Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей





Скачать 439.33 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей
страница1/4
Дата публикации27.12.2014
Размер439.33 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей».

Для студентов экономических специальностей

очной и заочной форм обучения.


2011г.
Введение.

Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей разработано для студентов вузов, обучающихся экономическим специальностям. Курс ориентирован на обучение экономическим основам конкурентного права.

Необходимость создания программного комплекса – экономического и правового – и дополненного циклом примеров дел, рассмотренных по признакам нарушения антимонопольного законодательства, обусловлена тем, что применение конкурентного права как части хозяйственного права особенно тесно связано с пониманием экономических процессов, протекающих в реформируемой российской экономике.

В ходе лекционного курса рассматриваются экономическая сущность товарных рынков, закономерности возникновения конкурентных отношений на них, формы конкурентных отношений и виды монополистической деятельности, экономическое содержание методов контроля и регулирования конкурентных отношений и способов ограничения и пресечения монополистической деятельности на рынках. Особенностью предлагаемого материала является то, что он отражает отдельные аспекты реализации государственной конкурентной политики.

При его подготовке использованы открытые материалы, характеризующие деятельность Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и развитию предпринимательства. Дополнением в изучении курса является ознакомление студентов с правами потребителей

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА – сформулировать у студентов понимание сути конкурентных отношений, складывающихся в экономике, и роли государства в организации этих отношений на принципах общественной эффективности и добросовестности в отношениях с властными структурами, конкурентами и потребителями.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА – излагается на лекциях, изучается путем рассмотрения конкретных ситуаций на семинарских занятиях. В процессе изучения студенты выполняют самостоятельные работы по рекомендованной тематике.

Тематика и план проведения занятий:



Наименование темы, раздела

Всего часов




Лекции

семинары

Раздел 1.Антимонопольная политика.

10

12

1.Предмет, практическая значимость и основные задачи антимонопольной политики.

2.Антимонопольная политика и законодательство зарубежных стран о конкуренции.

3.Антимонопольное законодательство Российской Федерации и эффективность его реализации.

4.Правовые средства антимонопольного регулирования и защиты прав предпринимателей в сфере конкуренции.

5.Государственное регулирование и контроль в сфере естественных монополий.


2
2


2

2
2



2
2


4

2
2


Раздел 2. Законодательство о защите прав потребителей.

8


6


6 .Законодательство о защите прав потребителей. Право потребителей на надлежащее качество товара, на информацию об изготовителе и товарах. Право потребителей на надлежащее качество товара, на информацию об изготовителе и товарах.

7 .Право потребителей на безопасность товаров. Защита прав потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества. Штриховой код потребительского товара. Сущность и порядок использования товарных знаков.

8.Государственная и общественная защита прав потребителей. Судебная защита прав потребителей.


2

4

2


2

2

2

Всего

18

18

Содержание дисциплины:

Лекционный курс.
ТЕМА 1. Предмет, практическая значимость и основные задачи антимонопольной политики. (2 часа)

Причины и историческая необходимость возникновения антимонопольного регулирования, особенности формирования антимонопольного регулирования в России. Конкуренция и монополия. Конкуренция в системе рыночного механизма, характеристика типов рыночных структур. Двойственная роль монополии. Предмет, практическая значимость и основные задачи антимонопольной политики. Общая характеристика антимонопольного законодательства.

ТЕМА 2. Антимонопольная политика и законодательство зарубежных стран о конкуренции. ( 2 часа)

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство развитых стан и его основные модели. История возникновения и развития антимонопольного (антитрестовского) законодательства. Основные антитрестовские законы их сущность и содержание. Структура антимонопольных органов США. Конкурентное законодательство Европейского сообщества. Антимонопольные законы в государствах СНГ в сфере антимонопольной политики. Общая направленность антимонопольной политики всех стран.

ТЕМА 3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и эффективность его реализации. (2 часа)

Антимонопольное регулирование сущность и формы. Принципы антимонопольного регулирования и их содержание. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и его место в регулировании рыночных отношений в РФ. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта – как базовая категория антимонопольного законодательства. Ставропольское территориальное управление МАП РФ и его деятельность по антимонопольному регулированию в крае.

ТЕМА 4. Правовые средства антимонопольного регулирования и защиты прав предпринимателей в сфере конкуренции. (2 часа)

Сущность монополистической деятельности и порядок её регулирования. Правовые средства ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Юридическая ответственность как правовое средство охраны и поддержки конкуренции.

ТЕМА 5. Государственное регулирование и контроль в сфере естественных монополий. (2 часа)

Определение понятия «естественная монополия», ее основные признаки. Закон «О естественных монополиях» его цели и задачи. Объективная необходимость регулирования естественных монополий. Виды деятельности, отнесенные к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Соотношение субъекта естественной монополии и субъекта, доминирующего на рынке. Система регулирования естественных и государственных монополий. Основные направления реструктуризации и приватизации в сфере естественных монополий.

Характеристика рынка транспортных услуг, транспортная деятельность, законодательно отнесенная к субъектам естественной монополии. Цели и методы ценового регулирования естественных монополий на транспорте. Формы государственного регулирования транспортных структур за рубежом, примеры действий органов управления и регулирования транспорта за рубежом. Отраслевые особенности ценового регулирования отдельных субъектов естественных монополий на транспорте в России.

ТЕМА 6. Законодательство о защите прав потребителей. Право потребителей на надлежащее качество товара, на информацию об изготовителе и товарах.(2 часа)

Понятие законодательства о защите прав потребителей. Законодательство о ЗПП как система нормативных актов. Экономические и правовые аспекты понятия качества товара, работ и услуг. Нормативные документы по стандартизации, государственные стандарты. Общие требования, предъявляемые к предоставляемой потребителю информации. Способы доведения информации о товарах, работах, услугах.

ТЕМА 7. Право потребителей на безопасность товаров. Защита прав потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества. Штриховой код потребительского товара. Сущность и порядок использования товарных знаков. (4 часа)

Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг). Понятие безопасности товаров, содержание права на безопасность Государственное обеспечение безопасности товаров. Срок годности и срок службы как средство обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей. Сертификация товаров. Понятие сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Порядок проведения сертификации. Ответственность за нарушение правил по сертификации товаров. Обмен товаров ненадлежащего качества. Сущность, порядок разработки и использования товарных знаков. Штриховой код потребительского товара. Пищевые добавки: разрешённые и запрещенные Ответственность изготовителя за нарушение прав потребителя. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату.

ТЕМА 8. Государственная и общественная защита прав потребителей. Судебная защита прав потребителей. (2 часа)

Государственная защита прав потребителей. Полномочия Госстандарта России и других органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью товаров. Санкции, налагаемые органами. Полномочия территориального органа МАП РФ по защите прав потребителей. Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации. Общественная защита прав потребителей. Подсудность гражданских дел по защите прав потребителей. Процессуальные права и обязанности потребителей. Вынесение судом решения по делу. Кассационный порядок обжалования решения суда. Исполнение судебного решения.
Тематика семинарских занятий:

Семинар 1. Предмет, практическая значимость и основные задачи антимонопольной политики. (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Причины и историческая необходимость возникновения АМЗ. Особенности формирования АМЗ в России.

2.Конкуренция и монополия. Конкуренция в системе рыночного механизма. Двойственная роль монополии.

3.Предмет, практическая значимость и основные задачи АМЗ. Общая характеристика антимонопольного законодательства.

Семинар 2. Антимонопольная политика и законодательство зарубежных стран о конкуренции. (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Антимонопольное законодательство развитых стран и его основные модели. Общая направленность АМЗ.

  2. Антитрестовское законодательство – история возникновения и развития.

Основные антитрестовские законы их сущность и содержание.

3. Структура антимонопольных органов США. Конкурентное законодательство Европейского сообщества. Антимонопольные законы в государствах СНГ.

Семинар 3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и эффективность его реализации. (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Антимонопольное регулирование-сущность и формы. Принципы антимонопольного регулирования и их содержание.

  2. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и его место в регулировании рыночных отношений в РФ.

3..Доминирующее положение хозяйствующего субъекта – как базовая категория антимонопольного законодательства.

4. Ставропольское территориальное управление МАП РФ и его деятельность по антимонопольному регулированию в крае.

Семинар 4. Правовые средства антимонопольного регулирования и защиты прав предпринимателей в сфере конкуренции. (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Сущность монополистической деятельности и порядок её регулирования.

2.Правовые средства ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

3.Юридическая ответственность как правовое средство охраны и поддержки конкуренции.

Семинар 5. Государственное регулирование и контроль в сфере естественных монополий. (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие и признаки естественной монополии. Закон «О естественных монополиях» его цели и задачи.

2.Субъекты естественной монополии и их обязанности. Методы регулирования деятельности субъектов естественной монополии.

3.Правовой режим и природа государственной монополии. Исключительность государственной монополии и свобода экономической деятельности.

Семинар 6. Законодательство о защите прав потребителей. Право потребителей на надлежащее качество товара, на информацию об изготовителе и товарах. (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие законодательства о защите прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов.

2.Структура законодательства о защите прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» и его основные задачи. Круг лиц действия законодательства о защите прав потребителей.

3.Сущность понятия качества продукции. Качество товаров, работ услуг. Показатели назначения. Управление качеством и нормативные документы по стандартизации. Договор как средство определения требований к качеству товаров.

4.Общие требования к информации представляемой потребителям

Семинар 7. Право потребителей на безопасность товаров. Защита прав потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества. Штриховой код потребительского товара. Сущность и порядок использования товарных знаков. (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Содержание права потребителей на безопасность товаров для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.

2.Право потребителей на возмещение вреда причиненного вследствие недостатка товара, работы, услуги.

3.Защита прав потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества.

4.Штриховой код потребительского товара. Сущность и порядок использования товарных знаков

Семинар 8.Государственная и общественная защита прав потребителей. Судебная защита прав потребителей. (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Государственная и общественная защита прав потребителей.

2. Подсудность гражданских дел по защите прав потребителей.

3. Процессуальные права и обязанности потребителей. Вынесение судом решения по делу. Кассационный порядок обжалования решения суда. Исполнение судебного решения.

Материалы для организации самостоятельной работы по АМЗ и ЗПП.

Темы для самостоятельного изучения:

1.Конкуренция в системе рыночного механизма, характеристика типов рыночных структур.

2.Основные антитрестовские законы их сущность и содержание.

3.Конкурентное законодательство Европейского сообщества.

4.Антимонопольные законы в государствах СНГ в сфере антимонопольной политики.

5.Типология товарных рынков с точки зрения уровня развития конкуренции.

6. Совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция

7.Воздействие макроэкономических факторов на структуру товарных рынков. Микроэкономические методы демонополизации. Их роль и место в развитии конкурентного рынка.

8. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта – как базовая категория антимонопольного законодательства.

9. Сущность монополистической деятельности и порядок её регулирования.

10. Законодательство о ЗПП как система нормативных актов.

11. Экономические и правовые аспекты понятия качества товара, работ и услуг.

12. Понятие безопасности товаров, содержание права на безопасность Государственное обеспечение безопасности

13. Сущность, порядок разработки и использования товарных знаков. Штриховой код потребительского товара.

14. Цели и сфера применения ФЗ «О рекламе». Основные понятия. Общие и специальные требования к рекламе. Недобросовестная реклама. Недостоверная реклама. Неэтичная реклама. Заведомо ложная реклама. Скрытая реклама.

Темы рефератов

1.Антимонопольная политика и законодательство зарубежных стран о конкуренции.

2.Товарный рынок, его структура и типология.

3.Основные параметры товарных рынков.

4.Эффективность конкуренции. Ценовая стратегия предприятий.

5.Демонополизация в Российской Федерации.

6.Антимонопольное законодательство Российской Федерации и эффективность его реализации.

7.Государственная поддержка предпринимательства в России.

8.Правовые средства антимонопольного регулирования и защиты прав предпринимателей в сфере конкуренции.

9.Государственное регулирование и контроль в сфере естественных монополий.

10.Законодательство о защите прав потребителей. Право потребителей на надлежащее качество товара, на информацию об изготовителе и товарах.

11..Право потребителей на надлежащее качество товара, на информацию об изготовителе и товарах.

12.Право потребителей на безопасность товаров. Возмещение вреда. Защита прав потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconУчебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconЗащита права собственности и других вещных прав
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconУчебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей
Печатается по рекомендации учебно-методического совета Института управления на транспорте мгу им адм. Г. И. Невельского
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных и экономических специальностей
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconРабочая программа учебной дисциплины «защита прав потребителей»
В ходе освоения курса, обучающиеся должны изучить нормативные документы по защите прав потребителей, уметь оценивать информацию и...
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Законом РФ «О защите прав потребителей, других нормативных актов в рамках муниципальной долгосрочной целевой программой «Защита прав...
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей рассмотрено...
Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов экономических специальностей /А. Н. Верхозин, В. В. Однобоков /...
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconРабочая программа защита прав потребителей направление подготовки 100700 -«торговое дело»
Защита прав потребителей [Электронный ресурс]: рабочая программа/авт сост. А. А. Морозов, В. В. Новиков. Спб.: Ивэсэп, 2012
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей
Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов экономических специальностей /А. Н. Верхозин, В. В. Однобоков /...
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«О защите прав потребителей» определены правовые основы и направления органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей,...
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»...
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconУчебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и защита прав потребителей». Для студентов экономических специальностей iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск