Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа





Скачать 169.95 Kb.
НазваниеМокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа
Дата публикации12.01.2015
Размер169.95 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая учебная программа


Стандарт предприятия

Редакция 5



СТП - Разработка УМК (УММ)

Утверждено

Ученым советом

Протокол №
от « » 20 г.

Согласовано

Первый проректор,

проректор по учебной работе

__________________ /В.Е. Бочков/


от « » 20 г.



Учебная программа


Дисциплина:

История экономических учений

Кафедра:

Экономики и финансов

ЭиФ

аббревиатура

Для студентов специальности/ направления

080100.62 «Экономика»



Разработчики программы:

Доктор экономических наук, профессор Мокров Г.Г.


Утверждена УМС «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ____________________/Волкова Н.Н./



Согласовано:


Начальник УМУ

___________________/Анцева И.И./

« ____» ____________________ 20 г

.


Согласовано:


Заведующий кафедрой

___________________/ Соколова Е.Н./
« ____» ____________________ 20 г.

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры Экономики и финансов Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования “Евразийского открытого института” (протокол № __ от __.__.2011г.).

Утверждена на заседании Учебно-методического совета Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования “Евразийского открытого института” (протокол № __ от __.__.2011г.).
Составитель:

Мокров Г.Г. – профессор, д.э.н.

Рецензенты: Журавлева Г.П. – Заслуженный деятель науки РФ,

доктор экономических наук, профессор
Мокров Г.Г.

История экономических учений: рабочая учебная программа. – М.: ЕАОИ, 2011.

© Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования “Евразийский открытый института, 119501 г. Москва, ул. Нежинская, дом 9, корп. 1.
© Мокров Г.Г.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки по специальности 080100.62 «Экономика», изучающих дисциплину История экономических учений.

Программа разработана в соответствии с:

  • требованиями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования;

  • образовательной программой направления подготовки 080100.62 «Экономика» ;

  • рабочим учебным планом института по направлению подготовки специальности

080100.62 «Экономика».
2. Цели освоения дисциплины:

- всестороннее изучение исторического процесса возникновения, развития, борьбы и

смены экономических парадигм в различные эпохи развития человеческого

общества;

- познакомить с основными экономическими учениями, господствующими на

различных этапах развития национальных экономик;

-показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала

экономической науки;

-содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших

научных школ в познание экономической реальности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные типы и модели рыночной экономики, закономерности их

становления, функционирования и развития.

Уметь выяснять важнейшие тенденции в развитии национальной экономики.

Получить навыки поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли.

В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Таблица 1.

Компетенция

Код по ФГОС

Дескрипторы – основные признаки

освоения (показатели достижения

результата)

Формы и методы

обучения,

способствующие

формированию

и развитию

компетенции

Учебно-образовательные

модули

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;


ОК-1

Способен обсуждать теоретические проблемы рыночной экономики, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы

Лекции и семинары.

Подготовка рефератов и их обсуждение.

Написание курсовой работы

+

Умение выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей;


ПК-5

Способен использовать такие методы познания, как: абстрактное и конкретное, анализ и синтез, индукция и дедукция

Практические занятия.


+

Выявлять теоретическую базу, лежащую в основе различных сценариев экономического развития России на пути рыночных реформ

ОК-4

Способен самостоятельно определять основы построения важнейших моделей рыночной экономики, их модификации в различных странах.

Лекции/видеолекции, практические и семинарские занятия

+

В результате изучения дисциплины студент должен:

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:

  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

  • этапы становления экономической науки, характер экономических воззрений в докапиталистических обществах, особенности ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления (лозаннской школы, маршаллианства, монетаризма и «новой классики»); кейнсианства; институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России и вклада российских ученых (М.Туган-Барановского, Н.Кондратьева, Л.Канторовича) в развитие мировой экономической мысли, основные идеи дискуссии по теории планового хозяйства в 20-е гг. ХХ в.; традицию экономико-математической школы в России и СССР.

  • характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;

  • связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости;

Уметь:

  • на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

  • ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки такой позиции.

  • ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;

  • оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.

Владеть:

  • понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;

  • методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

  • навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли.

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.


4. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс истории экономических учений – неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями микро- и макроэкономики, знакомы с основными фактами экономической истории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной экономической теории (микро- и макроэкономики, теории денег и кредита, институциональной экономики, экономики труда, общественного сектора и др.), а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.


  1. Тематический план учебной дисциплины


5.1. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий

Таблица 2.

темы

Наименование раздела, темы дисциплины

Количество часов

Аудиторные занятия

СР

Всего

Л

Л в ИФ

С

С в ИФ

Вводная тема

2




2




2

6



Введение в историю экономических учений: предмет, метод и экономический образ мышления

2




2




2

4

Раздел 1. Национальное

богатство: теории

производительного

труда

8




8




8

24

1.1.

Меркантилистская теория производительного труда

2




2




2

6

1.2.

Физиократическая теория производительного труда

2




2




2

6

1.3.

Трудовая теория стоимости: становление и развитие

4




4




4

12

Раздел 2. Теории капитала и

прибавочной

стоимости

16




16




16

48

2.1.

Товар и деньги: историческое развитие форм стоимости

4




4




4

12

4.2.


Капитал: система эксплуатации и накопления

6




6




6

18

4.3.

Воспроизводство капитала и экономические кризисы

6




6




6

18

Раздел 3. Теории

непосредственно

общественного труда и

центрально управляемой

экономики

6




6




6

18

3.1.


Планомерная организация народного хозяйства

2




2




2

6

3.2.

Народнохозяйственное планирование и квазирыночные отношения

4




4




4

12

4. Заключительная тема

4




4




4

12

4.1.


Теория трудовой стоимости и ее альтернатива: теория предельной полезности

2




2




2

6

4.2.

Теории конвергенции

(объединения) трудовой стоимости и предельной полезности

2




2




2

6




Реферат













36

36



5.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

2

3

4

-

Аудиторные занятия (всего)

72 / 2







72/2




В том числе:

-







-

-

Лекции

36/1







36/1




Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

36/1







36/1




Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

72 / 2







72/2




В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы

-







-




Реферат

32/1







24/0,6




Другие виды самостоятельной работы
















Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям

64/2







48/1,4




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)










экзам




Общая трудоемкость 144 часов

4 зачетных единиц

4







4



















(Виды учебной работы указываются в соответствии)
5.3. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Национальное богатство: теории производительного труда

1.1: Меркантилистическая теория производительного ьруда;

1.2: Физиократическая теория производительного труда

1.3: Трудовая теория стоимости

2.

Теории капитала и прибавочной стоимости

2.1: Товар и деньги: историческое развитие форм стоимости

2.2: Капитал: система эксплуатации и накопления

2.3: Воспроизводство капитала и экономические кризисы

3

Теории непосредственно общественного труда и центрально управляемой экономики

3.1: Планомерная организация народного хозчйства

3.2: Народнохозяйственное планирование и квазирыночные отношения

4.

Заключительный раздел

4.1. Теория трудовой стоимости и ее альтернатива: теория

предельной полезности

4.2. Теории конвергенции(объединения) трудовой

стоимости и предельной полезности)


5.4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3.1

3.2

1.

Макроэкономика

+

+

+

+




+

+




+

+

2.

Статистика




+

+

+







+










3

Институциональная экономика










+

+







+




+

4

Финансовые рынки и финансовые институты

+




+







+

+

+







5

Экономика труда




+

+

+










+

+




6

Макроэкономическое планирование и прогнозирование




+




+







+




+

+


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

  1. Ричард Кантильон: пути формирования первой теоретической системы в истории экономической мысли.

  2. Развитие метода «Экономической таблицы» Ф.Кенэ в XX веке.Дискуссии о путях реформирования советской экономики в период перестройки.

  3. Умеют ли работать экономисты с так называемыми «предметами роскоши»: что говорит история?

  4. Теории плановой экономики и концепции экономических реформ конца ХХ века в СССР и России.

  5. Инновационные процессы в экономических теориях А. Смита (К.Маркса, Й.Шумпетера).

  6. Эволюция Н.Д. Кондратьева как экономиста-теоретика в свете «Суздальских писем».

  7. Движение за «пост-аутистскую экономику»: истоки и тенденции.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

История экономических учений. Учебное пособие. / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело. 1994.

История экономических учений (современный этап). Под ред. А.Г. Худокормова. М.: Инфра-М. 1998-2007.
б) дополнительная литература __________________________________________________

Шумпетер Й.А. История экономического анализа. Перев. под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа. 2001.

Хайлбронер Р. Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи. М.: Колибри. 2008.

Панорама экономической мысли конца ХХ века. Перев. под ред. В.С. Автономова и С.А. Афонцева. СПб.: Экономическая школа. 2002.

Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Под ред. Г.Г. Фетисова и А.Г. Худокормова. Т.1-5. М.: Мысль. 2004.

Худокормов А.Г. Экономическая теория. Новейшие течения Запада. М.: Инфра-М. 2009.

Экономическая теория. (The New Palgrave). Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. Науч. ред. перевода – В.С. Автономов. М.: Инфра-М. 2004.

«Невидимая рука» рынка. (The New Palgrave). Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. Науч. ред. перевода – Н.А. Макашёва. М.: ИД ГУ-ВШЭ. 2009.

The New Palgrave Dictionary of Economics. Second Edition. Palgrave Macmillan 2008.

Samuels W., Biddle J., Davis J. A Companion to the History of Economic Thought. Oxford etc.: Blackwell. 2003.
в) программное обеспечение ___________________________________________________

специального программного обеспечения не требуется

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  • http://gallery.economicus.ru

  • http://cepa.newschool.edu/het

  • http://www.ecn.bris.ac.uk/het/index.htm

  • Университетская библиотека

  • Science Direct

  • JSTOR

  • ProQuest

  • EBSCO


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- компьютеры с доступом в Интернет

- доступ к вышеуказанным поисковым системам

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Примерная тематика рефератов

1. “Парадокс бережливости” и его судьба в истории экономической мысли.

2. Функция предпринимательства в теориях Маркса, Веблена и Шумпетера: сравнительный анализ.

3. Закон Сэя и проблема определения абсолютных цен в модели Вальраса.

4. Статистико-вероятностная трактовка равновесия Н.Д.Кондратьевым и равновесие Вальраса.

5. Проблема возрастающей отдачи в экономической теории: в чем она состоит и как решалась?

6. Движущая сила цикла: общее и различное в представлениях Й. Шумпетера и Ф. Хайека

Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. В чем состоит «эффект Кантильона»?

  2. Почему Рикардо не соглашался с тем, что с повышением цены труда должны повышаться цены всех товаров?

  3. Сравнительный анализ объяснений долговременной тенденции к снижению средней нормы прибыли в теориях Рикардо и Маркса

  4. Сравнительный анализ отношения экономистов XIX в. к “закону Сэя” (на примере Сисмонди и Туган-Барановского).

  5. Понятие «репрезентативной фирмы» в теории Маршалла.

  6. Вклад К. Викселля в развитие экономической науки.

  7. Понятия «общего» и «специфического» вменения в теории Ф. Визера.

  8. Сравнительный анализ взглядов Бем-Баверка, Шумпетера и Кейнса на природу процента

  9. Роль экономической политики государства в теоретических концепциях Ойкена и Кейнса: сходства и различия.

  10. Процесс «созидательного разрушения» в теории Й. Шумпетера.

  11. Концепция равновесного цикла у «новых классиков»: предпосылки, механизм развития циклического процесса, практические выводы.

  12. Эволюционная экономическая теория, этапы ее формирования, оппозиция неоклассической ортодоксии.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconРабочая учебная программа по дисциплине «История экономических учений»...
История экономических учений [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 68 с
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconПрограмма по дисциплине «История экономических учений»
Учебная программа по дисциплине «История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями фгос впо. Предназначена для...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconРабочая программа дисциплины «История экономических учений»
Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений»
Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconМетодические указания по изучению курса «История экономических учений»
Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика,...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических...
...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Мокров Г. Г. История экономических учений: рабочая учебная программа iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск