СОГЛАСОВАНО
Руководитель УМУ
С.В. Попова
«____» ___________ 20__ г.
|
| УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
Ю.С. Руденко
«____» ___________ 20__ г.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по научно-исследовательскоЙ РАБОТЕ Направление подготовки
080100.68 Экономика Магистерская программа
Экономика фирмы Степень выпускника
Магистр
Москва, 2014
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Аннотация
Учебно-методический комплекс по научно-исследовательской работе (далее – УМК НИР) предназначен для профессорско-преподавательского состава и магистрантов, обучающихся по направлению 080100.68 Экономика по магистерской программе «Экономика фирмы» всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной и заочной с применением дистанционных образовательных технологий) «Московского университета им. С.Ю. Витте».
УМК НИР регламентирует порядок проведения научно-исследовательской работы для профессорско-преподавательского состава и магистрантов в период всего обучения.
УМК НИР имеет взаимосвязь с учебно-методическими комплексами по организации и проведению практик и государственной итоговой аттестации.
Сведения об авторе
Третьякова Ольга Германовна.
Окончила Государственный университет по землеустройству (2002),
Кандидат экономических наук (2004).
Имеет стаж научно-педагогической деятельности более 10 лет.
В Московском университете им. С.Ю. Витте работает с 2013 года: доцент, заместитель заведующего кафедрой «Экономика городского хозяйства и сферы обслуживания» по научно-исследовательской деятельности.
Основные научные интересы сосредоточены в области экономики, экономической безопасности, развития территорий.
Автор более 30 научных и учебно-методических работ.
Общие положения о научно-исследовательской работе
Учебно-методический комплекс по научно-исследовательской работе и научно-исследовательскому семинару разработан в соответствии с требованиями (положениями):
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100.68 – Экономика (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 543 от 20.05.2010 г.;
Основной образовательной программы Московского университета им. С.Ю. Витте» по направлению 080100.68 – Экономика, магистерская программа «Экономика фирмы».
В соответствии с пунктом 7.16 ФГОС по направлению 080100.68 Экономика научно-исследовательская работа (далее – НИР) обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы (далее – ООП) магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.
НИР организуется выпускающей кафедрой Университета, осуществляющей подготовку по магистерской программе. Сроки и продолжительность проведения НИР устанавливаются в соответствии с учебными планами и календарным графиком учебного процесса (Приложение 1).Для обучающихся с применением ДОТ эти документы расположены в системе дистанционного обучения в разделе «Важная информация для студентов».
НИР проводится в течение всего периода обучения. Общая трудоемкость НИР (включая научно-исследовательский семинар, далее - НИС) – 21 ЗЕТ (756 академических часов).
Руководство НИР магистранта осуществляется научным руководителем из числа преподавателей кафедры, назначенным приказом ректора Университета.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы магистранта (Приложение 2). Индивидуальный план магистранта разрабатывается научным руководителем магистранта совместно с магистрантом на весь период обучения и утверждается на заседании кафедры. Содержание НИР магистранта в каждом семестре определяется индивидуальным планом. По итогам каждого семестра руководителем магистранта делаются соответствующие отметки о выполнении плана обучающимся.
В соответствии с пунктом 7.3 ФГОС по направлению 080100.68 Экономика одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций, связанных с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической), является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы магистрантов является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара.В Университете постоянно проводится широкое обсуждение результатов научно-исследовательской работы, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций у обучающихся с целью оценки компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
НИС составляет организационную основу проведения научно-исследовательской работы магистрантов всех форм обучения, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
НИР магистрантов, обучающихся в системе традиционного и дистанционного (заочного) обучения, носит, в основном, характер самостоятельной работы при консультативном участии научного руководителя и определяется общей последовательностью организации НИР.
В первый год проведения НИР магистрант самостоятельно готовит обоснование темы магистерской диссертации с приложением плана исследования (приложение 4), реферат по результатам обзора исследований по теме магистерской диссертации.
Во второй год обучающимися самостоятельно осуществляется подготовка научного доклада (научной статьи) по теме магистерского исследования и презентации результатов работы по теме магистерской диссертации.
Кроме того, магистрант самостоятельно, под руководством научного руководителя, осуществляет подготовку к участию в научно-исследовательских семинарах, научно-практических конференциях, «круглых столах» и других научных мероприятиях.
В целом самостоятельная научно-исследовательская работа магистрантов представляет собой процесс, основывающийся на следующих видах деятельности:
изучение рекомендованной научной и специальной литературы, нормативно-правовых актов по дисциплинам магистратуры;
поиск и анализ материалов периодической печати и Интернет-ресурсов по теме исследования;
подготовка письменных научных заданий, в том числе научных статей, докладов, рефератов по результатам обзора исследований по теме магистерской диссертации, презентаций материалов научного исследования и др.;
подготовка к участию в научных дискуссиях по темам, вынесенным на обсуждение вебинаров;
подготовка к различным видам промежуточного и итогового контроля.
Предусматриваются следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы магистрантов:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ по направлению подготовки и выбор темы исследования, подготовку реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
участие в научно-исследовательском семинаре;
подготовка презентации и публичная защита выполненной работы.
Результатом НИР магистранта является подготовленная в соответствии с установленными требованиями и публично защищённая магистерская диссертация.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации, а также процедуре ее защиты определяются УМК по Государственной итоговой аттестации.
Цель и задачи НИР
Целью НИР магистранта является формирование профессиональных компетенций, необходимых для проведения как самостоятельной научно-исследовательской работы, результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации, так и научно-исследовательской работы в составе научного коллектива.
Задачами НИР являются:
обеспечение формирования профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование у них чёткого представления об основных профессиональных задачах, способах их решения;
формирование умений использовать современные технологии сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных, владения современными методами исследований;
формирование готовности проектировать и реализовывать в образовательной практике новое содержание учебных программ, применять инновационные образовательные технологии;
обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства;
формирование навыков и умения вести научную дискуссию, представлять результаты исследования в различных формах (презентация, реферат, эссе, аналитический обзор, критическая рецензия, доклад, сообщение, выступление, научная статья обзорного, исследовательского и аналитического характера и др.).
Перечень компетенций, формируемых у магистрантов в процессе реализации научно-исследовательской работы:
Общекультурные компетенции (ОК):
- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);
- способность принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);
- способность свободно пользоваться иностранными языками, как средством профессионального общения (ОК-5);
- владеть навыками публичной и научной речи (ОК-6). Профессиональные компетенции (ПК):
Научно-исследовательская деятельность:
- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);
- способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);
- способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);
- способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4).
Проектно-экономическая деятельность:
- способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);
- способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);
- способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7).
Аналитическая деятельность:
- способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);
- способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
- способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);
Организационно-управленческая деятельность:
- способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11);
- способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12).
Профессионально-специализированные компетенции по профилю подготовки «Экономика фирмы» (ПСК):
умение на основе анализа экономического состояния фирм, финансовой устойчивости и рентабельности, определять стратегию развития фирм в условиях неопределенности, неустойчивости внешней среды (ПСК-1);
способность разрабатывать систему социально-экономических показателей, отражающих состояние фирм; обосновывать методики их расчета, прогнозировать динамику показателей деятельности предприятия; составлять планы и бюджеты развития фирм (ПСК-2);
способность разрабатывать и обосновывать варианты управленческих решений, организовывать коллектив на внедрение и распространение современных методов организации и управления, стратегии развития и планирования деятельности фирмы (ПСК-3);
способность обеспечить взаимосвязь экономической деятельности компании с управлением денежными потоками, доходами, расходами, имуществом и обязательствами компании (ПСК-4).
Место НИР в структуре ООП
НИР является обязательным компонентам структуры ООП магистратуры, и входит в раздел М.3 - «Практики и научно-исследовательская работа».
Достижение цели и задач НИР тесно связано с успешным освоением магистрантами всех компонентов структуры ООП магистерской программы, таких как: общенаучный цикл (М.1); профессиональный цикл (М.2); практики и научно-исследовательская работа (М.3); итоговая государственная аттестация (М.4).
Научно-исследовательский семинар
Научно-исследовательский семинар является одной из форм научно-исследовательской работы магистрантов, обеспечивающей возможности гибкого, интерактивного взаимодействия участников для повышения эффективности и результативности научной работы. НИС обеспечивает методическую поддержку обучающихся в ходе подготовки и написания курсовых работ, научных докладов, статей и магистерских диссертаций.
В рамках НИС осуществляется планирование и корректировка индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучающихся, обоснование темы диссертационного исследования, обсуждение промежуточных результатов исследования.
Руководителем научно-исследовательского семинара является руководитель соответствующей магистерской программы.
В рамках одной магистерской программы может быть организован один или несколько научно-исследовательских семинаров.
НИС организуется кафедрой, обеспечивающей реализацию соответствующей магистерской программы, и проводится с участием аспирантов, магистрантов, преподавателей различных кафедр, сотрудников научно-исследовательских подразделений, приглашенных практиков и представителей работодателей.
Работа в НИС является для магистранта обязательной. Он вправе посещать другой научно-исследовательский семинар или научно-исследовательские семинары других кафедр на добровольной основе.
Участие в НИС профессорско-преподавательского состава кафедры, приглашенных практиков и представителей работодателей заключается в проведении:
профессионально-ориентированных лекций (вебинаров – для обучающихся с применением ДОТ), которые знакомят магистрантов с возможными направлениями научных исследований, тематикой магистерских диссертаций, процедурами организации и реализации исследовательских проектов и получения их результатов;
групповых консультаций(текущих консультаций – для обучающихся с применением ДОТ) ведущих преподавателей по теории, методологии, актуальным проблемам и практике отрасли знаний, соответствующих тематике НИС;
мастер-классов (вебинаров – для обучающихся с применением ДОТ) ведущих профессоров, профессионалов, работодателей по проблематике НИС;
дискуссий по проблематике научных статей, монографий, результатов исследований, нормативно-правовых документов по тематике НИР.
Работа магистранта в НИС заключается в:
участии в дискуссиях, вебинарах по проблематике, выносимой на НИС;
представлении обоснования темы исследования (пояснительной записки) – аннотированного представления проблемы с указанием актуальности, цели, задач, объекта, предмета, теоретических и методологических основ, а также методов исследования, теоретической и практической значимости, оглавления магистерской диссертации (название глав и параграфов);
подготовке и представлении реферата по результатам обзора исследований по теме магистерской диссертации;
обсуждении материалов разрабатываемой магистерской диссертации (текущие консультации – для обучающихся с применением ДОТ);
подготовке и представлении на НИС, научной конференции, материалов научного доклада (научной статьи) по теме магистерского исследования;
подготовке презентации по результатам научно-исследовательской деятельности, выполненной с применением MS PowerPoint.
Во всех обсуждениях, помимо преподавателей и докладчиков, могут принимать участие все обучающиеся в магистратуре по данному направлению.
Рабочая программа НИС
|