Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона»





НазваниеУчебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона»
страница1/7
Дата публикации05.11.2014
Размер1.01 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Мировой экономики


Одобрено УМС факультета

Мировой экономики и торговли

Протокол № ________

«____» _____________2006 г.

Председатель _______________


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Учебно-методический комплекс
Для специальности: 080102 Мировая экономика


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление РГТЭУ Протокол №__________

«____»______________2006г. «___» ___________2006г.

____________________________ Зав. кафедрой__________

Москва 2007 г.

Автор-составитель:

Люсов Валерий Николаевич, к.э.н., профессор,

кафедры «Мировая экономика»

Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина входит в ОПД.Ф. (федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин) по специальности 080102 Мировая экономика

Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и является дисциплиной по выбору.

Согласовано:


Зав. кафедрой Международной торговли,

К. с/х. н., профессор Е.В.Вавилова


Директор центр. библиотеки

РГТЭУ З.Н.Уханова

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

_Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона _

(название курса)
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике. Целесообразно провести дискуссии по темам: 1,3,4,5,6 в часы, предусмотренные для проведения семинарских занятий.
Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Целесообразно круглые столы провести по темам: 2,7,9 в ходе изучения соответствующих тем в часы, выделенные для семинарских занятий.

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ. Case-случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое значение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Материал для реализации case-study содержится в Кейс 1 и Кейс 2. Приложение №4.

С О Д Е Р Ж А Н И Е





стр.

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

  1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………….

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ………………

  3. Объем дисциплины ………………………………………………………..

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ………………

  4. Содержание курса ……………………………………………………………

  5. Темы семинарских занятий …………………………………………………

  6. Задания для самостоятельной работы студентов …………………………..

  7. Тематика контрольных работ и рефератов и методические указания по их выполнению в рамках самостоятельной работы………………………..

  8. Перечень контрольных вопросов для самопроверки………………………

  9. Вопросы для подготовки к экзамену………………………

  10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………….

    1. Литература ……………………………………………………………….

    2. Методическое обеспечение дисциплины ………………………………

11.Глоссарий терминов с английским эквивалентом……………………………

12.Расшифровка сокращений……………………………………………………

13.Приложения… №1, №2, №3, №4……………………………………………

3

5

6

7

7

8

9

12

16
19

26

29

32

32

34

34

64

70


1.Цели и задачи дисциплины

Учебно-методический комплекс по спецкурсу «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения.
Цель спецкурса:

Цель спецкурса состоит в том, чтобы дать базовую основу студентам в области мирохозяйственных процессов, развивающихся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Задача спецкурса состоит в следующем:

- раскрыть причины и условия становления АТР как особой зоны мировой экономики после окончания Второй мировой войны;

    • определить географические рамки АТР;

    • выделить и дать характеристику основных его субъектов: Северной части Тихого океана, Северо-Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Южной части Тихого океана, Тихоокеанской Латинской Америки;

    • дать общую характеристику АТР;

    • показать рост удельного веса АТР в мировой экономике;

    • выделить этапы формирования АТР и дать характеристику каждого этапа;

    • проанализировать тенденции развития экономики АТР и его составных частей;

    • показать роль США и Канады в АТР;

    • рассмотреть роль Японии в АТР;

    • отметить роль Австралии и Новой Зеландии в экономике АТР;

    • рассмотреть возрастающее влияние Китая на экономику АТР;

    • отметить экономическое влияние НИС на экономику АТР;

    • проследить влияние России на экономику АТР и перспективы возможного возрастания роли России в этом регионе;

    • рассмотреть становление региональных экономических организаций в АТР: «План Коломбо», «КЮТО», «ЮТФ», «СТЭС», «ТЭС»;

    • рассмотреть роль и значение Азиатского банка развития (АБР) для АТР;

    • проанализировать многостороннее сотрудничество в регионе и на субрегиональном уровне: АТЭС, АСЕАН, НАФТА, АФТА, ВАЭГ;

    • проанализировать перспективы возможного создания АВФ (Азиатского валютного фонда);

    • рассмотреть возможности становления АСЭН.


Место спецкурса в профессиональной подготовке выпускника.

Содержание курса «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» соответствует требованиям высшего профессионального образования. В УМК определены: структура и содержание курса, его темы, объем аудиторной и самостоятельной работы, перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы и вопросов к экзамену. В УМК представлен список литературы, необходимой для освоения спецкурса.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения спецкурса студенты должны знать и представлять процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе как особой зоны мирового хозяйства.

Студенты должны хорошо усвоить систему экономических связей в АТР: торговые отношения, миграцию капитала и рабочей силы, интеграционные процессы, валютно-расчетные отношения.

Студенты должны знать место России в экономике АТР и возможные перспективы усиления роли в регионе.

Процесс обучения студентов по данному спецкурсу осуществляется в ходе прослушивания лекций, практических занятий, написания по желанию контрольных работ, рефератов и, наконец, сдачи экзаменов.

3. Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Вид учебной работы


Количество часов по специальности

Мировая экономика

№№ семестров


4

Аудиторные занятия:


51

лекции

34

практические и семинарские занятия

17

Самостоятельная работа


49

Всего часов на дисциплину

100

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет)

- №№ семестров

Экзамен 4-

зсеместр



Форма обучения очно-заочная/очно-заочная (сокращ.)

Вид учебной работы


Количество часов по специальности

Мировая экономика

№№ семестров


4/3

Аудиторные занятия:


17

лекции

9

практические и семинарские занятия

8

Самостоятельная работа


83

Всего часов на дисциплину

100

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет)

- №№ семестров

экзамен-4 сем./3 сем.



3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы.

Форма обучения очная

Специальность 080102 Мировая экономика




Названия тем

Всего часов по плану

Аудиторные занятия

Из них

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Тема №1.Общая характеристика Азиатско-Тихоокенского региона

18

6

3

9

2

Тема №2.Многополюсной характер региональных экономических отношений в АТР

20

7

4

9

3

Тема №3.Становление региональной системы экономических связей в АТР

22

7

3

12

4

Тема №4.От экономического сотрудничества к экономической интеграции

20

7

4

9

5

Тема №5.Национально-государственные интересы России в АТР

20

7

3

10




ИТОГО

100

34

17

49


Форма обучения очно-заочная

Специальность 080102 Мировая экономика




Названия тем

Всего часов по плану

Аудиторные занятия

Из них

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Тема №1.Общая характеристика Азиатско-Тихоокенского региона

18

2

2

14

2

Тема №2.Многополюсной характер региональных экономических отношений в АТР

20

4

1

15

3

Тема №3.Становление региональной системы экономических связей в АТР

22

-

-

22

4

Тема №4.От экономического сотрудничества к экономической интеграции

20

2

3

15

5

Тема №5.Национально-государственные интересы России в АТР

20

1

2

17




ИТОГО

100

9

8

83



4.Содержание курса.

Тема № 1. Общая характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона.

Понятие и сущность экономики и международных экономических связей в странах АТР, как особой зоны мирового хозяйства. Причины и условия становления АТР после окончания Второй мировой войны. Географические рамки АТР. Экономические критерии отнесения стран к АТР. Общие и специфические характеристики основных его субрегионов: Северной части Тихого океана, Северо-Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Южной части Тихого океана, Тихоокеанской Латинской Америки.

Этапы формирования АТР и характеристика каждого этапа. Общая характеристика экономики АТР и возрастание удельного веса данного региона в мировом хозяйстве.
Тема № 2. Многополюсный характер региональных экономических отношений в АТР.

Роль в экономике АТР основных индустриальных стран: США, Японии, Канады, Австралии. Их краткая характеристика.

Рост экономического веса и влияния Китая в АТР. Специфика развития экономических реформ в Китае.

Роль и место «новых индустриальных стран» (НИС) в экономике региона.

Внешнеэкономические связи России с АТР и перспективы возможного возрастания ее роли в этом регионе.

Характеристика отношений взаимозависимости и основных противоречий между странами АТР.
Тема № 3. Становление региональной системы экономических связей в АТР.

Усиление внутрирегиональных торговых, финансовых, инвестиционных и иных хозяйственных связей после Второй мировой войны, особенно, начиная с 60-х годов 20 века по настоящее время.

Создание первых субрегиональных и региональных организаций и характеристика их деятельности. «План Коломбо» по совместному экономическому и социальному развитию в Азии и Тихом океане. «Комиссия стран Южной части Тихого океана» (КЮТО) - South Pacific Commission – (SPC). «Южнотихоокеанский форум – (ЮТС) (South PacificSPF). «Тихоокеанский экономический совет» - (ТЭС). «Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству» - (СТЭС). «Азиатский банк развития» (АБР) (Asian Development BankASFB).

Развитие многостороннего экономического сотрудничества на субрегиональном уровне. Его основные формы. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Associatian of South East Asian NationsASEAN). Основные этапы ее становления и развития.

Планы по формированию зоны свободной торговли (ВАЗСТ), включающей страны АСЕАН, а также Японию, Китай и Республику Корея. Идеи создания Азиатского валютного фонда (АВФ). Азиатско-Европейские встречи (АСЕМ).

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) («North American Free Trade Area» - NAFTA).
Тема № 4. От экономического сотрудничества к экономической интеграции.

Концепция «тихоокеанского сообщества»: истоки, эволюция, особенности.

Создание Организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) (Asia – Pacific Cooperation – APEC). АТЭС в глобальной стратегии США. Концепции АФТА и ВАЭТ (Восточноазиатской экономической группировки) как отражение противоречий между индустриально-развитыми и развивающимися государствами АТР.

Основные направления деятельности АТЭС в 1989 – 2005гг. Перспективы развития АТЭС. Создание свободной торговой и инвестиционной зоны в АТР к 2020г. Проблемы и перспективы расширения численности АТЭС.
Тема № 5. Национально-государственные интересы России в АТР.

Политические интересы, экономические интересы. Усиление роли экономических факторов в обеспечении национальной безопасности России в АТР. Угрозы экономической изоляции и экономического сепаратизма районов Сибири и Дольнего Востока. Возможности и перспективы включения России в процессы многостороннего сотрудничества в АТР.


5.Темы семинарских занятий

Общие положения.

Планы для подготовки к семинарским занятиям по спецкурсу «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (АТР) включают 5 тем. Рассмотрение каждой темы предусматривает определенное количество занятий, которое зависит от объема, выделенных часов, а также уровня подготовки конкретной группы.. Очная форма позволяет изучать темы в ходе семинарских занятий, и путем самостоятельной работы. Для очно - заочной формы делается упор на различные виды самостоятельной работы.

Студентам предлагается список литературы для подготовки к семинарским занятиям. Аудиторные лекции, учебные пособия, учебники, монографии, а также статьи в периодической печати позволяют глубоко усвоить материалы спецкурса при условии систематической самостоятельной работы студентов.

Необходимо не только изучить те или иные темы спецкурса «Экономические проблемы АТР», но и понять логику процессов, происходящих в этом регионе, формирующемся как особая зона мирового хозяйства.

Каждое выступление студента должно быть построено четко, конкретно, доступно для восприятия на слух, что требует основательной подготовки к семинарскому занятию.

На первом семинарском занятии следует уделить некоторое время для рассмотрения структуры изучаемой дисциплины, решению организационных вопросов, связанных с подготовкой и проведением семинарских занятий.

К каждой теме курса предлагается необходимая литература из учебников, учебных пособий, монографий. Что касается периодических материалов, то студент их находит самостоятельно. Для этого необходимо пользоваться списком статей, опубликованных в журнале за год в 12 номере соответствующего журнального издания. Обычно, достаточно взять последние номера за последние 3-4 года. Большое значение имеет изучение фактических материалов, опубликованных в БИКИ.
Тема № 1. Общая характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона.

  1. Понятие и сущность Азиатско-Тихоокеанского региона.

  2. Географические и экономические критерии отнесения стран к АТР.

  3. Причины и условия становления АТР после Второй мировой войны 20 века как особой зоны мирового хозяйства.

  4. Специфические характеристики основных его субрегионов:

А) Северной части Тихого океана,

Б) Северо-Восточной Азии,

В) Юго-Восточной Азии,

Г) Южной части Тихого океана,

Д) Тихоокеанской Латинской Америки.

  1. Общая характеристика экономики АТР т основных тенденций его развития.

  2. Рост удельного веса АТР в мировой экономике.


Литература к теме № 1.

2.Главы 17,18,20,24,26;3; 4.Главы 15,16,19,21,23
Тема № 2. Многополюсный характер региональных экономических отношений в АТР.

  1. Понятие и сущность многополюсности структуры АТР.

  2. Роль в экономике АТР основных индустриальных стран:

А) США.

Б) Японии,

В) Канады,

Г) Австралии.

  1. Рост экономического веса и влияния Китая в АТР.

  2. Роль и место «новых индустриальных стран» (НИС) в экономике региона.

  3. Внешнеэкономические связи России со странами АТР и перспектива возможного возрастания ее роли в этом регионе.

  4. Характеристика отношений взаимозависимости и основных противоречий между странами АТР.


Литература к теме № 2.

2.Главы 17,18,20,24,26;3; 4.Главы 15,16,19,21,23;6.Главы 17,18,20,24,26

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconФорум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Атэс образован в ноябре 1989 г. В настоящее время его участниками являются 21 экономика Азиатско-Тихоокеанского...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Западной Европы»
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является дисциплиной по выбору
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Политические проблемы регионостроительства,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в Азиатско-Тихоокеанском...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconРабочая программа дисциплины
Тнк, интеграционных группировок, международных экономических организаций, т е дает базовую основу студентам в области мирохозяйственных...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconДанила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной...
Работа выполнена в Центре Азиатско-Тихоокеанского региона Дипломатической академии мид россии
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура стран изучаемого региона»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» icon1 «Новый шёлковый путь» Обзор по материалам экспертов из России, Китая и Казахстана
На основании экспертных оценок дается характеристика новых международных транспортных и инфраструктурных проектов, в реализации которых...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы...
В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического...
Учебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического образования
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии»
В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «современные проблемы менеджмента»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы науки и образования»

Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс дисциплины современные проблемы анатомии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право...
Умк-2 учебно–методический комплекс Кафедры конституционного и муниципального права. Предназначен для студентов 2-го курса Факультета...
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» iconВысшая школа экономики в нижнем новгороде современные проблемы
Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социально-гуманитарных наук: материалы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск