Скачать 338.65 Kb.
|
Кафедра экономики и управления ЭКОНОМИКА ТРУДА
Типовая рабочая программа Направление подготовки бакалавра 080100.62 «Экономика» Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Профиль «Финансы и кредит» Профиль «Экономика предприятий и организаций»
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова» Общеэкономический факультет Кафедра экономики труда и социального развитияРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика трудаБакалавр по направлению 080100.62 – «Экономика» Специальности: 080103.65 – «Национальная экономика» 080104.65 – «Экономика труда» Москва - 2010 Составители: д.э.н., доц. Шубенкова Е.В.; д.э.н., доц. Карташова Л.В., к.э.н. Миргород Е.Е. Рецензент: д.э.н., проф. Макушин В.Г., главный научный сотрудник НИИ труда и социального страхования. Рабочая программа включает перечень тем с указание объема аудиторных занятий и самостоятельной работы, краткое содержание курса, перечень основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов, формы текущего и промежуточного контроля знаний студентов. Указаны рекомендуемые педагогические методы обучения и формы организации занятий, приведены вопросы для самоконтроля, примерный перечень заданий для самостоятельной работы студентов. Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению 080100.62 – «Экономика» (бакалавр) и Учебного плана подготовки бакалавра экономики Рабочая программа утверждена на заседании кафедры экономики труда и социального развития протокол № 3 от «18» октября 2010 г. Заведующий кафедрой А.М. Асалиев Одобрено советом Общеэкономического факультета протокол № 2 от «19» октября 2010 г. Председатель В.Б. Бычин I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛЦель дисциплины - формирование комплекса знаний, базовых умений и навыков в области экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования трудового потенциала общества, ознакомление с механизмами и формами практической реализации этих отношений.Учебные Задачи дисциплины:
Методы преподавания дисциплиныЛекции, семинарские семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и специальной литературе и сформулированные в домашних заданиях; практические занятия по выполнению расчетно-аналитических заданий, анализа информации и разбора и интерпретации результатов домашних заданий; обсуждение подготовленных студентами докладов и рефератов; конкретные ситуации; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов. Место курса среди других дисциплин учебного планаДисциплина предназначена для студентов 2 курса Общеэкономического факультета. Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Экономическая теория: Макроэкономика, Микроэкономика», «Математика», «Статистика», «Размещение производительных сил». Изучение дисциплины должно быть увязано с изучением таких общепрофессиональных дисциплин направления как «Экономика фирмы», «Национальная экономика», «Мировая экономика», «Экономический анализ». Знания, полученные в ходе изучения «Экономики труда» должны служить базой для изучения специальных дисциплин. Требования к уровню освоения содержанияВ результате изучения дисциплины каждый студент должен:
Формы контроляТекущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия в виде:
Итоговый контроль:
Порядок формирования итоговой оценки по дисциплине с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента в семестре
Критерии выставления оценки за экзамен
Таблица перевода оценок
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫТема 1. Предмет и задачи дисциплины; основные понятия о трудеСовременные представления о труде. Труд – основа жизнедеятельности общества и объект изучения. Труд как специфический экономический ресурс. Значимость труда для развития общества и личности. Организация труда в обществе, характеристика ее основных элементов: привлечение к труду, разделение и кооперация труда, воспроизводство рабочей силы и ее подготовка, распределение материальных благ. Основные понятия, связанные с изучением труда. Трудовой потенциал и эволюция характеризующих его понятий: рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал. Виды трудовой деятельности и их классификация. Предмет дисциплины «Экономика труда» - трудовой потенциал общества и пути его наиболее рационального использования в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни. Задачи дисциплины «Экономика труда». Литература: 1: Гл. 1.1 (п. 1,2); 2: Раздел I Гл. 1, Раздел II Гл. 7; 3: с. 4-7; 14; 15; 31. Вопросы для самопроверки: Что изучает экономика труда? Что такое труд, какова его роль в развитии человека и общества? В чем общность и различия понятий «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал»? Каковы основные функции труда? Какие виды труда Вы можете выделить, в чем их специфика? Каковы основные элементы общественной организации труда? Задания для самостоятельной работы: Проанализируйте развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни через эволюцию понятий о трудовом потенциале: «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Эссе, рефераты: Привлечение к труду в условиях разных экономических систем. Эволюция понятий, характеризующих трудовой потенциал. Анализ тенденций развития форм разделения и кооперации труда в обществе. Тема 2. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества Трудовой потенциал общества и его структура: трудовой потенциал личности, коллектива предприятия, отрасли и региона. Количественные характеристики трудового потенциала общества: численность трудоспособного населения и фонд рабочего времени общества. Динамика численности и состава населения и его трудоспособной части в Российской Федерации. Факторы, определяющие характер этой динамики. Современная демографическая ситуация в России. Миграционные процессы в РФ. Тенденции трудовой миграционной подвижности населения Российской Федерации. Правовые основы регулирования вынужденной миграции и перемещений в субъектах Российской Федерации. Приоритеты демографической и миграционной политики в РФ. Нормы, регулирующие продолжительность рабочего времени разных категорий работников. Качественные характеристики трудового потенциала: психофизиологические, профессионально-квалификационные и социально-личностные качества трудоспособного населения. Понятие, границы и состав трудовых ресурсов страны. Источники пополнения трудовых ресурсов в народном хозяйстве: молодежь, входящая в рабочий возраст; мигранты; высвобождающиеся работники, перераспределяемые между секторами и отраслями народного хозяйства и регионами страны; пенсионеры, сохранившие трудоспособность. Условия эффективного использования имеющихся источников пополнения трудовых ресурсов в народном хозяйстве. Требования, предъявляемые к уровню общеобразовательной и профессиональной (специальной) подготовки рабочей силы в условиях рыночной экономики и технико-технологических и информационных нововведений. Национальный проект «Образование», его реализация. Непрерывное образование населения, его сущность и необходимость. Виды профессионального обучения работников: первоначальная подготовка, переподготовка, обучение вторым и смежным профессиям, повышение квалификации. Формы профессионального обучения. Факторы, влияющие на качество профессиональной подготовки работников. Профессиография, профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; состояние материально-технической базы обучения; качество преподавательских кадров; программы и методы обучения. Литература: 1: Гл. 1.1 (п. 1,2); 2: Раздел II Гл. 7, 3: с. 8 – 12; 6; 9; 12; 14; 15; 31. Вопросы для самопроверки: Каковы структура и характеристики трудового потенциала общества, организации, человека? Какие показатели отражают качественные характеристики трудового потенциала? Какова связь между воспроизводством населения и воспроизводством трудовых ресурсов? Что представляет собой «непрерывное образование? В чем его значение и каковы условия обеспечения? Каковы основные направления развития системы образования в РФ? Задания для самостоятельной работы: Анализ численности и состава населения и трудовых ресурсов РФ. Характеристика трудового потенциала РФ (региона, организации). Анализ миграционных процессов в России. Выполнение заданий раздела 1 (№№ 1 – 14) [ 5 ]. Эссе, рефераты: Приоритетные направления и меры демографической политики в современной России. Зарубежный опыт разработки и реализации мер демографической политики. Глобализация экономики и ее влияние на развитие миграционных процессов. Миграционная политика государства в современной России. Система профессионального обучения в РФ, требования, предъявляемые к ней, роль в осуществлении непрерывного образования населения. Тема 3. Занятость населения и рынок трудаПонятия об экономически активном и неактивном населении. Занятость как форма реализации трудового потенциала. Полная, продуктивная, эффективная и свободно избранная занятость. Виды занятости в общественном производстве в соответствии с их экономической характеристикой. Структура и основные пропорции распределения занятых. Тенденции изменения отраслевых и территориальных пропорций занятости. Формы занятости. Показатели, характеризующие масштаб и уровень занятости. Занятость в условиях рыночной экономики. Рынок труда: понятие, состояние, тенденции. Основные составляющие рынка труда. Инфраструктура рынка труда. Условия эффективного функционирования рынка труда в России. Объективные причины появления безработных в рыночной экономике. Экономические и юридические признаки безработного. Виды и формы безработицы, их характеристика в России. Скрытая безработица. Государственная политика в области занятости, ее цель, важнейшие направления и методы. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Экономическая поддержка устойчивого спроса на труд в народном хозяйстве. Обеспечение условий для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Социальная поддержка временно не работающих, ее формы. Структура, функции и права государственной службы занятости. Роль профсоюзов на рынке труда. Рекрутинговые и кадровые агентства на рынке труда. Модели рынка труда в зарубежных странах и их специфика. Регулирование занятости населения в промышленно развитых странах мира. Литература: 1: Гл. 1.1 (п. 1,2); 2: Раздел I, Раздел II Гл. 9 – 12, Раздел IV Гл. 17; 3: с. 13 – 22; 6; 7; 11; 12; 14; 1; 31. Вопросы для самопроверки: Как Вы можете охарактеризовать полную, эффективную, рациональную, продуктивную занятость? Назовите известные Вам формы занятости. Какие показатели характеризуют занятость? Назовите основные составляющие рынка труда. Какие типы и виды безработицы Вам известны? Что такое скрытая безработица? Кто относится к безработным в РФ в соответствии с законом о занятости? Каковы цель и направления государственной политики занятости? Каковы мера активной политики занятости? Каковы государственные гарантии в области занятости гражданам России? Каковы формы социальной поддержки временно не работающих в России? Назовите функции и права государственной службы занятости? Задания для самостоятельной работы: Анализ региональных аспектов занятости в РФ. Анализ структуры занятости в РФ. КС «Использование трудовых ресурсов в РФ в 200… г.» Выполнение заданий раздела 1 (№№ 15 -17) [ 5 ]. Эссе, рефераты: Гибкие формы занятости, их роль и развитие на рынке труда. Особенности формирования и функционирования российского рынка труда. Виды безработицы и особенности их социально-экономических последствий. Роль малого предпринимательства в программах занятости. Права и обязанности работодателей по реализации государственной политики занятости. Наемный работник и его инициатива на рынке труда. Модели рынка труда и регулирование занятости в странах с развитыми рыночными отношениями. Зарубежный и отечественный опыт работы негосударственных фирм, занимающихся посредничеством на рынке труда. Тема 4. Продуктивность (производительность) труда – важнейший показатель использования трудового потенциала Понятие о совокупной (общей) и частной продуктивности (производительности). Производительность труда – важнейшее слагаемое совокупной производительности труда. Эффективность труда. Виды производительности труда. Индивидуальная, локальная и общественная производительность труда. Сущность и значение процесса повышения производительности труда в материальном производстве. Методы и способы измерения уровня и динамики производительности труда. Показатели производительности труда и предъявляемые к ним требования. Разновидности показателей производительности труда и их экономическая характеристика. Понятия о факторах и условиях, влияющих на производительность труда. Классификация факторов, воздействующих на уровень и динамику производительности труда, исходящая из сущности процесса труда. Факторы роста производительности труда, связанные с уровнем развития техники и технологии производства. Факторы роста производительности труда, обусловленные уровнем развития рабочей силы. Организационные факторы роста производительности труда. Естественные и социально-экономические предпосылки (условия) повышения производительности (эффективности) труда. Причины падения производительности труда в РФ в 90-е годы. Управление производительностью труда в ведущих промышленно развитых странах мира. Методы измерения и оценки производительности труда в зарубежных странах. Литература: 1: Гл. 1.1 (п. 1,2); 2: Раздел III Гл. 14; 3: с. 22 – 26; 6; 12; 14; 15; 23; 30; 31. Вопросы для самопроверки: Раскройте понятия «продуктивность труда», «производительность труда», «эффективность труда». Что такое выработка и трудоемкость продукции и как они измеряются? Каковы сущность и значение процесса повышения производительности труда в материальном производстве? Охарактеризуйте факторы роста производительности труда. Дайте классификацию резервов роста производительности труда. В чем суть и значение естественных и социально-экономических предпосылок (условий) повышения производительности труда. Задания для самостоятельной работы: Характеристика важнейших направлений НТП как главного фактора повышения производительности труда. Анализ условий применения различных методов измерения выработки продукции. Выполнение заданий раздела 2 (№№ 18 – 31) [ 5 ]. Эссе, рефераты: Организационные (социальные) факторы роста производительности труда. Мотивация труда и его производительность. Управление производительностью труда в ведущих промышленно развитых стран мира. Тема 5. Качество и уровень жизни населенияПонятие «качество жизни». Концептуальные модели качества жизни. Объективные и субъективные оценки качества жизни, их взаимосвязь. Уровень жизни как социально-экономическая категория, различные ее трактовки. Значение и особенности изучения уровня и качества жизни. Соотношение понятий уровень жизни и качество жизни. Качество трудовой жизни, его показатели и направления повышения. Система показателей уровня жизни населения: прямые и косвенные, стоимостные и натуральные, абсолютные и относительные, макропоказатели и на уровне индивида, семьи, обобщающие и частные и др. Мировая практика измерения качества и уровня жизни. Важнейшие объективные показатели для международного сравнения качества и уровня жизни. Минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, минимальная заработная плата, продовольственная и потребительская корзины – важнейшие социальные стандарты уровня жизни населения. Понятия социального и физиологического уровня жизни. Принципы и методы формирования минимальных продуктовой и потребительской корзины, минимального потребительского бюджета, их характеристики. Проблема малообеспеченности в современной России. Различные подходы к оценке бедности. Определение нуждающейся части населения, проживающей ниже уровня (порога) бедности, через социальные стандарты. Социальная помощь нуждающейся части населения – важнейшее направление социальной политики государства. Формы социального вспомоществования (социальной помощи): денежные и не денежные. Денежные доходы населения, их виды и основные источники. Дифференциация денежных доходов. Показатели дифференциации доходов, коэффициенты дифференциации доходов. Кривая Лоренца как отражение степени неравенства доходов, ее графическое изображение. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения доходов и фактическое их распределение. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов населения) как характеристика распределения совокупного дохода между группами населения. Литература: 1: Гл. 1.1 (п. 1,2); 2: Раздел IV Гл. 16; 3: с. 26 – 34; 8; 12; 14; 15; 164 19; 21; 26; 27; 31. Вопросы для самопроверки: Что такое качество и уровень жизни населения, как соотносятся эти категории? Какова мировая практика измерения качества и уровня жизни? Назовите показатели уровня жизни. Раскройте содержание концепции качества трудовой жизни, назовите ее основополагающие понятия. Каковы задачи и основные направления повышения качества трудовой жизни? Охарактеризуйте основные подходы к оценке бедности? В чем специфика российской бедности? Каковы основные направления и формы социальной помощи молообеспеченным гражданам России? Назовите основные виды доходов населения. Каковы виды и источники денежных доходов населения? Какие показатели дифференциации денежных доходов вам известны, как они рассчитываются и что характеризуют? Задания для самостоятельной работы: Анализ важнейших показателей уровня жизни населения России (в международном сравнении). Анализ изменения уровня и дифференциации доходов населения России. КС «Обеспечение «гибкости» трудовой жизни в структуре организации рабочего времени». Выполнение заданий раздела 3 (№№ 32 - 34) [ 5 ]. Эссе, рефераты: Концепции качества и уровня жизни населения, их характеристика и развитие. Дифференциация доходов и расслоение населения в современной России. Система социальных стандартов уровня жизни населения и их развитие. Система социальной защиты населения, ее элементы и принципы построения. Зарубежный и отечественный опыт реализации программ повышения качества трудовой жизни. Тема 6. Вознаграждение за труд – важнейший источник доходов и стимул труда Вознаграждение и стимулирование труда как средство реализации трудового потенциала работников. Основные требования, предъявляемые к организации вознаграждения работников. Сущность и функции заработной платы: воспроизводственная, стимулирующая, регулирующая, социальная и функция формирования платежеспособного спроса населения, их содержание. Рыночные и нерыночные факторы, определяющие уровень заработной платы. Заработная плата и стоимость рабочей силы, их взаимосвязь. Прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Конъюнктура рынка труда и ее воздействие на уровень заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Система регулирования заработной платы в народном хозяйстве, ее элементы. Государственное и договорное регулирование заработной платы, их объекты. Принципы государственного установления минимума заработной платы. Налоговое регулирование доходов населения и заработной платы. Сфера компетенции предприятий (фирм) в области организации заработной платы. Структура и формирование средств на оплату труда. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и составляющие: тарифные ставки и должностные оклады работников; поощрительные и компенсационные надбавки и доплаты к ставкам и окладам; нормативные документы, определяющие порядок установления работникам тарифных ставок, должностных окладов, надбавок и доплат. Особенности построения тарифной системы оплаты труда в бюджетных организациях. Единая тарифная сетка работников бюджетной сферы, ее назначение, принципы разработки и основные характеристики. Формы оплаты труда работников, их назначение и условия применения. Повременная и сдельная оплата труда, их разновидности и условия применения. Премиальная система оплаты труда. Назначение, сущность и виды премий. Нетрадиционные методы оплаты труда: бестарифная система, нормативно-долевые способы распределения коллективного заработка между работниками, оплата труда в зависимости от комплексной оценки результатов индивидуального труда и др. Гибкие формы оплаты труда. Литература: 1: Гл. 1.1 (п. 1,2); 2: Раздел II Гл. 8, Раздел III; 3: 34 – 42; 6; 12; 14; 15; 16; 17; 18; 22; 23; 24; 25; 26; 28; 29; 31 Вопросы для самопроверки: Каковы основные требования, предъявляемые к организации вознаграждения работников? Какова экономическая сущность заработной платы в условиях рыночной экономики? Какие факторы определяют уровень заработной платы? Что представляет собой система регулирования заработной платы в народном хозяйстве, каковы ее элементы? Каковы основные элементы организации оплаты труда? Каково назначение тарифной системы оплаты труда и отдельных ее составляющих? Каковы современные тенденции в использовании различных форм оплаты труда? В чем суть бестарифных и гибких систем оплаты труда? Задания для самостоятельной работы: Анализ реализации функций заработной платы в России. Анализ динамики и соотношения средней заработной платы по важнейшим отраслям экономики России. КС «Договорное регулирование заработной платы в России». Выполнение заданий раздела 3 (№№ 35 – 43) [ 5 ] Эссе, рефераты: Развитие тарифного нормирования заработной платы в России. Особенности государственного регулирования доходов и заработной платы в зарубежных странах. Опыт зарубежных и отечественных компаний по применению гибкой оплаты труда работников. Особенности оплаты труда на предприятиях малого и среднего бизнеса. Тема 7. Социальное партнерство в сфере трудаСоциальное партнерство как тип социально-трудовых отношений. Основные сферы реализации трудового партнерства: занятость, оплата и условия труда. Субъекты социального партнерства: наемные работники, профсоюзы как представители интересов наемных работников, работодатели и их объединения, государство как посредник. Содержание и специфика реализации защитной функции профсоюзов в условиях рынка. Механизм реализации системы социального партнерства, ее правовое регулирование в России. Коллективные соглашения и договоры как главные инструменты правового регулирования отношений социального партнерства, их содержание. Уровни реализации социального партнерства: федеральный (общенациональный), отраслевой, региональный, локальный. Роль коллективных договоров на фирмах (предприятиях). Методы взаимодействия субъектов социального партнерства. Проведение консультаций. Выдвижение требований и предложений сторон. Участие в коллективных переговорах. Использование примирительных процедур. Оформление достигнутых договоренностей. Трудовые конфликты как особая форма трудовых отношений. Сущность трудовых конфликтов. Виды конфликтов, их функции. Забастовки – крайняя форма проявления конфликта. Способы выхода (разрешения) из конфликта. Нормативно-правовая основа урегулирования индивидуальных и коллективных трудовых споров и конфликтов. Соглашения и переговоры в сфере труда на разных уровнях управления как основа урегулирования трудовых конфликтов. Литература: 1: Гл. 1.1 (п. 1,2); 2: Раздел I Гл. 6; 3: с. 43 – 48; 4; 6; 12; 13; 14; 15; 20; 31. Вопросы для самопроверки: В чем специфика социального партнерства как одного из типов социально-трудовых отношений? Каковы основные сферы реализации трудового партнерства? Каковы элементы механизма реализации системы социального партнерства? Каковы основные методы взаимодействия субъектов социального партнерства? В чем различие коллективных соглашений и договоров как главных инструментов правового регулирования отношений социального партнерства? Какие виды соглашений Вам известны? В чем сущность и объективная основа конфликтов в социально-трудовой сфере? Какие типы и виды конфликтов Вам известны? Каковы основные способы разрешения конфликтов в социально-трудовой сфере? Задания для самостоятельной работы: Сравнительная характеристика различных типов социально-трудовых отношений. Анализ деятельности субъектов социального партнерства (профсоюзов, объединений работодателей и государства) в РФ. КС «Управление трудовым конфликтом». Эссе, рефераты: Предпосылки формирования и условия эффективного функционирования системы социального партнерства в РФ. Характеристика основных направлений и мер социальной политики (отечественный и зарубежный опыт). Социальная политика организации и социальное планирование на предприятии (в организации) как основа социального регулирования трудовых отношений. Социальная политика государства: сущность, принципы, модели, основные направления. Регулирование трудовых отношений в странах с развитой производственной демократией. Тема 8. Международное регулирование социально-трудовых отношений Международная организация труда и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений. Создание и развитие МОТ. Структура МОТ. Участие России в МОТ. Методы работы МОТ: разработка конвенций и рекомендаций, контроль за их применением, юридическая природа конвенций и рекомендаций. Направления регулирования МОТ социально-трудовых отношений: занятость и безработица; профессиональная подготовка и переподготовка кадров; права человека; условия, безопасность и гигиена труда, производственная и окружающая среда; заработная плата; отдельные категории трудящихся (женщины, молодежь, трудящиеся-мигранты, работники интеллектуального труда). Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений. Литература: 1: Гл. 1.1 (п. 1,2); 2: Раздел IV Гл. 18; 3: с. 48 – 50; 10; 13; 14; 15; 31. Вопросы для самопроверки: Каково отличие МОТ от других международных организаций? Какова структура МОТ? Что является высшим органом МОТ? Что такое Международное бюро труда (МБТ) какова его роль в МОТ? В чем принципиальное различие конвенций и рекомендаций МОТ? Каковы основные задачи и принципы МОТ? Каковы основные направления деятельности МОТ? Задания для самостоятельной работы: Характеристика этапов и направлений взаимодействия Россия и МОТ. Анализ отражения в национальном законодательстве положений ратифицированных Россией конвенций МОТ. Эссе, рефераты: Нормотворческая деятельность МОТ в условиях глобализации. Основные конвенции и рекомендации МОТ в области социально-трудовых отношений. МОТ и социальные институты. III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫРекомендуемая литератураОсновная литература:
Дополнительная литература:
Периодические издания: Человек и труд, Социс, Труд, Труд за рубежом, Вопросы экономики, Российский экономический журнал, Заработная плата, Трудовой мир, Уровень жизни населения, Российская газета, Экономика и жизнь, Экономика и учет труда. Интернет-ресурсы: www.mzsrrf.ru - сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ; www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики; www.chelt.ru - «Человек и труд»; www.trud.ru - «Труд»; www.ilo.ru - сайт Международной организации труда; www.labor.ru - сайт Московской Службы занятости; www.bls.gov - Bureau of labor statistics US.; www.gallup.ru – Информационно-консалтинговая компания «Галап-Медиа». |
Основная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Рабочая программа дисциплины «Управление рисками во вэд» «Экономика» профиль 08010004 «Мировая экономика» в соответствии с фгос во по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 080100... Программа предназначена для поступающих в магистратуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по направлению 080100 «Экономика»... | ||
Рабочая программа дисциплины корпоративные финансы направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика»... | Программа дисциплины Государственное регулирование рынка труда для... «Институциональная экономика», «Социоэкономический анализ хозяйственных систем», «Эволюционный анализ в экономике инноваций и экономической... | ||
Экономика труда Фгос впо по направлению подготовки 080100 «Экономика». Дисциплина «Экономика труда» относится к профессиональному циклу – вариативная... | Учебной дисциплины (модуля) «Институциональная экономика» по направлению... Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика» сформировать следующие компетенции | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по... Думная Н. Н., Юданов А. Ю. Микроэкономика (продвинутый уровень): Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся... | Рабочая программа учебной дисциплины «экономика природопользования» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части (дисциплины по выбору студента) естественнонаучного... | ||
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и написанию... Методические указания предназначены для студентов Института заочного образования и повышения квалификации, обучающихся по направлению... | Рабочая учебная программа дисциплина: английский язык Блок дисциплин:... ... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Математические методы в экономике, экономика труда, экономика организаций и предприятий, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги... | Рабочая программа дисциплины социология направление подготовки 080100 «Экономика» Программа «Социология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)... Рабочая программа составлена и утверждена на основании фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 “Экономика” (магистерская программа... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Институциональная экономика» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования... |