Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления





НазваниеРабочая программа дисциплины История и методология науки управления
страница1/4
Дата публикации30.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Экономический факультет
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины

История и методология науки управления
Направление подготовки

Менеджмент

Профиль подготовки

Корпоративный менеджмент

Степень выпускника

Магистр

Форма обучения

очная
Саратов, 2012

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История и методология науки управления» является понимание будущим выпускником единых теоретико-методологических основ менеджмента, его объекта, предмета, сущности, содержания, методов исследования в менеджменте и методов менеджмента; понимание новейших концепций управления ХХ1 века; формирование целостного представления о менеджменте как науке, практике и искусстве управления; адаптация ключевых проблем менеджмента к потребностям и задачам осуществления социально-экономических процессов в нашем обществе на современном этапе.
2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «История и методология науки управления» относится к дисциплинам профиля «Корпоративный менеджмент», входящего в общенаучный цикл М1 подготовки магистра по направлению Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента общенаучных знаний и общекультурных компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области методологических основ и истории менеджмента.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов ООП бакалавриата: «История», «Экономика», «Правоведение», «Философия», «Экономическая история», «Экономическая психология», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Социология», «Статистика», «Методы принятия управленческих решений», «Теория менеджмента», «Маркетинг». Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании основных философских понятий и методов, закономерностей общественно-политического и экономического развития, экономических методов и инструментария для анализа внешней и внутренней среды организации, поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения методологических основ менеджмента, его современных концепций, перспектив и направлений развития. Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи:

Наименование компетенции

Код компетенции

Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

Способен занимать активную гражданскую позицию

Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы

Владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность

Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

Стремится к личностному и профессиональному саморазвитию

Умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы

Владеет одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность

Имеет представление о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний

Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах

ОК-2
ОК-3

ОК-4

ОК-5
ОК-6
ОК-7
ОК-8

ОК-9

ОК-10

ОК-11
ОК-12


ОК-13

ОК-14

ОК-16

ОК-17


ОК-18


Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин ООП магистратуры, как «Современные проблемы науки управления», «Методы исследования в менеджменте», «Теория организации и организационное поведение», «Управление человеческими ресурсами», «Механизм корпоративного контроля», «Система корпоративного управления».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и методология науки управления»

а) общекультурные (ОК)

- способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);

- способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);

- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9).
б) профессиональные (ПК)

научно-исследовательская деятельность:

- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9).

В результате освоения дисциплины «История и методология науки управления» обучающийся должен:

Знать:

  • основные результаты новейших исследований по проблемам менеджмента;

  • основные теории и концепции менеджмента, включая теории мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

Уметь:

  • выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования;

  • обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные.

Владеть:

  • методологией и методикой проведения научных исследований;

  • навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;

  • методикой построения организационно-управленческих моделей.


4. Структура дисциплины «История и методология

науки управления»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Се-ме

стр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)







1

18 не-дель

Всего

Лек-ции

Семи-нары

СРС




1

Методология науки управления

1

1,2

10

2

4

8

Формы текущего

контроля: вопросы

для обсуждения,

тесты, реферат

2

Закономерности менеджмента

1

3,4

10

2

4

8

Тесты, вопросы

для обсуждения,

анализ ситуации

3

Классическая школа

в управлении

1

5

10

2

2

7

Тесты, вопросы

для обсуждения,

анализ ситуации

4

Школа человеческих отно-

шений и поведенческих наук

1

6

12




2

7

Тесты, анализ

ситуации, вопросы

для обсуждения

5

Количественный подход к упра-

влению. Школа науки управления

1

7

12




2

7

Тесты, вопросы

для обсуждения,

анализ ситуаций

6

Процессный подход

к управлению

1

8

6

2

2

7

Тесты, вопросы

для обсуждения,

анализ видеокейса

7

Системный и ситуационный

подходы к управлению

1

9

14




2

7

Тесты, анализ

ситуаций, задания

8

Американская, европейская

и японская модели управления

1

10

14




2

7

Тесты, анализ

ситуаций, задания,

реферат

9

Истоки и тенденции российского менеджмента

1

11

18

2

2

7

Тесты, анализ

ситуаций, задания,

реферат

10

Перспективы и направления

развития менеджмента


1

12

16

2

2

7

Тесты, анализ

ситуаций, задания,

реферат

11

Промежуточная аттестация

1
















Форма

промежуточной

аттестации –

зачет




Итого за семестр

1семе-стр

12 не-дель

108

12

24

72



Тема 1. Методология науки управления
Понятие методологии. Методология как система, ее функции. Предмет науки управления. Соотношение теории и методологии. Общенаучная методология и ее подходы. Специально-научная методология. Методика и техника научного исследования. Подсистема методов исследования в управлении. Общенаучные методы: наблюдение, описание, эксперимент, обобщение, классификация, интерпретация, опрос, тестирование моделирование, социометрия и другие методы получения экспертной информации. Методы менеджмента: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. Место теории менеджмента в системе современных знаний.
Тема2. Закономерности менеджмента

Субъективные и объективные факторы в менеджменте. Необходимость управления в деятельности человека. Понятие и проявления менеджмента. Менеджмент как управление социально-экономическими системами. Менеджмент как теория, практика, искусство управления. Менеджмент как особый вид деятельности, его специфика. Менеджмент как процесс управления организацией. Организация как объект управления: ее элементы, составные части, уровни, основные процессы. Организация как открытая система. Успешная деятельность организаций. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Элементы процесса управления социально-экономическими системами. Природа и состав функций менеджмента. Классификация функций менеджмента. Функции управленческих работников. Кадры управления и их роли. Необходимые навыки и качества менеджера. Ресурсы, качество и эффективность управления. Понятие эффективности в менеджменте. Внешняя и внутренняя эффективность менеджмента. Временная модель эффективности организации. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные критерии эффективности менеджмента. Источники эффективности менеджмента. Измерение эффективности в менеджменте. Основные показатели эффективности. Направления повышения эффективности менеджмента.
Тема 3. Классическая школа в управлении
Теория научного управления. Основные черты и особенности концепции научного менеджмента Ф.У. Тейлора. Достоинства и недостатки тейлоризма. Вклад Ф. Л. Гилбрет в развитие научного менеджмента. Теория административного управления, ее отличие от школы научного управления. Концепция менеджмента А. Файоля. Интерпретация теории и практики менеджмента с функциональных позиций. Вклад в развитие классической школы управления Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconРабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconРабочая программа дисциплины История и методология рыбопромышленной...
Дисциплина «История и методология рыбопромышленной науки и производства» является дисциплиной базовой части профессионального цикла...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconУчебно-методическое пособие «История и методология юридической науки»
«История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconРабочая программа дисциплины «История и методология физики»
Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconАннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология...
Дисциплина «История и методология прикладной математики и информатики» содействует формированию у студентов научного мировоззрения,...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconРабочая программа дисциплины «История и методология химии»
Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconРабочая программа дисциплины методы научного исследования
Кореквизиты современные проблемы науки туристской индустрии, История и методология науки туристской индустрии
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconЕ. Н. Яркова история и методология
Е. Н. Яркова. История и методология юридической науки: учебное по­собие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconПрограмма учебной дисциплины История и методология науки Направление подготовки
Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconРабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы...
Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconВ. М. Марков история и методология
Рабочая программа учебной дисциплины «История и методология дизайн-проектирования» предназначена для студентов направления 072500....
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconРабочая программа дисциплины «История и методология науки о материалах»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Рабочая программа дисциплины История и методология науки управления iconРабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки...
В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск