Скачать 408.82 Kb.
|
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель директора по УВР Руководитель ОУ _______/Рагимова Р.Р. / МОУ – Русско-Акташской СОШ Русско-Акташской СОШ Протокол № ___ от ________/Миронова Т.В./ _______/Вечкитова Т.А./ «___» _______2010 г. «___» ________2010 г. Приказ №_______от «___» ________2010 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ для 11 класса Учитель истории и обществознания Т.А.Вечкитова Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №_____ от «____» _________2010 г. 2010-2011 уч.год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; примерной программы профильного уровня по экономике; методических рекомендаций по использованию на профильном уровне учебника «Основы экономической теории» под редакцией С. И. Иванова. Экономика в 11 классе изучается 70 часов в год, 2 часа в неделю, так как класс является профильным по социально-экономическому направлению. Учебно-методический комплект, предназначенный для 11 класса общеобразовательных школ с углубленным изучением экономики, включает учебник «Основы экономической теории», «Практикум по основам экономической теории», пособие для учителя «Преподавание курса «Основы экономической теории». Авторы комплекта – профессора РГПУ им. А. И. Герцена С. И. Иванов (редактор), А. Я. Линьков, М. А. Скляр, Б. И. Табачникас, Н. А. Заиченко, В. В. Шереметова. Цель образовательной программы: развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения. Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. На профильном уровне учащиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты и какие проблемы они решают. Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям учащихся достигается путем отбора тем, актуальных для подростков в возрасте 15–17 лет, применения интерактивных форм обучения. Преемственность экономического образования на разных ступенях обеспечена тем, что требования к учащимся в экономическом блоке обществознания и в отдельном курсе экономики, с одной стороны, и в курсе экономики в старшей школе, с другой стороны, приведены во взаимное соответствие. При этом профильный курс экономики включает основы экономической науки и является связью между профильной социально-экономической школой и экономическим вузом. Реализация межпредметных связей обеспечена тем, что при четком разделении материала между предметами в преподавании экономики используются знания из литературы, математики, географии, информатики, истории и технологии. Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника), выработка у учащихся ответственного отношения к своим потребностям, понимание связи между свободой выбора и ответственностью за его результаты, формирование у школьников навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики – все это существенные элементы воспитания гражданина. Личностная ориентация экономического образования достигнута благодаря формированию ценностных ориентиров и выделению личностной компоненты. В центре внимания находится экономическая деятельность человека в качестве потребителя, семьянина, работника и гражданина. Содержанием экономического образования является в первую очередь то, с чем придется иметь дело каждому выпускнику в повседневной жизни, включая и сферу средств массовой информации. Деятельностный характер образования достигается посредством: – работы с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); – критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирования на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; – экономического анализа общественных явлений и событий; – решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах); – участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; – написания творческих работ. Практическая направленность курса экономики достигается тем, что учащиеся осваивают типичные экономические роли потребителя, работника, налогоплательщика, предпринимателя. Кроме того, в данном стандарте в курс экономики включен раздел прикладной экономики – это способствует развитию интереса к предпринимательской деятельности и формированию у школьников практических навыков, необходимых для экономической деятельности. Стандарт экономического образования предусматривает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций: в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет; в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела; в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ. Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информационной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные ориентации. Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства. При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки, практические занятия, лекции) обязательным является широкое использование активных форм обучения (экономическая лаборатория, семинары, моделирующие экономические и компьютерные игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования). Использование в процессе обучения активных форм обучения способствует более глубокому усвоению школьниками теоретических знаний, поддерживает у них высокий познавательный интерес к изучаемому предмету, облегчает и ускоряет усвоение предмета. При освоении содержания экономического образования у учащихся формируются следующие общие учебные умения, навыки и обобщение способов деятельности:
Требования к уровню подготовки В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен Знать/Понимать
Уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Содержание образовательной программы (70 часов) Введение -1 час Раздел 1. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД (11 часов). Предмет и особенности макроэкономического анализа Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Агрегирование. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов. Понятие системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды. Теневая экономика. Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП. Раздел 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ (18 часов). Совокупный спрос и совокупное предложение Совокупный спрос. Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Причины положительного наклона кривой совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Классическая модель. Закон Сэя. Кейнсианская макроэкономическая модель. Макроэкономическое равновесие. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА (9 часов). Экономические циклы. Типы экономических циклов. Классические среднесрочные циклы деловой активности. Причины экономических циклов. Фазы цикла. Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП. Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости. Раздел 4. ИНФЛЯЦИЯ (5 часов). Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. Последствия и издержки инфляции. Раздел 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (4 часа). Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития. Раздел 6. ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО (7 часов) Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие. Что такое макроэкономическая политика. Кредитные деньги или как банки «делают деньги». Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности. Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика. Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (4 часа). Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция. |