Предложения РСПП по партнерству государства, науки, образования и бизнеса в обеспечении инновационного развития экономики
Национальную инновационную систему можно рассматривать как рынок инноваций, где есть спрос на инновации и их предложение. Спрос на инновации предъявляется бизнесом, предложение обеспечивается наукой, тесно связанной с образованием. В настоящий момент, по мнению РСПП, большие проблемы есть и в части спроса, и в части предложения.
Поэтому, говоря о конкретных предложениях по изменению существующей ситуации с инновационной активностью в экономике, нужно говорить как о мерах по повышению эффективности сектора генерации знаний, так и о мерах по стимулированию спроса экономики на инновации.
По обоим направлениям Правительство в последние годы предпринимает определенные шаги. Бизнес большинство из них, безусловно, поддерживает. Среди таких мер можно назвать создание технико-внедренческих ОЭЗ, создание сети технопарков в регионах, создание Российской венчурной корпорации, уменьшение сроков возмещения затрат на НИОКР до 1 года, снижение ЕСН для компаний IT-сектора, принятие целого ряда программ по поддержке малого наукоемкого бизнеса, включающих такие меры, как софинансирование расходов предприятий на патентование и т.д. Все эти меры реализованы (или начали реализовываться) совсем недавно и пока рано говорить об их эффективности, но эти меры – движение в правильном направлении.
В то же время, большинство названных мер рассчитано на создание малого наукоемкого бизнеса «с нуля» (на это же рассчитана и деятельность «Фонда Бортника»). Это, безусловно, важнейшая часть инновационного бизнеса, но ее становление и развитие займет значительное время. С другой стороны, на взгляд бизнеса, Правительство не уделяет достаточно внимания стимулированию инвестиций в инновации со стороны действующих предприятий. Более того, можно констатировать, что инвестиции в инновации сейчас с точки зрения режима регулирования менее выгодны, чем иные направления инвестиционной активности компаний.
В этой связи бизнес считает необходимым обсудить вопросы создания системы государственного стимулирования инновационной активности предприятий, взяв за основу хорошо известные примеры из практики целого ряда стран. Речь идет о налоговых стимулах НИОКР, о государственной поддержке прикладных научных исследований частных компаний.
В части налоговых стимулов НИОКР, по мнению РСПП, необходимо в ближайшее время решить вопрос об освобождении от НДС НИОКР, выполняемых негосударственными организациями, разрешить списывать затраты на НИОКР предприятий в общем порядке, действующем для остальных расходов предприятий (в том периоде, в котором они были произведены, а не один раз в год), продумать введение «приростной налоговой» льготы (как это сделано в целом ряде вполне развитых стран), когда предприятие имеет право списывать на себестоимость реальные затраты по НИОКР с повышающим коэффициентом, зависящим от динамики роста расходов на НИОКР этого предприятия.
Эти налоговые стимулы не гарантируют в краткосрочном периоде резкого роста расходов предприятий на научные исследования и, видимо, рискованны с точки зрения ухода от налогообложения. Но они могут серьезно снизить риски для предприятий от инвестиций в инновации, что на фоне растущей конкуренции с иностранными компаниями уже в среднесрочной перспективе даст необходимые результаты.
Говоря о государственной поддержке НИОКР частных компаний можно в качестве одной из важных возможных мер назвать софинансирование (вплоть до 50% стоимости проекта) расходов частных предприятий на НИОКР, проводимых по приоритетным направлениям развития науки и технологий в партнерстве с научными организациями. Такой механизм мог бы стать реальным примером партнерства государства, бизнеса и науки в сфере инновационного развития.
Кроме поддержки спроса на инновации бизнес также в значительной степени заинтересован и в поддержке предложения инноваций, в инвестициях в реальные прикладные научные проекты российских научных организаций. В современной российской практике уже есть достаточно примеров плодотворного сотрудничества крупных российских корпораций с научными учреждениями (как отраслевыми, так и входящими в систему РАН), во многих крупных корпорациях развивается корпоративная наука (Газпром, Норильский никель, РАО ЕЭС, Базовый элемент и целый ряд других).
В то же время, бизнес в одиночку не в состоянии оказать решающего положительного влияния на повышение конкурентоспособности российского сектора генерации знаний. Бизнес заинтересован в максимально приближенных к его нуждам прикладных исследованиях, а пока в большинстве случаев может получить только весьма сырые результаты, требующие значительных усилий по «доводке» до нужных бизнесу кондиций. Как результат – даже инновационно активный бизнес, зачастую, не рассматривает российские научные организации как достойных партнеров, а предпочитает закупать технологии и заказывать исследования за рубежом.
Такую ситуацию нужно менять. Это нужно делать и через реформу системы Российской академии наук, и через реформу отраслевой науки, и через создание инфраструктуры (в первую очередь информационной), обеспечивающей нормальное поле для коммуникаций бизнеса и прикладной науки, и через выращивание нового поколения менеджеров в науке, способных вести диалог с бизнесом на его языке, способных обеспечивать «подстройку» НИОКР, ведущихся в научных организациях под интересы конкретной компании. В реализации всех этих мер ключевая роль должна принадлежать государству.
В то же время, бизнес готов взять на себя часть ответственности за развитие сектора генерации знаний в той части прикладной науки, которая ориентирована непосредственно на отдельные отрасли российской экономики. Здесь могут быть в полной мере задействованы разрабатываемые сейчас финансовые механизмы участия бизнеса в поддержке некоммерческих организаций (закон об «эндаументах», закон об автономных некоммерческих организациях). Бизнес и сейчас поддерживает отраслевую науку, но только в тех случаях, когда имеет полный контроль над соответствующей научной организацией. Новые правительственные инициативы позволят бизнесу более тесно взаимодействовать и с государственными организациями, которых в науке подавляющее большинство.
Особняком в списке проблем инновационного развития России стоит проблема высшего образования. Без активной политики в этой сфере бизнес рискует потерять в ближайшем будущем квалифицированных специалистов по широкому кругу специальностей, но и государство рискует потерять целые поколения ученых, специалистов по инновационному менеджменту, чиновников, работников бюджетного сектора. Партнерство государства и бизнеса в сфере образования жизненно необходимо обеим сторонам. Бизнес уже активно вовлечен в реформу высшего образования как в части формирования требований со стороны рынка труда на квалифицированных специалистов, в части формирования нового поколения менеджеров (проект бизнес-школы в Сколково), так и в части оценки качества образования, создания системы образовательного кредитования и целом ряде других направлений.
В то же время, необходима дополнительная проработка вопросов партнерства государства и бизнеса в сфере образования для науки и инноваций. Специалисты по инновациям востребованы и в секторе прикладной науки, и на предприятиях. Бизнес заинтересован, чтобы специалисты, выпускаемые высшей школой для прикладной, отраслевой науки, были уже в процессе обучения погружены в проблематику соответствующей отрасли экономики. В этих направлениях нужна выработка совместных действий. Бизнес открыт к диалогу.
Бизнес также заинтересован в еще одном направлении, исключительно важном для инновационного развития экономики России – речь идет о долгосрочном технологическом прогнозировании (Форсайте). Грамотно проведенный, такой долгосрочный технологический прогноз способен обеспечить бизнес жизненно важной информацией о рыночных перспективах развития тех или иных технологий, появлении новых потребностей населения, появления новых продуктов, новых поколений техники. Для бизнеса такой прогноз – основа стратегического развития, обоснование долгосрочных инвестиционных проектов, стимул для инвестиций в инновации. Поэтому РСПП полностью поддерживает инициативы Правительства по организации работы по этому направлению и будет со своей стороны обеспечивать участие бизнеса в этой важной работе.
В заключение – о проблемах регулирования прав на интеллектуальную собственность. Правительство уделяет много внимания этой проблематике. В частности почти решена проблема закрепления прав собственности на результаты научных исследований, выполняемых за счет бюджета, за разработчиками – и бизнес, и наука, и само правительство о необходимости решения этой проблемы говорят с 2000 года. Сейчас в Государственной Думе на рассмотрении находится проект IV части Гражданского Кодекса, призванный эффективно урегулировать правоотношения, связанные с правами на интеллектуальную собственность. В связи с этим бизнес просит Правительство не торопить Думу в принятии этого проекта во втором и третьем чтении. У бизнеса, и в первую очередь, у той его части, которая непосредственно вовлечена в проблематику интеллектуальной собственности, у самих правообладателей, чьи интересы призван защищать этот законопроект, есть значительное число замечаний и предложений по доработке. «Форсированное» принятие проекта, игнорирование возражений самих правообладателей, может значительно ухудшить ситуацию с защитой прав интеллектуальной собственности и свести на нет всю работу последних лет по выстраиванию непротиворечивой и эффективной системы регулирования в этой сфере.
|