НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ» Факультет мировой экономики и международной торговли
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ Разработана в соответствии с ФГОС ВПО
Рекомендуется для направления подготовки
080200.62 – «Менеджмент» и 080100.62 – «Экономика» Профили подготовки
080200.62 «Менеджмент»
«Международный менеджмент»
080100.62 «Экономика»
«Мировая экономика», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансы и кредит»
Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения. Квалификации (степени) выпускника - бакалавр менеджмента
бакалавр экономики
Москва
2013
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Ученого Совета ИМЭС
Протокол № 5 от 27.12.2012 года
Данную программу разработал Шингаров Георгий Христович, д.ф.н., профессор кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО ИМЭС. Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения. Разработана в соответствии с ФГОС ВПО.
Обсуждена и рекомендована
к утверждению на заседании кафедры
Гуманитарных и социально-экономических
дисциплин НОУ ВПО ИМЭС
Протокол № 2 от 06.12.2012 года.
Аннотация программы дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» представляет собой теоретическую систему наиболее общих положений о мире в целом, природе, обществе, человеке и его многообразных отношениях к миру.
Аннотация рабочей программы дисциплины «Философия» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения, обучающихся по направлению 080200,62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика» базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) профилей «Международный менеджмент», «Мировая экономика», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансы и кредит».
Цели и задачи дисциплины:
Цель учебного курса философии - ввести студента в предмет философии как учения о сущности бытия (социального, духовного и природного), о эпистемонологических и методологических принципах его познания. Ознакомить с основами философской антропологии.
Задачи курса:
Познакомить с основными этапами и направлениями развития философии;
Показать богатство и многообразие различных форм филосовствования, (восточная, античная, средневековая, новоевропейская, и современная);
Роль и место философии в развитии культуры и научного знания в истории человечества и нашей современности;
Ознакомить учащихся с основными категориями и законами онтологии и теории познания;
Подготовить студента к анализу основных периодов истории человечества и современных тенденций развития глобализирующегося мира;
Правильно ориентироваться в оценке и перспективах развития Русской цивилизации и культуры.
Место дисциплины в ООП
Курс философии- неотъемлемая составная часть образовательной программы по всем социально-гуманитарным направлениям высшего образования. Программа курса строится на презумпции знакомства студентов с общими знаниями, основами обществознания, истории и естественно научных дисциплин, изученных в средней школе. Курс создает предпосылки для дальнейшего развития теоретика – познавательных и научно- аналитических способностей студентов.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих концепций:
по направлению 080200.62 «Менеджмент»:
ОК-1,2,4,6;
по направлению 080100.62 «Экономика»:
.ОК-1,2,3,4,6,11.
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
Исторические этапы развития философии:
Основные школы древнекитайской и древнеиндийской философии и их главных представителей;
Основные периоды в развитии Древнегреческой философии и главных их представителей;
Основные направления и школы в Средневековой философии в Европе и на Арабском Востоке.
Философию эпохи возрождения.
Современную философию как элемент новоевропейской культуры.
Классическую философию 17-19вв.
Неклассическую и постнеклассическую философию как элемент массовой культуры и результат индустриального и постиндустриального общества.
Основные этапы, направления и главных представителей русской философии (18-20вв)
Уметь:
Анализировать закономерности исторического развития философии и возникновения в ней различных школ и направлений.
Логически рассуждать и анализировать социально- политические, социально- экономические, экономические и теоретико-познавательные предпосылки возникновения основных теорий в истории экономической науки;
Ясно формулировать собственное понимание обсуждаемых вопросов;
Грамотно и логически последовательно излагать тезисы, которые студенты выдвигают в процессе дискуссии на семинарах по обсуждениям проблем;
Владеть:
Основным аппаратом философии как особой формой научного познания.
Философской методологией как основой познания в любой конкретной науке и любого социального процесса.
Навыками поиска и использования информации по различным вопросам современной философии, культуры и общественно- политической жизни.
Навыками публичной речи, аргументации свой точки зрения, ведения дискуссии и диалога.
Объем дисциплины и виды учебной работы
(направление 080200.62 «Менеджмент»и 080100.62 «Экономика»)
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| очное
| очно-заочное
| заочное
| Аудиторные занятия (всего)
| 36/1
| 18/0,5
| 8/0,2
| В том числе:
|
|
|
| Лекции
| 22/0,6
| 12/0,3
| 8/0,2
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
| Семинары (С) (в т.ч. в интерактивной форме)
| 14/0,4
| 6/0,2
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36/1
| 54/1,5
| 64/1,8
| В том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
| Реферат
| 15/0,4
| 15/0,4
| 15/0,4
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
| Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
| 21/0,6
| 39/1,1
| 49/1,4
| Вид аттестации
| зачёт
| зачёт
| зачёт
| Общая трудоемкость 72 часа
2 зачетных единицы
| 72/2
| 72/2
| 72/224
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Онтология и теория познания в системе философского знания
| 1:1 Специфика философии как составной части духовной культуры человечества. Философия и мифология. Мировоззренческая, методологическая и идеологическая функция философии. Структура и основные составные части философии как формы научного познания. Дифференциация научного познания и изменение предмета философии.
1.2: Бытие, реальность, материя. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм – два основных направления в истории философии. Диалектика и метафизика как основные подходы к пониманию сущности бытия. Законы и основные категории онтологии. Проблема пространства и времени в философии и современной науке.
1.3: Познание как процесс постижения человеком сущности бытия. Уровни процесса познания – чувственная и рациональная степень познания. Основные элементы чувственного и рационального уровней познания. Рационализм и сенсуализм. Рациональное и ирроциональное в процессе познания. Интуиция и дискурсивное в процессе познания. Проблемы искусственного интеллекта в современной науке.
1.4: Проблема сознания в современной философии и науке. Психосоматическая проблема
1.5: Проблемы истины в философии. Онтологические, гносеологические и аксиологические аспекты истины: истина, оценка, ценность. Истина и заблуждение. Заблуждение, дезинформация, ложь. Истина и законы логики. Наука как специфическая форма познания.
| 2.
| Основы социальной философии.
| 2.1: Специфика предмета социальной философии. Ее место в системе философского знания. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Общество и природа.
2.2: Философские проблемы экономической сферы жизни общества.
2.3: Социальная, политическая и духовная сферы общества. Философия истории, права и религии. Философия искусства и наука о морали - этика.
| 3.
| История философии народов древнего Востока и античной философии.
| 3.1: Китайская цивилизация и основные направления древнекитайской философии. Культура и философия Индии.
3.2: Возникновение и основные этапы истории древнегреческой философии. Натурфилософский период (Пифагор, Гераклид и Эмпедокл )
3.3: Основной принцип софистов: человек мера всех вещей. Сократ, Платон, Аристотель философия эпохи Эллинизма.
| 4.
| История философии Средних веков.
| 4.1: Сущность патристики и основные ее представители (Тертуллиан, Августин Блаженный). Восточная теология. Гностицизм и его критика. Неоплатонизм и христианство.
4.2: Источники и основные направления в развитии арабской философии. Влияние древнегреческой и философии эпохи эллинизма на формирование арабской философии. Основные ее направления. Восточный аристотелизм (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна). Западный аристотелизм (Ибн-Баджи, Ибн-Туфаиль). Суфизм (Аль-Газали).
4.3: Основные проблемы средневековой философии: знание и вера, проблема универсалий. Полнятие схоластики. Ранняя схоластика (Ансельм Кентерберийский, Расцелин, Абеляр). Реализм и номинализм в средневековой философии. Высокая схоластика (XIII- XIV вв.). Учение о двойственной истине. Роджер Бэкон. Фома Аквинский: жизнь и учение. Уильям Оккам и «бритва Оккама».
| 5.
| Философия эпохи Возрождения
| 5.1: Понятие "Возрождение". Отношение к античности и Средним векам. Идея гуманизма. Церковная реформа, протестантизм и основные его направления Н.Коперник и переворот в астрономии.
| 6.
| Философия Нового времени (XVI - XVII)
| 6.1: Первый (мануфактурный) период промышленной революции в Европе. Возникновение механистического мировоззрения. Развитие науки и техники. Ф.Бэкон – основоположник английского материализма. Методология современного естествознания и предназначение науки. Дуализм Декарта. Вклад в развитие математики и естествознания. Учение о методе и врожденных идеях. Спиноза.
6.2: Т. Гоббс и его учение о естественном праве. Дж. Локк: жизнь и основные идеи. Сенсуализм и критика «врожденных идей» Декарта. Социально-политические взгляды Локка. Дж. Толанд: деизм и материализм. Дж. Беркли и его солипсизм. Д. Юм – учение о познании и агностицизм в познании причинно-следственных взаимоотношений.
6.3: Сущность Просвещения как эпохи в истории человечества. Философия французского материализма XVIII века: (Ламетри, Дидро, Гельвецкий, Гольбах и др.). Русские просветители. Атеизм французского материализма. Философия и французская революция 1789 года.
6.4: Г.В. Лейбниц как предшественник немецкой классической философии. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. «Докретический период» в творчестве Канта. Идеи эволюционизма в области естествознания во «Всеобщей истории и теории неба». «Критический» период: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Фихте и Шеллинг. Диалектический метод и система философии Гегеля., Антропологический материализм Л. Фейербаха.
| 7.
| Основные направления философии XIX- XX
| 7.1 Позиции. О. Кант - основоположник позитивизма. Социология как позитивная наука. Г. Спенсер, Дж.С.Милль. Эмпириокритицизм Э.Маха. Третий этап в развитии позитивизма – логический позитивизм. Принципы редукции, верификации и фальсификации.
7.2: К. Маркс и Ф. Энгельс – основоположники философии марксизма. Социально-политические и теоретические предпосылки возникновения марксизма. Марксистская философия как составная часть марксизма. Диалектический материализм – онтология и теория познания марксистской философии. Теория отражения как основа теории познания марксизма.
Исторический материализм – социальная философия марксизма. Первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Учение об общественно-экономических формациях.
| 8.
| История Русской философии
| 8.1: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ДО XIX ВЕКА Особенности русской философии. Исторические условия развития философии в России и ее исторические этапы. Религиозно-философские искания на начальных этапах развития русской философии (XI – XVI вв.). Развитие философии в России в XVIII в. Философская система Георгия Сковороды. Идеи просвещения в русской философии.
8.2: Становление русской философии как самостоятельной научной дисциплины и условия формирования ее основных направлений. Славянофилы и их основные идеи и представители. Западники как одно из основных направлений в русской философии XIX века. Философия и революционная деятельность. Анархизм М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина. Идеи народничества и марксизм в России: Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Философия советского периода.
|
|