необходимости данного товара для потребителей, доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, фактор времени. Возрастание эластичности в долгосрочном периоде.

Знать: понятие эластичного и неэластично­го спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Эластичность спроса

§4.1

19







Эластичность спроса по доходу

1




Коэффициент эластичности спроса по доходу.

Знать: понятие эластичного и неэластично­го спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Эластичность спроса

§4.2,

20







Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент.

1




Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент.







§4.3

21







Ценовая эластичность предложения.

1




Эластичное и неэластичное предложение. Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние на ценовую эластичность предложения в долгосрочном периоде наличия или отсутствия резервов производства, характера производимого товара или услуги, возможности длительного хранения запасов готовой продукции.

Знать: Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.

Эластичность предложения

§4.4
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconРабочая программа по элективному курсу «Основы экономической теории»...
«Основы экономической теории» составлена на основе авторской программы курса С. И. Иванова, М. А. Скляра «Основы экономической теории»/...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного...
Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; примерной программы...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconРабочая программа по предмету «Основы экономической теории» для 10...
Учебник «Основы экономической теории» и данная программа строго скоординированы друг с другом. Целесообразно использование в школах...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; примерной программы...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconМетодическое пособие для студентов магистратуры, изучающих дисциплину м б. 01 «Микроэкономика»
Экономика и структура экономической науки. Предмет экономической теории. Методы экономической теории
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconУчебно-методический комплекс по «экономической теории» часть 1 «ОСНОВЫ...
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconТест «умеете ли вы слушать?»
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconМодифицированный тест Холланда
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconПрограмма муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconПримерная рабочая программа элективного курса по экономике «Основы экономической теории»
Методические указания по дисциплине «Теория экономического анализа» для высших учебных заведений. – Спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconАлександр Александрович Крымов Вы — управляющий персоналом
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconМетоды профессионального самоопределения Модифицированный тест Голланда1
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconРеферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки»
Особенное внимание я посчитал нужным уделить описанию взглядов тех мыслителей, которые положили начало экономической науке и которым...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconТест Дж. Голланда (Дж. Холланда) на определение профессионального...
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconРабочая программа по предмету «Экономика»
Реализуется посредством умк, включающем авторскую программу «Основы экономической теории», под редакцией доктора экономических наук,...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории» iconОсновы экономической теории
Дать студентам общее представление о направлениях экономической науки, освоить терминологию и методологию экономики и подготовить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск