Скачать 0.73 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф. 11 Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География с доп. спец. Биология Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 8 от 18.03.2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: ст. преподаватель, Кожевникова Татьяна Александровна 1.2 Рецензенты: - к.г.н., доцент кафедры географии и экологии Захаренко В.С. - к.г.н., доцент Ильин Г.В. 1.3. Пояснительная записка. Курс "Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства" является базовым в системе профессионально педагогического, а так же экономического образования. Для современного молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, особое значение имеют знания научно-технических и экономических основ производства. Экономическое и политехническое образование способствует формированию экономического и экологического мышления, помогает профессиональной ориентации молодежи, поэтому учебный план подготовки учителей географии средней школы, вот уже на протяжении десятков лет, включает в качестве обязательного курс основ экономики и технологии важнейших отраслей хозяйств. Глубокое, осознанное понимание социально-экономических и географических проблем и закономерностей развития хозяйства различных стран невозможно без прочного знания экономики и технологии основных производственных процессов, осуществляемых в различных отраслях. При сохранении многих ранее сформулированных и апробированных основных задач, методологических и методических установок по курсу, при его реализации целесообразно учитывать ряд принципиально новых положений. Во-первых, постоянно нарастающая роль третичной сферы в жизни современного общества, требует уделять больше внимания таким важнейшим составляющим частей хозяйственного комплекса как связь и сфера обслуживания. Во-вторых, в связи с коренной модернизацией отечественного хозяйства особый акцент должен быть сделан на принципиально новые технологии, отвечающие требованиям сегодняшнего дня и перспективным технологическим сдвигам. В-третьих, в целях усиления пропедевтического характера курса, помимо технологических отраслевых аспектов, в нем достаточно полно должны освещаться и экономические. Это позволит несколько разгрузить от них экономико-географические курсы и глубже вскрывать собственно географические причинно-следственные связи. В-четвертых, все разделы курса должны учитывать нарастающую тенденцию экологизации хозяйства как важного фактора территориальной организации общества. Следует также учитывать, что круг проблем и понятий, охваченных программой, определен с учетом изучения ряда вопросов во время экскурсий на предприятия. Цель курса - ознакомление студентов с экономическими принципами организации, осуществления и повышения эффективности различных технологических процессов. Задачи курса: - ознакомление студентов с общими понятиями, терминами, технико-экономическими показателями; - ознакомление студентов с качественными показателями различных видов продукции (материала, полуфабриката, готового изделия); - ознакомление студентов с основами различных технологических процессов и с критериями их сравнительной оценки; - ознакомление с факторами, способствующими снижению материалоемкости продукции и уменьшению ее себестоимости. Методическая новизна курса. Изложение материала основывается на общих экономических принципах, справедливых для всех последовательных технологических стадий комплексного производственного цикла: "сырье – машина". Ни одна технология не рассматривается изолированно, а во взаимосвязи с предшествующей и последующей технологическими стадиями. Выбор наиболее оптимального варианта технологического способа изготовления продукции основывается на одновременном соблюдении экономических интересов потребителя и производителя. Место курса в системе социогуманитарного образования. Изучение курса невозможно без учета взаимодействия изучаемых технологических вопросов с вопросами экономики, организации, экологии, социальной сферы (снижение производственных затрат и повышение жизненного уровня населения). Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, завершивший изучение дисциплины основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства, должен знать: состав, современную структуру и основные формы организации хозяйства; основные технико-экономические и технологические особенности предприятий важнейших отраслей хозяйства; схемы основных технологических процессов, используемых в хозяйстве; важнейшие факторы, влияющие на размещение предприятий различных отраслей; основные направления развития научно-технической революции в хозяйстве в целом и отдельных его подразделениях. уметь: проводить элементарные технико-экономические расчеты; составлять и анализировать технологические схемы отдельных производств анализировать статистические данные, а также краткие отчеты о работе предприятий различных отраслей; проводить экскурсии на предприятия разного профиля с учащимися средних школ. Новизна курса. В основу содержания курса положены технологии, наиболее разнообразные с точки зрения возможных практических вариантов их осуществления. Такие ситуации требуют знания большего количества факторов: свойств материалов (потребительских и технологических), затрат труда и энергии, капитальных затрат, потребительских свойств изделий. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 03.25.00 География. За основу данной программы взята программа составленная доктором географических наук, профессором МГПУ Дроновым В.П., которая одобрена на заседании Учебно-методического совета по географии УМО по специальностям педагогического образования, протокол № 1 от 15.09.2000 г., а также учебного пособия "Основы промышленного производства" разработанного М.Р. Плоткиным.
Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства. Состав, значение, внешние и внутренние связи основных межотраслевых комплексов. Формы организации производства и факторы его размещения и комплексообразования. Технологические схемы, техникоэкономические и экологические характеристики работы предприятий важнейших отраслей хозяйства. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6.1. Содержание дисциплины |
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка... | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий |