Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики





Скачать 62.16 Kb.
НазваниеПредложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики
Дата публикации19.07.2013
Размер62.16 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы


Предложения РСПП по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики


  1. Национальную инновационную систему можно рассматривать как рынок инноваций, где есть спрос на инновации и их предложение. Спрос на инновации предъявляется бизнесом, предложение обеспечивается наукой, тесно связанной с образованием. В настоящий момент, по мнению РСПП, большие проблемы есть и в части спроса, и в части предложения.

  2. Поэтому, говоря о конкретных предложениях по изменению существующей ситуации с инновационной активностью в экономике, нужно говорить как о мерах по повышению эффективности сектора генерации знаний, так и о мерах по стимулированию спроса экономики на инновации.

  3. По обоим направлениям Правительство в последние годы предпринимает определенные шаги. Бизнес большинство из них, безусловно, поддерживает. Среди таких мер можно назвать создание технико-внедренческих ОЭЗ, создание сети технопарков в регионах, создание Российской венчурной корпорации, уменьшение сроков возмещения затрат на НИОКР до 1 года, снижение ЕСН для компаний IT-сектора, принятие целого ряда программ по поддержке малого наукоемкого бизнеса, включающих такие меры, как софинансирование расходов предприятий на патентование и т.д. Все эти меры реализованы (или начали реализовываться) совсем недавно и пока рано говорить об их эффективности, но эти меры – движение в правильном направлении.

  4. В то же время, большинство названных мер рассчитано на создание малого наукоемкого бизнеса «с нуля» (на это же рассчитана и деятельность «Фонда Бортника»). Это, безусловно, важнейшая часть инновационного бизнеса, но ее становление и развитие займет значительное время. С другой стороны, на взгляд бизнеса, Правительство не уделяет достаточно внимания стимулированию инвестиций в инновации со стороны действующих предприятий. Более того, можно констатировать, что инвестиции в инновации сейчас с точки зрения режима регулирования менее выгодны, чем иные направления инвестиционной активности компаний.

  5. В этой связи бизнес считает необходимым обсудить вопросы создания системы государственного стимулирования инновационной активности предприятий, взяв за основу хорошо известные примеры из практики целого ряда стран. Речь идет о налоговых стимулах НИОКР, о государственной поддержке прикладных научных исследований частных компаний.

  6. В части налоговых стимулов НИОКР, по мнению РСПП, необходимо в ближайшее время решить вопрос об освобождении от НДС НИОКР, выполняемых негосударственными организациями, разрешить списывать затраты на НИОКР предприятий в общем порядке, действующем для остальных расходов предприятий (в том периоде, в котором они были произведены, а не один раз в год), продумать введение «приростной налоговой» льготы (как это сделано в целом ряде вполне развитых стран), когда предприятие имеет право списывать на себестоимость реальные затраты по НИОКР с повышающим коэффициентом, зависящим от динамики роста расходов на НИОКР этого предприятия.

  7. Эти налоговые стимулы не гарантируют в краткосрочном периоде резкого роста расходов предприятий на научные исследования и, видимо, рискованны с точки зрения ухода от налогообложения. Но они могут серьезно снизить риски для предприятий от инвестиций в инновации, что на фоне растущей конкуренции с иностранными компаниями уже в среднесрочной перспективе даст необходимые результаты.

  8. Говоря о государственной поддержке НИОКР частных компаний можно в качестве одной из важных возможных мер назвать софинансирование (вплоть до 50% стоимости проекта) расходов частных предприятий на НИОКР, проводимых по приоритетным направлениям развития науки и технологий в партнерстве с научными организациями. Такой механизм мог бы стать реальным примером партнерства государства, бизнеса и науки в сфере инновационного развития.

  9. Кроме поддержки спроса на инновации бизнес также в значительной степени заинтересован и в поддержке предложения инноваций, в инвестициях в реальные прикладные научные проекты российских научных организаций. В современной российской практике уже есть достаточно примеров плодотворного сотрудничества крупных российских корпораций с научными учреждениями (как отраслевыми, так и входящими в систему РАН), во многих крупных корпорациях развивается корпоративная наука (Газпром, Норильский никель, РАО ЕЭС, Базовый элемент и целый ряд других).

  10. В то же время, бизнес в одиночку не в состоянии оказать решающего положительного влияния на повышение конкурентоспособности российского сектора генерации знаний. Бизнес заинтересован в максимально приближенных к его нуждам прикладных исследованиях, а пока в большинстве случаев может получить только весьма сырые результаты, требующие значительных усилий по «доводке» до нужных бизнесу кондиций. Как результат – даже инновационно активный бизнес, зачастую, не рассматривает российские научные организации как достойных партнеров, а предпочитает закупать технологии и заказывать исследования за рубежом.

  11. Такую ситуацию нужно менять. Это нужно делать и через реформу системы Российской академии наук, и через реформу отраслевой науки, и через создание инфраструктуры (в первую очередь информационной), обеспечивающей нормальное поле для коммуникаций бизнеса и прикладной науки, и через выращивание нового поколения менеджеров в науке, способных вести диалог с бизнесом на его языке, способных обеспечивать «подстройку» НИОКР, ведущихся в научных организациях под интересы конкретной компании. В реализации всех этих мер ключевая роль должна принадлежать государству.

  12. В то же время, бизнес готов взять на себя часть ответственности за развитие сектора генерации знаний в той части прикладной науки, которая ориентирована непосредственно на отдельные отрасли российской экономики. Здесь могут быть в полной мере задействованы разрабатываемые сейчас финансовые механизмы участия бизнеса в поддержке некоммерческих организаций (закон об «эндаументах», закон об автономных некоммерческих организациях). Бизнес и сейчас поддерживает отраслевую науку, но только в тех случаях, когда имеет полный контроль над соответствующей научной организацией. Новые правительственные инициативы позволят бизнесу более тесно взаимодействовать и с государственными организациями, которых в науке подавляющее большинство.

  13. Особняком в списке проблем инновационного развития России стоит проблема высшего образования. Без активной политики в этой сфере бизнес рискует потерять в ближайшем будущем квалифицированных специалистов по широкому кругу специальностей, но и государство рискует потерять целые поколения ученых, специалистов по инновационному менеджменту, чиновников, работников бюджетного сектора. Партнерство государства и бизнеса в сфере образования жизненно необходимо обеим сторонам. Бизнес уже активно вовлечен в реформу высшего образования как в части формирования требований со стороны рынка труда на квалифицированных специалистов, в части формирования нового поколения менеджеров (проект бизнес-школы в Сколково), так и в части оценки качества образования, создания системы образовательного кредитования и целом ряде других направлений.

  14. В то же время, необходима дополнительная проработка вопросов партнерства государства и бизнеса в сфере образования для науки и инноваций. Специалисты по инновациям востребованы и в секторе прикладной науки, и на предприятиях. Бизнес заинтересован, чтобы специалисты, выпускаемые высшей школой для прикладной, отраслевой науки, были уже в процессе обучения погружены в проблематику соответствующей отрасли экономики. В этих направлениях нужна выработка совместных действий. Бизнес открыт к диалогу.

  15. Бизнес также заинтересован в еще одном направлении, исключительно важном для инновационного развития экономики России – речь идет о долгосрочном технологическом прогнозировании (Форсайте). Грамотно проведенный, такой долгосрочный технологический прогноз способен обеспечить бизнес жизненно важной информацией о рыночных перспективах развития тех или иных технологий, появлении новых потребностей населения, появления новых продуктов, новых поколений техники. Для бизнеса такой прогноз – основа стратегического развития, обоснование долгосрочных инвестиционных проектов, стимул для инвестиций в инновации. Поэтому РСПП полностью поддерживает инициативы Правительства по организации работы по этому направлению и будет со своей стороны обеспечивать участие бизнеса в этой важной работе.

  16. В заключение – о проблемах регулирования прав на интеллектуальную собственность. Правительство уделяет много внимания этой проблематике. В частности почти решена проблема закрепления прав собственности на результаты научных исследований, выполняемых за счет бюджета, за разработчиками – и бизнес, и наука, и само правительство о необходимости решения этой проблемы говорят с 2000 года. Сейчас в Государственной Думе на рассмотрении находится проект IV части Гражданского Кодекса, призванный эффективно урегулировать правоотношения, связанные с правами на интеллектуальную собственность. В связи с этим бизнес просит Правительство не торопить Думу в принятии этого проекта во втором и третьем чтении. У бизнеса, и в первую очередь, у той его части, которая непосредственно вовлечена в проблематику интеллектуальной собственности, у самих правообладателей, чьи интересы призван защищать этот законопроект, есть значительное число замечаний и предложений по доработке. «Форсированное» принятие проекта, игнорирование возражений самих правообладателей, может значительно ухудшить ситуацию с защитой прав интеллектуальной собственности и свести на нет всю работу последних лет по выстраиванию непротиворечивой и эффективной системы регулирования в этой сфере.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconИнститут Развития Интернета Предложения по формированию долгосрочной программы
Икт стали основой всех современных инновационных управленческих и экономических систем. Интернет и цифровые икт изменяют жизнь человека,...
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconПлан проведения заседаний (по состоянию на 2 апреля 2013 года) Седьмого международного форума
«Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности»
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconСоциальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития отечественной экономики
...
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconПрограмма дисциплины «Организационные формы развития инновационного...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconРеферат на тему: «Топологии» по курсу «Информатика»
Министерство образования и науки российской федерации «институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования»
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconПоложение об открытом конкурсе рефератов
Фонда развития науки и поддержки молодых ученых в рамках подготовки I общероссийского Конгресса «Здоровый образ жизни как условие...
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconМинистерство образования и науки РФ государственное образовательное...
Автор-составитель: д э н., профессор, сертифицированный оценщик бизнеса А. Ф. Пацкалев
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconСоциальная ответственность бизнеса как инструмент измерения новой экономики
Директор Института проблем экономического образования, академик Международной Академии менеджмента, Международной академии инвестиций...
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconРеферат министерство образования и науки российской федерации ноу...
За время обучения выполнять требования образовательной программы среднего профессионального образования
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconРеферат (Реф)
Общетеоретические и методологические проблемы экономики, оценка бизнеса, рынок жилья, безопасность бизнеса 7
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики icon«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философских...
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Изучение банковского дела является неотъемлемой частью подготовки экономистов по специальности «Финансы и кредит». Это объяснятся...
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconПрограмма наименование дисциплины История экономики Направление подготовки
Целью настоящей дисциплины является изучение исторического процесса становления и развития общественного производства, закономерностей...
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconФормирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно...
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего...
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconА. В. Таранов Дистанционное обучение как инновационный фактор
Данааналитическая характеристика дистанционного обучениякак инновационного фактора развития образования и региональной экономики....
Предложения рспп по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики iconПравила приема граждан в частное образовательное учреждение высшего...
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» (далее-...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск