Скачать 0.52 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления Направление подготовки Менеджмент Профиль подготовки Корпоративный менеджмент Степень выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2012 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «История и методология науки управления» является понимание будущим выпускником единых теоретико-методологических основ менеджмента, его объекта, предмета, сущности, содержания, методов исследования в менеджменте и методов менеджмента; понимание новейших концепций управления ХХ1 века; формирование целостного представления о менеджменте как науке, практике и искусстве управления; адаптация ключевых проблем менеджмента к потребностям и задачам осуществления социально-экономических процессов в нашем обществе на современном этапе. 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «История и методология науки управления» относится к дисциплинам профиля «Корпоративный менеджмент», входящего в общенаучный цикл М1 подготовки магистра по направлению Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента общенаучных знаний и общекультурных компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области методологических основ и истории менеджмента. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов ООП бакалавриата: «История», «Экономика», «Правоведение», «Философия», «Экономическая история», «Экономическая психология», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Социология», «Статистика», «Методы принятия управленческих решений», «Теория менеджмента», «Маркетинг». Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании основных философских понятий и методов, закономерностей общественно-политического и экономического развития, экономических методов и инструментария для анализа внешней и внутренней среды организации, поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения методологических основ менеджмента, его современных концепций, перспектив и направлений развития. Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи:
Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин ООП магистратуры, как «Современные проблемы науки управления», «Методы исследования в менеджменте», «Теория организации и организационное поведение», «Управление человеческими ресурсами», «Механизм корпоративного контроля», «Система корпоративного управления». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и методология науки управления» а) общекультурные (ОК) - способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1); - способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3); - способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9). б) профессиональные (ПК) научно-исследовательская деятельность: - способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9). В результате освоения дисциплины «История и методология науки управления» обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура дисциплины «История и методология науки управления» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Тема 1. Методология науки управления Понятие методологии. Методология как система, ее функции. Предмет науки управления. Соотношение теории и методологии. Общенаучная методология и ее подходы. Специально-научная методология. Методика и техника научного исследования. Подсистема методов исследования в управлении. Общенаучные методы: наблюдение, описание, эксперимент, обобщение, классификация, интерпретация, опрос, тестирование моделирование, социометрия и другие методы получения экспертной информации. Методы менеджмента: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. Место теории менеджмента в системе современных знаний. Тема2. Закономерности менеджмента Субъективные и объективные факторы в менеджменте. Необходимость управления в деятельности человека. Понятие и проявления менеджмента. Менеджмент как управление социально-экономическими системами. Менеджмент как теория, практика, искусство управления. Менеджмент как особый вид деятельности, его специфика. Менеджмент как процесс управления организацией. Организация как объект управления: ее элементы, составные части, уровни, основные процессы. Организация как открытая система. Успешная деятельность организаций. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Элементы процесса управления социально-экономическими системами. Природа и состав функций менеджмента. Классификация функций менеджмента. Функции управленческих работников. Кадры управления и их роли. Необходимые навыки и качества менеджера. Ресурсы, качество и эффективность управления. Понятие эффективности в менеджменте. Внешняя и внутренняя эффективность менеджмента. Временная модель эффективности организации. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные критерии эффективности менеджмента. Источники эффективности менеджмента. Измерение эффективности в менеджменте. Основные показатели эффективности. Направления повышения эффективности менеджмента. Тема 3. Классическая школа в управлении Теория научного управления. Основные черты и особенности концепции научного менеджмента Ф.У. Тейлора. Достоинства и недостатки тейлоризма. Вклад Ф. Л. Гилбрет в развитие научного менеджмента. Теория административного управления, ее отличие от школы научного управления. Концепция менеджмента А. Файоля. Интерпретация теории и практики менеджмента с функциональных позиций. Вклад в развитие классической школы управления Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда. |
Рабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки» Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм... | Рабочая программа дисциплины История и методология рыбопромышленной... Дисциплина «История и методология рыбопромышленной науки и производства» является дисциплиной базовой части профессионального цикла... | ||
Учебно-методическое пособие «История и методология юридической науки» «История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся... | Рабочая программа дисциплины «История и методология физики» Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются | ||
Аннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология... Дисциплина «История и методология прикладной математики и информатики» содействует формированию у студентов научного мировоззрения,... | Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих... | ||
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования Кореквизиты современные проблемы науки туристской индустрии, История и методология науки туристской индустрии | Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,... | ||
Е. Н. Яркова история и методология Е. Н. Яркова. История и методология юридической науки: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,... | Программа учебной дисциплины История и методология науки Направление подготовки Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований | ||
Рабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы... Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний... | В. М. Марков история и методология Рабочая программа учебной дисциплины «История и методология дизайн-проектирования» предназначена для студентов направления 072500.... | ||
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки о материалах» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология... | ||
Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом |