Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение





Скачать 92.75 Kb.
НазваниеПрограмма курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение
Дата публикации22.01.2015
Размер92.75 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Экономика > Программа курса
«Экономическая и социально-политическая география Канады»
Программа курса (А.И.Черкасов)
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса:

Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Курс “Экономическая и социально-политическая география Канады” посвящен комплексному экономико-географическому анализу истории хозяйственного, политического и социального развития и современным взаимосвязанным территориальным проблемам экономики и общества крупнейшей (по площади) одной из самых высокоразвитых стран зарубежного мира – Канады. Эта страна во многих аспектах (масштабы и структура территориальных и природных ресурсов, история развития и т. д.) весьма сходна с Россией. Особое внимание уделяется сопоставлению и выявлению возможностей использования позитивного канадского опыта при решении современных социально-экономических задач в развитии Российской Федерации.
При изучении данного курса студенты должны понять специфику Канады, которая является, с одной стороны, в известной степени продолжением социально-экономической структуры своего мощного южного соседа – США, а с другой стороны, по многим параметрам отличается от него и даже демонстрирует “особый” путь социально-экономического развития и состояния экономики.

При изучении США и Канады как единого хозяйственного комплекса студенты должны четко различать две противоположные тенденции совместного развития этих двух стран. С одной стороны – это высочайший уровень интеграции, прозрачность границ, глубокое взаимопроникновение двух сходных по структуре (хотя и различающихся по масштабу) экономик, практически свободное движение из страны в страну товаров, рабочей силы и капитала в рамках “соглашений о свободной торговле” ФТА и НАФТА. В условиях неравенства масштабов экономик (примерно 10:1 в пользу США) это создает впечатление экономического преобладания США и отводит Канаде подчиненную роль “ресурсной кладовой” региона. С другой стороны, следует отметить отличную от США внутреннюю социально-экономическую политику Канады. Это связано как с историко-экономическими особенностями и традициями, так и с наличием здесь особых социально-политических и экономических проблем, в некоторых аспектах схожих с проблемами современной России: от гигантских размеров территории, структурно-географических особенностей ресурсного потенциала до многоэтничной структуры населения и национальных особенностей федерализма. Все это вызывает периодически усиливающееся стремление части экономической и политической элиты Канады проводить отличную от США внутри- и внешнеэкономическую политику (борьба “континенталистов” с “националистами”). Следует обратить внимание и на относительно более высокий уровень “качества жизни”, достигнутый в Канаде, и на более высокую применимость многих положительных аспектов канадского социально-экономического опыта при решении сходных народнохозяйственных задач в России.

В качестве основного подхода при изучении социально-экономических проблем Канады следует принять постоянное сопоставление их с аналогичными проблемам а) США, и б) России, стараясь по возможности вычленить элементы положительного канадского опыта.

Студенты должны твердо усвоить принципиальные отличия исторических, историко-экономических и социально-политических особенностей возникновения и развития в Северной Америке двух внешне схожих, но по сути глубоко различных наций и народнохозяйственных комплексов, различных политических систем – американской и не менее самобытной канадской, которая в гораздо большей степени ориентируется на “европейские” ценности (менее выраженный индивидуализм, большее признание “групповых прав”). Особое внимание следует обратить на принципиальную “мозаичность” канадского общества (политику двуязычия и многокультурности), положительный опыт Канады в области разрешения социально-этнических проблем и проблем регионализма.

Рассматривая особенности истории развития и современной структуры хозяйства Канады, следует обратить внимание на повышенную роль природных ресурсов (минеральных, энергетических, сельскохозяйственных и др.) в истории освоения страны и формировании отраслей специализации, историческую последовательность смены этих отраслей, не забывая при этом, что в конечном счете развитие экономики и общества Канады привело к возникновению в стране современного “постиндустриального” общества с преобладающей долей отраслей третичного сектора. Особое внимание следует уделить значению и положительной роли в освоении природных ресурсов концепции опережающего развития производственной и социальной инфраструктуры осваиваемых районов страны (на всех этапах развития активно поддерживаемого государством). При рассмотрении проблем сельского хозяйства Канады следует отметить, что основу производства в нем (в большей степени, чем в сельском хозяйстве США) составляют высокомеханизированные семейные фермы – крупные по размерам, но в гораздо меньшей степени привлекающие наемный труд.

При рассмотрении особенностей канадской экономики следует обратить внимание на беспрецедентную роль иностранного, и в первую очередь американского, капитала в формировании промышленности Канады и эволюцию политики канадского правительства в отношении иностранных инвестиций и канадо-американских торговых связей. Следует отметить относительный успех Канады в деле сокращения зависимости экономики страны от иностранного капитала в 1970-80-е годы и переход к дальнейшей “североамериканской интеграции” и интернационализации хозяйства страны на новой основе в последующие десятилетия.

При изучении проблем освоения Канадского Севера следует обратить особое внимание на сходство народнохозяйственных и социальных задач, стоящих как на канадском, так и на российском Севере, что обеспечивает перспективы плодотворного и взаимовыгодного канадо-российского сотрудничества в этой области. При анализе канадо-российских отношений необходимо усвоить, что основные их перспективы лежат не столько в области торговых отношений (при сходной структуре экспорта обеих стран), сколько в развитии научно-технического и экономического сотрудничества (вплоть до совместных проектов, инвестиций и т.п.), в особенности в ресурсных отраслях северных районов.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Программа рассчитана на 20 аудиторных часов в форме 10 лекционно-семинарских занятий. По итогам изучения курса сдается зачет.
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература:


  1. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. - М.: Дрофа, 2005, ч. 3, гл. 3.

  2. Немова Л.А., Черкасов А. И. Канада. Раздел в “Энциклопедии стран мира”: М.: Экономика, 2004 , с.981-995;

  3. Немова Л.А. Социально-экономическая политика государства в Канаде. М. ИСКРАН, 2004

  4. Данилов С. Ю., Черкасов А. И. Двенадцать лиц Канады. - М.: Мысль, 1987

  5. Черкасов А.И. Этнокультурная мозаика Канады В сб. Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран”, вып. 15. М., МГУ, 2002, с.225-244;

  6. Современная Канада. Справочник. - М.: Наука, 1998.

  7. Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура.

М. , АНКИЛ, 2002.

  1. Канадский опыт и Россия. СПб., Издательство СПбГУ, 2002.

  2. Актуальные проблемы российско-канадских отношений. - М.: Наука, 1999.

  3. Российские исследования по канадской проблематике” (выпуски 1 – 4; начиная с выпусков 5 – 8, выходит под названием “Канадский Ежегодник”). - М.: РАИК, 1997-2006 (Есть на кафедре).

  4. Восприятие Квебека в России”. Научно-просветительский альманах.- М.: АИКВР, 2001 (Есть на кафедре)

  5. Журнал “Канадский Паспорт” (1999 – 2002) (Есть на кафедре)

  6. Журнал “США и Канада: экономика, политика, культура” (1999 – 2006)

  7. Журнал «География» (изд. «Первое сентября»): №24 за 2005 г., №2 за 2006 г. № 8 за 2007 г.

  8. “Вестник Российского Общества изучения Канады (РОИК)” (Есть на кафедре); сайт www.racs.ru

  9. Интернет-журнал “Образы мира”: www.niworld.ru

(разделы: “Французская Америка”, “А. Черкасов”, “Канадский Паспорт”, “Туман десятилетия”, и “Студенческие рефераты”)
Учебный план

образовательной магистерской программы

“Экономическая и социально-политическая география Канады”



тема 1. Введение в географию Канады (2 часа)
Место Канады на карте мира. Чем обусловлен интерес к Канаде: а) в мире в целом; б) в США; в) в России.

Канада как: а) источник ресурсов; б) полигон современных методов освоения территорий; в) центр притяжения иммиграции; г) модель рационального экономического, регионального, социально-политического и культурного развития, средоточие современных мировых проблем и пример их успешного решения.

Географическая самобытность Канады. Природно-географические районы Канады: являются ли они простым продолжением на Север природных районов США? “Вертикальное” (меридиональное) и “горизонтальное” (широтное) членение территории. Природные предпосылки возникновения современной транспортно-географической сети Канады.
тема 2-3. Историко-географические предпосылки возникновения на территории Канады самобытной хозяйственной, политической и социокультурной системы (4 часа).
История заселения Канады. Первые народы: индейцы и эскимосы до прихода европейцев. Французская колонизация. Типы расселения колонистов и их взаимодействие с коренными народами и английскими колониями. Англо-французская борьба за Северную Америку и ее последствия. Возникновение франкоканадской нации. Зарождение англоканадской нации (лоялисты, позднейшие колонисты). Роль географических, историко-политических и экономических факторов в формировании нового государства - Канады.

Исторические предпосылки отличия особенностей хозяйства и культуры Канады от особенностей США. Обзор канадской истории и ее воздействия на ход регионального хозяйственного развития (освоение Запада и Севера страны, роль протекционизма, роль иностранного капитала, транспортная политика).
тема 4 . География населения Канады (2 часа).
Современная структура населения Канады: численность, размещение. Изодемографическая карта: неравномерность размещения, несовпадение с размещением ресурсов и его причины. Демографические показатели. Профессиональная структура. Городское и сельское население: процессы урбанизации, субурбанизации, рурбанизации. Системы городов и региональные урбанистические подсистемы. Новейшие тенденции в расселении и роль иммиграции. Структура иммиграции и иммиграционная политика, ее экономическое воздействие.
тема 5-6 . Этнокультурная мозаика (4 часа).
Понятие “нация” “этническая группа”. Сколько “наций” живет в Канаде? (анализ различных вариантов ответа, в зависимости от подхода). “Нации-основательницы”, “Первые нации” . Вопрос о канадской национальной самобытности. Направления и темпы ассимиляции иммигрантов. Проблемы этнотерриториальных общин, языковые проблемы. Политика двуязычия и многокультурности. Обзор основных этнических групп и их подразделений (включая лингвистические, культурные и конфессиональные характеристики):

1)аборигенные народы (крупнейшие индейские народы, эскимосы-инуиты, проблемы их социально-экономического положения и территориальных прав);. 2) франкоканадцы (квебекцы, акадийцы, франко-манитобцы и др.). Особенности культуры и языка;

  1. англоканадцы ( региональные и субэтнические подгруппы);

  2. этнические меньшинства европейского происхождения (особо: немцы, итальянцы, греки, украинцы, русские);

  3. этнические меньшинства азиатского происхождения.

  4. Тенденции развития этнокультурной мозаики и возможности использования канадского опыта в этой области для России.


тема 7 . Политическая география Канады (2 часа).
Государственный строй. Особенности канадского федерализма. Федерация или конфедерация? (О терминологической неточности, породившей серьезные проблемы). Федерально-провинциальные отношения. Симметричная или асимметричная федерация (продолжающийся спор). Проблема Квебека. Федеральная и провинциальные системы политических партий и парламентских выборов. Характеристика основных политических партий и географии их поддержки на обоих уровнях: по стране в целом и по провинциям. Связь политической географии с этнической и профессиональной структурой населения. Тенденции в политической жизни Канады 90-х годов и угроза распада федерации.
тема 8 . География хозяйства Канады ( 2 ч).
Обзор важнейших отраслей хозяйства Канады: ресурсы, история развития, размещение, структура, роль на национальном и мировом рынках (здесь же - проблемы внешней торговли, в т.ч. в рамках Североамериканского континента и поотраслевые перспективы сотрудничества с Россией):

  1. сельское хозяйство (в т.ч. региональные типы);

  2. горнодобывающая промышленность;

  3. энергетический комплекс (в т.ч. нефтегазовая промышленность);

  4. обрабатывающая промышленность (по отраслям);

  5. транспорт и связь; в целом: проблемы развития производственной и непроизводственной инфраструктуры: ценность канадского подхода к освоению территории путем опережающего развития инфраструктуры (использование канадского опыта в России).


тема 9-10 . Региональный обзор (4 часа).
Комплексные экономико-географические, социально-политические, демографические и этнологические характеристики шести основных регионов Канады ( в т.ч. крупнейших городов):

  1. Квебек (в т.ч. его порайонное членение с характеристикой основных административно-географических районов, а также городов Монреаль и Квебек).

  2. Онтарио (отдельно: Торонто и Оттава);

  3. Атлантические провинции (причины депрессии);

  4. Степные провинции (особо 5 городов: Виннипег, Эдмонтон, Калгари, Риджайна, Саскатун);

  5. Британская Колумбия (особо: о Ванкувере и Виктории);

  6. Канадский Север (“Средний” и “Дальний”: сопоставление их развития). Возможности использования канадского опыта в России, состояние и перспективы канадо-российского сотрудничества.


Программу составил:

к.г.н. А.И. Черкасов

(зав. сектором политических проблем Канады ИСКРАН)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел 1...
Рф 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 180 эк/СП, и имеет своей целью сформировать у студентов систему компетенций,...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconСпецкурс для студентов бакалавриата 1-ого курса Объем учебной нагрузки:...
Цель лекционного курса – изучение физической, исторической, социальной, культурной, политической и экономической географии Германии...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconУрок обж, истории и информатики
Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconРабочая программа по курсу обществознание 7 класс Составитель: Иванова Людмила Сергеевна
Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconПояснительная записка цели освоения дисциплины
...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconСамостоятельная работа студентов
Цель курса – сформировать представление студентов о предмете экономической теории, рассмотрение этапов формирования экономической...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconРабочая программа дисциплины история европейской интеграции (Спецкурс/спецсеминар)
Цель курса – сформировать у студентов представление об особенностях интеграционных процессов в Европе
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconТематическое планирование по географии 6 класс
Раскрыть содержание курса физ. Географии. Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconОборудование, механизация и автоматизация в технологии материалов
Введение. Цель изучения курса, его связь с другими науками, значение курса Краткое содержание дисциплины
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconРабочая программа курса «история западной цивилизации новейшего времени»
Основной целью освоения курса студентами является получение журналистами базовых знаний по социально-политической, культурной и экономической...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconРабочая учебная программа Организационно методический раздел Место...
«Банковское законодательство». Умкд составлен в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения и определяет структуру и...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconПрограмма курса владивосток 2003 Введение Актуальность курса «Политическая география»
Изучение региональных политических культур, электоральных процессов вообще возможны лишь с использованием навыков и инструментария...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconРабочая программа курса "История и методология наук о Земле" для...
Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии
Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconРабочая программа Типология личности Код дисциплины по учебному плану:...
Цель курса – сформировать у студентов устойчивое целостное представление о психологии личности и ее типологических особенностях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск